Развитие свободного общения со взрослыми и детьми

Продолжать помогать детям общаться со знакомыми взрослыми и сверстниками посредством поручений (спроси, выясни, предложи по­мощь, поблагодари и т. п.).

Подсказывать детям образцы обращения ко взрослым, зашедшим в группу «Скажите: "Проходите, пожалуйста"», «Предложите: "Хотите посмотреть ..."», «Спросите: "Понравились ли наши рисунки?"».

В быту, в самостоятельных играх помогать детям посредством речи вза­имодействовать и налаживать контакты друг с другом «Посоветуй Мите перевозить кубики на большой машине», «Предложи Саше сделать ворота пошире», «Скажи: "Стыдно драться! Ты уже большой"».

Помогать детям доброжелательно общаться друг с другом.

Продолжать приучать детей слушать рассказы воспитателя о забавных случаях из жизни. Формировать потребность делиться своими впечатлени­ями с воспитателями и родителями.

Поощрять желание задавать вопросы воспитателю и сверстникам.

Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи

Формирование словаря

На основе обогащения представлений о ближайшем окружении про­должать расширять и активизировать словарный запас детей. Уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посу­ды, мебели, видов транспорта.

Развивать умение различать и называть существенные детали и части предметов (у платья - рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества (цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая), некоторые материалы и их свойства (бумага лег­ко рвется и размокает, стеклянные предметы бьются, резиновые игрушки после сжимания восстанавливают первоначальную форму), местоположе­ние (за окном, высоко, далеко, под шкафом).

Обращать внимание детей на некоторые сходные по назначению пред­меты (тарелка - блюдце, стул - табурет, шуба - пальто - дубленка).

Развивать умение понимать обобщающие слова (одежда, посуда, ме­бель, овощи, фрукты, птицы и т. п.); называть части суток (утро, день, вечер, ночь); называть домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты.

Звуковая культура речи

Совершенствовать умение детей внятно произносить в словах гласные (а, у, и, О, э) и некоторые согласные звуки (п - б - т - д - 1( - г; Ф - в; т-с-з-ц).

Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию зву­ков. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразитель­ность. Формировать умение отчетливо произносить слова и короткие фра­зы, говорить спокойно, с естественными интонациями.

Грамматический строй речи

Совершенствовать умение детей согласовывать прилагательные с сущес­твительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около). Помогать употреблять в речи имена существи­тельные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (утка - утенок - утята); форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив). Относиться к словотворчеству детей как к этапу активного ов­ладения грамматикой, подсказывать им правильную форму слова.

Помогать детям получать из нераспространенных простых предложе­ний (состоят только из подлежащего и сказуемого) распространенные пу­тем введения в них определений, дополнений, обстоятельств; составлять предложения с однородными членами (<<Мы пойдем в зоопарк и увидим слона, зебру и тигра»).

Связная речь

Развивать диалогическую форму речи.

Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, кар­тин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов.

Формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого.

Напоминать детям о необходимости говорить «спасибо», «здравствуй­тe», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, группе).

Развивать инициативную речь детей во взаимодействиях со взрослыми и другими детьми.

В целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения пред­ставлений о предметах ближайшего окружения предоставлять детям для самостоятельного рассматривания картинки, книги, наборы предметов.

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

· формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

· развитие литературной речи;

· приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса".

Наши рекомендации