XVIII . Растяжение, и его величина
По поводу растягивания лука у стрелков немало разногласий. Некоторые утверждают, что стрелку следует растянуть лук, оставив недотяг менее ширины кулака и задержаться на счет раз или два или, даже на счет три. Затем внезапным рывком он должен дотянуть оставшуюся длину стрелы и выстрелить. Другие равномерно вытягивают стрелу до самого наконечника и делают выпуск без паузы или фиксации. Среди последователей второго способа некоторые делают паузу на два счета, другие - паузу для счета от двух до десяти. Эти последователи средней школы.
Длина растяжения определяется пятнадцатью параметрами: пять связаны с левой рукой стрелка, пять с правой рукой и телом, и пять с его лицом. Пять, связанных с левой рукой: во-первых, растяжение стрелы до кончика ногтя большого пальца, во-вторых, касание наконечника стрелы основания большого пальца, в-третьих, касание наконечника первого сустава пальца, в-четвертых, положение наконечника на полпути между двумя суставами большого пальца (это называется полное растяжение), в-пятых, наконечник касается основания сустава большого пальца. Только первый пригоден для войны, в то время как второй, третий, и четвертый хороши для стрельбы по мишеням. Пятый рискован и плох, его использование не дает никаких преимуществ.
Пять, связанных с правой рукой и телом: во-первых, растяжение можно производить, пока предплечье не достигнет плеча, и они сложатся, это называется фиксация удержанием[21] , во-вторых, можно тянуть вдоль плечевого сустава, или передней поверхности плеча, с паузой или без, в-третьих, тянуть по линии на задней части уха, между плечевым суставом и мочкой уха, в-четвертых, растягивать к горлу, в-пятых, растягивать к груди.
Первый способ является лучшим для производства выстрела потому, что он не требует ни лишних затрат сил, ни искусственности. Второй и третий требуют больших усилий и искусственности, а также приводят к плохому вылету потому, что стрела выпускается под действием лука, а не чистого выпуска, так как у правой руки не остается никакой свободы для движения, или тяги . Четвертый и пятый, ведущиеся к горлу и к основанию груди, ничего не стоят, потому что с ними невозможно точно прицелиться. Другие, однако, говорят, что они хороши для больших расстояний, поэтому их стрелы длинны.
Пять, связанных с лицом: во-первых, растяжение к крайней точке правой брови, во-вторых - к мочке уха, в-третьих, с опорой на белое пятно, где не растут волосы между мочкой уха и бородой, в-четвертых, к углу правой челюстной кости, при котором стрела проходит вдоль губ или усов, в-пятых, тяга к подбородку.
Первый, а именно опора на дальний конец правой брови, совершенно неправильный, и используется теми, кто не знает принципов стрельбы из лука, так как они не могут целиться. Кроме того, правая рука находится гораздо выше левой, поэтому стрелы будут лететь ниже. По этой причине некоторые рекомендуют этот метод для стрельбы с высот, крепостей и подобных возвышенных мест. Это, однако, бесполезно для стрельбы по мишеням, потому что цель будет не видна. Говорят, что стрелы, используемые в методе длинные и выступают за лук, в результате могут выпускаться с большей силой. Это древний способ стрельбы, и, как говорит аль-Табари, это метод средней школы.
Тяга к мочке уха также древний и очень точный метод стрельбы. Использовалась не во всех старых техниках точной стрельбы. Растягивание к белому пятну между мочкой уха и бородой почти так же хорошо, как тяга к мочке уха; в то время тяга к углу челюсти и проведение стрелы вдоль губ и усов является методом, используемым сторонниками прямого и ровного положения стрелы - это практика жителей Хорасана, а также Тахира аль-Балхи, Иша-аль-Раджи и других. Это - лучший метод. Прямое и ровное положение стрелы приводит к совершенно горизонтальному состоянию, когда наконечник находится на уровне хвостовика, без какого-либо наклона вверх или вниз. Это действительно лучший метод для стрельбы по мишеням и никакой другой метод более точен, или же смертелен, потому что наименее подвержен ошибкам и единообразен для попадания в цель. Это любимый метод мастеров.
Тяга к подбородку, где соединяются усы и борода у корней нижних зубов неправилен, потому что прицеливание усложняется отдалением стрелы от взгляда. То же самое - в случае тяги к горлу и груди.
Это разъяснение относится к основному правилу, определяющему длину стрелы. Лучник, желая определить длину его стрел, должен взять лук, установить тетиву, взять стрелу, натянуть тетиву и, руководствуясь положением стрелы на левой руке, а также точкой прикладки, определяемой правой рукой и точками, связанными с его лицом и телом, в каждом случае лучше всего подходящих и самых удобных для него. Он должен обрезать стрелу по точке маркировки предела своего растяжения. Так он получит наиболее подходящие для него стрелы; он не должен использовать другие. Это - то, что использовал я сам, и согласуется с мнением других специалистов.
XIX. О прицеливании, или наведении стрелы в цель
Часть 1 из 2
Прицеливание является высочайшим, а также самый важным, сложным и наиболее трудным для понимания принципом стрельбы из лука. Это - основа всей стрельбы. В этом вопросе профессионалы разделены на три школы.
Первая школа видит цель с внешней стороны лука, второй - с внутренней стороны лука, а третья как снаружи, так и внутри.
Внутренняя сторона лука - с правой стороны, там, где находится стрела; наружная - с другой стороны, левой. Это необходимо хорошо запомнить, потому что в теме речь пойдет именно об этом.
Метод первой школы, то есть рассмотрение мишени с внешней стороны, имеет три варианта; первый - выравнивание наконечника на цели и фокусировка взгляда на цели обоими глазами за луком и, наконец, прицеливание левым глазом. Когда наконечник исчезает из поля зрения, лучник быстро выпускает стрелу.
Второй вариант - совмещение наконечника стрелы с мишенью, фокусировка на ней левого глаза снаружи лука и прицеливания им же, и в то же время правый глаз фокусируется на душтаре (над рукоятью) лука, оставаясь слепым к цели, голова выпрямлена, а нижний рог немного смещается влево. Это - метод Абу-Хашима аль-Маварди.
Третий вариант - фокусирование обоих глаз на одной точке путем смещения зрачка левого глаза к внешнему углу, а правого глаза - к внутреннему углу. Этот тип прицеливания называют прищуриванием на цели, и многие находят его лучшим из трех. По мнению автора, однако, это самый худший и самый непрактичный метод, он дает наибольшую погрешность, ибо если лучник закроет один глаз, и откроет другой, прицеливаясь с таким поворотом головы, а затем закроет глаз, который он оставил открытым и откроет тот, который был закрыт, и оценит наведение, то поймет, что цель для двух глаз в этом положении никогда не бывает одинаковой, как же может быть точным наведение по этому методу?
На мой взгляд лучшим из трех видов прицеливания является способ Абу-Хашима.
Эти три варианта, где взгляд на цель производится с внешней стороны лука, подходят для всех лучников, находящихся лицом к цели в положении сидя или стоя боком, а также для всадников или находящихся в полном вооружении. Они очень эффективны из-за большого растяжения, которое здесь используется. Они включают в себя древние методы прицеливания, которые были в постоянном применении среди царей Персии и лучников-профессионалов.
Вторая школа, а именно, наведение на цель с внутренней стороны лука, имеет два варианта. Первый - наведение наконечника на цель, контролируя и цель и наконечник обоими глазами, и сохранение контроля в течение всего процесса растяжения. Когда наконечник коснется большого пальца, стрела выпускается.
Другой вариант второй школы состоит в сосредоточении взгляда правого глаза на наконечнике стрелы и мишени во время движения стрелы, и прицеливании им, в то время как левый глаз фокусируется на душтаре. Когда стрела достигает большого пальца, стрела выпускается. Этот метод очень точный и подходит для стрельбы по ближним и малоразмерным целям, а также для трюковой стрельбы. Однако он чрезвычайно труден, а также слаб и неэффективен, особенно если лучник сидит со скрещенными ногами и лицом к цели - тогда он неспособен увеличить растяжение, следовательно, сила стрелы падает. В нем нет места для внезапного толчка или рывка при выпуске.
Третья школа, то есть рассмотрение мишени с обеих сторон лука, также имеет две разновидности. Первая - удержание лука так, чтобы верхний край рукоятки находится на одном уровне с носом, выравнивание наконечника на цели, фокусировка взгляда левого глаза снаружи лука, а правого внутри, и горизонтальное растяжение на одном уровне с губами до места на стреле в ширину кулака от наконечника, после чего тяга завершается рывком или дотягиванием и выпуском.
Второй вариант - выравнивание наконечника на цели и фокусировка обоих глаз за луком. После растяжения стрелы на две третьих, когда наконечник больше не виден, левый глаз фокусируется на цели, в то время как правый глаз наблюдает за движением стрелы с внутренней стороны лука. Когда наконечник коснется большого пальца, стрела выпускается.
Некоторые писатели утверждали по этому вопросу, что вторая вариация третьей школы является лучшей, будучи более точной и менее подверженной ошибкам, чем любой другой метод. Лучник смотрит на цель с промежуточной позиции между прямым видом и видом сбоку, наискосок, что позволяет избежать недостатков, и обеспечить точное наведение.
Часть 2 из 2
По свидетельству аль-Табари, первый вариант - метод Исхака аль-Раджи, а второй не далеко от него ушел.
Человек, желающий практиковать прицеливание, должен разместить на требуемом расстоянии фонарь, взять слабый и гибкий лук, и занять позицию для стрельбы. Если метод требует находиться к цели боком, пусть встанет боком, если метод требует сидеть лицом к цели со скрещенными ногами, пусть сядет, и если отрабатывается стойка промежуточная между боковой и фронтальной позициями, пусть развернется, как надо. Пусть он выровняет наконечник на пламени и сосредоточит на нем взгляд, следуя таким методом или его вариантом, которые были описаны выше, закрывая один глаз и открыв другой, или открыв оба и, растягивая стрелу до предела; пусть продолжает практиковаться, пока не остановится на выборе метода, который будет для него самым привлекательным и наиболее подходящим.
Существует две школы отношения к фокусированию взгляда на цели. Одна настаивает на нём в самом начале, и требует поддерживать и контролировать его при растяжении до момента выпуска. Вторая игнорирует фокусирование на цели в начале, но переносит внимание во время растяжения или ближе к концу.
Первый метод для тех, кто оказался лицом к мишени, и имеет две разновидности. Первый - совместить наконечник с целью, непрерывно контролируя наведение, регулируя его левой рукой и правым локтем так, чтобы сохранить вертикаль и горизонталь наведения, и тянуть тетиву ровно, без ускорения и остановок до полной длины стрелы, затем выстрелить.
Второй - не фокусироваться на цели до половины или двух третей длины стрелы, затем сфокусироваться и дотянуть быстрым рывком, пока не будет достигнуто полное растяжение. Затем - выпуск. Этот вариант лучше и точнее для тех, кто стоит к цели лицом.
Второй способ используют, когда цель находится в стороне, он также имеет два варианта. Первый - в игнорировании цели до растяжки в минус кулак, фиксации, внезапном рывке, завершающем растяжение, и выпуске.
Этот метод хорош для войны, поскольку лук может быть скрыт от врага во время большей части растяжения. Когда от стрелы останется кулак, стрела разворачивается к противнику, делается быстрый дотяг и выстрел.
Второй вариант состоит из прицеливания, растягивании до ширины кулака от наконечника, повторного доцеливания и внезапного рывка, завершающего растяжение. Выпуск. Этот метод пожалуй самый лучший, и подходит для всех целей.
* * *
В описании деталей прицеливания по мишени, лучники следуют двум различным школам:
(прим. перев.Далее следуют указания по вертикальной коррекции, сустав - не прицел!)
Одна ратует за наклон лука, при котором левым глазом оценивают положение мишени по отношению к костяшкам пальцев на левой руке. В случае малой дистанции лучник должен видеть мишень выше третьего сустава указательного пальца левой руки. Если стрела падает ближе цели из-за слабости лука, или тяжести стрелы, или слабости самого лучника, необходимо поднять до цели третий сустав указательного пальца. Если дистанция велика, и лук силен, его надо наводить на цель таким же образом, как это описывалось для короткой дистанции. Если стрела попадает ниже из-за веса, или из-за слабости лучника, или из-за большого расстояния, необходимо совместить с целью третий сустав указательного пальца. Если стрела снова не долетает, надо немного поднять левую руку, и смотреть на цель на уровне сочленения указательного и среднего пальцев. Если стрела опять ниже, смотрите на цель на уровне соединения среднего и безымянного пальцев. Если стрела все еще не долетает, надо еще немного поднять левую руку, и смотреть на мишень по основаниям безымянного пальца и мизинца. Если стрела ниже, опять поднимаем левую руку, и смотрим на цель на уровне предплечья. Если стрела попадает выше цели, постепенно смещаем вниз левую руку вниз так же, как описывалось в случае недолетов.
Вторая школа - сторонники наведения точно в цель. При этом методе лучник ставит последний сустав большого пальца левой руки на одном уровне с левым локтем при вытягивании левой руки для прицеливания (прим.такое возможно только при наклоне лука). Он регулирует вылет стрелы поворотом запястья, а также смещением нижнего рога вперед или назад. Таким образом, если стрела должна попасть ниже, он должен сместить нижний рог влево и на себя, и напрячь запястье так, чтобы обеспечить попадание стрелы рядом с целью [23] . Если, однако, стрела должна попасть выше, он должен переместить нижний рог в сторону цели. Этот метод является общим для тех, кто целится по внутренней стороне лука и для тех, кто целится по наружной.