Сценарий тренинга «Правила публичного выступления»
Ход тренинга
Вступление
Продолжительность — 5 мин.
Инструкция.Каждому участнику ведущий предлагает выбрать конверт, в котором находится листок с именем одного из присутствующих на тренинге. Задача — в течение всего времени, пока длится тренинг, наблюдать за этим человеком, стараясь отмечать его положительные стороны. По ходу наблюдения можно делать небольшие заметки, отмечать конкретные действия и способы поведения. Имя до конца тренинга разглашать нельзя.
Упражнения на знакомство
Продолжительность — 20 мин.
«Расскажи о себе»
Инструкция.Упражнение можно провести двумя разными способами.
Вариант 1. Ведущий задает вопросы, участники поднимают руки, если вопрос к ним относится. Затем проводится позитивный анализ преимуществ участников, которые подняли руки.
Вариант 2. В форме шутливого обсуждения знаков зодиака. Ведущий перечисляет характеристики, а представители тех или иных астрологических знаков добавляют особенности, которые они у себя замечают.
«Кто для меня самый чужой?»
Инструкция ведущего: Я хочу, чтобы вы почувствовали себя в нашей группе свободнее. Это можно сделать, если каждый из вас сейчас ответит на вопрос: кого из участников я в данный момент воспринимаю как наиболее чужого для меня? При этом каждый понимает под этим что-то свое. Оглядитесь вокруг, подумайте и постарайтесь ответить на вопрос (1–2 мин).
Теперь пусть каждый нарисует портрет того человека, которого он определил для себя как чужого (10 мин).
Примечание. Ведущий предлагает участникам выбрать несколько подходящих им по цвету карандашей — чтобы выразить чувства, которые каждый испытывает по отношению к определенному человеку. Художественные достоинства рисунка значения не имеют. В ходе рисования желательно, чтобы никто не разговаривал друг с другом. Работа подписывается, проставляется дата, и портрет передается адресату. Получив свой портрет, участнику необходимо подумать над тем, что хотел сказать автор. Может быть такое, что педагог не получил ни одного портрета, — в этом случае важно обратиться к его чувствам.
Вопросы для обсуждения:
· Что вы имеете в виду, когда говорите, что кто-то в группе для вас чужой?
· Чувствуете ли вы себя увереннее после упражнения?
· Кто из вас получил много портретов — как вы к этому отнеслись?
· Кто не получил ни одного портрета — что вы чувствовали при этом?
Принимаем правила тренинга
Продолжительность — 5 мин.
Правила: обращение друг к другу по имени, конфиденциальность всего происходящего, персонификация высказываний, недопустимость перехода на личности и т. п.
4. Упражнения на подготовку к работе
Продолжительность — 20 мин.
Цель: развить навыки уверенного поведения перед публикой.
«Дар убеждения»
Инструкция. Ведущий вызывает двух участников. Каждому из них дает конверт. В одном из конвертов лежит листок бумаги. Группа не должна знать, кому именно он достался. Задача каждого из двоих участников — убедить «публику», что листок бумаги у него. Задача «публики» — определить, кто говорит правду. Если группа ошиблась — ведущий придумывает «наказание», например попрыгать на протяжении одной минуты.
Вопросы для обсуждения:
· Что заставило вас поверить в ложь?
· Были ли участники убедительны?
«Пожелания друга»
Инструкция ведущего: Я хочу, чтобы каждый из вас сейчас сосредоточил внимание на смысле и цели своего участия в тренинге. Закройте глаза. Вспомните какого-либо человека, который, на ваш взгляд, заинтересован в том, чтобы вы участвовали в этом тренинге, и ожидает от вас каких-то изменений. Это может быть просто ваш знакомый, а может быть и человек, с которым вас связывают личные близкие отношения (1 мин). Теперь представьте, что этот человек говорит о том, чему, по его мнению, вам стоит здесь научиться. Сформулируйте для себя его пожелания и выберите из них два наиболее важных (3 мин). Откройте глаза и запишите то, что вы выбрали. Затем по очереди прочитайте свои записи.
Вопросы для обсуждения:
· Кто из участников написал примерно одинаковые пожелания?
· Насколько широк диапазон ожиданий в нашей группе?
· В какой мере ожидаемые результаты участия каждого из вас соответствуют теме тренинга?
«Цели группы»
Инструкция. Участники разбиваются на пары. Задача — обсудить друг с другом планы совместной работы на тренинге, выработать общие для группы цели, рассказать о собственных целях участия в тренинге и ожиданиях, ответить на вопрос «Что мы можем придумать, чтобы другая пара захотела планировать вместе с нами совместную работу?» (5 мин).
По истечении времени каждая пара представляет свой проект, коротко рассказывает о его достоинствах. При этом участникам пока не стоит говорить, с какой другой парой они хотели бы работать.
После выступлений пары могут договориться друг с другом о совместной работе вчетвером. Пара может сказать «нет» и отказаться от сотрудничества, но при этом должна привести веские аргументы отказа.
После того как четверки сформировались, участники вырабатывают общие цели, над которыми хотели бы работать в рамках тренинга, и записывают их на бумаге (10 мин). По завершении работы проводится общее обсуждение.
Вопросы для обсуждения:
· Насколько широким оказался спектр представленных целей?
· Соответствуют ли представленные цели теме тренинга? В какой мере?
· Насколько вы уверены, что цели вашей микрогруппы могут быть реализованы?
ПЕРЕРЫВ (15 мин)
Мини-лекция (тезисы)
Продолжительность — 15 мин.
«Прекрасная мысль теряет всю свою цену, если она дурно выражена» (Вольтер). Искусство публичного выступления — это искусство ставить перед собой цели и достигать их. Наличие и понимание цели публичного выступления не позволит оратору скатиться на второстепенные выводы и призывы, запутаться в своих мыслях и запутать аудиторию. «Оратор должен исчерпать тему, а не терпение слушателей» (У. Черчилль).
Выступая перед публикой, необходимо помнить следующие правила.
Правила публичного выступления 1) Всегда улыбайтесь. 2) Входя в аудиторию, поприветствуйте слушателей. 3) Будьте уверены в себе. Люди всегда отдают предпочтение сильным духом и уверенным в себе людям. 4) Взгляд должен быть направлен на слушателей. 5) Начинайте свое выступление только после того, как в аудитории наступит полная тишина. 6) Выступление следует начать с краткого приветствия. 7) Избегайте монотонности в изложении. 8) Избегайте употребления новых, заимствованных слов и специальных терминов. 9) Следите за реакцией аудитории: если ваши слова, фразы понравились ей — сделайте на них акцент. 10) Не обращайте внимания на провокации. 11) По окончании выступления предложите задать вопросы. 12) В конце выступления поблагодарите аудиторию за внимание. Скачать правила публичного выступления в pdf |
«Требуется более трех недель, чтобы подготовить хорошую короткую речь экспромтом» (М. Твен). Публичное выступление без предварительной подготовки почти наверняка будет провальным. Поэтому сначала необходимо сделать «каркас», или «скелет», будущего публичного выступления:
· определить, для чего людям нужно слушать выступление, что полезного или интересного они узнают для себя;
· выделить главную идею выступления;
· выделить подзаголовки, разделить выступление на несколько составных частей, каждая из которых будет отражать главную идею;
· определить ключевые слова, которые вы повторите несколько раз — это необходимо для того, чтобы присутствующие лучше запомнили, о чем им рассказывали;
· тщательно продумать план и структуру будущей речи — она должна включать введение, основную часть и выводы (окончание);
· найти яркие примеры из жизни, истории, литературы; подготовить необходимые схемы, иллюстрации, графики;
· определить момент в ходе выступления, когда вы обратитесь к аудитории с каким-то вопросом, просьбой что-то назвать, пересчитать — это поможет присутствующим сконцентрировать свое внимание на обсуждении темы и значительно повысит эффективность восприятия материала;
· написать полный текст, особое внимание уделить его началу и окончанию.
В ходе мини-лекции также необходимо затронуть способы работы при вопросах из аудитории (ссылка на авторитетов, сжатие замечаний, перефразирование, принятие замечания, сравнение и т. п.); поговорить об имидже и манерах выступающего, о том, как учитывать место выступления.