Методика ознакомления дошкольников с предметным миром
Большое место при обогащении словаря детей занимают специальные занятия по ознакомлению с предметным миром. Основная их цель – ввести в речь детей названия предметов, их частей, некоторых признаков, свойств и качеств. Дети учатся выделять качества и свойства предметов, их назначение, а затем обобщать их в понятийные группы.
Методика этих занятий была предложена Е. И. Тихеевой и уточнена и дополнена В. И. Логиновой. Авторы выделяют 3 группы занятий по ознакомлению с предметным миром:
1- первичное ознакомление с предметом.
2 - ознакомление с качествами и свойствами предметов.
3 - формирование понятий в процессе обобщений.
Первичное ознакомление с предметами – введение в словарь новых названий предметов и действия с ними. Проводятся в младшем и среднем возрасте.
Значение:
1. Формируется целостное представление о предмете
2. Связь между назначением предмета, его строением, материалом.
Требования к данным занятиям:
1. Познавательная деятельность представлена практическими задачами и опирается на игровые приемы.
2. Использование наглядного материала по количеству детей.
3. Активные действия с предметами, дети выбирают пригодный и мотивируют выбор.
4. Предметы должны быть известны детям.
5. Руководство осуществляется через указания и вопросы.
Структура занятия.
Вводная и заключительная части аналогичны другим занятиям.
Основная часть
1. Постановка учебной задачи (формирование дифференцированного восприятия осуществляется через игру).
2. Рассматривание предмета, строение, назначение, введение слова.
3. Выбор предмета детьми, закрепление знаний, закрепление слов.
На занятиях по углублению знаний о качествах и свойствах предметов формируется целостное представление ребенка о предмете: устанавливается связь между назначением предмета и его строением, материалом, из которого он изготовлен, определяются видовые особенности предмета.
Значение:
1. Формируется понятие, что все вещи изготовлены из различных материалов; существуют процессы превращающие материал в вещь (шитье, вязание, лепка, деревообработка и т. д.)
2. Формируются способности видеть в вещи материал, устанавливать свойства материала некоторыми способами (надавить, согнуть, надорвать).
Требования
1. Тщательное сенсорное обследование.
2. Наглядный материал по количеству детей.
3. Включение в деятельность.
4. Вычленяемые качества должны быть ярко представлены.
5. Сравнение с другими качествами и свойствами других предметов.
6. Руководство воспитателя осуществляется через вопросы и точные указания.
Структура занятия
2.2.1 Вводная и заключительная части аналогичны другим занятиям.
2.2.2 Основная часть
1. Вычленение качеств в ситуации той или иной деятельности (сначала указание действия, затем вопрос детям).
2. Обучение обследовательским действиям вычленения нужного свойства (сначала указание действия, вопрос констатирующего и косвенного характера (Прочная бумага, почему).
3. Упражнение выделения нового качества и свойства в разнообразных предметах - закрепление свойств.
Усложнение - в старшем возрасте данные занятия усложняются, они называются «Сравнение предметов» их цель подбор наиболее точного слова для характеристики выделяемых особенностей.
Требования
1. Достаточное количества сравниваемых признаков (форма, величина, цвет, их различие и общность.
2. Плановость сравнения в целом, частей и деталей, обобщение в целом.
3. Отбор приемов обучения - указания и вопросы.
4. Максимум речевой активности детей.
Формирование видовых и родовых понятий в процессе обобщения.
Занятия проводятся во всех возрастных группах. Переход к обобщению требует умения выделять в разных предметах одни и те же существенные признаки. Выделяют два вида данных занятий – формирование видовых и родовых понятий.
Видовые понятия это предметы одного вида с несущественными различиями, например: стул, табурет, кресло.
Структура занятия
Вводная и заключительная часть аналогичны другим занятиям.
Основная часть
1. Необходимость выбора через игру.
2. Выбор предмета из группы сходных(как вы узнали., Почему взяли этот предмет, а не другой? Что есть у этого предмета, чего нет у других (и наоборот? После каждого ответа - мотивация- Почему вы так думаете?
3. Упражнение в выборе предметов.
Родовые понятия - предметы разных видов, но объединенные одним назначением (посуда, транспорт, мебель и т. д.)
Структура занятия
Вводная и заключительная часть аналогичны другим занятиям.
Основная часть
1. Рассматривание 3-4 видов, выделение известных признаков (для чего нужна машина, кто ей управляет)
2. Работа над понятием (определение существенного признака, обобщение группы из 3-4 видов и введение слова обобщения (выделяем, что одинаковое, что различное у всех видов и делаем вывод: все что служит для перевозки людей и груза называется - транспорт)
3. Упражнение в подведении видовых понятий под родовые.
Последующая работа основывается на закреплении и дифференцировке понятий.
2) ТРИЗ— это методика, которая учит решать различного рода изобретательские задачи максимально продуктивными, простыми и быстрыми способами. Разработана в 1946 г. Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Изначально она создавалась для помощи в нахождении решений для технических задач и способствовало развитию мышления, гибкости, системности, логическому построению и оригинальности.
можно смело говорить об универсальности теории решения изобретательских задач, ведь она, в первую очередь, учит мыслить творчески, нестандартно и смело.
В связи с этим использование ТРИЗ в детском саду — это уникальная возможность при помощи качественного многофункционального инструмента решать те задачи, которые были возложены Министерством образования страны на педагогов в ДОУ.
Цели ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.
Исходным положением тризовской концепции по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы.
ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.
ить собственные решения.
В рамках ДОУ у ТРИЗ определяются следующие функции:
· Обучение детей грамотным принципам решения различных творческих задач.
· Обучение самостоятельной работе.
· Формирование творческих личностей, умеющих находить нестандартные ответы на любые вопросы.
· Обучение эффективной работе в группах.
· Обучение прогнозированию тех или иных ситуаций и пр.
Одно из главных преимуществ технологии ТРИЗ — это максимальный акцент на самостоятельность работы учащихся. Минимум теории, которую нужно вызубрить, минимум прямой помощи от учителя. Смысл в том, чтобы ребенок смог сам дойти до правильного ответа. Педагог выступает как мудрый наставник, который направляет течение мысли своих маленьких подопечных в нужное русло.
Алгоритм решения изобретательских задач
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления.
На первом этапе дети знакомятся с каждым компонентом в отдельности в игровой форме. Это помогает увидеть в окружающей действительности противоречия и научить их формулировать.
Игра "Да-Нетки” или "Угадай, что я загадала”, Игра "Черное-белое” , Игра "Наоборот” или "перевертыши”
Методы и приемы ТРИЗ:
1.Противоречия: разрешение
противоречий — ключ к
творческому мышлению.
На пером этапе используются игры:
«Хорошо-плохо», «Наоборот», «Цепочка противоречий», «Зато», «Диверсионный подход».
На втором этапе предлагаются игры с противоречиями на нахождение внешних и внутренних ресурсов