Происхождение и смысл термина «Ренессанс», периодизация, характеристика каждого периода.
Возрождение делят на 4 этапа:
1. Проторенессанс или треченто (2-я половина XIII века — XIV век)
2. Раннее Возрождение или кватроченто (начало XV — конец XV века)
3. Высокое Возрождение (конец XV — первые 20 лет XVI века)
4. Позднее Возрождение (середина XVI — 90-е годы XVI века)
Эпоха возрождения развивается неравномерно в разных странах. Начинается возрождение в Италии, где важнейшим центром является Флоренция (главный город провинции Тоскана). Важную роль в развитии Флоренции сыграл аристократический род Медичи, многие представители которого были покровителями искусств и художников,и не жалели денег для украшения родного города!
Герцог Козимо Медечи основал во Флоренции Платоновскую академию (собрание любителей античной философии).Лоренцо Медичи, по прозвищу Великолепный, был очень щедрым меценатом и помогал многим художникам того времени. В эту эпоху искусство становится неотъемлемой частью города. Объектом искусства становится не только церковь, как в эпоху средневековья, но и светские постройки, великолепные палаццо, фонтаны, статуи, лоджии.
Художники эпохи возрождения
- Леонардо да Винчи. Франция,1452-1519 Изобретает технику сфумато
- Сандро Боттичелли 1 марта 1445 - 17 мая 1510 года
-Пинтуриккьо
-фра-анжелико
-Перуджино
-Филиппо Липе
Первый подъем новой культуры - культуры Возрождения в Италии относится к 12 — 13 вв.
Период XIII — начало XIV вв. — npoтopeнессанс, эпоха дученто, ознаменованный творчеством живописцев Пьетро Каваллини и Джотто ди Бондоне, Период проторенессанса во многом подготовил почву для искусства Возрождения, хотя был кровно связан со средневековым, с романскими готическими и византийскими
традициями. Даже величайшие новаторы этого времени не были абсолютными новаторами: нелегко проследить в их творчестве четкую границу, отделяющую «старое» от «нового». Чаще всего элементы того и другого слиты в неразделимом единстве.
Решительный поворот в сторону утверждения реализма и преодоления средневековой традиции
в итальянском искусстве происходит в XV веке (кватроченто).В это время складывается множество
территориальных школ, пролагающих пути реалистическому методу. Ведущим центром гуманистической культуры и реалистического искусства в это время является Флоренция.
Невиданный расцвет переживает монументальная фресковая живопись. Ее реформатором, сыгравшим ту же роль, что в развитии архитектуры Брунеллески, а в скульптуре — Донателло, был флорентинец Мазаччо (1401 — 1428), проживший короткую жизнь и оставивший замечательные произведения, в которых нашли продолжение поиски обобщенного героического образа человека, правдивой передачи окружающего его мира. Наиболее значительная из его фресок — «Чудо со статиром»
Значительный интерес к проблемам колорита отличал творчество одного из поэтических живописцев Флоренции— Доменико Венециано (ок. 1410 — 1461), уроженца Венеции. Его религиозные композиции («Поклонение волхвов», Берлин — Далем), наивно-сказочные по трактовке темы, еще несут отпечаток готической традиции. Ренессансные черты ярче проявились в созданных им портретах.
Необычайной тонкости исполнения, очень сдержанных по колориту, светских по характеру произведений добивается Фра Филиппо Липни (ок. 1406 — 1469), типичный представитель раннего Возрождения, сменивший монашескую рясу на беспокойную профессию бродячего художника. В нежных лиричных образах — «Мадонна с младенцем» (ок; 1452, Флоренция, галерея Питти), «Мадонна под вуалью (ок.;1465, Флоренция, Уффици) Липни запечатлел трогательно-женственный облик своей возлюбленной, любующейся пухлым младенцем.
Самый замечательный художник позднего кватроченто - Сандро Боттичелли (1447-1510). Его наиболее прославленные зрелые картины — «Весна» (ок. 1478 г.) и «Рождение Венеры» (ок. 1484, обе — во Флоренции, в Уффици) — навеяны поэзией придворного поэта Медичи А. Полициано и поражают оригинальностью истолкования сюжетов и образов античных мифов, претворенных через глубоко личное поэтическое мироощущение.
Первая треть XVI в.— период Высокого Ренессанса.
Искусство чинквеченто, увенчавшее ренессансную культуру, было уже не местным, а всемирным явлением. Никогда художники не пользовались такой всесветной популярностью, как художники Италии XVI в.
И они ее действительно заслуживали. Хотя по времени культура кватроченто и чинквеченто непосредственно соприкасались, между ними было отчетливое различие.
Кватроченто — это анализ, поиски, находки, это свежее, сильное, но часто еще наивное, юношеское мироощущение.
Чинквеченто — синтез, итог, умудренная зрелость, сосредоточенность на общем и главном, сменившая разбрасывающуюся любознательность раннего Ренессанса.
Период Высокого Ренессанса был сравнительно коротким. Он связан прежде всего с именами трех гениальных мастеров, титанов Возрождения — Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти и Микеланджело Буонарроти.
Они были во всем несходны между собой, хотя их судьбы имели много общего: все трое сформировались в лоне флорентийской школы, а потом работали при дворах меценатов, главным образом пап, терпя и милости, и капризы высокопоставленных заказчиков. Их пути часто пересекались, они выступали как соперники, относились руг к другу неприязненно, почти враждебно. У них были слишком разные художественные и человеческие индивидуальности. Но в сознании потомков эти три вершины образуют единую горную цепь, олицетворяя главные ценности итальянского Возрождения— Интеллект, Гармонию, Мощь.
Подлинным основоположником стиля Высокого Возрождения был Леонардо да Винчи (1452 — 1519), гений, чье творчество знаменовало грандиозный качественный сдвиг в искусстве.
Представление о самых светлых и возвышенных идеалах гуманизма Возрождения с наибольшей полнотой воплотил в своем творчестве Рафаэль Санти (1483-1520).
Последним титаном Высокого Возрождения был Микеланджело Буонарроти (1475 — 1564) — великий скульптор, живописец, архитектор и поэт. Несмотря на его разносторонние таланты, его называют прежде всего первым рисовальщиком Италии благодаря самой значительной работе уже зрелого художника — росписи свода Сикстинской капеллы в Ватиканском дворце (1508 — 1512).
На период Высокого пришелся расцвет искусства в Венеции.
Среди художников венецианской школы рано умерший Джорджоне (1476 — 1510), обессмертивший свое имя полотнами «Юдифь», «Спящая Венера», «Сельский концерт».
Период Позднего Возрождения был отмечен наступлением католической реакции.
Церковь небезуспешно пыталась восстановить частично утраченную безраздельную власть над умами, поощряя деятелей культуры, с одной стороны, и используя репрессивные меры в отношении непокорных — с другой. Так, многие живописцы отказались от идей гуманизма, унаследовав лишь манеру, технику (так называемый маньеризм) великих мастеров Возрождения. Среди наиболее крупных основоположников маньеризма Якопо Понтормо (1494 — 1557) и Анджело Бронзино (1503 — 1572), работавшие в основном в жанре портрета.
Однако маньеризм, несмотря на мощное покровительство церкви, не стал ведущим направлением в период Позднего Возрождения. Эго время было отмечено реалистическим, гуманистическим творчеством живописцев, относящихся к венецианской школе: Паоло Веронезе
(1528 — 1588), Якопо Тинторетто (1518 — 1594), Микеланджело да Караваджо (1573 — 1610) и др.
Поздний Ренессанс - это время, когда феномен культурного развития, названный Ренессансом, зародившись в Италии, охватил все западноевропейские страны. Это было ярчайшее время взлета творческих, духовных сил общества. Истоки, предпосылки этого качественного скачка во всех сферах духовной жизни Европы в сравнении со Средневековьем следует искать именно в предшествующем периоде.
Средоточие культуры
Средоточие культуры Искусство Возрождения, отойдя от подчеркнуто духовных традиций средневековья, славило живого человека и реальный мир вокруг него; тем самым оно, вернувшись к идеалам античности, по-новому интерпретировало классические традиции цивилизаций Греции и Рима. Литература, философия и изобразительное искусство античности предоставили итальянским мастерам материал и примеры для подражания. Они почитали предков и за отношение к жизни в целом, и за шедевры, так и оставшиеся непревзойденными спустя тысячу лет после падения античной цивилизации. Возрождение в искусстве не ограничилось возвратом к былым сюжетам и классическим стилям; были переосмыслены древние методы в архитектуре, строительстве, скульптуре и в других видах и направлениях искусства.
Архитектура Возрождения
Архитектура Возрождения Италия - страна многочисленных городов, и каждый уже тогда был по-своему прекрасен и неповторим. Тем не менее, на заре эпохи Возрождения, т. е. в начале XV в., культурного наибольшего расцвета достигла Флоренция. Именно здесь в полную силу раскрылся талант Лоренцо Гиберти (1378-1455), первого великого скульптора эпохи Возрождения. В 1402 г. власти города объявили конкурс на изготовление бронзовой, украшенной многочисленными рельефами (т. е. выпуклыми литыми или чеканными, как на монетах, изображениями) двери в баптистерий кафедрального собора. Его выиграл Гиберти; на представленном им проекте приносящий жертву Исаак был вылеплен нагим, с развитой, как у древнего бога, мускулатурой, что решительно противоречило христианскому аскетизму искусства средних веков. Л. Гиберти. «Жертвоприношение Авраама». Рельеф для северных дверей баптистерия во Флоренции. Бронза. Скульптурные двери работы Гиберти стали главным украшением баптистерия Флорентийского собора, а из его мастерской вышло много талантливых скульпторов. Один из них - Донателло (ок. 1386- 1466) - даже превзошел учителя; его работы, вдохновленные классическими образцами, удивительно реалистичны. <<<"Давид" (1430-е гг.) - изящно выполненный из бронзы торжествующий победитель, поставивший ногу на отсеченную голову поверженного Голиафа, - стал первым со времен античности скульптурным изображением свободно стоящей человеческой фигуры в натуральную величину. («Гаттамелата» >>>> К тому же поколению, что и Гиберти, принадлежал еще один флорентиец, великий зодчий раннего Ренессанса Филиппе Брунеллески (1377-1446). Его исследования памятников античности повлияли на науку и архитектуру того времени, способствовали практическому переосмыслению древних теорий. А возрожденные мастером элементы классической архитектуры - колонны, треугольные фронтоны, круглые своды и купола -использовались вплоть до XX в. Самая известная работа Брунеллески (купол Флорентийского собора Сайта Мария дель Фьоре , 1420 — 1434 гг .) - подлинное чудо 1420-х гг., ставшее возможным благодаря из учению архитектуры Древнего Рима.(Воспитательный дом во Флоренции.>>>),(<<<капелла Пацци) Брунеллески стал одним из создателей законов перспективы - системы изображения предметного мира на плоскости. Эти законы были необходимы как скульпторам (при работе над рельефами), так и, в особенности, живописцам, которые не могли воспользоваться не имевшими перспективы античными образцами. Впрочем, они творили, следуя духу античности, вдохновляясь древней скульптурой, и первым, кто сумел добиться реалистичного и монументального изображения, стал Мазаччо (1401-28) - итальянский живописец. Представитель флорентинской школы, один из основоположников реалистического искусства Возрождения. Воплощал в религиозных сценах гуманистическ ие представления о совершенной человеческой личности. Произведения отличают энергичная светотеневая лепка, пластическая телесность, трехмерность фигур, монументализация и обобщение форм.
Художники и меценаты
Художники и меценаты На протяжении практически всего XV в. республиканской Флоренцией правили представители династии Медичи - банкиры и торговцы, привыкшие жить с королевским размахом. Они не жалели денег для прославления родного города и своего семейства. От мастеров им, подобно другим буржуа, был в первую очередь нужен декор - богатый яркими красками и бросающийся в глаза хорошо прописанными деталями. Наверное, величайшим продолжателем этой традиции был Сандро Боттичелли (ок. 1445-15Ю), творения которого отличают четкость линий, насыщенность цвета и отточенность фигур. Боттичеллиево "Поклонение волхвов", написанное по библейскому сюжету, впервые содержит изображение покровителей художника: довольные и самоуверенные лица Медичи весьма любопытно контрастируют с преисполненными нежности Мадонной и младенцем Иисусом. Наиболее известные работы Боттичелли ("Весна" и "Рождение Венеры") свидетельствуют о другой стороне ренессансного искусства - о страстном поклонении классическим мифам и мистической философии. Среди художников раннего Возрождения, работавших не во Флоренции, выделялись Андреа Мантенья (ок. 1431-1506) «Парнас» 1497, «Святой Себастьян»,1470) и Пьеро делла Франческа (ок. 1415-92), с точностью математика овладевший перспективой; в "Бичевании Христа">>> глубина изображения и удивительное спокойствие персонажей создают ощущение вечности. Первые три десятилетия XVI в. вошли в историю как Высокое Возрождение. Мастера, чья творческая зрелость пришлась на эти годы, в совершенстве овладели перспективой, игрой света и тени (т. н. кьяроскуро) и другими живописными приемами, придающими черты подлинности персонажам и предметам. Во время Высокого Возрождения центром итальянского искусства стал Рим, хотя все великие художники, работавшие в этом городе, были родом из других мест. В Рим их манило не знавшее границ меценатство, и, в частности, щедрость и внимание таких высокопоставленных служителей церкви, как папа Лев X и папа Юлий II, стремившихся возродить величие Рима и заодно увековечить свои имена. Гении эпохи Во время Высокого Возрождения три величайших мастера достигли подлинных высот художественного творчества. Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэль в глазах современников превосходили всех своим мастерством; возможно, именно с той поры в искусстве стали видеть высокое призвание художника, а не просто выполнение заказа за деньги. Леонардо (1452-1520), старший из них, обладал недюжинными талантами в разных областях, редко останавливался подолгу на одном предмете и в одном месте и оставил по себе лишь несколько полотен. Его полные жизни, но при этом таинственные <<<" Мадонна в скалах. ок. 1495-98. " и "Мона Лиза" как нельзя лучше отвечают классическим идеалам. «Дама с горностаем», «Тайная вечеря»>>>> Великий скульптор и художник флорентиец Микеланджело Буонаротти (1475-1564) четыре года расписывал потолок Сикстинской капеллы библейскими сюжетами, начиная от сотворения человека. («Изгнание из рая», «Сотворение Адама», статуя Давида) Творения Рафаэля (1483-1520) отличаются удивительной чистотой, гармонией и безмятежностью, даже если наполнены действием. Его изображения Девы Марии - нежные, женственные, и при этом идеальные в своей непорочности - заложили традицию на века. Среди известнейших работ Рафаэля - фрески в папских покоях Ватикана и, в частности, "Афинская школа">> - вершина Высокого Возрождения. <<< «Святое семейство с ягненком», «Сикстинская Мадонна». Самым известным зодчим той поры был Донато Браманте (1444-1514), придавший черты античной классики симметричным сооружениям (как Темпьетто в Риме>>) и первым представивший чертежи расходящихся лучами капелл и купола <<<собора св. Петра (который строился почти сто лет с участием Микеланджело и многих других мастеров). Возрождение в Венеции город каналов и гондол, отделенный морем от остальной Италии, Возрождение пришло позже. Но уже во второй половине XV в. Венеция явила миру великих Джованни Беллини (ок. 1430-1516) (<<<«Распятие», «Мадонна с Младенцем») Картина «Мадонна в лугах» необычна своим горизонтальным форматом. Как правило, живописцы изображали Мадонну с Младенцем на полотнах вертикального формата. Кроме того, не характерна для Беллини и поза Богоматери, сидящей на земле. Чаще всего художник писал Мадонну либо по пояс, либо на троне. Поза спящего Младенца Христа предвосхищает ту позу, в которой будет лежать на коленях Матери Его мертвое, снятое с креста тело. Пространство картины наполнено символическими деталями, вселяющими в душу зрителя грусть и тревогу. Самый пейзаж кажется окутанным печальной дымкой.>>> Джорджоне (ок. 1476-1510) <<< «Юдифь», «Спящая Венера» и Тициана (ок. 1487-1576). Венецианских художников от большинства современников отличали большая чувственность и меньший интеллектуализм в трактовке сюжетов, а выдающемуся мастеру портрета Тициану не было равных в передаче цвета и фактуры. «Венера и Адонис», «Флора», мужской портрет, «Венера перед зеркалом» Архитектор Андреа Палладио (1508-80) по образцам римской классики разработал стиль небольшого жилого дома (виллы), несколько столетий применявшийся другим и зодчими. <<Андреа Палладио. Вилла Мальконтента (Вилла Фоскари). 1550-е гг. ПАЛАЦЦО КЬЕРИКАТИ (1550) в Виченце, Северная Италия ЦЕРКОВЬ РЕДЕНТОРЕ (1576) на канале Джудекка в Венеции.
Архитектура Италии
Архитектура эпохи Возрождения в Италии (XIV-XVI вв.). Итальянская архитектура Раннего Возрождения открыла новую эпоху в истории европейского зодчества: она отказалась от господствующей в Европе готической системы и утвердила новые принципы, основанные на ордерной системе. Но при всей радикальности перемен в архитектуре она сохранила связь с богатейшим наследием старого итальянского зодчества. Архитектура Раннего Возрождения была еще архитектурой отдельного здания, а не архитектурой ансамбля, хотя замечательные попытки упорядочить облик целого города уже были, например, в Ферраре (архитектор Россетти). Треченто. XIV в. Собор в Орвьето. >> (начат в 1290 г.) — лучшее создание итальянской культовой архитектуры XIV в. Обширное здание продолжало традиции раннехристианских базилик в планировке и открытых стропильных конструкциях. В интерьере господствуют полуциркульные аркады, карнизами и декором подчеркнуты горизонтали. Готические элементы в наибольшей степени наполнили фасад, над которым в 1310—30 гг. работал сиенец Лоренцо Майтани, однако они были восприняты в чисто декоративном аспекте: остроконечные щипцы, башни, окно-роза — всего лишь графический рисунок на плоскости. Появившиеся позднее мозаики еще больше подчеркнули плоскостно-живописный характер фасада Майтани. (Трехчастное деление, перспективные порталы). Дворец Дожей (XIV-XV вв.). Открытая аркада нижнего этажа. Романские, готические и восточные элементы. Квадроченто. XV в. Начало новой эпохи в архитектуре связывают с именем Филиппе Брунеллески (1377-1446). Он был первым архитектором, который осознал необходимость реформы и ясно сформулировал идеи нового художественного мировоззрения. Теоретические размышления Брунеллески сыграли большую роль в переломе стиля. Предшествие теории практике характерно для искусства Ренессанса. Художники Возрождения понимали теорию искусства не в виде суммы полезных советов, они хотели видеть задачи и законы художественного творчества вообще. Брунеллески посвятил все свои силы изучению перспективы — основы всех художественных построений. Только в 1419 году он получил заказ, в котором мог воплотить свои новые архитектурные идеи. Это было светское здание — Воспитательный дом во Флоренции. >> Его считают первым зданием стиля Ренессанс, оно послужило образцом для всей архитектуры Возрождения. Художественный образ Воспитательного дома был необычен — открытая аркада, широкая лестница почти во всю ширину фасада. Совершенно новых форм не было, но Брунеллески сочетал их по-новому в точную гармоническую систему несомых и несущих частей. Простота, изящество, легкость постройки пленяли не одно поколение архитекторов. Творчество Брунеллески проникнуто глубоким пониманием гармонии античной архитектуры и в то же время связано с традициями тосканской архитектуры ХII-ХIV веков. Его смелое новаторство проявилось уже в первой крупной работе — грандиозном куполе собора Санта Мария делъ Фьоре >> (1420-1436). Он должен был осуществить проект, принятый задолго до его рождения,— соорудить гигантский купол, достигающий 42 метров в диаметре, не на круглом, а на восьмигранном основании. Принципиальная новизна его решения в том, что он предложил соорудить легкий пустотелый купол из двух оболочек. Второй после Брунеллески крупнейшей фигурой в итальянской архитектуре XV века был Леон Батиста Альберти (1404-1472). Разносторонне образованный, блестящий философ-гуманист, увлекающийся музыкой, математикой, правом, экономикой, поэзией, живописью, скульптурой, архитектурой. Ему принадлежит архитектурная энциклопедия Возрождения, названная в подражание Витрувию «10 книг о зодчестве». Альберти подробно разработал теорию идеального храма, в основе которого должен быть круг или приближающийся к нему многогранник как самая совершенная из природных форм. Альберти — энциклопедист-теоретик. В отличие от своих предшественников Альберти не руководил строительством, как средневековые мастера, а лишь составлял проекты зданий и наблюдал за ходом работ. Он творил в Ферраре, Флоренции, Римини и других городах Италии. Алъберти создал, новый тип архитектурного мышления. Он. преобразил облик городского дворца — палаццо. Альберти смело вводит элементы архитектуры античности в современное ему строительство. Образцом для фасада церкви Сант Андреа >> послужила римская триумфальная арка. Фасад флорентийского палаццо Руччелаи >> (проект осуществлен архитектором Росселино) разделен на три этажа ордером, прототипом, которого был ордер римского Колизея. Руст заменен гладко шлифованными блоками. Массивную арку ворот он заменил на прямоугольные двери, открывающиеся прямо на улицу, стены расчленил пилястрами, карнизами — облик светского здания очень изменился. Новый архитектурный стиль Ренессанса по-разному проявлялся в городах Италии под воздействием местных традиций и местного строительного материала. В Болонье, Ферраре, Вероне, Падуе появлялись разные варианты нового типа богатого жилого дома, загородной виллы, антикизированного храма. Со 2-ой пол. XV в. проявляет себя Венецианская школа. лишь к кон. XV в. складываются ренессансные ордерные принципы. Осн. особенность венецианской архитектуры: богатство арх. декора (полихромная мраморная облицовка, резьба и скульптура) Время Высокого Возрождения в архитектуре Италии было очень недолгим. Этот стиль ограничен пределами одной римской школы. Немногочисленные здания в чистом стиле Кватроченто выстроены в Риме и его окрестностях в основном по проектам Донато Браманте (1444-1514).Ему удалось осуществить мечту всех итальянских архитекторов начиная с Брунеллески — возвести сакральное здание центрического плана. Это небольшая капелла при церкви Сан Пъетро Монторио,(Ватикан) построенная в 1502 г. Она имеет форму цилиндра, расчлененного пилястрами и полукруглыми нишами, окруженного периптером с 16 колоннами. Здание обладает такими совершенными пропорциями, что кажется подлинным античным храмом. Темпьетто>>. («Маленький храм», Ватикан) В плане этот маленький храм представляет собой ряд концентрических кругов. Он стал разрешением проблемы центрического здания, проблемы равновесия всех пропорций, над которой работали архитекторы Возрождения. Темпьетто — высшее достижение ренессансной архитектуры в Риме. Папа Юлий II поручил Браманте разработку собора Св. Петра >> и создание новой огромной архитектурной композиции Ватикана. Чтобы соединить летнюю папскую резиденцию — виллу Бельведер — с Сикстинской капеллой, папским дворцом и строящимся собором, Браманте спроектировал длинные неширокие здания-коридоры, оставив между ними широкий двор с тремя понижающимися террасами. Принципиальная новизна работы Браманте в Ватикане в том, что он впервые после античности создал единый архитектурный ансамбль. Проектируя собор Св. Петра, Браманте хотел создать величественное крестово-купольное здание с применением римской бетонной конструкции; он хотел водрузить купол Пантеона на своды базилики. Строительство собора началось в 1506 г., но велось оно очень долго, план постройки неоднократно менялся. Смерть помешала Браманте довести до конца задуманную им постройку. Он успел только поставить массивные столбы, поддерживающие купол, и тем определил его диаметр. После его смерти встал вопрос, быть ли центрическому зданию или вернуться к идее продольной базилики. По плану великого Микеланджело купол был закончен только в 1593 г. Церковь Санта-Мария делле Грацие >> – церковь эпохи Возрождения в Милане, архитектор Джуинфорте Солари в1466 –1490 гг. Последующие модификации были сделаны архитектором Донато Браманте в1492–1497 гг. Браманте снес первоначальную полукруглую апсиду и соорудил на ее месте огромный куб с тремя апсидами и куполом,и пристроил портик с коринфскими колоннами. фреска Леонардо да Винчи «Тайная вечеря», Почти одновременно с работами над собором Св. Петра Микеланджело получил еще одно очень важное поручение — проект застройки Капитолийского холма. >> Его проект открыл новые перспективы архитектурного творчества в области создания ансамбля зданий. Раньше рассматривалось каждое здание в отдельности; Микеланджело впервые задумал площадь как целое, все элементы которого (лестницы, конная статуя Марка Аврелия, боковые фасады) ведут к центру — господствующему над городом и площадью дворцу Сенаторов. Площади Ренессанса были замкнуты со всех сторон, Микеланджело раскрывает углы и оставляет совершенно свободной одну сторону — с широким видом на город. Благодаря этому площадь делается частью городского пейзажа, сливается с окружающим простым убранством.
Живопсиь Италии
Живопсиь эпохи Возрождения в Италии: XIV-XVI вв. Началом ренессансной живописи считают эпоху Дученто, т.е. конец XIII века. Проторенессанс еще тесно связан со средневековыми романскими, готическими и византийскими традициями. Художники конца XIII — начала XIV вв. еще далеки от научного изучения окружающей действительности. Они выражают свои представления о ней, еще используя условные образы византийской изобразительной системы — скалистые горки, символические деревья, условные башенки. Но иногда облик архитектурных сооружений так точно воспроизведен, что это указывает на существование зарисовок с натуры. Мастера этого времени возрождают известный античности принцип светотеневой моделировки форм. Благодаря ей фигуры и здания приобретают плотность и объем. По-видимому, первым, кто применил античную перспективу, был флорентиец Ченни ди Пепо (сведения с 1272 по 1302), прозванный Чимабуэ. К сожалению, самая его значительная работа — серия росписей на темы из Апокалипсиса, жизни Марии и апостола Петра в церкви Сан Франческо в Ассизи дошла до нас почти в разрушенном состоянии. Лучше сохранились его алтарные композиции. Они тоже восходят к византийским прототипам, но в них отчетливо проступают черты нового подхода к религиозной живописи. Чимабуэ. Мадонна с ангелами. (Маэста – тронное изображение Марии) >> Влияние Византиских традиций – золотой фон. Трактовка объемов. Творчество Чимабуэ было исходным пунктом тех новых процессов, которые определили дальнейшее развитие живописи. Джотто ди Бондоне (1266-1337). Он создатель новой живописной системы, великий преобразователь всей европейской живописи, истинный родоначальник нового искусства. Самая знаменитая из дошедших до нас работ Джотто — цикл росписей в капелле дель Арена в Падуе, посвященный евангельским сказаниям о жизни Христа. Этот уникальный живописный ансамбль — одно из этапных произведений в истории европейского искусства. Вместо разобщенных отдельных сцен и фигур, свойственных средневековой живописи, Джотто создал единый эпический цикл. 38 сцен из жизни Христа и Марии («Встреча Марии и Елизаветы», «Поцелуй Иуды» >> «Оплакивание» и др.). Вместо привычного золотого византийского фона Джотто вводит пейзажный фон. Фигуры уже не парят в пространстве, а обретают твердую почву под ногами. И хотя они еще малоподвижны, в них видно стремление передать анатомию человеческого тела и естественность движения. Джотто придает формам почти скульптурную ощутимость, тяжесть, плотность. Он моделирует рельеф, постепенно высветляя основной красочный фон. Этот принцип светотеневой моделировки, позволявший работать чистыми, яркими красками без темных теней, стал господствующим в итальянской живописи вплоть до XVI века. Из многочисленных поздних фресковых циклов Джотто, сохранились лишь росписи двух капелл флорентийской церкви Санта Кроче. Они посвящены святому Франциску Ассизскому, основателю ордена нищенствующих монахов, жившему в конце XII — начале XIII вв «Благовещегье». Капелла дельи Скровеньи Падуя. >> «Изгнание». Капелла дельи Скровеньи Падуя. >> Влияние Джотто приобрело свою силу и плодотворность только через столетие. Художники Кватроченто осуществили те задачи, которые были поставлены Джотто. Этап Раннего Возрождения называют триумфальным периодом в истории искусства. Щедрость, размах художественного творчества в Италии XV века создает впечатление небывалой творческой активности скульпторов и живописцев. Слава основоположника живописи Кватроченто принадлежит флорентийскому художнику Мазаччо, умершему совсем молодым (1401-1428). Он первым решил главные проблемы живописи Возрождения — линейной и воздушной перспективы. На его фресках в капелле Бранкаччи флорентийской церкви Санта Мария делъ Кармине фигуры, написанные по законам анатомии, связаны между собой и с пейзажем. Его холмы и деревья уходят вдаль, образуя естественную воздушную среду. «Троица». 1427. >> Церковь Санта Мария Новелла. Событие помещается в пространство правильной линейной перспективы. Программа Ренессанса. << «Мадонна» 1426. Иисус облизывает виноградный сок с пальцев – символ крови. Флорентийская школа долгое время оставалась ведущей в искусстве Италии. В нем существовало и более консервативное течение. Некоторые художники этого направления были монахами, поэтому в истории искусства они получили название монастырских. Одним из самых известных среди них был Фра Биато Анжелико (1387-1455). Его образы библейских персонажей написаны в духе средневековых традиций, они полны лиризма, спокойного достоинства и созерцательности. Его пейзажные фоны пронизаны чувством жизнерадостности, характерным для эпохи Возрождения. В раннем творчестве – готические традиции. Затем: пластические поиски, открытие перспективы, утверждение радостного мироощущения. Фрески монастыря Сан-Марко. (Яркий, светлый колорит. Мягкая пластика.) «Сретение» (Мария 40 дн. принесла младенца в храм на посвящение богу), (справа). «Явление Христа Марии» (слева). Мон. Сан-Марко, 1440. >> Характерная черта живописи позднего Кватроченто — многообразие школ и направлений. В это время складываются флорентийская, умбрийская (Пьеро делла Франческа, Пинтуриккъо, Перуджино), североитальянская (Андреа Мантенъи), венецианская (Антонелло да Мессина, Джованни Беллини) школы. Один из самых выдающихся художников Кватроченто — Сандро Ботичелли (1445-1510). В искусстве Боттичелли происходит своеобразный синтез средневекового мистицизма с античной традицией, идеалов готики и Возрождения. Он изображает прекрасных античных богинь не в чувственных обликах земной красоты, а в романтических, одухотворенных, возвышенных образах. Две прославившие его картины — «Рождение Венеры» (1480) и «Весна» (1477-1480). Главная тема – античный миф. Открыл обнаженное тело. Прозрачные, легкие краски. Декоративная изысканна линия. Весна: божества любви и весеннего обновления располагаются вереницей на фоне апельсиновой рощи. Рождение Венеры: очертания зефиров и нимф напоминают занавес. Линия горизонта – простор. Ранний Ренессанс длился около столетия. Его завершает период Высокого Ренессанса, на который приходится всего около 30 лет. Главным центром художественной жизни в это время становится Рим. Если искусство Кватроченто—это анализ, поиски, находки, свежесть юношеского мироощущения, то искусство Высокого Ренессанса (Чинквиченто, XVI в.) — это итог, синтез, мудрая зрелость. Поиски художественного идеала в период Кватроченто привели искусство к обобщению, к раскрытию общих закономерностей. Главное отличие искусства Высокого Ренессанса в том, что оно отрешается от частностей, деталей, подробностей во имя обобщенного образа. Весь опыт, все поиски предшественников сжаты у великих мастеров Чинквеченто в грандиозном обобщении. Эта характеристика, может быть, больше, чем к другим деятелям Возрождения, подходит к Леонардо да Винчи (1452-1519). Он объединил в себе художественный и научный гений. Леонардо был ученым, изучающим природу не ради искусства, а ради науки. Поэтому до нас дошло так мало законченных произведений Леонардо: несколько гениальных достоверных картин его кисти, знаменитая сильно разрушившаяся фреска «Тайная вечеря» 1498 в Милане, множество рисунков и набросков. Леонардо был переполнен замыслами и ограничивался тем, что намечал в записях и эскизах пути решения той или иной задачи, оставляя потомкам их осуществление. Когда же он ставил цель создания законченного произведения, ему хотелось добиться предельного совершенства, и он работал долгие годы над одним произведением. Но каждое из созданных им произведении было открытием в искусстве. Его «Мадонна в гроте» (1483-94, Лувр (слева); второй вариант — 1487-1511, Национальная галерея (справа)) — первая монументальная алтарная композиция Высокого Ренессанса. Это большая картина распространенного в ренессансной живописи формата, который напоминает окно, закругленное наверху. Она стала образцом станкового решения композиции. Фигуры Марии, маленького Христа, маленького Иоанна Крестителя и ангела не просто расположены на фоне пещеры, а действительно внутри нее, в определенной среде, в которой ощущается реальное расстояние, воздушное пространство между фигурами. Это особое качество живописи Леонардо получило название «сфуматто» — воздушная дымка, обволакивающая все предметы, смягчающая контуры. На картине представлен скальный грот, в центре которого сидит Дева Мария. Возле нее расположились два младенца — Иисус и Иоанн Креститель и Ангел справа, за Иоанном. Новым этапом в искусстве была роспись стены трапезной монастыря Санта Мария делле Грацие на сюжет «Тайной вечери», который писали многие художники Кватроченто. Леонардо работал над этим произведением 16 лет. Громадная фреска, где фигуры написаны в полтора раза больше натуральной величины. Отразила размышления Леонардо о пространстве, линейной перспективе и выражении разнообразных эмоций в живописи. Он изобразил тот момент, когда Христос сказал: "Истинно говорю вам, что один из вас предаст меня", как психологический взрыв. Христос - центр композиции, вокруг которого собирается буря эмоций. Все средства использованы для того, чтобы привести глаз к фигуре Христа: основные цвета одежды (красный и синий), силуэт, выделяющийся на фоне окна. Фигура Иуды (четвертый справа от Христа) передвинута со своего обычного места с внешней стороны стола; его изображение вместе с остальными апостолами еще более усиливает драматизм происходящего. Двенадцать апостолов распределены на четыре группы по трое и изображены склоненными к Христу или отпрянувшими от него. Поскольку расположение тринадцати человек по одну сторону стола несколько неестественно, их прямое сопоставление поднимает эмоциональный накал, а уходящая в глубь перспектива (комната изображена в виде трапеции) создает эффект выталкивания фигур на зрителя. Одной из самых знаменитых картин в мире стала работа Леонардо «Джоконда». Этот портрет стал шедевром ренессансного искусства. Впервые в истории мирового искусства портретный жанр встал на один уровень с композициями на религиозную тему. Идеи монументального искусства Возрождения нашли яркое выражение в творчестве Рафаэля Санти. (1483-1520). Леонардо создал классический стиль, Рафаэль его утвердил и популяризовал. Искусство Рафаэля часто определяют как «золотую середину». Разносторонний художник, архитектор, монументалист, мастер портрета и многофигурной композиции, талантливый декоратор. После смерти архитектора Браманте он стал главным архитектором собора Св. Петра, ве