Особенности сценария массового театрализованного
Празднества
Особенности сценария массового театрализованного празднества, как его литературной основы, так и элементов композиции, обусловлены прежде всего видовыми качествами самого празднества. Но надо иметь в виду следующее. Если одной из родовых"! специфических особенностей драматургии театрализованных пред- | ставлений любого вида является непосредственная связь с кон- ) кретной действительностью, то этот признак для театрализованно-/ го празднества является главным, определяющим, потому что именно в празднестве грани между жизнью и искусством, актером и зрителем наиболее стерты, размыты.
Определяя сущность празднества на материале карнавальной культуры эпохи Возрождения, М. Бахтин подчеркивал, что в карнавале сама жизнь играет без сценической площадки, без рампы, без актеров и без зрителей.
Комплексность и многогранность элементов празднества-пред-Л
ставления также определяют специфику его сценария. ^
Являясь наиболее сложной полифонической формой театрализованного представления, массовое театрализованное празднество требует и более сложной комплексной формы литературного выражения и оформления.
В драматургии театральной и даже кино очень большое место отводится слову, разработке взаимоотношений между персонажами, причинно-следственных связей, психологическому развитию образов и т. п. В сценарии массового театрализованного представления словом пользуются чрезвычайно экономно, а причинно-следственные связи и психологизм заменяются другими компонентами и средствами выразительности. Иначе говоря, необходимость через внешнюю форму подачи материала выразить внутренний образ представления (соответствующий его идее, «сверхзадаче», особому ритму, настроению) обусловливает и специфику драматургии массового театрализованного празднества, проявляющуюся в поэтапности работы над сценарием и в его структурных особенностях.
В практике организации и постановки театрализованных празднеств четко обозначились три основных этапа работы и соответствующие им варианты, или звенья, сценария: так называемый сценарный (рабочий) план, литературный сценарий, рабочий сценарий (или монтажный лист).
Что касается самого творческого процесса, то здесь канонов, безусловно, быть не может. Методически определить четкую последовательность этапов работы невозможно: они взаимосвязаны и взаимопроникаемы. Но практика показывает, что создание сценарного плана часто предшествует написанию литературного сценария или последний отдельно не пишется вовсе, а лишь обговаривается в первых «прикидках», в эскизных мечтаниях. Отсутствие
же сценарного плана и монтажного листа практически исключает возможность организации постановки театрализованного празднества как социально-художественного явления.
Итак, создание сценарного плана — это часто первый подступ к теме и к решению художественного образа празднества-представления в целом. Этот момент драматургической работы, как правило, совпадает с процессом изучения материала (места и времени действия —■ в первую очередь). Сценарист-режиссер любого театрализованного представления, а массового празднества тем более, на первых этапах работы неизбежно уподобляется ученому: он должен в идеале лучше всех знать предмет исследования. Не случайно один из видных современных режиссеров А. В. Эфрос говорит о том, что он может поспорить с любым шекспироведом относительно знания эпохи и автора, когда работает над постановкой пьесы великого драматурга.
А какая огромная, несколько лет продолжавшаяся исследовательская работа всего творческого коллектива создателей и организаторов празднеств открытия и закрытия московской Олимпиады предшествовала появлению замысла и общего плана незабываемых уникальных представлений!
Обычно решение общего замысла и отдельных важных эпизодов возникает, «открывается» лишь в процессе работы, в поиске. Вот как рассказывает народный артист СССР И. М. Туманов об одной из «находок» празднеств Олимпиады, о дорожке для факелоносцев.
— В Швейцарии в штаб-квартире МОК мне показали кинозаписи церемоний открытия многих Олимпиад. Я обратил внимание на одну деталь: спортсмены с факелами, направляясь к чаше, все время были спиной к зрителям. Хотелось избежать этого. Появился замысел дорожки, на которой факелоносец к любой трибуне находился бы в профиль. Сколько же трудностей пришлось преодолеть, прежде чем появилась дорожка! В ее создании приняли участие несколько научно-исследовательских институтов.
Именно в процессе изучения материала возникает общее видение будущего театрализованного празднества как необходимая часть всей его драматургии. Это представление и оформляется сначала в сценарный план.
Следовательно, сценарный план — не что иное как обобщенное выражение композиционной структуры театрализованного празднества. Именно в сценарном плане наиболее отчетливо проступает конструктивная мысль автора. И совершенно правы сценаристы и режиссеры, утверждающие в сценарной драматургии приоритет каркасно-конструктивных «балочных» принципов построения над всеми другими. При этом необходимо, чтобы конструкции были заметны и отчетливы только в процессе работы. Дальнейшие этапы творческого процесса как раз и призваны обеспечить непосредственность и непрерывность развития действия.
Определение основных эпизодов и характер их чередования, создающий тот или иной ритмический рисунок будущего сцена-
рия — вот главное, что дает в процессе создания празднества работа над сценарным планом.
В конкретно-графическом изображении сценарный или рабочий план — это запись по порядку наименований эпизодов и номеров внутри эпизодов, а также краткая характеристика пролога и эпилога празднества.
У опытных режиссеров сценарный план иногда возникает в сознании сразу же в процессе знакомства с материалами, характером и условиями проведения празднества-представления и почти не претерпевает существенных изменений. В большинстве же случаев при последующих этапах сценарной работы и постановки коррективы велики, существенны, и это закономерно, так как работа при дальнейшем литературном оформлении материала празднества идет целенаправленно в русле развития темы, «сверхзадачи» и идеи будущего представления.
Итак, в литературном сценарии дается общее описание всех эпизодов празднества, разрабатываются тексты, основные принципы оформления, характер передвижения групп людей, масс и многое другое.
В процессе работы над литературным сценарием еще более конкретно определяется и уточняется общая структура всего празднества, напряженность действия (и связанная с нею эмоциональность) того или иного эпизода. На этом этапе работы устанавливается и необходимый темп всего празднества-представления в целом, динамика его единого драматического действия. А от этого в известной степени будет зависеть и длительность эпизодов, и количество номеров, и многое другое.
Описания места и времени действия (общего «настроения дей-стви'я»), данные в литературном сценарии, служат отправным пунктом для работы художника, которая не может начинаться с середины или в конце драматургической работы, продолжающейся в течение почти всего периода организации и постановки празднества-представления.
Вот как записан в литературном сценарии фрагмент Пролога стадионного празднества-представления в честь 60-летия Ленинского комсомола.
«Звучит сигнал фанфар. В ворота № 1 на полном скаку въезжают три всадника в кавалерийской форме. В руках у первого горящий факел, у второго — красный флаг, у третьего — кавалерийская труба. Всадники совершают круг по беговой дорожке и останавливают коней по центру фоновой трибуны, повернув их в сторону зрителей. Один из всадников оставляет повод товарищу и, сойдя с коня, поднимается вверх по фоновой трибуне к факельной чаше. Вспыхивает огонь Славы. В обе стороны от середины фоновая трибуна заполняется алым цветом.
Всадник с флагом поднимается в стременах и, словно к кавалерийскому строю, обращается к зрителям... На красном фоне фоновой трибуны появляется желтая надпись—1919».
В литературном сценарии театрализованного празднества да-
I
ется также подробное описание сюжета хореографических и пластических композиций, светозвуковых, фоновых и других изображений.
Третий заключительный момент драматургической работы над созданием массового театрализованного празднества — это написание рабочего сценария или монтажного листа. Надежным помощником режиссера в организации всего массового театрализованного празднества называет рабочий сценарий И. М. Туманов, подчеркивая, что этот сценарий является «документом, включающим в себя все то, что происходит во время праздника: время, место, участники, ход действия». Режиссерской документацией назвал все, что включается в понятие рабочий сценарий или монтажный лист, другой известный постановщик массовых празднеств Д. В. Тихомиров. В своей книге «Беседы о режиссуре театрализованных представлений» он отмечает, что правы те, кто называет монтажный лист режиссерской партитурой, в которой «точно расписываются все компоненты каждого номера, все средства его обеспечения. В нем содержатся задания всем службам».
И в самом деле, музыка, свет, пиротехника, специальная бутафория и даже передвижение масс — все это элементы драматургии празднества, и партитура его — это конечное интегрированное выражение предшествующих звеньев сценария. Без огромной предварительной общей и конкретной, с учетом каждой детали работы не может быть четкого и реально осуществимого монтажного листа. И в этом смысле план-задание по каждому эпизоду или номеру, по каждому элементу празднества — тоже часть его драматургии. Вот как конкретно и точно был представлен план-задание комитету по профессионально-техническому образованию при подготовке к проведению одного из массовых празднеств.
План-задание
Комитету по профессионально-техническому образованию по подготовке и проведению театрализованной манифестации, посвященной 50-летию Киргизской ССР и Компартии Киргизии.
1. 400 спортсменов в спортивных белых костюмах.
2. Колонна учащихся и мастеров-наставников в форме ПТУ
со знаменами, лозунгами и транспарантами — 2000 человек, из
них 200 человек выпускников на посвящение. В руках серпы и мо
лоты для выполнения определенных упражнений.
3. Три машины с металлорежущими станками.
4. Красные ленты для молодых рабочих •— 200 шт.
5. Отпечатать типографским способом «наказы» молодым ра
бочим — 250 шт.
6. Изготовить 400 бутафорских тюльпанов.
7. 1000 человек для спортивной композиции, в том числе:
ГПТУ № 17 — 500 человек, ГПТУ № 10 — 500 человек.
8. Изготовить металлических линеек, размер 1200x80x2 мм —
1000 шт.
9. Щитки фанерные, разноцветные, размером 40X40—100 шт.
Количество граф и колонок, в которых сверху до низу расписываются действия каждого компонента в рабочем сценарии или монтажном листе может быть разным в зависимости от масштаба празднества и количества составляющих его элементов.
В книге Д. В. Тихомирова «Беседы о режиссуре театрализованных представлений» дается исчерпывающая характеристика двенадцати таким графам, содержащимся в партитурах некоторых, созданных им массовых представлений и приводится образец монтажного листа.
Мы охарактеризовали здесь три основные этапа сценарной работы и три формы сценарного воплощения этих этапов (звеньев). Но, разумеется, можно вычленить и еще более конкретные звенья работы и формы их воплощения. Так, например, сценарный план в самом первом приближении «проглядывает» уже в режиссер-ско-сценарной заявке. Также можно вычленить момент в репетиционной работе, когда тексты и отдельные детали мешают репе-тиционно-монтажной работе и создается расширенный сценарно-режиссерский план всего представления. Частью всей сценарной работы является и режиссерская схема празднества, представляющая собой руководство к действию для всех служб, принимающих в нем участие.
Подводя итоги рассмотренным в учебнике проблемам, следует еще раз подчеркнуть мысль о необходимости учета тесной связи теории и практики, в данном случае самого процесса развития и становления театрализованных представлений на протяжении целых исторических эпох. Без такого общего и широкого взгляда на театрализованные празднества сегодня немыслимо углубленное рассмотрение и осмысление их сущностных элементов, как невозможно увидеть и перспективу дальнейшего развития самого этого многоаспектного явления.
Совершенно очевидно, что драматургии народных театрализованных представлений и празднеств прошлого в литературном выражении нет и быть не могло, и ее история — это то, что мы знаем о самих представлениях по описаниям этнографов, очевидцев, собирателей фольклора и т. п. До настоящего времени история этого рода представлений рассматривалась бессистемно, главным образом в отдельных разделах учебников и учебных пособий по истории мирового театра и рассматривалась чаще всего как придаток к театру профессиональному или, в лучшем случае, как предыстория профессионального театра той или иной исторической эпохи. На неправомерность такого отношения к народным театрализованным представлениям совершенно справедливо указывает исследователь русского народного театра Н. И. Савуш-кина. В своей работе «Русский народный театр» (М., 1976) она отмечает: «Сравнительно рано материалы по народному театру вошли в труды по истории русского профессионального театра и истории литературы как «истоки» профессионального искусства.
Авторы работ такого плана (как дореволюционных, так и советских) рассматривают общую историю театрализованного искусства как процесс развития от самых низших, элементарных форм, к формам сложным, высшим. В этом ряду народному театру принадлежит «нижнее» место. С точки зрения истории профессионального театра это, возможно, и правильно. Однако применительно к народному театру, как таковому, т. е. народному театральному искусству в его самостоятельном историческом развитии, такое рассмотрение неверно, так как в народной культуре процесс накопления и изменения драматических и исполнительских форм был самостоятельным, хотя и происходил не без влияния профессионального искусства. Кроме того, многие элементарные формы народного театра сосуществовали с развитыми в настоящем взаимодействии, обладая как общими признаками, так и отличительными чертами, основанными на народной эстетике».
К сожалению, в рамках данного издания автор не мог более подробно изложить историю театрализованных представлений. В настоящую книгу (из-за ее объема) не включены описание и анализ театрализованных представлений и празднеств в странах Востока и других континентов, народы которых донесли до нас почти в первозданной целостности элементы празднеств древнейших доисторических и более поздних эпох. Тем не менее, мы попытались, по возможности концептуально, проследить общую схему развития театрализованных представлений с доисторических времен до наших дней.
Теория драмы, как и всякая теория, не терпит догм, раз и навсегда утвержденных определений, не стоит на месте. Именно поэтому автор счел необходимым предложить вниманию студентов разработки, сделанные на основе современных исследований (см. список рекомендуемой литературы).
Изучая проблемно-теоретическую сторону одного из древнейших и вместе с тем современнейших видов искусства, каким является искусство массовых театрализованных представлений и народных празднеств, постигая то, что сегодня многим практикам, успешно работающим в сфере этого искусства, еще кажется тайной за семью замками, мы исходили из того, что нельзя разрешить ни одной проблемы, пока не найден основополагающий принцип, связующий в органическое единство все составляющее явление.
Таким самым главным и сущностным принципом, дающим возможность и право считать сценарную драматургию театрализованных представлений именно драматургией, на наш взгляд, является особая природа драматического конфликта, проявляющегося через композицию как монтаж внешне разнородных, но имеющих глубокую внутреннюю связь элементов.
Это явилось основанием построения системы понятий, позволяющих разобраться в специфических особенностях драматургии народного театра разных видов, театра в самом широком смысле этого слова, не отрывая его от художественно-культурной сферы, от сферы искусства.
Рекомендуемая литература
Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве. М., 1976.
Ленин В. И. О литературе и искусстве. М., 1976.
Брежнев Л. И. О коммунистическом воспитании трудящихся. М., 1975.
О мерах по дальнейшему развитию художественного творчества. Постановление ЦК КПСС—Правда, 1978, 2 апреля.
О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы. Постановление ЦК КПСС—Советская культура, 1979, 9 мая.
Крупская Н. К. Основы политико-просветительной работы.—Пед. соч. М., 1959, т. 6.
Луначарский А. В. Агитация и искусство. — Собр. соч. М., 1967, т. 7.
Луначарский А. В. О театре и драматургии. М., 1958.
Луначарский А. В. О народных празднествах.— В сб.: Золотые россыпи России. М., 1966.
Абрамович Г. Л. Введение в литературоведение. М., 1970.
Аристотель. Об искусстве поэзии. М., 1957.
Ардов В. Е. Разговорные жанры эстрады и цирка. М., 1968.
Асеев Б. Н. Русский драматический театр от его истоков до конца XVIII века. М., 1977.
Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965.
Белоусов Я. Праздники старые и новые. Алма-Ата, 1974.
Богатырев П. Г. Вопросы теории народного искусства.
м- 1971- лд ,«~,
Бра бич В., Плетнёв Г. Зрелища древнего мира. М., 1У/1.
Брехт Б. Театр.—Собр. соч. М., 1965 т. 5/2. Б рудный В. И. Обряды вчера и сегодня. М., 1968. Владимиров С. Действие в драме. Л., 1969. Виноградов-Мамонт Н. Г. Красноармейское чудо. Л.,
1972.
Волькенштейн В. Драматургия. М., 1969.
Генкин Д. М. Массовые праздники. М., 1975.
История зарубежного театра/Под ред. Г. Н. Бояджиева и др. М., 1971, 1972, 1977, т. 1-3.
Карягин А. Драма как эстетическая проблема.—В сб.: Вопросы эстетики. М., 1960, вып. 3.
Катышева Д. Н. Литературный монтаж. М., 1973.
Клубоведение/Под ред. С Н. Иконниковой, В. И. Чепелева.
М., 1980.
ЛоусонДж. Г. Теория и практика создания пьесы и киносценария. (Перевод с англ.). М., 1960.
Мазаев А. И. Праздник как социально-художественное явление. М., 1978.
П е т р о в И. В. 50 и 500. М., 1960.
Поэзия крестьянских праздников. Л., 1970.
Пудовкин В. Избранные статьи и письма. М., 1955.
Массовые праздники и зрелища/Сост. В. Н. Глан. М., 196]
Режиссура массовых зрелищ. М., 1964.
Рабинянц Н. Театр юности. Л.—М., 1959.
Розовский М. Режиссура зрелища. М., 1973.
Руднев В. А. Советские обычаи и обряды. Л., 1974.
Русская народная драма XVII—XX веков. Хрестоматия. М., 1953.
Сахновский-Панкеев В. Драма. Л., 1969.
С era л М. Д. Физкультурные праздники и зрелища. М., 1977.
Театрализованные праздники и зрелища 1964—1972. М., 1976.
Товстоногов Г. А. Круг мыслей. М., 1976.
Тихомиров Д. В. Беседы о режиссуре театрализованных представлений. М., 1977.
Тривас М. Сатира и юмор на эстраде. М., 1973.
Туманов И. М. Режиссура массового праздника и театрализованного концерта. М., 1976.
Угринович Д. М. Обряды. За и против. М., 1975.
Чечётин А. И. Драматургия театрализованных представлений. М., 1979.
Шароев И. Режиссер эстрады и массовых представлений. М., 1975.
Юнаков с кий В. С. Сценарное мастерство. М., 1974.
Яхонтов В. Театр одного актера. М., 1958.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие.......................................................................................................... 3
Часть первая