Возникновение кинематографа. Специфика раннего кинозрелища. Кинематограф Люмьера и Мельеса.
Возникновение кинематографа. Специфика раннего кинозрелища. Кинематограф Люмьера и Мельеса.
Литература:
А.Базен. Онтология фотографического образа // А.Базен. Что такое кино? М., 1972.
Б.Балаш. Кино. Становление и сущность нового искусства. М., 1968 (Гл.2-3).
В.И.Божович. Традиции и взаимодействие искусств. Франция, конец XIX – начало ХХ века. М., 1987.
История кино как история массовой рецепции: эпоха примитивов // КЗ, № 57, 2002.
В.Михалкович. Рождение киноповествования // Экранные искусства и литература. Немое кино. М., 1991.
С.Филиппов. Два аспекта киноязыка и два направления в развитии кинематографа. Пролегомены к истории кино // КЗ, 2001, № 54.
2. Кино как повествование. Экранизация в отечественном дореволюционном кинематографе (на примере фильма Я.Протазанова «Пиковая дама»).
Литература:
Л.А.Зайцева. Рождение российского кино. М., 1999.
С.Лаврентьев. «Пиковая дама» и другие // ИК, № 6, 1999.
В.Листов. Экранная проекция «Пиковой дамы» // КЗ, № 88, 2008.
В.Михалкович. Рождение киноповествования // Экранные искусства и литература. Немое кино. М., 1991.
С.Филиппов. Два аспекта киноязыка и два направления в развитии кинематографа. Пролегомены к истории кино // КЗ, 2001, № 54.
Концепция «видимого человека» Белы Балаша.
Литература:
Б.Балаш. Видимый человек. Очерки драматургии фильма. М., 1925 (или в КЗ, № 25).
Б.Балаш. Кино. Становление и сущность нового искусства. М., 1968 (гл.5-6).
«Видимый человек» в конце столетия. Материалы международной конференции // КЗ, № 25.
Экспрессионизм как художественное направление. Возникновение киноэкспрессионизма («Кабинет доктора Калигари»).
Литература:
Б.Балаш. Кино. Становление и сущность нового искусства. М., 1968 (гл.9).
З.Кракауэр. Психологическая история немецкого кино. От Калигари до Гитлера. М., 1977 (гл.5).
Энциклопедия экспрессионизма. М., 2002. (Л.Ришар. Экспрессионизм как художественное направление. Стр. 5-24. Ж.Митри. Кино. Стр. 299-338).
Бернар Эйзеншиц. Немецкое кино 1895 – 1933 // Киноведческие записки, № 58.
Основные направления в развитии киноэкспрессионизма. Использование света в экспрессивном монтаже.
Литература:
Ж.Делёз. Кино. М., 2004 (III. Монтаж.4).
З.Кракауэр. Психологическая история немецкого кино. От Калигари до Гитлера. М., 1977.
Энциклопедия экспрессионизма. М., 2002. (Ж.Митри. Кино. Стр. 299-338).
Бернар Эйзеншиц. Немецкое кино 1895 – 1933 // Киноведческие записки, № 58.
6. Искусственный человек экспрессионизма (на примере фильма П.Вегенера «Голем»).
Литература:
З.Кракауэр. Психологическая история немецкого кино. От Калигари до Гитлера. М., 1977.
Энциклопедия экспрессионизма. М., 2002. (Ж.Митри. Кино. Стр. 299-338).
Бернар Эйзеншиц. Немецкое кино 1895 – 1933 // Киноведческие записки, № 58.
Ханс-Йоахим Шлегель. Конструкции и извращения. «Новый человек» в советском кино // Киноведческие записки, № 50.
Раннее творчество Фрица Ланга («Нибелунги. Смерть Зигфрида», «Метрополис»).
Литература:
З.Кракауэр. Психологическая история немецкого кино. От Калигари до Гитлера. М., 1977.
Энциклопедия экспрессионизма. М., 2002. (Ж.Митри. Кино. Стр. 299-338).
Клод Бейли. Кино: фильмы, ставшие событиями. СПб., 1998.
Кинематограф Ф.В.Мурнау («Носферату», «Последний человек»).
Литература:
З.Кракауэр. Психологическая история немецкого кино. От Калигари до Гитлера. М., 1977.
Энциклопедия экспрессионизма. М., 2002. (Ж.Митри. Кино. Стр. 299-338).
А.Базен. Эволюция киноязыка // А.Базен. Что такое кино? М., 1972.
Клод Бейли. Кино: фильмы, ставшие событиями. СПб., 1998.
Общая характеристика немецкой «камерной драмы». Психоанализ в творчестве Г.В.Пабста («Ящик Пандоры»).
Литература:
З.Кракауэр. Психологическая история немецкого кино. От Калигари до Гитлера. М., 1977.
Энциклопедия экспрессионизма. М., 2002. (Ж.Митри. Кино. Стр. 299-338).
М.Ямпольский. «Ящик Пандоры» (Г.В.Пабст, 1928) // Искусство кино, № 9, 1988.
10. Крупный план в немом кино (на примере фильма К.Т.Дрейера «Страсти Жанны д’Арк»).
Литература:
Б.Балаш. Кино. Становление и сущность нового искусства. М., 1968 (гл.7-8).
Ж.Делёз. Кино. М., 2004 (гл.4. Образ-переживание: лицо и крупный план; гл.7. Образ-переживание: качества, возможности, «какие-угодно-пространства»).
Сергей Огудов. Вера в лицо // Сеанс, 16 марта 2010.
М.Ямпольский. «Страсти Жанны д’Арк» (К.Т.Дрейер, 1927) // Искусство кино, № 10, 1987.
Французская киномысль эпохи немого кино (Ричотто Канудо, Марсель Л’Эрбье, Абель Ганс).
Литература:
Абель Ганс. Время изображения пришло! // Из истории французской киномысли. Немое кино. М., 1988. Раздел 1.
Ричотто Канудо. Манифест семи искусств // Из истории французской киномысли. Немое кино. М., 1988.
Марсель Л’Эрбье. Гермес и молчание // Из истории французской киномысли. Немое кино. М., 1988.
Возникновение кинематографа. Специфика раннего кинозрелища. Кинематограф Люмьера и Мельеса.
Литература:
А.Базен. Онтология фотографического образа // А.Базен. Что такое кино? М., 1972.
Б.Балаш. Кино. Становление и сущность нового искусства. М., 1968 (Гл.2-3).
В.И.Божович. Традиции и взаимодействие искусств. Франция, конец XIX – начало ХХ века. М., 1987.
История кино как история массовой рецепции: эпоха примитивов // КЗ, № 57, 2002.
В.Михалкович. Рождение киноповествования // Экранные искусства и литература. Немое кино. М., 1991.
С.Филиппов. Два аспекта киноязыка и два направления в развитии кинематографа. Пролегомены к истории кино // КЗ, 2001, № 54.
2. Кино как повествование. Экранизация в отечественном дореволюционном кинематографе (на примере фильма Я.Протазанова «Пиковая дама»).
Литература:
Л.А.Зайцева. Рождение российского кино. М., 1999.
С.Лаврентьев. «Пиковая дама» и другие // ИК, № 6, 1999.
В.Листов. Экранная проекция «Пиковой дамы» // КЗ, № 88, 2008.
В.Михалкович. Рождение киноповествования // Экранные искусства и литература. Немое кино. М., 1991.
С.Филиппов. Два аспекта киноязыка и два направления в развитии кинематографа. Пролегомены к истории кино // КЗ, 2001, № 54.