Возникновение кинематографа. Специфика раннего кинозрелища. Кинематограф Люмьера и Мельеса.

Возникновение кинематографа. Специфика раннего кинозрелища. Кинематограф Люмьера и Мельеса.

Литература:

А.Базен. Онтология фотографического образа // А.Базен. Что такое кино? М., 1972.

Б.Балаш. Кино. Становление и сущность нового искусства. М., 1968 (Гл.2-3).

В.И.Божович. Традиции и взаимодействие искусств. Франция, конец XIX – начало ХХ века. М., 1987.

История кино как история массовой рецепции: эпоха примитивов // КЗ, № 57, 2002.

В.Михалкович. Рождение киноповествования // Экранные искусства и литература. Немое кино. М., 1991.

С.Филиппов. Два аспекта киноязыка и два направления в развитии кинематографа. Пролегомены к истории кино // КЗ, 2001, № 54.

2. Кино как повествование. Экранизация в отечественном дореволюционном кинематографе (на примере фильма Я.Протазанова «Пиковая дама»).

Литература:

Л.А.Зайцева. Рождение российского кино. М., 1999.

С.Лаврентьев. «Пиковая дама» и другие // ИК, № 6, 1999.

В.Листов. Экранная проекция «Пиковой дамы» // КЗ, № 88, 2008.

В.Михалкович. Рождение киноповествования // Экранные искусства и литература. Немое кино. М., 1991.

С.Филиппов. Два аспекта киноязыка и два направления в развитии кинематографа. Пролегомены к истории кино // КЗ, 2001, № 54.

Концепция «видимого человека» Белы Балаша.

Литература:

Б.Балаш. Видимый человек. Очерки драматургии фильма. М., 1925 (или в КЗ, № 25).

Б.Балаш. Кино. Становление и сущность нового искусства. М., 1968 (гл.5-6).

«Видимый человек» в конце столетия. Материалы международной конференции // КЗ, № 25.

Экспрессионизм как художественное направление. Возникновение киноэкспрессионизма («Кабинет доктора Калигари»).

Литература:

Б.Балаш. Кино. Становление и сущность нового искусства. М., 1968 (гл.9).

З.Кракауэр. Психологическая история немецкого кино. От Калигари до Гитлера. М., 1977 (гл.5).

Энциклопедия экспрессионизма. М., 2002. (Л.Ришар. Экспрессионизм как художественное направление. Стр. 5-24. Ж.Митри. Кино. Стр. 299-338).

Бернар Эйзеншиц. Немецкое кино 1895 – 1933 // Киноведческие записки, № 58.

Основные направления в развитии киноэкспрессионизма. Использование света в экспрессивном монтаже.

Литература:

Ж.Делёз. Кино. М., 2004 (III. Монтаж.4).

З.Кракауэр. Психологическая история немецкого кино. От Калигари до Гитлера. М., 1977.

Энциклопедия экспрессионизма. М., 2002. (Ж.Митри. Кино. Стр. 299-338).

Бернар Эйзеншиц. Немецкое кино 1895 – 1933 // Киноведческие записки, № 58.

6. Искусственный человек экспрессионизма (на примере фильма П.Вегенера «Голем»).

Литература:

З.Кракауэр. Психологическая история немецкого кино. От Калигари до Гитлера. М., 1977.

Энциклопедия экспрессионизма. М., 2002. (Ж.Митри. Кино. Стр. 299-338).

Бернар Эйзеншиц. Немецкое кино 1895 – 1933 // Киноведческие записки, № 58.

Ханс-Йоахим Шлегель. Конструкции и извращения. «Новый человек» в советском кино // Киноведческие записки, № 50.

Раннее творчество Фрица Ланга («Нибелунги. Смерть Зигфрида», «Метрополис»).

Литература:

З.Кракауэр. Психологическая история немецкого кино. От Калигари до Гитлера. М., 1977.

Энциклопедия экспрессионизма. М., 2002. (Ж.Митри. Кино. Стр. 299-338).

Клод Бейли. Кино: фильмы, ставшие событиями. СПб., 1998.

Кинематограф Ф.В.Мурнау («Носферату», «Последний человек»).

Литература:

З.Кракауэр. Психологическая история немецкого кино. От Калигари до Гитлера. М., 1977.

Энциклопедия экспрессионизма. М., 2002. (Ж.Митри. Кино. Стр. 299-338).

А.Базен. Эволюция киноязыка // А.Базен. Что такое кино? М., 1972.

Клод Бейли. Кино: фильмы, ставшие событиями. СПб., 1998.

Общая характеристика немецкой «камерной драмы». Психоанализ в творчестве Г.В.Пабста («Ящик Пандоры»).

Литература:

З.Кракауэр. Психологическая история немецкого кино. От Калигари до Гитлера. М., 1977.

Энциклопедия экспрессионизма. М., 2002. (Ж.Митри. Кино. Стр. 299-338).

М.Ямпольский. «Ящик Пандоры» (Г.В.Пабст, 1928) // Искусство кино, № 9, 1988.

10. Крупный план в немом кино (на примере фильма К.Т.Дрейера «Страсти Жанны д’Арк»).

Литература:

Б.Балаш. Кино. Становление и сущность нового искусства. М., 1968 (гл.7-8).

Ж.Делёз. Кино. М., 2004 (гл.4. Образ-переживание: лицо и крупный план; гл.7. Образ-переживание: качества, возможности, «какие-угодно-пространства»).

Сергей Огудов. Вера в лицо // Сеанс, 16 марта 2010.

М.Ямпольский. «Страсти Жанны д’Арк» (К.Т.Дрейер, 1927) // Искусство кино, № 10, 1987.

Французская киномысль эпохи немого кино (Ричотто Канудо, Марсель Л’Эрбье, Абель Ганс).

Литература:

Абель Ганс. Время изображения пришло! // Из истории французской киномысли. Немое кино. М., 1988. Раздел 1.

Ричотто Канудо. Манифест семи искусств // Из истории французской киномысли. Немое кино. М., 1988.

Марсель Л’Эрбье. Гермес и молчание // Из истории французской киномысли. Немое кино. М., 1988.

Возникновение кинематографа. Специфика раннего кинозрелища. Кинематограф Люмьера и Мельеса.

Литература:

А.Базен. Онтология фотографического образа // А.Базен. Что такое кино? М., 1972.

Б.Балаш. Кино. Становление и сущность нового искусства. М., 1968 (Гл.2-3).

В.И.Божович. Традиции и взаимодействие искусств. Франция, конец XIX – начало ХХ века. М., 1987.

История кино как история массовой рецепции: эпоха примитивов // КЗ, № 57, 2002.

В.Михалкович. Рождение киноповествования // Экранные искусства и литература. Немое кино. М., 1991.

С.Филиппов. Два аспекта киноязыка и два направления в развитии кинематографа. Пролегомены к истории кино // КЗ, 2001, № 54.

2. Кино как повествование. Экранизация в отечественном дореволюционном кинематографе (на примере фильма Я.Протазанова «Пиковая дама»).

Литература:

Л.А.Зайцева. Рождение российского кино. М., 1999.

С.Лаврентьев. «Пиковая дама» и другие // ИК, № 6, 1999.

В.Листов. Экранная проекция «Пиковой дамы» // КЗ, № 88, 2008.

В.Михалкович. Рождение киноповествования // Экранные искусства и литература. Немое кино. М., 1991.

С.Филиппов. Два аспекта киноязыка и два направления в развитии кинематографа. Пролегомены к истории кино // КЗ, 2001, № 54.

Наши рекомендации