Познавательные процессы: ощущение, восприятие, память
Ощущения - простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при воздействии раздражителей на рецепторы. Воспринимают информацию клетки рецепторы, чувствительные к воздействиям со стороны внутренней и внешней среды. Ощущение возникает только в результате изменений, происходящих в рецепторах под движения самих органов чувств, либо окружающей среды.
Восприятие - познавательный психический процесс, состоящий в целостном отражении предметов, ситуаций и событий, возникающий при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Образ в. — не просто совокупность ощущений потому, что сами ощущения в процессе построения образа претерпевают определенные, иногда существенные изменения. Образ в., как и ощущение, является чувственным образом объекта, который возникает и существует здесь и сейчас. Характеристики образа восприятия: предметность, целостность, обобщенность, константность. Восприятие пространства (возникновение образа объекта возможно при выделении в нем размеров, форм и взаимной удаленности его элементов). В восприятии время дифференцируется, дробится на отрезки, интервалы. Появляется переживание определенной длительности и последовательности. Влияющие факторы: окружающая среда, задача, стоящая перед субъектом, возраст, мотивация. Восприятие движения. Физическое движение и восприятие движения — не одно и то же. Мы можем воспринимать движение там, где его в действительности нет. Так возникает, например, иллюзорное движение луны за облаками. В восприятии движения важную роль также играет выделение фигуры из фона.
Память является процессом, обеспечивающим построение всестороннего образа мира, связывающим разрозненные впечатления в целостную картину, прошлое с настоящим и будущим.Память — это процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Несколько уровней средств хранения информации: физический, биологический, физиологический и психологический. Виды памяти: эмоциональная, образная, словесно-логическая, двигательная. Формы памяти: мгновенная, кратковременная, долговременная. Процессы памяти: запоминание, хранение и забывание, воспроизведение.
Эмоции и чувства
Эмоции и чувства – переживание человеком своего отношения к тому, что он познает или делает, к другим людям и к самому себе. Эмоция - психическое отражение в форме непосредственного, пристрастного переживания, жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Чувства - устойчивые эмоциональные переживания, связанные с каким-то определенным объектом или категорией объектов, обладающих особым значением для человека; сложное, постоянное, устоявшееся отношение, черты личности.
Э. состоит из импрессивного и экспрессивного. Чувства выражаются в эмоциях, чувства свойственны только человеку, а эмоции может переживать животное. Источник эмоций – объективная действительность в ее соотнесении с потребностями чел. То, что способствует удовлетворению человеческих потребностей, вызывает эмоции. Внешнее выражений эмоций и чувств: мимика, жесты, интонация, искусство.
Физиологические механизмы эмоции и чувства: восприятие объекта – кора мозга - распространение на подкорку, где находятся центры, управляющие деятельностью внутренних органов, что обуславливает изменения в организме. Э. центры мозга – центр наслаждения и страдания.
Функция эмоции: оценка значимости для субъекта той или иной ситуации или объектов в их отношении к его мотивационной сфере.
Стенические Э. – (сила) повышенная активность, подъем, бодрость.
Астенические Э. – (бессилие) уныние, подавленность.
Э. - настроение и аффект (Настроение – слабо выраженное эмоциональное состояние, захватывающее в течение некоторого времени всю личность, отражается на деятельности и поведении. Аффект – кратковременная, бурно протекающая эмоциональная реакция, носит характер взрыва).