Проблема восприятия поэта через его творчество. Поэзия Фета – возвышенная, «искусство для искусства» - и внутренний облик Фета-человека, достаточно меркантильного, гонящегося за славой, признанием.
Проблема единства поэта и его поэтического (и прозаического) слова. Глубина и самобытность Бродского – и его лирики. Примеры. Эмоциональность и жизнеприятие Пушкина –и его «Зимнее утро», а также «Вновь я посетил»
75 По Л. Павловой.
(1)Знаете ли вы, что существует множество разновидностей манеры вести спор? (2)Понаблюдайте за своими товарищами во время диспута, дискуссии, полемики – вы, конечно, убедитесь, что ведут они себя по-разному. (3)Одни, например, держатся уважительно по отношению друг к другу, не прибегают к нечестным приёмам и уловкам, не допускают резкого тона. (4)Они внимательно анализируют доводы, которые предлагает оппонент, и основательноаргументируют свою позицию. (5)Как правило, во время такого спора стороны испытывают глубокое удовлетворение, желание разобраться в обсуждаемых проблемах. (6)Другие же, вступив в спор, начинают себя чувствовать, как на войне, поэтому они применяют непозволительные уловки. (7)Главное – наголову разбить противника, поставив его в невыгодное, с их точки зрения, положение. (8)Значит, и вам нужно находиться в боевой готовности. (9)Наконец, есть и такие горе-спорщики, которые ведут себя самым непозволительным образом. (10)Они в грубой форме обрывают оппонента, унижают его оскорбительными выпадами, говорят пренебрежительным или презрительным тоном, насмешливо переглядываются со слушателями, одним словом, ведут себя как невоспитанные люди. (11)Таким образом, поведение полемистов, безусловно, влияет на успех обсуждения, поэтому понимание особенностей манеры спорить, умение на лету уловить изменения в поведении своих оппонентов, конечно, позволяет лучше ориентироваться в споре, наиболее точно выбирать вариант собственного поведения и определять тактику в споре. (По Л. Павловой)
Проблема неумения слушать собеседника, неуважения к оппоненту. Базаров и Павел Петрович Кирсанов. Непонимание собеседника (рассказ Чехова «Злоумышленник» - два класса – два полюса, нет взаимопонимания, отдаленность от народа). Современность – бешеные споры и дрязги в Думе (Жирик), «К барьеру» с Владимиром Соловьевым, Кургинян, брызжущий слюной, категоричный ксенофоб Проханов, категоричность Евгении Альбац в программе «Полный Альбац» - затыкание рта собеседнику, мнение которого расходится сее – единственно верным. Положительный пример – Владимир Познер как журналист, умеющий выслушать собеседника, а не обрывать его, и показать зрителю истинную его сущность, дать возможность самому оценить позицию выступающего
76 По И. Гончарову.
(1)Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного человека или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием. (2)Когда он был дома – а он был почти всегда дома, – он все лежал постоянно в одной комнате, где мы его нашли, служившейему спальней, кабинетом и приёмной. (3)У него было ещё три комнаты, но он туда заглядывал разве что утром, когда человек мёл кабинет его, чего всякий день не делалось. (4)В тех комнатах мебель закрыта была чехлами, шторы спущены. (5)Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною. (6)Там стояло бюро красного дерева, два дивана, обитыешёлковою материею, красивые ширмы с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами. (7)Были там шёлковые занавесы, ковры, несколько картин, бронза, фарфор и множество красивых мелочей. (8)Но опытный глаз человека с чистым вкусом одним беглым взглядом на всё, что тут было, прочёл бы только желание кое-как соблюсти видимость неизбежных приличий, лишь бы отделаться от них. (9)Обломов хлопотал, конечно, только об этом, когда убирал свой кабинет. (10)Утончённый вкус не удовольствовался бы этими тяжёлыми, неграциозными стульями красного дерева, шаткими этажерками. (11)Задок у одного дивана осел вниз, наклеенное дерево местами отстало. (12)Сам хозяин, однако, смотрел на убранство своего кабинета так холодно и рассеянно, как будто спрашивал глазами: «Кто сюда натащил и наставил всё это?» (13)От такого холодного воззрения Обломова на свою собственность, а может быть, и ещё от более холодного воззрения на тот же предмет слуги его, Захара, вид кабинета, если осмотреть там всё повнимательнее, поражал господствующею в нем запущенностью и небрежностью. ( По И. Гончарову)
Проблема бездеятельности, лени, праздности. Русские народные сказки про Василису, Емелю, МилитрисуКирбитьевну. Дом Манилова – все не завершено, «на эти кресла не садитесь: они ЕЩЕ не готовы». Необустроенность быта, бесхозяйственность.