XXVI. Если конец лука бъет о землю в момент выстрела, и как этого избежать.
Конец лука может ударить по земле, особенно когда стрелок сидит при стрельбе. Это может быть по четырем причинам: изгибом тела над луком, неправильное положение сидя, при котором лучник переносит вес тела на обе ноги, слишком сильный лук, который заставляет его использовать тело для растяжения, в результате чего лук тянет его больше, чем он растягивает его, преобладание его левой руки над правой.
Эти вещи могут быть устранены подъемом цели в случае наклона тела; путем коррекции осанки, в случае неправильного положения сидя разворотом левой ноги и вытягиванием её с опорой на правую ногу для поддержки; заменой лука на легкий и слабый, если лук слишком сильный, и, наконец, если левая рука преобладает над правой, практикой с "разминочным" приспособлением, разработанным специалистами для обучения и укрепления рук при растяжении. Этот инструмент был описан в разделе "О выяснении веса лука" [Раздел IX] .
Иллюстрации к описанию тренировок из книги Тахира аль-Балхи (аль-Табари):
Надо дописать окончание 15 главы, нельзя оставлять её в этом году незавершенной .
XV. (продолжение)
Что касается точной методики растяжения, эксперты не единогласны в том, где должна находиться тетива на большом пальце, и как и где должны располагаться кончики большого и указательного пальцев. Некоторые считают, что тетива должна лежать на середине дистальной фаланги большого пальца под наклоном к концу, в то время как кончик накрыт верхней частью средней фаланги среднего пальца, и средняя фаланга указательного пальца лежит на середине дистальной фаланги большого пальца, с дистальной фалангой указательного пальца наклоненной в сторону большого пальца, и основание указательного пальца находится рядом с суставом большого пальца у зарубки. При растяжении расширяете пространство между большим и средним пальцами, а кончик указательного пальца лежит снаружи тетивы [слева]. Это метод Абу-Хашима аль-Маварди. Аль-Табари рассказывал, что аль-Маварди имел обыкновение размещать кончик указательного пальца внутри тетивы [справа]. Это, как я считаю, является ошибкой переписчика, либо ошибка в результате своего невежества, потому что размещение тетивы наискосок в суставе большого пальца, что является методом Абу-Хашима, не исключает возможности заведения кончика указательного пальца внутрь тетивы.
Другие считают, что тетива должна быть в суставе большого пальца прямо, безо всякого наклона, в то время как кончик большого пальца лежит на верхней части средней фаланги среднего пальца, с которым большой палец не разъединяется при растяжении, и внутренняя часть фаланги рядом с ногтем указательного пальца - на ногте большого пальца чуть ниже сустава, и вниз до трети своего ногтя. Кончик указательного пальца должен быть внутри тетивы. Это метод Тахира, как сообщает аль-Табари в разделе, посвященном удержанию тетивы.
Третьи считают, что тетива должна лежать только в передней части сустава большого пальца, ближе к нему, в то время как указательный палец находится внутри тетивы. Это метод Исхака. Некоторые из авторов этой науки согласны, что метод экспертов - размещение кончика указательного пальца на тетиве, ибо он обеспечивает большую точность и силу, и быстрее в выпуске. Следовательно, существует три учения о положении кончика указательного пальца: держать его за пределами тетивы, внутри тетивы, и на тетиве. Первое растяжение, с косым положением тетивы в суставе большого пальца, обеспечивает быстрый выпуск, и является самым старым методом. Он использовался экспертами у персидских лучников. Второй, с прямой позицией тетивы в суставе большого пальца, самый сильный в растяжении. Третий дает выпуск быстрее, чем второй и большую дистанцию, чем первый. Он используется специалистами нашего времени.
Конец 15 главы
XVI. О том, как удерживать рукоять лука в левой руке. Эксперты среди лучников не единогласны в вопросе точного способа удержания рукояти лука левой рукой. Абу-Хашим имел обыкновение держать рукоять с большим наклоном, помещая её между канавками, образованными проксимальными суставами четырех пальцев левой руки, и их же средними суставами, в то время как верхний конец рукояти касался основания левого большого пальца ближе к проксимальной фаланге, а нижний край находился в точке ширины полутора - двух пальцев от запястья. Затем он давил мякотью мизинца (hypothenar) на рукоять, сжав мизинец как можно сильнее, безымянный палец немного меньше, средний палец еще немного меньше, чем безымянный палец, и указательный палец еще немного меньше, чем средний палец, в то время как большой палец оставался свободным, либо располагаясь перед рукоятью, либо позади неё. Этот метод был затем принят персами, в частности, такими лучниками, как Шапур зу-ль-Актаф, Бахрам Гур [оба - цари Персии], и другими. Тахир использовал удержание рукояти всей ладонью, сдавливая её как ладонью, так и и мякотью мизинца. На самом деле, он имел обыкновение размещать рукоять в соединении оснований четырех пальцев левой руки, и мягко удерживал её пятью пальцами при сжатии плоти у основания пальцев к центру ладони, расположив верхний конец рукояти между двумя фалангами указательного и большого пальцев, и нижний конец в канавку между двумя возвышениями ладони. Затем он сжимал кисть, пока кончики пальцев не наливались кровью, и сильно вдавливал запястье в рукоять. Isḥāhaq имел обыкновение использовать золотую середину между этими двумя методами. Он клал рукоять в стык второй фаланги левой руки при расположении верхней кромки рукояти напротив проксимальной фаланги большого пальца, и нижней - по нижней кромке запястной кости ладони. Потом он очень сильно сжимал три пальца левой руки, средний, безымянный и мизинец, но позволял указательному пальцу оставаться свободным либо в передней части рукояти, либо за ней. Расположение пальцев соответствует числу тридцать, что является лучшим методом хвата. Лучнику, следующему методу удержания рукояти прямо следует сжать все пальцы, кроме большого, как мы уже сказали, и давить на неё всем основанием ладони. Этот метод лучше всего подходит для стрельбы по ближним целям, трюковых выстрелах, и для занятий с очень сильным луком. Тот, кто использует этот метод, однако, не может избежать удара тетивы по предплечью. Это препятствует полезности метода. Лучник, удерживающий рукоять косо должен зажимать пальцы в последовательности, которую мы уже описали, и должен давить на неё возвышением мизинца. Этот метод лучше всего подходит для стрельбы по высоким объектам, таких как стены или укрепления, он также сильнее, чем первый, хотя и менее точен. Лучник, следующий среднему течению, не будет ни удерживать рукоять всей рукой, ни держать её косо. Это, как мы уже сказали, лучший метод. В итоге, метод прямого удержания рукояти является арабским, в то время как наклонный - персидским. В основе различий их и разногласий - стойка относительно цели. Те, кто стоят к цели боком, должны делать рукоять квадратной и должны удерживать её косо. Прямо удержание неверно, и повредит точности стрельбы. Те, кто стоит к цели в полпути между положением боковым и фронтальным, должны использовать рукоять ни квадратную, ни круглую, но промежуточную между ними. Кроме того, размеры рукояти должна быть пропорциональны размеру руки лучника, так чтобы он мог охватить её с легкостью и комфортом. Оптимальный размер в пропорции к руке - оставление после хвата всей рукой пространства между кончиками пальцев и ладонью, равного половине ширины пальца. Если рукоять слишком мала, дефект устраняется обертыванием вокруг неё куска плотной ткани или ленты. Лучники во всем мире согласны, что сильная и точная стрельба зависит от твердого удержания рукояти, так, чтобы кончики пальцев покраснели. Персы, однако, утверждают противоположное, а именно, свободное удержание рукояти - гарантия силы и точности. Это, на мой взгляд, неправильно. XVII. О сжатии. Сжатие, по мнению всех лучников - один из основных принципов стрельбы из лука. Она заключается в плотном складывании мизинца, безымянного и среднего пальцев к ладони правой руки, образующих тем самым полый канал, и полном сокрытии ногтей. Это метод Тахира. Либо вы можете плотно сложить их, не образуя полости, хотя первый метод лучше. Как сказал Абу-Хашим, никто и никогда не мог увидеть мизинец или безымянный палец, когда он стрелял, ни его правой руки, ни левой. Окончание главы 9 (по наколке внимательного читателя ) Как определить предел силы лучника при растягивании лука Метод, который называется разминкой, был разработан специалистами и используется для практики и обучения. Потребуется кусок дерева толщиной и длиной соответствующий рукояти. В одном конце сверлится отверстие, не доходящее на дюйм до другого конца. Другое отверстие сверлится горизонтально сбоку в точке на один дюйм ниже конца, который по-прежнему нетронут. Два отверстия встречаются под прямым углом. Затем к концу без отверстия прикрепляется крюк, и за этот крюк брусок подвешивается. Толстая тетива проходит через отверстие в конце, а затем выходит через боковое отверстие, после чего к тетиве у земли крепится корзина, а на другом конце тетивы делается петля. Масса, эквивалентная количеству желаемых фунтов, помещается в корзину. Теперь лучник должен поместить большой палец правой руки в петлю и сложить замок шестьдесят три, в то же время удерживая кусок дерева левой рукой, как будто держа рукоять лука. Затем он должен тянуть тетиву таким же образом, как и на настоящем луке. Если корзина окажется слишком тяжелой, он должен удалить часть груза, а если она окажется слишком легкой - добавить. Таким образом, лучник может определить потенциал своего растяжения. Такая практика имеет большое значение для лучника, который, по той или иной причине, был лишен фактической стрельбы из лука. Посредством нее он остается в форме и учится. Я лично пробовал этот метод и нашел, что это очень полезно, хотя и довольно напряженно и трудно. Установка шкива чуть выше бокового отверстия делает растяжение легче и удобнее. Без шкива я не смог поднять больше, чем половину того, что я мог сделать с настоящим луком, но с ним я без каких-либо трудностей поднимал тот же вес. С начала остались главы 1-14 (за вычетом 9). Времени в этом году осталось совсем немного, а погода благоприятствует практическому лукоделию, так что - до встречи в следующем году. Успехов. | |
|
Поправка - перевод надо будет делать с самого начала, т.к. представленные на сайте Аркоклаба главы - из другой работы - "Saracen archery: an English version and exposition of a Mameluke work on archery" за авторством Taybugha l-Ashrafi l-Maklamishi l-Yunani ок. 1400г.н.э..