Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ)
Творческие способности являются сложными многоуровневыми интегральными образованиями, взаимосвязанными с различными психическими процессами и характеристиками, развиваются в детском возрасте. Наиболее характерными для учащихся младшего школьного возраста являются следующие ее показатели: творческая мотивация, повышенная эмоциональная чувствительность, познавательная активность, стремление к фантазированию, оригинальность, дивергентное мышление, чувствительность к проблемам, вариативность, чувство юмора, критичность, независимость.
Формирование творческих способностей младших школьников осуществляется с помощью разнообразных методов, средств, форм, методических приемов, использование которых позволяет развивать у учащихся дивергентное мышление, познавательную активность, творческую мотивацию и др. Одним из средств формирования творческих способностей младших школьников является теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) [12, с. 9].
В 70-ые годы Г.С.Альтшуллером был разработан алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ). Позже на его основе появилась теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). Методы ТРИЗ первоначально родились и использовались как мыслительные инструменты для анализа технических систем и продуцирования новых изобретательских идей. Но практика использования этих методов в обучении и воспитании детей показала их эффективность для развития способности к творчеству [40, с. 15].
К числу базисных положений ТРИЗ относятся следующие: технические системы развиваются по определенным объективным законам, что позволяет целенаправленно, без перебора множества вариантов решать изобретательские задачи, отличительным признаком которых является наличие противоречия; теория - катализатор творческого решения проблемы, знания - инструмент, основа творческой интуиции; творческими способностями наделен каждый; творчеству, как и любой деятельности, можно научиться. Особое место в ТРИЗ занимает курс развития творческого воображения, предназначенный для преодоления стереотипов мышления. С появлением ТРИЗ возрастает практическая возможность массового обучения технологии творчества [12, с. 10].
При использовании в процессе обучения методов и приемов ТРИЗ формируется стиль мышления, направленный, в первую очередь, на самостоятельную генерацию знаний, развиваются умения видеть, ставить и решать проблемные задачи в своей области деятельности, совершенствуются умения выделять закономерности исследуемого явления, возникает установка на использование ресурсов для решения поставленной задачи, происходит воспитание мировоззренческой позиции восприятия жизни как динамического пространства открытых задач.
Структурно содержание использования современной ТРИЗ в обучении можно представить как взаимосвязь таких компонентов, как развитие творческого мышления (включающего умение находить и выделять закономерности в объеме информации, владение навыками систематизации и структурирования информации и др.), творческого воображения (основными направлениями которого являются: активация каналов восприятия, обучение приемам снижения психологической инерции, развитие творческой интуиции и др.), творческой личности (владеющей способами организации творческого труда: умение планировать работу, освоением навыком обработки информации, повышением работоспособности, развивающей рефлексивные способности и др.). Накопленный в педагогике опыт использования ТРИЗ по развитию творческого мышления и воображения будет способствовать повышению эффективности формирования творческих способностей учащихся [12, с. 10].
В процессе формирования творческих способностей младших школьников в процессе обучения с использованием ТРИЗ раскрывается организационно-методическая структура процесса формирования творческих способностей, основывающаяся на концептуальных идеях личностно-деятельностного подхода. Обучение младших школьников строится на общедидактических (научности, систематичности и последовательности, наглядности и др.) и частнодидактических (задачного режима, ресурсного подхода, эмоционального сотрудничества) принципах, что предполагает активное использование в учебном процессе продуктивных методов и приемов обучения, ведущее место среди которых занимают методы и приемы ТРИЗ (метод системного оператора, приемы развития воображения, приемы разрешения противоречий, алгоритмы создания творческих продуктов, дидактические игры). Условиями, необходимыми для развития творческих способностей младших школьников являются: создание развивающей среды, обеспечение благоприятной психологической атмосферы, воспитание учителем собственного творческого начала, взаимодействие педагога и родителей.
Рисунок 2 – Модель формирования творческих способностей младших школьников в процессе обучения с использованием ТРИЗ [12, с. 12]
В результате обучения происходит личностное развитие учащихся, повышение степени мотивации и эмоциональности, познавательной активности, творческой реализации всех участников образовательного процесса.
Рассмотрим несколько самых популярных методов, используемых на уроках в начальной школе.
Метод аналогий (или синектика). Разработан У.Гордоном в 50-х годах ХХ века. В число рабочих механизмов творчества автором положены 4 типа аналогий: прямая, личная (эмпатия), символическая и фантастическая. В основе любой аналогии лежит сравнение и нахождение сходства в каком-либо отношении между явлениями, предметами, понятиями. Такое сравнение позволяет получить неожиданные ассоциации, взглянуть на ситуацию с новой стороны.
Прямая аналогия предполагает простое сравнение двух объектов и поиск общего между ними. Например, на что может быть похоже платье? (на листву деревьев, на стог сена, на доспехи рыцаря ...).
Личная аналогия (эмпатия) предполагает постановку себя на место объекта. В этом случае ученик должен взглянуть на ситуацию «глазами изучаемого объекта». Например, что думает рыбка из аквариума об обитателях квартиры? Что думает газовая плита о жителях квартиры? С кем из людей и вещей она дружит, а кого не любит? Почему?
Символическая аналогия используется для поиска какого-то важного качества или свойства, характеризующего сущность предмета или явления. Чаще всего это делается в виде яркой метафоры. Многие из метафор устоялись в языке и стали привычными. Например, небоскреб - очень большой дом, колотун - сильный мороз, забегаловка - столовая. С помощью символов можно показать какое-то действие, процесс, профессию, понятие. Например, профессию учителя могут символизировать горящая свеча или лампочка.
Фантастическая аналогия возникает тогда, когда используется фантастическое сравнение или невероятная сказочная ситуация. Например, квартира - словно пещера Али-Бабы и др.
Метод «Оператор РВС». РВС - это размер, время, стоимость. Для преодоления инерции мышления меняют эти параметры объекта. Этот метод используется во многих сказках и фантастических романах: главный герой становится то большим, то маленьким, то ускоряется, то замедляется, вплоть до полной остановки («Приключения Гулливера», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о потерянном времени»), может назначаться любая стоимость объекта («Жадный раджа»).
Сочинить сказку помогает прием «Точка зрения». Мир устроен системно: каждый объект (система) состоит из частей (подсистем) и сам является частью чего-то (надсистемы). Например, дом (система) состоит из этажей и является частью жилого квартала. Детям предлагается описать надсистему глазами того или иного героя (сначала - домашних и диких животных, потом - неодушевленных предметов). Такая работа сначала организуется фронтально, затем - в группах и индивидуально.
Полезно использовать следующие опоры: - Я вижу ... - Я удивляюсь ... - Я слышу ... - Я опасаюсь ... - Я чувствую ... - Мне приятно ... и т.п.
Дети продолжают предложения от имени какого-то персонажа. Полезно предложить ученикам задать вопрос от имени своего героя. Мел, например, может спросить: «Почему вы на меня все время давите?» Дальнейшая работа над содержанием сказки основана на мысленном «включении» героя в совершенно неожиданную для него надсистему и восприятии (описании) ситуации глазами героя. Например, необычным местонахождением мела является лужа, дерево, крыша дома [40, с. 16].
На уроках русского языка может использоваться методика рассказа по картинке, основанная на ТРИЗ. Эта методика реализуется поэтапно:
Шаг 1: «Дели!» - определение состава. Наводим глазок «камеры» на картинку так, чтобы в ней был виден только один объект. Называем объекты и схематически фиксируем их в кружочках на доске.
Шаг 2: «Давай!» - нахождение связей. Соединим два кружочка на доске и объясним, почему мы это сделали. Расскажем, как связаны между собой объекты в соединенных кружочках.
Шаг 3: усиление образности характеристиками. Используется прием вхождения в картинку. Активно исследуем картинку (можно использовать схематический рисунок) с помощью каждого органа чувств поочередно. Рассказываем о полученных ощущениях.
Шаг 4: копилка образных характеристик. Узнаем значение новых слов в толковом словаре, используем их для составления загадок, осуществления сравнений.
Шаг 5: «Отставай - Забегай!» - выстраивание временной последовательности. Выбираем одного из героев и представляем по шагам, что он делал раньше, до появления на картинке, что будет делать потом. На временной линии находим место для придуманных ранее (на шагах 2 и 3) предложений.
Шаг 6: переход на разные точки зрения. Определяем состояние одного из героев. Входим в его состояние и описываем окружение или события с точки зрения этого героя. Затем описываем все с точки зрения другого героя или этого же героя в новом состоянии. Включаем в рассказ описания с разных точек зрения [40, с. 17].
Педагогика творчества, реализующая технологию ТРИЗ, формирует у школьников такие актуальные мыслительные способности, как:
- уметь анализировать ситуацию и предвидеть ее развитие; рассуждать и обосновывать свое мнение;
- делать выводы и синтезировать новую информацию;
- видеть противоречия, ставить и решать задачи;
- гибко, бегло, оригинально мыслить; активно использовать воображение;
- быть чувствительным к красоте мыслительного процесса и его результата.
Таким образом, особая привлекательность технологии ТРИЗ заключается в том, что она практически не нуждается в интуитивности решения: упор перенесен на осознанные операции мышления.
ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СОСТАВА СЛОВА И ЭЛЕМЕНТОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ