Пропуск букв, искажение слов. 4
Жи – ши, ча – ща, чу – щу. 3
Пропуск букв, искажение слов. 4
Оформление предложений. 5
Слова с непроверяемыми безударными гласными. 6
Проверяемые безударные гласные в корне. 7
Безударные гласные в приставках. 8
Звонкие и глухие согласные. 9
Слова с двойными согласными. 10
Предлоги и приставки. 11
Непроизносимые согласные. 12
Перенос слов. 13
Ь – показатель мягкости согласных. 14
Разделительный мягкий знак. 15
Разделительный твёрдый знак. 16
Мягкий знак в конце существительных после шипящих. 17
Имена собственные. 18
Сложные слова. 19
Родовые окончания имён прилагательных. 20
Падежные окончания имён существительных. 21
Падежные окончания имён прилагательных 22
Личные окончания глаголов. 23
Жи – ши, ча – ща, чу – щу.
Помни!
Согласные ж, ш - всегда твёрдые.
Согласные ч, щ – всегда мягкие.
Жи - ши пиши всегда с и.
Ча – ща пиши всегда с а.
Чу – щу пиши всегда с у.
1. Выпиши слова с данными сочетаниями.
2. Подчеркни гласную после шипящих.
3. Допиши ещё 3 слова на это же правило.
Образец
Стрижи, чулан, чаща.
Дача, чашка, чулок, щука, лыжи.
Пропуск букв, искажение слов.
При письме проговаривай слово про себя, деля его на слоги, а в каждом слоге чётко выделяй звуки.
1. Выпиши слова.
2. Раздели на слоги.
3. Составь и запиши с этими словами предложения.
4. Подчеркни букву, которую нужно было написать в слове, а ты её пропустил.
Образец
Птица, Мария.
Пти – ца, Ма – ри – я.
На ветке сидела птица.
Мария пошла в школу.
Оформление предложений.
Помни!
Начало предложения всегда пишется с заглавной буквы,
а в конце предложения ставится точка (или ! или ?)
1. Запиши всё предложение, которое ты оформил неправильно.
2. Подчеркни те буквы и знаки препинания, о которых ты
должен помнить при написании предложения.
Образец
Дети играли в прятки.
Как красиво в осеннем лесу!
А где Алёша?
Слова с непроверяемыми безударными гласными.
Правописание слов
с непроверяемыми гласными нужно запомнить!
1. Выпиши слова.
2. Поставь ударение.
3. Подчеркни непроверяемые безударные гласные.
4. Подбери к ним однокоренные слова.
5. Составь и запиши предложение с одним из этих слов.
Образец
Облако – облачко – облачный.
Над лесом белые облака.
Проверяемый безударный гласный в корне.
Помни!
Чтобы правильно написать безударный гласный в корне слова, нужно подобрать однокоренные слова или изменить слово так, чтобы безударный гласный стал бы под ударением.
1. Выпиши слова.
2. Подбери к ним проверочные слова.
3. Рядом напиши родственные слова.
4. Во всех словах поставь ударение, подчеркни безударные
гласные и слова, которые являются проверочными.
Образец
Коза – козы – козочка – козлик – козлиный.
Дома – дом – домик – домовой – домашний.
Безударный гласный в приставках.
Запомни!
Пиши с а: за, на, над.
Пиши с о: об, обо, до, от, по, со, во, про, ото, о.
1. Выпиши слова с приставками.
2. Образуй 4 слова с этой же приставкой и запиши.
3. Выдели приставки.
4. Запомни их правописание.
Образец
Написал, нарисовал, начертил, нашёл.
Звонкие и глухие согласные.
Запомни!
Образец
Сладкий – сладок – сладенький – сладкоежка.
Правописание слов
Образец
Суббота – субботний – субботник.
Суб-бота, суббо-та, суб-ботний, суббот-ний, суб-ботник, суббот-ник.
Предлоги и приставки.
Запомни!
Образец
На столе - на чём? - на чистом столе.
На парте, на мосту, на перемене.
10. Непроизносимые согласные.
Запомни!
В некоторых словах буквы в, л, д, т пишутся, а звуки не произносятся. Чтобы не ошибиться, надо подобрать такие однокоренные слова, в которых эти звуки произносятся.
(солнце – солнышко, местный – место)
Как пользоваться правилом
1.Произнеси слово. Слышишь ли ты рядом несколько согласных звуков?
(Например, лесной – звуки [сн], честный – звуки [сн].
2.Проверь,есть ли в этих словах непроизносимый согласный звук.
Для этого подбери однокоренное проверочное слово. Лесной – лес, лесистый. Непроизносимого согласного звука нет. Пишем лесной.
Честный – честь, чести. Появился звук [т]. Пишем честный.
3.Напишислово, обозначь орфограмму.
Честный – честь, чести.
1. Выпиши слова.
2. Подбери к ним проверочные слова.
3. Подчеркни буквы непроизносимых согласных.
4. Составь и запиши предложение с одним из слов с непроизносимым согласным.
Образец
Сердце – сердечко – сердечный.
У бабушки больное сердце.
Перенос слов.
Запомни!
· Переноси слова с одной строки на другую только по слогам.
· Одну букву нельзя оставлять на строке и переносить на другую.
· Букву й и букву ь нельзя отделять от стоящей перед ней буквы.
· При переносе слов буквы двойных согласных в середине слова разделяются.
· Слова из одного слога не переносятся: шёл.
1. Выпиши слова, поделив их на слоги для переноса.
2. Раздели на слоги (помни: в слове столько слогов, сколько гласных)
Образец
Маль – чик, май – ка, ли – лия, аист, за-кричал, груп-па, рас-сада, расса-да.
Маль-чик, май-ка, ли-ли-я, а-ист, за-кри-чал, групп-па, рас-са-да.
Образец
Крыльцо, мальчик, осень, пальто, угольки.
Разделительный мягкий знак.
Образец
Воробьи, ружьё, вьюга, лью, соловьи.
Образец
Подъём, съезд, съёмка, предъюбилейный, объявление.
Мягкий знак
в конце существительных после шипящих.
Запомни!
Образец
Шалаш – муж. род, плащ – муж. род, печь – жен. род,
дочь – жен. род.
Имена собственные.
Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия улиц, городов, сёл, деревень, рек, морей, озёр, океанов, гор, … пишутся с заглавной буквы. Все эти слова называются именами собственными.
1. Выпиши слова.
2. Подчеркни заглавную букву.
3. Допиши другие слова на это же правило.
Образец
город Саранск, посёлок Комсомольский, река Нуя,
село Алексеевка, собака Дружок, кошка Мурка, корова Зорька, учитель Капитанова Галина Сергеевна
Сложные слова.
Сложные слова образованы сложением двух основ. Основы могут соединяться с помощью соединительных гласных о, е или без них: пешеход, водопад, Новгород.
1. Выпиши слова.
2. Подчеркни соединительные гласные.
3. Выдели корни.
4. Допиши другие сложные слова.
Образец
Рыболов, вертолёт, Белгород, самолёт, птицелов, корнеплод, птицеферма, бурелом, оленевод, секундомер,
стенгазета.
Образец
Горячее (ср.р.) молоко, молоко (какое?) горячее.
Дальняя (жен.р.) дорога, дорога (какая?) дальняя.
Голубой (м. р.) кит, кит (какой?) голубой.
В небе сияет солнце.
Окончание е
1 склонение – Д.п., П.п.
2 склонение – П.п.
Окончание и
1 скл. –Р.п.
2 скл. -
3 скл. – Р.п., Д.п., П.п.
1. Выпиши существительное вместе с зависимым словом, поставь вопрос.
2. Определи род, склонение.
3. Подчеркни предлог (если есть), определи падеж.
4. Выдели окончание.
5. Запиши другие существительные в этом же склонении и падеже.
Образец:выехали в деревню – выехали (куда? во что?) в деревню.
Деревня – жен.р., 1 скл., в деревню – В. п. , в рощу, в тетрадку.
20. Падежные окончания имён прилагательных.
Помни!
Таблица склонения имён прилагательных
Падеж | Единственное число | Мн. число | ||
Муж. род | Жен. род | Ср. род | ||
И. п. | - ой, - ый, - ий | - ая, - яя | - ое, - ее | - ые, - ие |
Р. п. | - ого, - его | - ой, - ей | - ого, его | - ых, - их |
Д. п. | - ому, - ему | - ой, - ей | - ому, - ему | - ым, - им |
В. п. | - ой, - ый, - ий (неод) -ого, - его (одуш.) | - ую, - юю | - ое, - ее | - ые, - ие |
Т. п. | - ым, - им | - ой, - ей | - ым, - им | - ыми, - ими |
П. п. | - ом, - ем | - ой, - ей | - ом, - ем | - ых, - их |
1. Выпиши существительное вместе с прилагательным.
2.Определи род, падеж. Выдели окончания.
3. Запиши другие прилагательные в том же роде и падеже.
Образец: у старого пня, у пня (какого?) старого – м. р., Р. п.
У высокого дома, у широкого моря.
Личные окончания глаголов.
1. Выпиши глаголы.
2. Поставь вопросы к глаголам.
3. Поставь глаголы в неопределённую форму.
4. Подумай, не является ли данный глагол
глаголом – исключением. Определи спряжение.
5. Допиши другие глаголы этого же спряжения. Выдели окончания.
Помни!
Спр. – и, - ат, - ят.
Глаголы – исключения:
Спр. – брить, стелить.
Образец
Возят (что делают?), н.ф. - что делать? возить – 2 спр., косят, манят.
Жи – ши, ча – ща, чу – щу. 3
Пропуск букв, искажение слов. 4
Оформление предложений. 5