Глава I Жизненный путь В. В. Кандинского

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….....3

Глава I Жизненный путь В. В. Кандинского…………………………………4

§1 1866—1896: Москва. Начало пути художника…………………....4

§2 1896—1911: мюнхенский период. Преображение………………..4

§3 1911—1914: эпоха «Синего всадника»…………………………….5

§4 1914—1921: снова в России………………………………………...6

§5 1922—1933: Баухаус………………………………………………...8

§6 1934—1944: Париж. Биоморфная абстракция……………………..9

Глава II История происхождения фамилии В. В. Кандинского……………..11

Глава III Семейное древо Кандинских…………………………………….....12

Глава IV В. В. Кандинский - российский отец мирового абстракционизма..13

Заключение……………………………………………………………………….15

Список литературы или интернет ресурсы ……………………………………16

Введение

Творчество Василия Васильевича Кандинского – уникальное явление русского и европейского искусства. Именно этому художнику, наделённому могучим дарованием, блестящим интеллектом и тонкой духовной интуицией, суждено было совершить подлинный переворот в живописи и создать первые абстрактные композиции.

Живопись есть грохочущее столкновение

различных миров, призванных путем борьбы

и среди этой борьбы миров между собой

создать новый мир, который зовется произведением.

В. В. Кандинский

Живопись – это язык, который формами,

лишь ему одному свойственными,

говорит нашей душе о её хлебе насущном.

В. В. Кандинский

Цель моего реферата рассказать о жизни и творчестве Василия Васильевича Кандинского.

Задачи:

1.Рассказать о жизненном пути В. В. Кандинского.

2.Рассказать об истории происхождение фамилии В. В. Кандинского.

3.Рассказать о семейном древе В. В. Кандинского.

4.Рассказать об В. В. Кандинском, как об отце мирового абстракционизма.

Актуальность моего реферата заключается в том, что в 2011 году исполняется 145 лет со дня рождения В. В. Кандинского.

Глава I Жизненный путь В. В. Кандинского

Москва. Начало пути художника

В 1866 году, в столице России, в культурной и обеспеченной семье успешного коммерсанта родился сын — Василий Васильевич Кандинский. Это произошло 16 (4) декабря. В 1871 году семья переехала в Одессу, где отец Кандинского руководил чайной фабрикой. Там мальчик поступил в классическую гимназию, с частным учителем занимался рисованием, а также учился играть на виолончели и фортепиано. «Помню, что рисование и несколько позже живопись вырывали меня из условий действительности», — вспоминал об этом периоде жизни Кандинский. Рассматривая детские работы будущего художника, можно заметить необычные сочетания цветов, Кандинский считал, что «каждый цвет живет своей таинственной жизнью».

Родители прочили сыну будущее юриста. В 1886 году Василий отправился в Москву и поступил в Московский университет, на юридический факультет. Спустя шесть лет Василий блестяще завершил обучение, и женился на Анне Чемякиной, которая приходилась ему кузиной. Еще через семь лет, в 1893 году, Кандинский начал преподавать сам, став доцентом юридического факультета. Когда Василию исполнилось тридцать (1896 год), Дерптский университет города Тарту предложил ему место профессора юриспруденции. Однако Василий уже принял решение не оставить юридическую карьеру, посвятив себя исключительно живописи. Позже Кандинский отметил два события, с которыми было связано его решение: посещение в Большом Театре оперы Р.Вагнера «Лоэнгрин» и поразительной силы восхищение картиной «Стога сена» авторства К. Моне, представленной на выставке французских импрессионистов в 1895 году в Москве.

Эпоха «Синего всадника»

В дополнение к творческой активности, в Кандинском всегда были сильны организаторские способности. Вокруг него собирались люди неспокойные, ищущие, интеллектуальные и увлеченные искусством. В Мюнхене, в 1901 году Василий создал объединение художников «Фаланга», организовав при нем школу. Преподавателем стал он сам. Благодаря Кандинскому художники из «Фаланги» смогли представить свои картины на двенадцати выставках, проведенных за четыре года.

Совместно с живописцами Кубином, Явленским, Канольдтом, Мюнтер и другими Василий основал в 1909 году «Новое художественное объединение, Мюнхен» (сокращенно — МКУМ), взяв на себя обязанности председателя. «Каждый из участников не только знает, как сказать, но и знает, что сказать» — эти слова стали кредо общества. С 1900 Кандинский принимал участие в выставках Московского товарищества художников, а в 1910 и 1912 г. представлял картины на выставках художественного союза «Бубновый валет». В журналах «Аполлон» и «Мир искусств» Кандинский выступил как публицист в написанных им художественно-критических «Письмах из Мюнхена» (1909, 1902).

Вместе с художником Францем Марком, с которым его связывал дружба, Кандинский в 1911 году создал группу «Синий всадник». В воспоминаниях художник отмечал, что «акцент делался на выявлении ассоциативных свойств цвета, линии и композиции, а привлекались при этом столь различные источники, как романтическая теория цвета Гете и Филиппа Рунге, «югендстиль» и теософия Рудольфа Штайнера».

М.К. Лакост так описывал тот период в творчестве Кандинского: «Ни в какое другое время живопись Кандинского не развивалась так стремительно, как в мюнхенские годы. Порою нелегко бывает понять, почему основатель абстрактной живописи вначале избирал сюжеты, типичные для бидермейера — веера, кринолины, всадники. Стиль его ранних произведений не назовешь ни условным, ни манерным, но в них еще ничего не предвещало радикального обновления живописи. Впрочем, как известно, лишь немногим художникам бывает дано одновременно проявлять оригинальность в форме и в содержании. Сначала Кандинскому было важно испытать собственные возможности выражения. Хотя «Вечеру» (1904—1905) нельзя отказать в своеобразии, однако трудно себе представить, что создал ее тот самый художник, который через 5—6 лет произведет на свет первое в истории искусства абстрактное произведение (1910). Какая великая творческая сила должна была действовать в Кандинском! Какая стремительная эволюция с 1908 по 1914 год — от пейзажных картин, хотя и дерзких уже по цвету и форме, но все еще верных наблюдениям натуры, как «Дома в Мурнау на Обермаркт» (1908), до хаотического этюда под названием «Ущелье» (1914) и беспокойных композиций в серии панно «Времена года» в музее Гуггенхейма («Осень»). Было бы затруднительно угадать руку одного и того же художника в еще вполне предметных «Крестоносцах» (1903) и в такой абстрактной работе, как «Композиция VII», 1913, несмотря на общую им динамику. Тут скованный порыв, там — раскрепощенное движение».

Параллельно Кандинский не оставлял литературной деятельности. В 1912 году увидела свет его книга «О духовном в искусстве». По сути дела, это было первое теоретическое обоснование абстракционизма, благодаря которому все сложившиеся представления об искусстве оказались перевернуты. В этом труде художник пришел к мысли, что «цели (а потому и средства) природы и искусства существенно, органически и мирозаконно различны — и одинаково велики... и одинаково сильны», а также определил процесс творчества «самовыражением и саморазвитием духа». В 1913 году вышли мемуары художника «Оглядываясь назад» (русское название — «Ступени») и сборник стихов «Звуки», иллюстрированный 55 цветными и черно-белыми литографиями.

Снова в России

Началась мировая война, Кандинскому пришлось оставить Германию. В августе 1914 года вместе с Габриэлой Василий перебрался в Швейцарию, где начал писать книгу «о точке и линии». В ноябре того же года Кандинский и Габриэла расстались. Габриэла решает вернуться в Мюнхен, а Кандинский — в Москву. Там осенью 1916 года художник встретил дочь русского генерала, Нину Андреевскую, на которой женился в феврале 1917 года. В непростое революционное время творчество Кандинского то использует язык полу абстракций, то склоняется к романическим фантазиям и

импрессионистическим пейзажам. В картинах абстрактного направления заметно усиление геометризации некоторых элементов. Причин у явления две — художественная атмосфера Москвы того времени, исполненная духа абстракционизма, и процесс упрощения собственных форм творчества.

В России Кандинского оказался в среде послереволюционного культурно-политического развития. Он сотрудничал с ИЗО Наркомпроса в период 1918—1921 годов, занимаясь вопросами музейной реформы и художественной педагогики. С 1919 по 1921 вышло шесть серьезных статей художника. Он получил должность председателя Государственной закупочной комиссии при Музейном Бюро отдела ИЗО Наркомпроса, и принимал активное участие в создании 22 музеев в провинции. Однако наибольшим влиянием, как преподаватель, Кандинский обладал, будучи преподавателем Свомаса («Свободные Мастерские») Москвы, а позже — Вхутемаса.

Во Вхутемасе он был профессором с октября 1918 года. Кандинский составил собственный учебный план, в основе которого лежал анализ формы и цвета. План стал развитием идей, опубликованных художником в книге «О духовном в искусстве». Учебный план, основанный на той же теории, Кандинский разработал и для Инхук (Институт Художественной культуры), в создании и управлении которым ему также довелось поучаствовать. Но в этом случае мнение коллегии института не совпало с мнением художника. Появились противники — Степанова, Родченко, Попова, считавшие необходимым конструктивное оформление и расположение материалов, их точный анализ. Всякое проявление иррациональности в процессе творчества отвергалось.

Кандинский, в свою очередь, был настроен решительно против конструктивистов: «Если художник использует абстрактные средства выражения, это еще не означает, что он абстрактный художник. Это даже не означает, что он художник. Существует не меньше мертвых треугольников (будь они белыми или зелеными), чем мертвых куриц, мертвых лошадей и мертвых гитар. Стать «реалистическим академиком» можно так же легко, как «абстрактным академиком». Форма без содержания не рука, но пустая перчатка, заполненная воздухом».

Многие коллеги-художники позволяли себе открытые нападки, называя, как Пунин, картины Кандинского «изуродованным спиритизмом». В декабре 1921 года Кандинский принял решение покинуть Москву. После 1922 года социалистическая идеология усилила давление на искусство, и картины Кандинского на долгие годы исчезли из музеев СССР

7

Баухаус

Вернувшись в Германию, Кандинский получил приглашение от основателя Высшей школы строительства и художественного конструирования (Баухауса). Вальтер Гропиус предложил ему возглавить мастерскую настенной живописи в Веймаре, куда художник и направился вместе с Ниной. Он получил возможность преподавать, продолжать развивать свои идеи. Кандинский акцентировал внимание на усиленном анализе, изучении отдельных элементов художественного полотна. Результатом работы в этом направлении стало сочинение «Точка и линия на плоскости». Кроме того, Кандинский активно экспериментировал с цветом, используя полученные в процессе преподавания выводы и собственную аналитическую базу.

В творчестве художника вновь заметны изменения: на первый план выходят отдельные геометрические элементы, в палитре преобладают холодные цвета, которые порой производят впечатление диссонанса. Художник часто использует круг, в качестве чувственного символа совершенства формы. Главной работой Веймарского периода можно назвать «Композицию VIII» (1923). Помимо концептуальных работ, из-под кисти художника в этот период выходят насыщенные фантазией «Маленькие миры», созданные для издательства «Пропилеи», а также несколько камерных картин — «Маленькая места в красном» (1925) и другие.

Помимо работы в Веймаре, Кандинский принимал участие в выставках в США и читал там лекции, в составе нового объединения «Синяя четверка», созданного вместе с Клее, Фейнингером и Явленским.

Однако в 1925 Баухаус в Веймаре был закрыт, в результате постоянных нападок со стороны правых партий. Вновь открытый в Дессау, Баухаус обеспечил художникам довольно благоприятные условия. Кандинский и его соратники в нескольких свободных классах живописи могли, как преподавать, так и творить самостоятельно. В 1925 году была создана картина «Желтое-Красное-Синее», воплощение периода «холодной романтики» в творчестве художника. В то время Кандинский писал о себе: «Круг, который я использую в последнее время столь часто, можно назвать не иначе, как романтическим. И нынешняя романтика существенно глубже, прекраснее, содержательнее и благотворнее — она — кусок льда, в котором пылает огонь. И если люди чувствуют только холод и не чувствуют огня — тем хуже для них...»

В Дессау к художнику на новом уровне вернулись идеи «гезамкунстверк», предполагающие создание произведений на стыке нескольких искусств. Кандинский с блеском воплотил их в создании изобразительного сопровождения к «Картинкам с выставки» Мусоргского и своем произведении «Желтый звук».

В последние годы существования Баухауса творения Кандинского были проникнуты легкостью и своеобразным юмором, который можно найти в его более поздних парижских картинах. Так, картина «Причудливое» (1930) вызывает ассоциации космически-египетского направления, ее населяют символические сказочные образы. В них прослеживается влияние Пауля Клее, с которым Кандинский был очень дружен тогда.

К 1931 году против Баухауса развернули мощную борьбу национал-социалисты, и в 1932 году Баухаус вновь был закрыт. Кандинский с женой отправился во Францию, где они поселились в предместье Парижа нейи-сюр-Сен. За период с 1926 года по 1933 Кандинский создал 300 акварелей и 159 картин маслом. К несчастью, многое из наследия художника оказалось утрачено: нацисты объявили его (и других художников) живопись «дегенеративной».

Мирового абстракционизма

«Живопись есть грохочущее столкновение различных миров, призванных... между собою создать новый мир, который зовется произведением».

В. В. Кандинский

Историю творят миллионы людей, но лишь единицам достает силы, таланта и везения, чтобы изменить ее плавное течение. Василий Кандинский обладал всеми тремя качествами, необходимыми для того, чтобы стать одной из ключевых фигур истории развития искусства.

Кандинский принадлежит к числу наиболее ярких личностей в мире живописи. Он — один из основоположников абстракционизма, создатель огромного количества картин, автор нескольких книг об искусстве и неутомимый исследователь-этнограф. Кто-то называл его сумасшедшим, кто-то — шаманом, но кто мог усомниться в его гениальности? Кандинский «взорвал» представление о живописи подобно тому, как в свое время изменил отношение к скульптуре Микеланджело.

Родившийся в обеспеченной семье с богатыми культурными традициями, Кандинский получил великолепное образование — родители видели своего наследника блестящим юристом. Но в 30 лет он почувствовал, что должен искать себя в живописи и отправился в Германию, славящуюся своими художественными школами. Изучая композицию и особенности живописи и графики, Кандинский не раз сталкивался с непониманием учителей, которые находили его цветовые решения слишком яркими, а компоновку картины излишне вольной.

«Синий всадник», написанный им в 1903 году, отражает пограничное состояние художника. Картина представляет собой переход от реализма к новому направлению в живописи и, можно сказать, открывает цикл абстрактных работ Кандинского. Художник не рисовал, а «думал» на холсте: его полотна — отражение мыслей. Ярких, как это бывает у всех неординарных личностей, и кажущихся хаотичными, как это свойственно работам гениям.

Долгие годы, проведенные вдали от родины, не погасили любви Кандинского к русскому народу. Стремление отразить в картинах внутренний мир людей побуждает его совершить несколько этнографических экспедиций, в которых он изучает русский быт, историю религии и традиции, уходящие корнями во времена язычества.

В память о талантливом художнике, исследователе и новаторе, российский

культурный фонд «АртХроника» учредил национальную премию имени Василия Кандинского. Претендентами на обладание этой премии становятся художники, чье творчество тем или иным образом влияет на развитие современного искусства.

Заключение

В заключение хочется сказать, что Василий Кандинский является одним из крупнейших художников XX века, определившим лицо нашего времени. С "Абстрактной акварели" Кандинского начинается история современного абстрактного искусства.

Я считаю, что я достигла поставленной цели и в своей работе, смогла полностью рассказать о жизни и творчестве Василия Васильевича Кандинского.

Мой реферат будет полезен и интересен студентам первых курсов для подготовки докладов и сообщений.

Список литературы

1.Данилов А. А. История России. ХХ век: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина-М.:Просвещение 2002.

Интернет-ресурсы

1) http://www.kandinsky-art.ru/- Жизненный путь В. В. Кандинского

2) http://www.kandinsky-art.ru/- История происхождения фамилии В. В. Кандинского

3) http://www.kandinsky-art.ru/- Семейное древо Кандинских

4) http://www.kandinsky-art.ru/- В. В. Кандинский - российский отец мирового абстракционизма

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….....3

Глава I Жизненный путь В. В. Кандинского…………………………………4

§1 1866—1896: Москва. Начало пути художника…………………....4

§2 1896—1911: мюнхенский период. Преображение………………..4

§3 1911—1914: эпоха «Синего всадника»…………………………….5

§4 1914—1921: снова в России………………………………………...6

§5 1922—1933: Баухаус………………………………………………...8

§6 1934—1944: Париж. Биоморфная абстракция……………………..9

Глава II История происхождения фамилии В. В. Кандинского……………..11

Глава III Семейное древо Кандинских…………………………………….....12

Глава IV В. В. Кандинский - российский отец мирового абстракционизма..13

Заключение……………………………………………………………………….15

Список литературы или интернет ресурсы ……………………………………16

Введение

Творчество Василия Васильевича Кандинского – уникальное явление русского и европейского искусства. Именно этому художнику, наделённому могучим дарованием, блестящим интеллектом и тонкой духовной интуицией, суждено было совершить подлинный переворот в живописи и создать первые абстрактные композиции.

Живопись есть грохочущее столкновение

различных миров, призванных путем борьбы

и среди этой борьбы миров между собой

создать новый мир, который зовется произведением.

В. В. Кандинский

Живопись – это язык, который формами,

лишь ему одному свойственными,

говорит нашей душе о её хлебе насущном.

В. В. Кандинский

Цель моего реферата рассказать о жизни и творчестве Василия Васильевича Кандинского.

Задачи:

1.Рассказать о жизненном пути В. В. Кандинского.

2.Рассказать об истории происхождение фамилии В. В. Кандинского.

3.Рассказать о семейном древе В. В. Кандинского.

4.Рассказать об В. В. Кандинском, как об отце мирового абстракционизма.

Актуальность моего реферата заключается в том, что в 2011 году исполняется 145 лет со дня рождения В. В. Кандинского.

Глава I Жизненный путь В. В. Кандинского

Наши рекомендации