Керамика России: Дымковская игрушка
Дымковская игрушка, пожалуй, один из самых старинных промыслов России. Он возник из любви к гончарной традиции вятских земель в глубокой древности. Дымковская игрушка (вятская, кировская игрушка), русский народный художественный промысел; издавна существует в слободе Дымково (ныне на территории города Киров). Дымковскую игрушку лепят из глины, обжигают и по грунту раскрашивают темперой, включают сусальное золото. Изображает животных, всадников, дам в кринолинах, сказочные, бытовые сцены.
Художественное своеобразие Дымковской игрушки определяется массивной лаконичной пластикой, подчeркнутой гармоничной декоративной росписью в виде крупного геометрического орнамента.
Дымковская игрушка - самый известный из глиняных промыслов России. Она отличается предельно простой и ясной пластической формой, обобщeнностью силуэта, яркой орнаментальной росписью по белому фону.
В образах краснощeких барынь, кормилиц, лихих всадников, сценах чаепитий, ярмарочных гуляний, весeлых каруселях продолжают жить трeхсотлетние традиции дымковского искусства, бережно сохраняется архаика древних образцов.
Дымковская вятская игрушка давно стала народной скульптурой. Отличие этого художественного промысла от других народных промыслов России состоит в том, что каждая игрушка - это авторская творческая работа мастериц ручной лепки и росписи, и существует в единственном экземпляре. Традиционно промысел дымковской игрупки не имеет серийного поточного производства.
Почти все игрушки - это свистульки, празднично расписанные по белой глине разноцветными полосами и линиями, кольцами и точечками, кружочками, похожими на цветы.
Свистульки имели формы различных тотемных животных: медведь, козёл, баран, олень, но по сути своей были очень просты, так их основная функция была магическая, а не декоративная. Несмотря на ритуальное значение глиняных свистулек, заметна некоторая ирония, с которой мастера их лепили. Медведь, например, мог играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, козёл мог быть одет в смешные штаны. Такие глиняные фигурки-свистульки лепили женщины и девочки задолго до праздника. Эта работа считалась исключительно женской.
В XIX веке праздник превратился в оживлённую ярмарку «свистунью», с непременным свистом. Магическое значение празднества утратилось. Свистульки сохранялись, но приобретали всё более вычурные, декоративные формы. Если в древности основным сюжетом были животные, то в XIX столетии появляются женщины в нарядных одеждах, с младенцами, птицами, с корзинами с пирогами, с коромыслами, на скамеечках и в лодочках. Позже мастера дымковской игрушки обращаются к городским сюжетам: дамы-модницы, горожане, офицеры, купчихи, скоморохи.
Что бы не изображала дымковская игрушка, её всегда можно отличить своей неповторимой нарядной раскраской. На белом фоне очень весело смотрятся синий, голубой, зелёный, жёлто-оранжевый, малиновый цвета. Их может быть до десяти. Орнамент всегда прост: клетки, полоски, круги, точки, ромбики, зигзаги в разных сочетаниях. Но эти простые геометрические узоры несут некую информацию. Например, синяя волнистая полоса обозначает воду, перекрещенные полоски – сруб колодца, круг с серединкой-звёздочкой – солнце и другие светила.
Игрушки эти очень просты. В фигурке барыни выделяется голова в кокошнике да юбка - колокол с передником. Наездник может быть не только на коне, но и на козле, свинье или петухе. Корова, баран, козeл очень похожи между собой, а отличаются друг от друга только формой рогов.
Техника изготовления дымковской игрушки тоже очень проста. Игрушку лепят руками из местной красной глины, перемешанной с речным песком. Свистульки прокалывают палочкой. Фигурку лепят по частям. Отдельные элементы соединяют между собой жидкой глиной. Швы сглаживают мокрой тряпкой. Игрушку просушивают и обжигают, а затем покрывают белилами (мел, разведённый с молоком) и расписывают. Роспись дымковской игрушки нарядна и декоративна. На белом фоне очень ярко сверкают малиновый, синий, зелeный, жeлто-оранжевый цвета.
Каждая дымковская игрушка – это ручная работа, которая существует только в единственном экземпляре. Каждая мастерица вносит свой почерк и колорит. Промысел дымковской игрушки и по сей день не имеет серийного производства, что отличает его от других народных промыслов.
Сегодня дымковскую игрушку может попробовать изготовить любой взрослый и ребёнок, даже не имеющий специального образования. Нужна только глина, кисточка, краски и ваша фантазия.
Современная керамика
Керамика современности давно уже не сталкивается с проблемой заготовки дров, поиска месторождения глины, перетирания глазурей вручную. Глина и глазури продаются в специальных магазинах, печи работают на электричестве, температуру и режим обжига можно с лёгкостью задать через компьютер. Гончарные круги больше не раскручивают ногой, тратя на это массу сил, достаточно нажать на педаль, и станок будет вращаться с любой скоростью. У керамистов есть выбор, какую глину купить – шамотную или гончарную, красную или белую, низкожгущуюся или тугоплавкую.
Но это только внешние изменения. В целом технология не изменилась, просто сократился путь от задумки к реализации. К тому же старинные технологии не забыты до конца. Особо заинтересованные мастера воссоздают старинные земляные печи и, получая массу интересных впечатлений, обжигают в них свою керамику. Этот процесс в Европе возведёт в ранг шоу. Собираются зрители, и мастера показывает им свои керамические фокусы, демонстрируя старинные технологии, такие как «раку», «обвара» и дымление.
Сейчас коммерческая керамика делится на много разных направлений. Это керамическая посуда, интерьерная керамика, настенные тарелки, облицовочная плитка, различные панно, изразцы, керамическая мозаика, сувенирная пластика, садово-парковая скульптура и даже мебель. Камины и печи по сей день, украшают интерьеры многих домов, как городских, так и загородных. Интерьерная скульптура, вазы, элементы украшения стен, даже просто пепельницы – все это может быть сделано из керамики. Этот материал наполнен теплом и всегда вносит долю уюта в наше жильё.
Заключение
Керамическая посуда до сих пор ценится более чем какая-либо другая. И не смотря на то, что человечество придумало уже массу других, современных и прогрессивных материалов, керамика не перестаёт быть актуальной. Производство данного продукта должно существовать, а знания передаваться из поколений в поколений.
Список использованной литературы:
1. Акунова, Л.Ф., Приблуда, С.З. Материаловедение и технология производства художественных керамических изделий./ Акунова Л.Ф., Приблуда С.З. -М.: Феникс ,1979. -165 с.
2. Третьяков, Ю.Д., Керамика - материал будущего./ Ю.Д . Третьяков .- М.: Знание, 1987. 48 с.
3. Третьяков, Ю.Д., Лепис, Х.Л. Химия и технология твердофазных материалов./ Ю.Д Третьяков,. Х.Л Лепис. - М.: МГУ, 1985. -256 с.
4. Шевченко ,В.Я., Баринов ,С.М. Техническая керамика. / В.Я Шевченко, С.М Баринов- М.: Наука, 1993.- 187 с.
5. Реми , Г. Курс неорганической химии ./ Г. Реми. – М.: «Мир» , 1972.-270 с.
«Энциклопедический словарь юного химика»/ Сост. В.А. Крицман, В.В. Станцо. – М.: Педагогика, 1982.
6. «Керамика» - Википедия. https://ru.wikipedia.org/wiki/Керамика
[1] Акунова, Л.Ф., Приблуда, С.З. Материаловедение и технология производства художественных керамических изделий./ Акунова Л.Ф., Приблуда С.З. -М.: Феникс. -130 с.
[2] Третьяков, Ю.Д., Керамика - материал будущего./ Ю.Д . Третьяков .- М.: Знание. 31 с.
[3] Третьяков, Ю.Д., Лепис, Х.Л. Химия и технология твердофазных материалов./ Ю.Д Третьяков,. Х.Л Лепис. - М.: МГУ. -203 с.
[4] Акунова, Л.Ф., Крапивин ,В.А. Технология производства и декорирование художественных керамических изделий./ Л.Ф. Акунова, В.А . Крапивин .- М.: Дом .-75 с.
[5] Акунова, Л.Ф., Приблуда, С.З. Материаловедение и технология производства художественных керамических изделий./ Акунова Л.Ф., Приблуда С.З. -М.: Феникс. -80 с.
[6] Акунова, Л.Ф., Крапивин ,В.А. Технология производства и декорирование художественных керамических изделий./ Л.Ф. Акунова, В.А . Крапивин .- М.: Дом .-50 с.
[7] Акунова, Л.Ф., Приблуда, С.З. Материаловедение и технология производства художественных керамических изделий./ Акунова Л.Ф., Приблуда С.З. -М.: Феникс. -57 с.