Глава 2 музыка как средство эстетического воспитания
2.1. Музыка как средство формирования эстетических и нравственных качеств личности…………………………………………..………………….....15
2.2. Воспитательный потенциал различных форм музыкальной деятельности и их роль в эстетическом воспитании детей…………………………………………………………………………………………………………………………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….......27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………. 29
ВВЕДЕНИЕ
Философия, как любая другая отрасль человеческой деятельности, развивается и усложняется. Давно уже сложилось своеобразное разделение труда между философами. Они разделились на философов-специалистов (специализирующихся в какой-нибудь одной области философии) и философов-систематиков, стремящихся охватить единым мысленным взором все богатство философских идей. И те, и другие философы нужны современному обществу.
Содержание философии составляют наиболее общие представления о мире в целом, его категориальной структуре, о человеке и обществе, в котором он живет, о способах деятельности или освоения человеком мира.
Исторически философия возникает после искусства и прежде естественных наук. Возможно, поэтому она вбирает в себя черты и того, и другого, как бы являясь промежуточным звеном [15 с. 32-35 ].
Цицерон говорил, что «философия есть медицина души». Но медициной души можно назвать и искусство. Нет, наверное, человека, которого ни разу в жизни не исцелила бы любимая песня или любимая книга. Как и философский текст, иное произведение искусства заставит задаться всеми этими вечными вопросами, а подчас просто перевернет все прежнее представление о мире. В конце концов, как и философия, искусство стремится рассмотреть мир в целом и рассмотреть мир субъективно, с точки зрения конкретного, отдельно взятого человека. Да, наверное, каждый человек имеет какое-либо отношение к философии, но каждого ли можно назвать философом? В философии – ученые пишут свои труды, а тот, кто чувствует необходимость, потом их читает, получая искомую пищу для ума. Однако философом в принципе можно назвать любого, кто преумножает мудрость. А чтобы преумножить мудрость, не обязательно писать трактатов, и это очевидно[1 с. 11-31].
Но почему же люди обращаются к философии, существует ли вообще необходимость в философствовании? Если понимать под необходимостью «полезность» для чего-то другого, то философия не является необходимой, по крайней мере на первый взгляд. Однако Аристотель говорил: «Все другие науки более необходимы, нежели философия, но лучше нет ни одной». Ведь полезность – понятие относительное, она присутствует только по отношению к цели. А первоочередная цель для каждого существа быть самим собой. А человек, когда он является самим собой, имеет свободный чистый разум, обладающий потребностью мыслить. Рано или поздно практически каждый человек обращается к философии, чтобы найти ответы на свои вопросы или отыскать начало пути, по которому идти, чтобы попытаться ответить самостоятельно.
Вопрос о соотношении искусства и философии действительно является очень сложным и многоплановым. Между этими двумя видами духовной деятельности человека, несомненно, есть глубокое родство, но нет полного внутреннего тождества. Философия и искусство, как говорил М.М.Бахтин, «нераздельны». Философия ближе к науке – она тяготит к логико-понятийному аппарату, к систематичности, к тому, чтобы высветить свои выводы в рационально-воспроизводимых формах рассуждения. Искусство же в принципе ориентировано на образно-символические формы познания и выражения[12 с. 24].
Искусство и философия – это взаимозависимые, но различные формы общественного сознания, которые, несмотря на всю близость своих содержательных областей, на свою равную направленность на предельно общие вопросы духа и бытия, отличаются методом познания и выражения.
Цель реферата: выявление возможностей искусства как средства познания мира и эстетического воспитания.
Главные задачи работы:
1. Раскрыть взаимосвязь философии и искусства, выявить значение искусства как способа отражения действительности и его роль в формировании личности человека;
2. показать, как музыка влияет на формирование духовной культуры личности, способствует всестороннему и гармоничному ее развитию.
Объект исследования:искусство как средство познания мира
Предмет исследования:влияние музыки на формирование эстетических и нравственных качеств личности и ее значение в эстетическом воспитании детей
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы; обобщение педагогического опыта учителей музыки; анализ собственного исполнительского опыта.