Билет11. Межгрупповые отношения и взаимодействия.
В малосплоченном коллективе статус личности зависит во многом от уровня ее общительности.
В сплоченных коллективах, в которых выполняется сложная совместная деятельность, статус личности в большей мере определяется ее деловыми и моральными качествами, чем общительностью. Чем бы ни определялся статус человека в коллективе, он оказывает сильнейшее влияние на его поведение и самосознание.
Руководитель должен знать структуру межличностных отношений, чтобы уметь найти индивидуальный подход к каждому члену группы. Организуя любой вид деятельности, полезно иметь в виду те реальные группировки (по 3 — 5 человек), которые имеются в коллективе, объединять симпатизирующих друг другу людей. Так, достаточно авторитетная в коллективе группа людей может возглавить подготовку и проведение определенного мероприятия, т. к. опираясь на свой крут общения, люди гораздо эффективнее могут выполнять организаторские функции. .
Вовлечение членов коллектива в разнообразные виды совместной деятельности (труд, учебу, спорт, отдых, путешествия и т. п.), постановка перед коллективом интересных и усложняющихся целей, задач, привлекательных для многих участников, установление дружеских и требовательных отношений, ответственной зависимости между людьми — все это способствует укреплению и развитию коллектива на втором этапе.
Однако на втором этапе развития коллектив еще не является в полном смысле сплоченной группой единомышленников, наблюдается значительная неоднородность взглядов. Свободный обмен мнениями, дискуссии, внимание руководителя к настроению и мнениям членов коллектива, демократический коллегиальный способ принятия решений и управления создает основу для создания сплоченного коллектива.
На третьем этапе развития коллектив достигает высокого уровня сплоченности, сознательности, организованности, ответственности членов коллектива, что позволяет коллективу самостоятельно решать разнообразные задачи, перейти на уровень самоуправления. Отметим, что далеко не каждый коллектив достигает этого высшего уровня развития.
Для высокоразвитого коллектива характерно наличие сплоченности — как ценностно-ориентационного единства, близости взглядов, оценок и позиций членов группы по отношению к объектам (лицам, событиям, задачам, идеям), наиболее значимым для группы в целом. Индексом сплоченности служит частота совпадения взглядов членов группы в отношении нравственной и деловой сферы, в подходе к целям и задачам совместной деятельности.
Для высокоразвитого сплоченного коллектива характерно наличие положительного психологического климата, доброжелательного фона взаимоотношений, эмоционального сопереживания, сочувствия друг к другу.
Билет 12. Методика преподавания сценографии на примере темы: «Типы и виды декораций. Их назначение в художественном действии».
Декорация (фр. - украшение) - живописное, объемное или архитектурное оформление сцены, павильона, съемочной площадки, создающее зрительный образ спектакля, фильма. Художественное оформление места действия на театральной сцене, помогающее раскрытию его идейно-художественного замысла. Значение декорации трудно переоценить. Декорация - одно из важнейших выразительных средств, посредством которого создается атмосфера представления, спектакля. Посредством декорации передается эпоха и время действия.
Декорация- художественный образ места действия и одновременно площадка, представляющая богатые возможности для осуществления на ней сценического действия.
Декорация - оформление сцены, воссоздающее материальную среду, в которой действует актер. Декорация создается с помощью живописи, графики, архитектуры, освещения, сценической техники, проекции, кино и других выразительных средств.
Основными системами декорации являются:
- кулисная передвижная - декорация, состоящая из задника, кулис и потолочных падуг, которые поднимались и опускались одновременно со сменой кулис. На падугах писались облака, ветки деревьев с листвой, части плафонов
- кулисно-арочная подъемная - декорация, представляющая собой холст, сшитый в виде арки с написанными по ее краям и по верху стволами деревьев, ветвями с листвой, архитектурными деталями и т.п. На сцене может быть подвешено несколько кулисных арок, фоном для которых служит писаный задник или горизонт.
- павильонная - театральная декорация, изображающая интерьер закрытого помещения и состоящая из стенок-рам, затянутых холстом и расписанных под рисунок обоев, досок, кафе
- объемная - декорация, в которой применяются прямые и наклонные станки для изображения террас, холмов, крепостных стен
- проекционная - Проекционная декорация - декларация, основанная на проекции (на экран) цветных и черно-белых изображений, нарисованных на диапозитивах. Проекция осуществляется с помощью театральных проекторов. Экраном служат: задник, горизонт, стены
Билет 13 Образовательная система России.
Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании», Российское образование представляет собой непрерывную систему последовательных уровней, на каждом из которых функционируют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов [1]:
- дошкольные;
- общеобразовательные;
- учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- профессиональные (начальные, средние специальные, высшие и т.п.);
- учреждения дополнительного образования;
- другие учреждения, предоставляющие образовательные услуги.
Государственные и муниципальные образовательные учреждения осуществляют свою деятельность на базе типовых положений, утвержденных Правительством РФ, о соответствующих типах и видах образовательных учреждений. На основе типовых положений разрабатываются уставы образовательных учреждений.
Билет 14. Методика преподавания сценографии на примере темы: «Театральная бутафория».
термин "бутафория" означает специально изготовленные предметы, используемые в спектаклях вместо настоящих вещей. Увеличенные муляжи товаров активно используются в рекламных акциях и оформлении витрин, куклы становятся украшением интерьеров, копии предметов — реквизитом для телевизионных съемок.
Билет 15. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения.
Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения – это принцип педагогической деятельности.
сновной смыслобразовательной функции состоит восвоении учащимися системы научных знаний, умений, навыков и ее использовании на практике.
Воспитательная функция неразрывно связана с содержанием, формой и методами обучения, но вместе с тем она осуществляется и посредством специальной организации общения учителя с учащимися. Объективно обучение не может не воспитывать определенных взглядов, убеждений, отношений, качеств личности. Формирование личности вообще невозможно без усвоения системы нравственных и других понятий, норм и требований.
Развивающая функцияосуществляется более эффективно при специальной направленности взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитие личности. Эта специальная направленность обучения на развитие личности ученика закрепилась в термине «развивающее обучение».
Образовательная –связана с усвоением знаний, умений, навыков (связана с расширением объема) Знания – понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки, законов, понятий, т-ий. Они должны стать достоянием личности, войти в структуру ее опыта. Наиболее полная реализация этой ф-ии должна обеспечить полноту, систематичность и осознанность знаний, их прочность и действительность.
Билет 16. Методика преподавания сценарного мастерства на примере темы: «Драматургия как процесс создания художественного образа документального объекта».
Драматургия — этотеория и искусство построения драматического произведения, а также сюжетно-образная концепция такого произведения.
Образ —соеденение разнокачественных элементов в единое целое.
Худ. Образ — этодвуединство формы и содержания.
Инструменты для создания образа — музыка, метафора ( один из способов художественного формообразования, заключающийся в сближении и соединении отдельных образов)
структура образа:
Поскольку образ есть диалектическое единство формы и содержания, его можно идентифицировать как художественную мысль. В свою очередь, художественная мысль применительно к литературе неотделима от слова в его эстетической функции.
· содержания (значения),
· внешней (звучание и начертание) формы и
· внутренней формы (образное представление)»