Обучаем педагогов правилам публичного выступления
Обучаем педагогов правилам публичного выступления
С.Ю. Прохорова
канд. пед. наук, доцент, зам. директора по научно-исследовательской и инновационной работе ОГБУ Центр образования и системных инноваций Ульяновской области
В.С. Прохорова
студентка факультета гуманитарных наук и социальных технологий кафедры психологии и педагогики ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный университет»
Ораторское умение высоко ценится в профессиональной среде. От эффективного устного доклада, презентации своих идей и предложений, грамотных ответов на вопросы зависит авторитет работника, его статус в организации. Однако многие испытывают страх перед публичным выступлением. Предлагаемый тренинг позволит справиться с этой проблемой педагогам и администрации.
Публичное выступление — устная форма речи. И чем более ей свойственны все характеристики живого разговора, тем сильнее ее воздействие на слушателей.
Выступая публично, каждый человек испытывает гамму самых разнообразных чувств. У многих людей сама мысль о предстоящем выступлении вызывает бурю негативных эмоций и провоцирует стрессовые состояния. Когда же дело доходит до самого выступления, то на первый план выходят страхи, скованность, растерянность, смущение, которые парализуют оратора и мешают эффективному взаимодействию с аудиторией.
Тренинг «Правила публичного выступления» разработан для педагогов с целью научить преодолевать подобные страхи и сопутствующие им состояния (приложение).
Задачи тренинга:
· научить ставить перед собой цель и следовать ей во время публичного выступления;
· показать систему подготовки к публичному выступлению;
· разработать варианты самопрезентации;
· отработать технологию публичного выступления.
Продолжительность тренинга: 8 ч, с перерывами на кофе-брейк.
Количество человек в группе: 5–20. Группы могут комплектоваться на добровольной основе.
Место проведения: учебная аудитория / зал для проведения тренингов.
Приложение
Сценарий тренинга «Правила публичного выступления»
Ход тренинга
Вступление
Продолжительность — 5 мин.
Инструкция.Каждому участнику ведущий предлагает выбрать конверт, в котором находится листок с именем одного из присутствующих на тренинге. Задача — в течение всего времени, пока длится тренинг, наблюдать за этим человеком, стараясь отмечать его положительные стороны. По ходу наблюдения можно делать небольшие заметки, отмечать конкретные действия и способы поведения. Имя до конца тренинга разглашать нельзя.
Упражнения на знакомство
Продолжительность — 20 мин.
«Расскажи о себе»
Инструкция.Упражнение можно провести двумя разными способами.
Вариант 1. Ведущий задает вопросы, участники поднимают руки, если вопрос к ним относится. Затем проводится позитивный анализ преимуществ участников, которые подняли руки.
Вариант 2. В форме шутливого обсуждения знаков зодиака. Ведущий перечисляет характеристики, а представители тех или иных астрологических знаков добавляют особенности, которые они у себя замечают.
«Кто для меня самый чужой?»
Инструкция ведущего: Я хочу, чтобы вы почувствовали себя в нашей группе свободнее. Это можно сделать, если каждый из вас сейчас ответит на вопрос: кого из участников я в данный момент воспринимаю как наиболее чужого для меня? При этом каждый понимает под этим что-то свое. Оглядитесь вокруг, подумайте и постарайтесь ответить на вопрос (1–2 мин).
Теперь пусть каждый нарисует портрет того человека, которого он определил для себя как чужого (10 мин).
Примечание. Ведущий предлагает участникам выбрать несколько подходящих им по цвету карандашей — чтобы выразить чувства, которые каждый испытывает по отношению к определенному человеку. Художественные достоинства рисунка значения не имеют. В ходе рисования желательно, чтобы никто не разговаривал друг с другом. Работа подписывается, проставляется дата, и портрет передается адресату. Получив свой портрет, участнику необходимо подумать над тем, что хотел сказать автор. Может быть такое, что педагог не получил ни одного портрета, — в этом случае важно обратиться к его чувствам.
Вопросы для обсуждения:
· Что вы имеете в виду, когда говорите, что кто-то в группе для вас чужой?
· Чувствуете ли вы себя увереннее после упражнения?
· Кто из вас получил много портретов — как вы к этому отнеслись?
· Кто не получил ни одного портрета — что вы чувствовали при этом?
Принимаем правила тренинга
Продолжительность — 5 мин.
Правила: обращение друг к другу по имени, конфиденциальность всего происходящего, персонификация высказываний, недопустимость перехода на личности и т. п.
4. Упражнения на подготовку к работе
Продолжительность — 20 мин.
Цель: развить навыки уверенного поведения перед публикой.
«Дар убеждения»
Инструкция. Ведущий вызывает двух участников. Каждому из них дает конверт. В одном из конвертов лежит листок бумаги. Группа не должна знать, кому именно он достался. Задача каждого из двоих участников — убедить «публику», что листок бумаги у него. Задача «публики» — определить, кто говорит правду. Если группа ошиблась — ведущий придумывает «наказание», например попрыгать на протяжении одной минуты.
Вопросы для обсуждения:
· Что заставило вас поверить в ложь?
· Были ли участники убедительны?
«Пожелания друга»
Инструкция ведущего: Я хочу, чтобы каждый из вас сейчас сосредоточил внимание на смысле и цели своего участия в тренинге. Закройте глаза. Вспомните какого-либо человека, который, на ваш взгляд, заинтересован в том, чтобы вы участвовали в этом тренинге, и ожидает от вас каких-то изменений. Это может быть просто ваш знакомый, а может быть и человек, с которым вас связывают личные близкие отношения (1 мин). Теперь представьте, что этот человек говорит о том, чему, по его мнению, вам стоит здесь научиться. Сформулируйте для себя его пожелания и выберите из них два наиболее важных (3 мин). Откройте глаза и запишите то, что вы выбрали. Затем по очереди прочитайте свои записи.
Вопросы для обсуждения:
· Кто из участников написал примерно одинаковые пожелания?
· Насколько широк диапазон ожиданий в нашей группе?
· В какой мере ожидаемые результаты участия каждого из вас соответствуют теме тренинга?
«Цели группы»
Инструкция. Участники разбиваются на пары. Задача — обсудить друг с другом планы совместной работы на тренинге, выработать общие для группы цели, рассказать о собственных целях участия в тренинге и ожиданиях, ответить на вопрос «Что мы можем придумать, чтобы другая пара захотела планировать вместе с нами совместную работу?» (5 мин).
По истечении времени каждая пара представляет свой проект, коротко рассказывает о его достоинствах. При этом участникам пока не стоит говорить, с какой другой парой они хотели бы работать.
После выступлений пары могут договориться друг с другом о совместной работе вчетвером. Пара может сказать «нет» и отказаться от сотрудничества, но при этом должна привести веские аргументы отказа.
После того как четверки сформировались, участники вырабатывают общие цели, над которыми хотели бы работать в рамках тренинга, и записывают их на бумаге (10 мин). По завершении работы проводится общее обсуждение.
Вопросы для обсуждения:
· Насколько широким оказался спектр представленных целей?
· Соответствуют ли представленные цели теме тренинга? В какой мере?
· Насколько вы уверены, что цели вашей микрогруппы могут быть реализованы?
ПЕРЕРЫВ (15 мин)
Мини-лекция (тезисы)
Продолжительность — 15 мин.
«Прекрасная мысль теряет всю свою цену, если она дурно выражена» (Вольтер). Искусство публичного выступления — это искусство ставить перед собой цели и достигать их. Наличие и понимание цели публичного выступления не позволит оратору скатиться на второстепенные выводы и призывы, запутаться в своих мыслях и запутать аудиторию. «Оратор должен исчерпать тему, а не терпение слушателей» (У. Черчилль).
Выступая перед публикой, необходимо помнить следующие правила.
Правила публичного выступления 1) Всегда улыбайтесь. 2) Входя в аудиторию, поприветствуйте слушателей. 3) Будьте уверены в себе. Люди всегда отдают предпочтение сильным духом и уверенным в себе людям. 4) Взгляд должен быть направлен на слушателей. 5) Начинайте свое выступление только после того, как в аудитории наступит полная тишина. 6) Выступление следует начать с краткого приветствия. 7) Избегайте монотонности в изложении. 8) Избегайте употребления новых, заимствованных слов и специальных терминов. 9) Следите за реакцией аудитории: если ваши слова, фразы понравились ей — сделайте на них акцент. 10) Не обращайте внимания на провокации. 11) По окончании выступления предложите задать вопросы. 12) В конце выступления поблагодарите аудиторию за внимание. Скачать правила публичного выступления в pdf |
«Требуется более трех недель, чтобы подготовить хорошую короткую речь экспромтом» (М. Твен). Публичное выступление без предварительной подготовки почти наверняка будет провальным. Поэтому сначала необходимо сделать «каркас», или «скелет», будущего публичного выступления:
· определить, для чего людям нужно слушать выступление, что полезного или интересного они узнают для себя;
· выделить главную идею выступления;
· выделить подзаголовки, разделить выступление на несколько составных частей, каждая из которых будет отражать главную идею;
· определить ключевые слова, которые вы повторите несколько раз — это необходимо для того, чтобы присутствующие лучше запомнили, о чем им рассказывали;
· тщательно продумать план и структуру будущей речи — она должна включать введение, основную часть и выводы (окончание);
· найти яркие примеры из жизни, истории, литературы; подготовить необходимые схемы, иллюстрации, графики;
· определить момент в ходе выступления, когда вы обратитесь к аудитории с каким-то вопросом, просьбой что-то назвать, пересчитать — это поможет присутствующим сконцентрировать свое внимание на обсуждении темы и значительно повысит эффективность восприятия материала;
· написать полный текст, особое внимание уделить его началу и окончанию.
В ходе мини-лекции также необходимо затронуть способы работы при вопросах из аудитории (ссылка на авторитетов, сжатие замечаний, перефразирование, принятие замечания, сравнение и т. п.); поговорить об имидже и манерах выступающего, о том, как учитывать место выступления.
Выполняя в свободное время упражнение, можно научиться вместо краткого, сухого ответа давать подробное и красочное описание чего-либо. В дальнейшем эта практика позволит выступающему стать интересным для слушателей.
Упражнение «Интервью»
Цель: развить коммуникативные умения.
Инструкция. Каждый участник в течение 3 мин готовит по одному вопросу для всех членов группы. Вопросы должны касаться внутренних личностных особенностей человека — его характера, привычек, интересов и др.
Основное правило — отвечать как можно более полно и откровенно.
Участник, готовый первым дать интервью, садится так, чтобы видеть в лицо всех присутствующих. Члены группы по очереди задают приготовленные (именно этому участнику) вопросы. В кругу должен побывать каждый участник.
Модуль «Самопрезентация»
Продолжительность — 40 мин.
Цель: научить участников рассказывать о себе.
Слово ведущего: Очень часто в ходе публичного выступления мы забываем рассказать самое главное — рассказать о себе. Без информации о докладчике остальная часть публичного выступления становится словом, «повисшим в воздухе», которое не имеет ни начала, ни логического завершения.
Первые выступающие обычно останавливаются на темах, которые они полностью разделяют, но со временем остаются самые непопулярные суждения, и последние выступающие вынуждены отстаивать идеи, которые они не поддерживают.
Шеринг
Продолжительность — 30 мин.
Цель: осознать свои чувства и внутренние процессы, проанализировать полученный опыт.
Слово предоставляется каждому участнику (по 3 мин). Ведущий предлагает ответить на вопросы:
· Что я сейчас чувствую?
· Чему я научился?
ПЕРЕРЫВ (40 мин)
Упражнение «Марфуша»
Инструкция. Все участники тренинга, кроме одного, выходят из помещения. Оставшийся три раза читает текст.
Далее ведущий предлагает участнику пересказать текст следующему участнику, который в свою очередь рассказывает то, что запомнил, следующему и т. д.
Примечание. Желательно при выполнении упражнения вести видеозапись, чтобы по окончании наглядно продемонстрировать участникам, как менялась информация в процессе передачи.
Текст к упражнению 10 января 1996 года в детском саду № 5, который находится на перекрестке улиц Профессора Попова и Партизана Германа, произошло необычное событие — из канализационной трубы старшей группы вылез крокодил. Ваня Петров, увидев крокодила, взял мольберт и начал рисовать с натуры. Федя Иванов стал отбирать крокодила, пытаясь засунуть его в куртку Маши Селезневой. Папа Марфуши, который пришел в это время за своей дочкой от шестого брака, с перепугу забыл взять ее домой и опоздал на собственный бракоразводный процесс, в результате чего его будущая восьмая жена осталась без мужа, без прописки, а седьмая жена — без алиментов. На крик прибежали сотрудники ДОУ. Кто-то успел позвонить по телефону 112. Но когда приехала спасательная бригада, дети сидели за столом и пили ароматный чай. Скачать текст к упражнению в pdf |
Заключительный шеринг
Продолжительность — 60 мин.
Рефлексия
Продолжительность — 60 мин.
Обучаем педагогов правилам публичного выступления
С.Ю. Прохорова
канд. пед. наук, доцент, зам. директора по научно-исследовательской и инновационной работе ОГБУ Центр образования и системных инноваций Ульяновской области
В.С. Прохорова
студентка факультета гуманитарных наук и социальных технологий кафедры психологии и педагогики ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный университет»
Ораторское умение высоко ценится в профессиональной среде. От эффективного устного доклада, презентации своих идей и предложений, грамотных ответов на вопросы зависит авторитет работника, его статус в организации. Однако многие испытывают страх перед публичным выступлением. Предлагаемый тренинг позволит справиться с этой проблемой педагогам и администрации.
Публичное выступление — устная форма речи. И чем более ей свойственны все характеристики живого разговора, тем сильнее ее воздействие на слушателей.
Выступая публично, каждый человек испытывает гамму самых разнообразных чувств. У многих людей сама мысль о предстоящем выступлении вызывает бурю негативных эмоций и провоцирует стрессовые состояния. Когда же дело доходит до самого выступления, то на первый план выходят страхи, скованность, растерянность, смущение, которые парализуют оратора и мешают эффективному взаимодействию с аудиторией.
Тренинг «Правила публичного выступления» разработан для педагогов с целью научить преодолевать подобные страхи и сопутствующие им состояния (приложение).
Задачи тренинга:
· научить ставить перед собой цель и следовать ей во время публичного выступления;
· показать систему подготовки к публичному выступлению;
· разработать варианты самопрезентации;
· отработать технологию публичного выступления.
Продолжительность тренинга: 8 ч, с перерывами на кофе-брейк.
Количество человек в группе: 5–20. Группы могут комплектоваться на добровольной основе.
Место проведения: учебная аудитория / зал для проведения тренингов.
Приложение