ЦЗ Н. Извеков. Свет на сцене. 193
стны под названием «тубусы». В другом случае для возможности использования обычных лшуваттных ламп в 500 и 1 000-ватт их корпусу придают форму куба с цилиндрическим патрубком в нижней стенке аппарата, в котором помещается патрон для лампы.
Для быстрого перебрасывания луча или для придания ему вертикального положения (проекционные лампы не допускают наклона самого прожектора под большим: углом) перед прожекторами укрепляются отражающие плоские зеркала, которые и посылают луч в нужном направлении. О этой целью-зеркалам придается свободное и легкое вращение вверх и вниз.
Перебрасывание луча с одного участка -сцены на другой и локализованное освещение отдельных групп и исполнителей, вызванное к жизни художественными задачами театра, о которых мы говорили в предыдущей главе, привело к -постройке специального прибора, предназначенного главным образом «следить» за актером и вместе с ним переходить с одного участка сцены на другой. Этот прибор — ферфольгунгсаппарат — (ферфольген — следить) позволяет создать как большое освещенное поле, так и «узкий» луч, освещалощий одну какую-нибудь маленькую деталь на сцене. Отказ от дуги как. источника света, не позволяющего давать плавного затемнения, привел конструкторов к лампе накаливания. С другой стороны, лампа накаливания, даже проекционного типа, с собранными нитями, удаленная от лиевы с целью получить наименьшую освещенную площадь, дает крайне неравномерное освещение и изображение нитей на освещаемой .площади. Для уничтожения этих недостатков пришлось обратиться уже к оптической системе проекционного объектива. В конечном результате ферфольтунгсаппарат может быть представлен в следующем виде.
Перед источником света располагается конденсор (две плосковыпуклых линзы), через который луч света направляется в объектив (у Schwabe фокус 30 сантиметров) и затем уже освещает участок на сцене; если надо осветить меньшую площадь, то для этого луч -света посылают через более длиннофокусный объектив (у Schwabe 80 сантиметров), который расположен под широкофокусным. В последнем случае путь луча следующий: выйдя из конденсора, луч попадает на приподнятое под утлом 45° плоское зеркало; отразившись от него, падает под утлом вниз, где встречает второе плоское зеркало, которое направляет луч уже в длиннофокусный объектив. Благодаря диафрагмам освещенной площади может
Рис. 79, SO. Просциниумшейнверферы. Рис. 81.Ferjolgungsapparat.
Рис. 82, 83, 84, 85. Ручные прожекторы («револьверы»), 13*
быть придана любая форма (круг, прямоугольник, овал и т. д.)- Поворот зеркал позволяет почти мгновенно изменять путь луча к тому или иному объективу.
Несколько иначе сконструированы приставные ферфоль-гунгсприборы к обычному шейнверферу, но принцип действия их основан также на применении объективов.
Особое место занимают ручные прожекторы или, как они у нас называются, «револьверы», «пистолеты» и т. п. По своей конструкции это тот же линзовый прожектор, но в значительно уменьшенном виде. Назначение «револьверов» это —дать луч, наиболее подвижной и эластичный в отношении быстроты иереброоки его содного места на другое. Маленький прожектор, который осветитель может держать непосредственно в руке и легким движением быстро направлять луч от него по всей сцене, одно время являлся одним из самых популярных приборов в практике наших театров, особенно клубного йяги передвижного вида. Кроме высвечивания кусков монтировки, лица или руки исполнителя и т. д., он может дать целый ряд динамических эффектов (вспомним хотя бы мелькающие тени при помощи движения обтюратора, приделанного к головке револьвера). Внашей практике устройство такого прибора иногда сводится до минимальной простоты, _и тем не менее большая доля его эффективности продолжаетсохраняться. В своем основном виде ручной прожектор рассчитан на 500-ваттную проекционную лампу (а с добавлением к нему второй конденоорной линзы и объектива он становится уже маленьким проектором). Унас большинство таких аппаратов изготовляется из расчета на 12-вольтовую ки-нолампу в 50ватт или на проекционную лампу в 300 ватт (ПО — 220вольт).
Интересным приспособлением для каждодневной практики может быть также вставная кассетка с шлосковыпуклой линзой в обычную подсветку. В данном случае такую подсветку можно употреблять по ее прямому назначению — прибора для рассеянного света, а при вставленной кассетке с линзою пользоваться ею как, примитивным, но безусловно полезном просцениумшейнверфером.
Для ограничения освещаемой прожектором площади, как мы уже говорили, применяются различные заслонки — диафрагмы. Из них наиболее распространенной является так называемый «кошачий глаз», которая представляет собою две пластинки с одинаковыми полукруглыми вырезами. При раздвигании в разные стороны этих двух пластинок, поставленных перед линзою, световое отверстие, а вместе с тем и ос-
вещаемая площадь начинает сужаться, пока совершенно не скроется. Такая диафрагма служит также и для быстрого прекращения освещения сцены, потому что при применении дуговых ламп и ламп накаливания большой мощности источники света после выключения тока продолжают давать хотя и слабое, но заметное свечение от раскаленного тела. Второй
Рис. 86. Различные виды диафрагм.
Рис. 87. Диафрагма «Ирис».
вид диафрагмы—это система «Ирис», находящая себе широкое применение в фотографических аппаратах. Она представляет собою кольцо, внутри которого расположен ряд пластинок, которые путем перемещения начинают сдвигаться, сохраняя все время круглое отверстие. Обычно ирисовая диафрагма не дает полного закрытия и оставляет в центре хотя бы маленькое отверстие. Для избежания этого и получения возможности полного закрытия Театральной лабораторией Института Искусствознания сконструирована дополнительная часть-—«закрывающий палец», который в последний момент механически захлопывает оставшееся отверстие.
У приборов проекционного типа применяются различные фигурные диафрагмы, которые при обычном прожекторе не могут дать таких же резких границ их рисунка. В то же время это имеет большое значение в театре, когда требуется четко высветить, например, фигуру исполнителя; для этого лучше всего взять диафрагму в Аорме вытянутого овала так же, как при освещении только одной двери, придать диафрагме форму прямоугольника и т. д. Все это возможно сделать с необходимой четкостью только при применении приборов проекционного типа.
Во многих случаях требуется, чтобы луч прожектора не отбрасывал бликов в сторону или (в зрительном зале) не был
Рис. 88. Прожекторы со «шторками», ограничивающими распространение света.
заметен со стороны. Для этого прожекторы в заграничной практике снабжаются особыми металлическими шторками, которые прикрепляются по желанию со всех четырех или с одной из сторон головки прожектора. В нашей практике, к сожалению, редко встречаются применения такого простого, но нужного приспособления. В лучшем случае догадливый театральный осветитель берет кусок фанеры и загораживает им головку прожектора от зрителя или затемненной части сцены.
Новым достижением безусловно большого значения для сценического освещения являются прожекторы с «мягкими краями». Обычно при освещении сцены прожектором он дает очень резко очерченный круг; чтобы избежать этого подчеркивания, далеко не всегда желательного для художественного освещения, применяют особое приспособление, которое позволяет получать постепенный переход от ярко освещенного центра круга к очень незначительной освещенности по его краям, сводя, таким образом, этот круг на-нет. Приспособление это заключается в металлической диафрагме и вставке из фасонного стекла129.
ПРОЕКЦИОННЫЕ АППАРАТЫ
Проекционные аппараты служат преимущественно для шетописных декораций и эффектного освещения. В школьной и лекционной обстановке они знакомы нам под именем волшебных фонарей, отличающихся от сценических проекторов меньшими размерами, мощностью источника света, упрощенной оптикой и отсутствием тех разнообразных приспособлений, которые мы встречаем в театральных приборах.
Тем не менее на небольшой сцене с 'Зрительным залом на 300—600 человек тот же самый волшебный фонарь с обычной газополной лампой уже может быть полезен для целого ряда сценических эффектов. При этом такой волшебный фонарь при минимальной переделке позволяет воспользоваться
целым рядом динамических проекций и найти себе применение не только на сцене клубного театра, но и на небольшой профессиональной сцене. Несмотря на всю примитивность приборов и несложность всех приспособлений, они могут дать не плохой результат и выполнить основной замысел режиссера и художника.
Рис. 89. Ход лучей в проекторе. F—источник
света, К—конденсор, D—диапозитив, 0 —
объектив.
Основные части театрального проектора составляют: корду с (чаще всего укрепленный на штативе), источник света и оптическая система (конденсор и объектив), а также приспособления для диаягозишивов и диафрагм; у некоторых приборов имеется отражающее зеркало для передачи изображения1 на горизонт.
Чтобы отчетливо представить себе взаимодействие всех составных частей проекционного прибора, надо вспомнить путь луча в проекторе130. На нашем чертеже: F — источник света, К — конденсор, D — диапозитив, 0 — объектив и А — экран (в театре чаще всего горизонт).
При этом световые лучи, преломляясь в конденсоре, выходят из него под некоторым сходящимся утлом, благодаря чему они, пересекаясь в центре схода (на данном чертеже центр схода находится в объективе), падают на экран в противоположном направлении. Поэтому, если мы поместим за конденсором диапозитив в нормальном положении изображенного на нем рисуиюа, то на экране он будет спроецирован в дважды перевернутом виде, то есть верх рисунка .будет внизу, а правая часть его будет лежать в левой половине экрана. Чтобы избежать этого, надо самый диапозитив помещать в проекторе в перевернутом положении: нижней частью рисунка вверх, а левую! часть рисуика направо.
Конденсор служит для усиления и равномерного освещения диапозитива. Он состоит из двух или нескольких пло-сковыпуклых линз одного и того же диаметра и с одинаковым фокусным расстоянием; укрепляются они чаще всего в
железной коробке в виде широкого кольца с таким расчетом^ чтобы плоские части приходились к диапозитиву и к источнику света. Иногда линзовый конденсор заменяется зеркальным отражателем, помещенным за источником света.
Объективом для 'проектора может служить хота бы и простая плосковыпуклая линзаш, но она дает ряд искажений, не-
Рис. 90. Световое пятно от проектора в зависимости от положения источника света.
Слева направо: 1) Лампа отклонена вправо. 2) Лампа отклонена влево. 3) Лампа опущена вниз. 4) Лампа поднята вверх. 5) Лампа слишком близко к конденсору, в) Лампа слишком далеко от конденсора. 7) Правильное положение
лампы.
желательных для нормальной проекции, поэтому объективы представляют собою целую систему линз, собранных в одной металлической оболочке. По своим фокусным расстояниям их можно делить на длиннофокусные и короткофокусные. При одном и том же конденсоре, диапозитиве и расстоянии проектора от экрана длиннофокусные дают меньшее изображение на экране, а короткофокусные — большее. Вместе с этим надо помнить, что короткофокусные объективы, освещая большую площадь, требуют естественно и более сильного источника, света.
Источником света, как мы уже писали, может служить любая лампа накаливания или дуга. Но в то же время надо оговорить, что для проекционных приборов наиболее всего удовлетворяют необходимым требованиям так называемые проекционные лампы с собранной нитью (см. выше «источнике света»).
Лампы накаливания по сравнению с дугой в проек
ционных приборах представляют уже то удобство, что, вводя
в их сеть сопротивление (реастируя), можно постепенно
убавлять или усиливать интенсивность освещения, а тем са
мым создавать проекционные наплывы. ч
Лампа в проекционном приборе должна занимать строго-определенное место. Достаточно малейшего отклонения от оси, как проекция начнет получаться в (искаженном виде. Поэтому лампа в проекторе помещается так же. кага и в прожекторе, на особых салазках, позволяющих передвигать ее-
вперед и назад в отношении конденсора. Кроме того, делаются приспособления для подъема вверх и вниз, отклонения вправо или влево, а в проекторах с лампами накаливания также и для вращения лампы вокруг своей оои с тем, чтобы можно было установить ее нити в параллельной плоскости с-конденсором.
Рис. 91. «Проекционная головка* для прожектора.
Сообразно приведенным выше условиям и корпус проектора состоит ив камеры с достаточной вентиляцией и приспособлениями для источника света, в передней части которой делается круглое отверстие (в зависимости от размеров линз) для конденсора. Перед конденсором с наружной стороны камеры укрепляется металлическая коробка с павами для рамки диапозитива и с круглыми отверстиями против конденсора; па особой штанге (иногда двух) перед коробкой укрепляется объектив, который должен передвигаться вперед и назад для наводки на фокус. В приборах с мощными источниками света, дающими значительный нагрев, между конденсором и диапозитивом оставляют свободное пространство для воздушного или воданого охлаждения во избежание порчи диапозитива. Для того, чтобы лучи света, идущие от конденсора в объектив, не засвечивали по сторонам, на эту часть делают или специальный металлический кожух, или раздвижные меха по типу фотоаппаратов. В тех случаях, когда проекция используется для динамических эффектов, в месте для рамки диапозитивов оборудуется приспособление для эффектного круга, о котором мы будем говорить ниже.
Наиболее простым приспособлением для проекционных декораций и динамических световых эффектов является так
20L
называемая «проекционная головка», выпускаемая целым .рядом заграничных фирм и частью наших мастерских •световой аппаратуры. Эта головка является как бы дополнительной частью к линзовому прожектору и состоит из 'следующих частей: шорой конденеорной линзы (первая уже находится в прожекторе) и объектива. Вое это заключено вконуг сообразный кожух с вмонтированной внутрь-его коробкой для рамок с диапозитивами. Такая «проекционная головка» может быть легко сконструирована для любого прожектора при условии, конечно, подбора 'Соответствующей оптики.
Возросший за последнее время спрос в вашем советском театре на проекционную аппаратуру побудил и Театральную лабораторию Института Искусствознания построить проекционный прибор в виде «комбинированного прожектора». В своей основе, как и показывает само название, он представляет собой обычный ламповый прожектор с линзою в диаметре 150 мм и ирисовой диафрагмою. Проекционная головка и коробка для светофильтров состоят из отдельных 'Сборных ча-•етей, исходя из того расчета, что по мере необходимости этот прибор -собирается как проектор, а в остальное время служит как прожектор.
Таким образом, для того, чтобы получить из прожектора проектор, делаются следующие перестановки: снимается (а может быть оставлена и на мосте) коробка для светофильтров, на ее место в пазы вдвигается в рамке вторая конденсорная линза, на нее в свою очередь вдвигается эффектный круг и, наконец, в соответствующие павы круга укрепляются собранные на штанкетке меха и объектив.
Если эффектный крут не нужен, то меха и объектив вставляются в лазы рамки конденеорной линзы. Для исправления проекций за конденсором может быть вставлена специальная поворотная рамка. Комбинированный прожектор рассчитан на 1 000—2 000-ваттную проекционную лампу и, благодаря хорошей вентиляции, позволяет демонстрировать без добавочных охлаждений диапозитивы на обычной фотопластинке. Испытания, которые неоднократно производились в Театральной лаборатории, показали, что этот проектор может работать со стеклянным фотодиапозитивом непрерывно по 1,5— 2 часа без всякого вреда для диапозитива.
При помощи комбинированных прожекторов Театральной лаборатории после первого удачного применения их в Большом драматическом театре им. М. Горького был осуществлен ряд постановок с проекционными эффектами и в других театрах.
Более сложным и совершенным из таких комбинированных прожекторов является прибор под названием Fata Croma Scheinwerfer (фирмы Willy Hagedorn, Berlin), который в своей основе также представляет собою линзовый прожектор, но позволяющий при помощи отдельных приставных частей и целых головок получать очень эластичный и мощный проектор для самых разнообразных эффектов. Одна из головок Fata Croma приспособлена специально для того, чтобы
Рис. 92, 93. Прибор «Фага Ерома», собранный в различных вариантах.
заменить ферфольтунгсаппарат, и для более быстрой переброски луча снабжена отражающим плоским зеркалом, расположенным перед объективом. Из разнообразных заграничных комбинированных прожекторов Fata Croma является до сих пор наиболее удобным и совершенным прибором. Той же фирмой выпущен и строенный прибор Fata Croma .для проекций на горизонтах 'большого размера или для динамических проекций (с синхронным мотором). К приборам Fata Oroma имеется целый набор различных световых эффектов.
Приборы, предназначенные специально для проекций, делаются в самых различных вариантах, сохраняя три этом все ту же принципиальную структуру, которую мы дали выше. Различия, кроме конструктивных деталей в корпусе и креплениях, сводятся преимущественно к применению тех или иных систем конденсоров, объективов и приспособлений для сценических эффектов. Такие прожекторы делаются1 иногда на лампы больших мощностей (до 5 000 ватт—фирмы Швабэ) "2.
Отдельно приходится говорить о приборах с многократной проекцией, которая достигается путем соединения вместе яе-
скольких проекторов, сконструированных в одной системе. Смысл такой конструкции и причины ее возникновения можно объяснить тремя задачами: 1) дать быструю смену или дополнить одной проекцией другую, 2) разделить весь горизонт на отдельные участки, которые будут освещаться самостоятельными проекторами и тем самым дадут (возможность.
Рис. 94. Сценический проектор стационарного типа.
бросать проекции на горизонте больших размеров (для одного проектора требуется слишком короткофокусный объектив и значительной мощности источник света) и 3) сдвоить, строить га т. д. на одну площадь проекции одинаковых диапозитивов и тем самым повысить яркость проекции (вернее — контрастность).
Примененная впервые фирмой Швабе многократная проекция в настоящее время используется целым рядом фирм. Из них в первую очередь надо указать на приборы, которые снаб-
Рис. .95. Проекционный аппарат, состоящий из нескольких приборов, действующих одно-вреуенно — фирмы Хагедорн,
Рис. 96. То же —• фирмы ЛЕГ.
fuc. 97. To же — фирмы Швабэ.
Рис. 98. Приборы для сценических эффектов. Слева внизу -- «облачный круг» справа наверху и внизу — «зыбь».
жены двумя проещионными аппаратами с дуговыми лампами на 100 ампер. В сравнительно небольших театрах дуги могут быть заменены лампами накаливания в 3 000 ватт. Аппараты имеют для диапозитива воздушное охлаждение (электромотор) и могут изменять свое ншюжевие по вертикали на 60° и по горизонтали на 50°. Проекторы ГКП представляют для световой театральной аппаратуры довольно солидное сооружение: каждый такой сдвоенный прибор 280 см. ширины, 140 см. длины и 160см. высоты; весит прибор 200 кг. Стоимость каждого сдвоенного прибора 10 000 австр. шиллингов. Для 'больших театров их обычно применяют два-три. Таким образом, вся установка обходится не дешево, а если принять во внимание, что секрет изготовления специально приспособляемых для них диапозитивов фирма оставила, за собой и каждый такой диапозитив стоит около сотни шиллингов, то разрекламированная «дешевка» проекции ГКП окажется очень преувеличенной.
Аналогичные приборы, состоящие из трех проекторов, были выпущены фирмами W. Hagedorn и АЕГ—с вертикально поставленными проекторами (передача идет через вращающиеся зеркала-) и фирмой Schwabe—с отражателем 360 мм в диаметре, отбрасывающим свет одновременно на три самостоятельных проекционных головки.