ЦЗ Н. Извеков. Свет на сцене. 193


стны под названием «тубусы». В другом случае для возмож­ности использования обычных лшуваттных ламп в 500 и 1 000-ватт их корпусу придают форму куба с цилиндрическим пат­рубком в нижней стенке аппарата, в котором помещается патрон для лампы.

Для быстрого перебрасывания луча или для придания ему вертикального положения (проекционные лампы не допуска­ют наклона самого прожектора под большим: углом) перед прожекторами укрепляются отражающие плоские зеркала, ко­торые и посылают луч в нужном направлении. О этой целью-зеркалам придается свободное и легкое вращение вверх и вниз.

Перебрасывание луча с одного участка -сцены на другой и локализованное освещение отдельных групп и исполнителей, вызванное к жизни художественными задачами театра, о ко­торых мы говорили в предыдущей главе, привело к -постройке специального прибора, предназначенного главным образом «следить» за актером и вместе с ним переходить с одного уча­стка сцены на другой. Этот прибор — ферфольгунгсаппарат — (ферфольген — следить) позволяет создать как большое осве­щенное поле, так и «узкий» луч, освещалощий одну какую-нибудь маленькую деталь на сцене. Отказ от дуги как. источ­ника света, не позволяющего давать плавного затемнения, привел конструкторов к лампе накаливания. С другой сторо­ны, лампа накаливания, даже проекционного типа, с собран­ными нитями, удаленная от лиевы с целью получить наи­меньшую освещенную площадь, дает крайне неравномерное освещение и изображение нитей на освещаемой .площади. Для уничтожения этих недостатков пришлось обратиться уже к оптической системе проекционного объектива. В конечном ре­зультате ферфольтунгсаппарат может быть представлен в следующем виде.

Перед источником света располагается конденсор (две пло­сковыпуклых линзы), через который луч света направля­ется в объектив (у Schwabe фокус 30 сантиметров) и затем уже освещает участок на сцене; если надо осветить меньшую площадь, то для этого луч -света посылают через более длинно­фокусный объектив (у Schwabe 80 сантиметров), который расположен под широкофокусным. В последнем случае путь луча следующий: выйдя из конденсора, луч попадает на при­поднятое под утлом 45° плоское зеркало; отразившись от не­го, падает под утлом вниз, где встречает второе плоское зер­кало, которое направляет луч уже в длиннофокусный объек­тив. Благодаря диафрагмам освещенной площади может


ЦЗ Н. Извеков. Свет на сцене. 193 - student2.ru

ЦЗ Н. Извеков. Свет на сцене. 193 - student2.ru


Рис. 79, SO. Просциниумшейнверферы. Рис. 81.Ferjolgungsapparat.




ЦЗ Н. Извеков. Свет на сцене. 193 - student2.ru

ЦЗ Н. Извеков. Свет на сцене. 193 - student2.ru



ЦЗ Н. Извеков. Свет на сцене. 193 - student2.ru

ЦЗ Н. Извеков. Свет на сцене. 193 - student2.ru


Рис. 82, 83, 84, 85. Ручные прожекторы («револьверы»), 13*

быть придана любая форма (круг, прямоугольник, овал и т. д.)- Поворот зеркал позволяет почти мгновенно изменять путь луча к тому или иному объективу.

Несколько иначе сконструированы приставные ферфоль-гунгсприборы к обычному шейнверферу, но принцип дей­ствия их основан также на применении объективов.

Особое место занимают ручные прожекторы или, как они у нас называются, «револьверы», «пистолеты» и т. п. По сво­ей конструкции это тот же линзовый прожектор, но в значи­тельно уменьшенном виде. Назначение «револьверов» это —дать луч, наиболее подвижной и эластичный в отношении бы­строты иереброоки его содного места на другое. Маленький прожектор, который осветитель может держать непосредствен­но в руке и легким движением быстро направлять луч от не­го по всей сцене, одно время являлся одним из самых попу­лярных приборов в практике наших театров, особенно клуб­ного йяги передвижного вида. Кроме высвечивания кусков мон­тировки, лица или руки исполнителя и т. д., он может дать целый ряд динамических эффектов (вспомним хотя бы мель­кающие тени при помощи движения обтюратора, приделан­ного к головке револьвера). Внашей практике устройство та­кого прибора иногда сводится до минимальной простоты, _и тем не менее большая доля его эффективности продолжаетсохраняться. В своем основном виде ручной прожектор рас­считан на 500-ваттную проекционную лампу (а с добавлени­ем к нему второй конденоорной линзы и объектива он стано­вится уже маленьким проектором). Унас большинство та­ких аппаратов изготовляется из расчета на 12-вольтовую ки-нолампу в 50ватт или на проекционную лампу в 300 ватт (ПО — 220вольт).

Интересным приспособлением для каждодневной практики может быть также вставная кассетка с шлосковыпуклой лин­зой в обычную подсветку. В данном случае такую подсветку можно употреблять по ее прямому назначению — прибора для рассеянного света, а при вставленной кассетке с линзою пользоваться ею как, примитивным, но безусловно полезном просцениумшейнверфером.

Для ограничения освещаемой прожектором площади, как мы уже говорили, применяются различные заслонки — диа­фрагмы. Из них наиболее распространенной является так на­зываемый «кошачий глаз», которая представляет собою две пластинки с одинаковыми полукруглыми вырезами. При раз­двигании в разные стороны этих двух пластинок, поставлен­ных перед линзою, световое отверстие, а вместе с тем и ос-

вещаемая площадь начинает сужаться, пока совершенно не скроется. Такая диафрагма служит также и для быстрого прекращения освещения сцены, потому что при применении дуговых ламп и ламп накаливания большой мощности источ­ники света после выключения тока продолжают давать хотя и слабое, но заметное свечение от раскаленного тела. Второй


ЦЗ Н. Извеков. Свет на сцене. 193 - student2.ru



Рис. 86. Различные виды диафрагм.

Рис. 87. Диа­фрагма «Ирис».

вид диафрагмы—это система «Ирис», находящая себе широ­кое применение в фотографических аппаратах. Она предста­вляет собою кольцо, внутри которого расположен ряд пласти­нок, которые путем перемещения начинают сдвигаться, сохра­няя все время круглое отверстие. Обычно ирисовая диафраг­ма не дает полного закрытия и оставляет в центре хотя бы маленькое отверстие. Для избежания этого и получения воз­можности полного закрытия Театральной лабораторией Ин­ститута Искусствознания сконструирована дополнительная часть-—«закрывающий палец», который в последний момент механически захлопывает оставшееся отверстие.

У приборов проекционного типа применяются различные фигурные диафрагмы, которые при обычном прожекторе не могут дать таких же резких границ их рисунка. В то же вре­мя это имеет большое значение в театре, когда требуется чет­ко высветить, например, фигуру исполнителя; для этого луч­ше всего взять диафрагму в Аорме вытянутого овала так же, как при освещении только одной двери, придать диафрагме форму прямоугольника и т. д. Все это возможно сделать с необходимой четкостью только при применении приборов проекционного типа.

Во многих случаях требуется, чтобы луч прожектора не отбрасывал бликов в сторону или (в зрительном зале) не был

ЦЗ Н. Извеков. Свет на сцене. 193 - student2.ru

Рис. 88. Прожек­торы со «шторка­ми», ограничиваю­щими распростра­нение света.

заметен со стороны. Для этого прожекторы в заграничной практике снабжаются осо­быми металлическими шторками, которые прикрепляются по желанию со всех четырех или с одной из сторон головки прожекто­ра. В нашей практике, к сожалению, редко встречаются применения такого простого, но нужного приспособления. В лучшем слу­чае догадливый театральный осветитель берет кусок фанеры и загораживает им головку прожектора от зрителя или затем­ненной части сцены.

Новым достижением безусловно большого значения для сценического освещения яв­ляются прожекторы с «мягкими краями». Обычно при освещении сцены прожектором он дает очень резко очерченный круг; что­бы избежать этого подчеркивания, далеко не всегда желательного для художествен­ного освещения, применяют особое при­способление, которое позволяет полу­чать постепенный переход от ярко осве­щенного центра круга к очень незначи­тельной освещенности по его краям, сводя, таким образом, этот круг на-нет. Приспо­собление это заключается в металличе­ской диафрагме и вставке из фасонного стекла129.

ПРОЕКЦИОННЫЕ АППАРАТЫ

Проекционные аппараты служат преимуществен­но для шетописных декораций и эффектного освещения. В школьной и лекционной обстановке они знакомы нам под именем волшебных фонарей, отличающихся от сценических проекторов меньшими размерами, мощностью источника све­та, упрощенной оптикой и отсутствием тех разнообразных приспособлений, которые мы встречаем в театральных при­борах.

Тем не менее на небольшой сцене с 'Зрительным залом на 300—600 человек тот же самый волшебный фонарь с обыч­ной газополной лампой уже может быть полезен для целого ряда сценических эффектов. При этом такой волшебный фо­нарь при минимальной переделке позволяет воспользоваться

целым рядом динамических проекций и найти себе приме­нение не только на сцене клубного театра, но и на небольшой профессиональной сцене. Несмотря на всю примитивность при­боров и несложность всех приспособлений, они могут дать не плохой результат и выполнить основной замысел режиссера и художника.

ЦЗ Н. Извеков. Свет на сцене. 193 - student2.ru

Рис. 89. Ход лучей в проекторе. F—источник

света, К—конденсор, D—диапозитив, 0 —

объектив.

Основные части театрального проектора составляют: кор­ду с (чаще всего укрепленный на штативе), источник света и оптическая система (конденсор и объектив), а также при­способления для диаягозишивов и диафрагм; у некоторых при­боров имеется отражающее зеркало для передачи изображе­ния1 на горизонт.

Чтобы отчетливо представить себе взаимодействие всех составных частей проекционного прибора, надо вспомнить путь луча в проекторе130. На нашем чертеже: F — источник света, К — конденсор, D — диапозитив, 0 — объектив и А — экран (в театре чаще всего горизонт).

При этом световые лучи, преломляясь в конденсоре, выхо­дят из него под некоторым сходящимся утлом, благодаря че­му они, пересекаясь в центре схода (на данном чертеже центр схода находится в объективе), падают на экран в противопо­ложном направлении. Поэтому, если мы поместим за конден­сором диапозитив в нормальном положении изображенного на нем рисуиюа, то на экране он будет спроецирован в дважды перевернутом виде, то есть верх рисунка .будет внизу, а пра­вая часть его будет лежать в левой половине экрана. Чтобы избежать этого, надо самый диапозитив помещать в проекто­ре в перевернутом положении: нижней частью рисунка вверх, а левую! часть рисуика направо.

Конденсор служит для усиления и равномерного осве­щения диапозитива. Он состоит из двух или нескольких пло-сковыпуклых линз одного и того же диаметра и с одинако­вым фокусным расстоянием; укрепляются они чаще всего в

железной коробке в виде широкого кольца с таким расчетом^ чтобы плоские части приходились к диапозитиву и к источ­нику света. Иногда линзовый конденсор заменяется зеркаль­ным отражателем, помещенным за источником света.

Объективом для 'проектора может служить хота бы и прос­тая плосковыпуклая линзаш, но она дает ряд искажений, не-

ЦЗ Н. Извеков. Свет на сцене. 193 - student2.ru

Рис. 90. Световое пятно от проектора в зависимости от по­ложения источника света.

Слева направо: 1) Лампа отклонена вправо. 2) Лампа от­клонена влево. 3) Лампа опущена вниз. 4) Лампа поднята вверх. 5) Лампа слишком близко к конденсору, в) Лампа слишком далеко от конденсора. 7) Правильное положение

лампы.

желательных для нормальной проекции, поэтому объективы представляют собою целую систему линз, собранных в одной металлической оболочке. По своим фокусным расстояниям их можно делить на длиннофокусные и короткофокусные. При одном и том же конденсоре, диапозитиве и расстоянии проек­тора от экрана длиннофокусные дают меньшее изображение на экране, а короткофокусные — большее. Вместе с этим надо помнить, что короткофокусные объективы, освещая большую площадь, требуют естественно и более сильного источника, света.

Источником света, как мы уже писали, может служить лю­бая лампа накаливания или дуга. Но в то же время надо оговорить, что для проекционных приборов наиболее всего удовлетворяют необходимым требованиям так называемые про­екционные лампы с собранной нитью (см. выше «источнике света»).

Лампы накаливания по сравнению с дугой в проек­
ционных приборах представляют уже то удобство, что, вводя
в их сеть сопротивление (реастируя), можно постепенно
убавлять или усиливать интенсивность освещения, а тем са­
мым создавать проекционные наплывы. ч

Лампа в проекционном приборе должна занимать строго-определенное место. Достаточно малейшего отклонения от оси, как проекция начнет получаться в (искаженном виде. Поэтому лампа в проекторе помещается так же. кага и в про­жекторе, на особых салазках, позволяющих передвигать ее-

вперед и назад в отношении конденсора. Кроме того, дела­ются приспособления для подъема вверх и вниз, отклонения вправо или влево, а в проекторах с лампами накаливания также и для вращения лампы вокруг своей оои с тем, чтобы можно было установить ее нити в параллельной плоскости с-конденсором.

ЦЗ Н. Извеков. Свет на сцене. 193 - student2.ru

Рис. 91. «Проекционная головка* для прожектора.

Сообразно приведенным выше условиям и корпус проекто­ра состоит ив камеры с достаточной вентиляцией и приспо­соблениями для источника света, в передней части которой делается круглое отверстие (в зависимости от размеров линз) для конденсора. Перед конденсором с наружной стороны ка­меры укрепляется металлическая коробка с павами для рамки диапозитива и с круглыми отверстиями против конден­сора; па особой штанге (иногда двух) перед коробкой укре­пляется объектив, который должен передвигаться вперед и назад для наводки на фокус. В приборах с мощными источ­никами света, дающими значительный нагрев, между кон­денсором и диапозитивом оставляют свободное пространство для воздушного или воданого охлаждения во избежание пор­чи диапозитива. Для того, чтобы лучи света, идущие от кон­денсора в объектив, не засвечивали по сторонам, на эту часть делают или специальный металлический кожух, или раз­движные меха по типу фотоаппаратов. В тех случаях, когда проекция используется для динамических эффектов, в месте для рамки диапозитивов оборудуется приспособление для эффектного круга, о котором мы будем говорить ниже.

Наиболее простым приспособлением для проекционных де­кораций и динамических световых эффектов является так

20L

называемая «проекционная головка», выпускаемая целым .рядом заграничных фирм и частью наших мастерских •свето­вой аппаратуры. Эта головка является как бы дополнитель­ной частью к линзовому прожектору и состоит из 'следую­щих частей: шорой конденеорной линзы (первая уже нахо­дится в прожекторе) и объектива. Вое это заключено вконуг сообразный кожух с вмонтированной внутрь-его коробкой для рамок с диапозитивами. Такая «проекционная головка» мо­жет быть легко сконструирована для любого прожектора при условии, конечно, подбора 'Соответствующей оптики.

Возросший за последнее время спрос в вашем советском театре на проекционную аппаратуру побудил и Театральную лабораторию Института Искусствознания построить проекци­онный прибор в виде «комбинированного прожектора». В сво­ей основе, как и показывает само название, он представляет собой обычный ламповый прожектор с линзою в диаметре 150 мм и ирисовой диафрагмою. Проекционная головка и ко­робка для светофильтров состоят из отдельных 'Сборных ча-•етей, исходя из того расчета, что по мере необходимости этот прибор -собирается как проектор, а в остальное время служит как прожектор.

Таким образом, для того, чтобы получить из прожектора проектор, делаются следующие перестановки: снимается (а мо­жет быть оставлена и на мосте) коробка для светофильтров, на ее место в пазы вдвигается в рамке вторая конденсорная линза, на нее в свою очередь вдвигается эффектный круг и, наконец, в соответствующие павы круга укрепляются собран­ные на штанкетке меха и объектив.

Если эффектный крут не нужен, то меха и объектив встав­ляются в лазы рамки конденеорной линзы. Для исправления проекций за конденсором может быть вставлена специальная поворотная рамка. Комбинированный прожектор рассчитан на 1 000—2 000-ваттную проекционную лампу и, благодаря хо­рошей вентиляции, позволяет демонстрировать без добавоч­ных охлаждений диапозитивы на обычной фотопластинке. Испытания, которые неоднократно производились в Театраль­ной лаборатории, показали, что этот проектор может рабо­тать со стеклянным фотодиапозитивом непрерывно по 1,5— 2 часа без всякого вреда для диапозитива.

При помощи комбинированных прожекторов Театральной лаборатории после первого удачного применения их в Боль­шом драматическом театре им. М. Горького был осуществлен ряд постановок с проекционными эффектами и в других театрах.

Более сложным и совершенным из таких комбинированных прожекторов является прибор под названием Fata Croma Scheinwerfer (фирмы Willy Hagedorn, Berlin), который в своей основе также представляет собою линзовый прожек­тор, но позволяющий при помощи отдельных приставных ча­стей и целых головок получать очень эластичный и мощный проектор для самых разнообразных эффектов. Одна из голо­вок Fata Croma приспособлена специально для того, чтобы


ЦЗ Н. Извеков. Свет на сцене. 193 - student2.ru

ЦЗ Н. Извеков. Свет на сцене. 193 - student2.ru


Рис. 92, 93. Прибор «Фага Ерома», собранный в различных вариантах.

заменить ферфольтунгсаппарат, и для более быстрой пере­броски луча снабжена отражающим плоским зеркалом, рас­положенным перед объективом. Из разнообразных загранич­ных комбинированных прожекторов Fata Croma является до сих пор наиболее удобным и совершенным прибором. Той же фирмой выпущен и строенный прибор Fata Croma .для проекций на горизонтах 'большого размера или для ди­намических проекций (с синхронным мотором). К приборам Fata Oroma имеется целый набор различных световых эф­фектов.

Приборы, предназначенные специально для проекций, дела­ются в самых различных вариантах, сохраняя три этом все ту же принципиальную структуру, которую мы дали выше. Различия, кроме конструктивных деталей в корпусе и кре­плениях, сводятся преимущественно к применению тех или иных систем конденсоров, объективов и приспособлений для сценических эффектов. Такие прожекторы делаются1 иногда на лампы больших мощностей (до 5 000 ватт—фирмы Швабэ) "2.

Отдельно приходится говорить о приборах с многократной проекцией, которая достигается путем соединения вместе яе-

скольких проекторов, сконструированных в одной системе. Смысл такой конструкции и причины ее возникновения можно объяснить тремя задачами: 1) дать быструю смену или дополнить одной проекцией другую, 2) разделить весь гори­зонт на отдельные участки, которые будут освещаться само­стоятельными проекторами и тем самым дадут (возможность.


ЦЗ Н. Извеков. Свет на сцене. 193 - student2.ru


Рис. 94. Сценический проектор стационарного типа.

бросать проекции на горизонте больших размеров (для одно­го проектора требуется слишком короткофокусный объектив и значительной мощности источник света) и 3) сдвоить, строить га т. д. на одну площадь проекции одинаковых диа­позитивов и тем самым повысить яркость проекции (вернее — контрастность).

Примененная впервые фирмой Швабе многократная проек­ция в настоящее время используется целым рядом фирм. Из них в первую очередь надо указать на приборы, которые снаб-


ЦЗ Н. Извеков. Свет на сцене. 193 - student2.ru

ЦЗ Н. Извеков. Свет на сцене. 193 - student2.ru



Рис. .95. Проекционный аппа­рат, состоящий из нескольких приборов, действующих одно-вреуенно — фирмы Хагедорн,

Рис. 96. То же —• фирмы ЛЕГ.



ЦЗ Н. Извеков. Свет на сцене. 193 - student2.ru

ЦЗ Н. Извеков. Свет на сцене. 193 - student2.ru

ЦЗ Н. Извеков. Свет на сцене. 193 - student2.ru

ЦЗ Н. Извеков. Свет на сцене. 193 - student2.ru



fuc. 97. To же — фирмы Швабэ.

Рис. 98. Приборы для сценических эффек­тов. Слева внизу -- «облачный круг» справа наверху и внизу — «зыбь».

жены двумя проещионными аппаратами с дуговыми лампами на 100 ампер. В сравнительно небольших театрах дуги могут быть заменены лампами накаливания в 3 000 ватт. Аппараты имеют для диапозитива воздушное охлаждение (электромотор) и могут изменять свое ншюжевие по вертикали на 60° и по горизонтали на 50°. Проекторы ГКП представляют для свето­вой театральной аппаратуры довольно солидное сооружение: каждый такой сдвоенный прибор 280 см. ширины, 140 см. дли­ны и 160см. высоты; весит прибор 200 кг. Стоимость каждо­го сдвоенного прибора 10 000 австр. шиллингов. Для 'больших театров их обычно применяют два-три. Таким образом, вся установка обходится не дешево, а если принять во внимание, что секрет изготовления специально приспособляемых для них диапозитивов фирма оставила, за собой и каждый такой диапозитив стоит около сотни шиллингов, то разрекламиро­ванная «дешевка» проекции ГКП окажется очень преувели­ченной.

Аналогичные приборы, состоящие из трех проекторов, бы­ли выпущены фирмами W. Hagedorn и АЕГ—с вертикально поставленными проекторами (передача идет через вращаю­щиеся зеркала-) и фирмой Schwabe—с отражателем 360 мм в диаметре, отбрасывающим свет одновременно на три само­стоятельных проекционных головки.


Наши рекомендации