Практика применения игр на занятиях изобразительной деятельностью с включением нестандартных техник рисования
Исследовательская и опытно-экспериментальная деятельность в освоении художественного языка разных материалов является необходимым компонентом в обучении современного ребенка. Исследование, опыт, эксперимент – эта триада один из путей формирования и закрепления знаний в области изобразительной/ декоративной деятельности через общение с конкретным материалом. Ребенок учится быть исследователем, экспериментатором.
Палитру методов и приемов можно расширять и совершенствовать. Здесь вполне применима цепочка: эксперимент, анализ результатов, вывод, применение в учебном процессе и собственном творчестве.
В опытно-экспериментальную деятельность включены: главные действующие лица: воспитатель и воспитанники, а также материалы, инструменты, оборудование и сам процесс обучения.
Программа «Природа и творчество»:
1) Материал – бумага.
- Традиционные приемы работ: коллаж, аппликация, оригами, макетирование, моделирование, конструирование и др.
- Эксперимент: ткачество с использованием бумаги, трафаретная печать на бумаге.
2) Оборудование – бёрдышко (ручной ткацкий станочек).
- Традиционные приемы работы: ремизное ткачество, тканье поясов Эксперимент: ткачество с использованием природных материалов; печать на ткани с помощью: ластика, любых интересных форм из различных материалов (пластмассовые, деревянные, металлические изделия-предметы небольшой формы, фактурные сетки и т.д.).
Данная методика дает положительные результаты в работе с любыми материалами. В ней были рассмотрены только 2 вида техник – это ткачество и печать. Были приведены варианты разных приемов, т.е. традиционный и экспериментальный (нетрадиционный/нестандартный).
В программы занятий изобразительного искусства входит не только практическая деятельность, но и познавательный аспект, который можно проводить в форме игровой ситуации с целью разнообразить форму подачи материала, проверки знаний и обобщения, систематизации и классификации полученных знаний, что в свою очередь увеличит интерес к дисциплине, мотивирует на самостоятельное изучение материала и позволит решить воспитательный аспект учебного процесса, в частности, обеспечивает командное взаимодействие внутри коллектива, что снижает общую психологическую напряженность и сглаживает противоречие между разными социальными, и различными неформальными классами.
Все это делает воспитанников более самостоятельными и не просто расширяет их кругозор, а способствует развитию мотивации к занятиям искусством.
Библиография:
1. Выготский Л.С. Вопросы психологии детской игры//Вопросы психологии. 1966. №6. – С.38
2. Копцева Т.А. Воспитательный потенциал изобразительного искусства в образовательных учреждениях России. - М.: Альтекс, 2006. – 346с.
3. Медкова Е. А. Игра как средство гармонизации общего и художественного образования в школе//Искусство в школе. - №2. – 2002. - с.34-39. - №3. - 2002. - с.51-54.
Некрасова-Каратеева О.Л. Детское творчество в музее: Учеб. пособие. – М.: Высш. шк., 2005. – 207 с. – (Образование через искусство).
5. Рид.Г. Образование через искуссво. – М.: Искусство, 1978. – С.223
6. Усова А.П. Обучение в детском саду. – М., 1991.
7. Эльконин Д. Б. Психология игры. - М., Педагогика, 1978г., 302с.
Интернет-источники:
1. Нетрадиционные техники рисования. Дата обращения 03.11.13
http://nsportal.ru/detskii-sad/risovanie/netradicionnye-tehniki-risovaniya-1
2. Игры с красками для детей. Забавные отпечатки
http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l0189.shtml Дата обращения 04.11.13
3. Техники изобразительного искусства. Дата обращения 03.11.13
http://www.art-spb.ru/artspb137.html
4. «Хёйзенга Й. Человек играющий». Дата обращения 03.10.13
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Heiz/01.php
5. Учебно-педагогическая игра-самостоятельная технология http://festival.1september.ru/articles/568961/ Дата обращения 03.10.13
6. Педагогика игры. Дата обращения 03.10.13 http://www.pglu.ru/lib/publications/University_Reading/2010/XI/uch_2010_XI_00012.pdf
7. Образовательная методика «Добрые Сказки» http://www.razumniki.ru/dobrye_skazki_lopatina_skrebcova.html Дата обращения 02.10.13
8. Нетрадиционные техники рисования. Дата обращения 28.09.13 http://prepodavanie.narod.ru/p11.htm
9. Игры на уроках изобразительного искусства http://festival.1september.ru/articles/628084/ Дата обращения 28.09.13
Приложение 1.
Словарь терминов «Нестандартные техники рисования»:
1. «Водяная печать». Подробно разработала приемы работы в технике водяной печати Линда Маркус. Она наливает краску на воду, а сверху кладет лист бумаги. Отсюда и название "водяная печать", так как печатанье происходит прямо с водяной поверхности.
Полученное изображение можно дополнить, сделав несколько завершающих штрихов акварелью или золотой или серебряной краской.
2. Граттаж. Это способ выделения рисунка путем процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Слово "Граттаж" произошло от французского gratter - скрести, царапать, поэтому другое название техники - техника царапанья.
3. Кляксография. Основой данной техники рисования является клякса. Задачей данного вида рисования является понимание детьми симметричности – зеркального оттиска половинки рисуемого объекта. Если сложить лист пополам, на одну сторону накапать несколько капель жидкой краски и плотно прижать другую сторону, то получатся необычные, причудливые узоры.
4. Монотипия (от греческого monos - один, единый и tupos - отпечаток). Количество красок в монотипии - любое. На гладкой поверхности - стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге - делается рисунок масляной или гуашевой краской. Конечно, материал, на который наносится краска, не должен пропускать воду. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отображении. Всегда только один. Отсюда и название.
5. Набойка — способ украшения ткани. Название получила от процесса работы, когда по доске с рисунком, наложенной на ткань, ударяли деревянными молотками для лучшего проникновения красителя в ткань.
6. Набивка — получение узора на ткани посредством нанесения на неё красок.
7. Набрызгивание и напыление краски. Данная техника осуществляется с помощью секретного способа – при помощи двух зубных щеток с краской, по которой нужно проводить пальчиком, чтобы краска разбрызгалась.
8. Обрывная аппликация. Один из видов многогранной техники аппликация. Всё просто и доступно, как в выкладывании мозаики. Основа — лист картона, материал — разорванный на кусочки лист цветной бумаги (несколько цветов), инструмент — клей.
9. Печать-клише. В качестве исходного материала обычно берут довольно толстый деревянный брусок, такой, чтобы его удобно было взять в руку. Одну сторону бруска делают ровной и гладкой и на нее наклеивают картон, а на картон - узоры. При этом узоры не обязательно должны быть из бумаги, а, например, из веревки. Накатываем краску и штампуем узоры на бумаге или на ткани.
10. Фотокопия. Рисование свечой: рисунок наносим при помощи водоотталкивающего материала-свечки или сухого кусочка мыла, невидимые контуры не будут окрашиваться при нанесении поверх них акварельной краски, а будут проявляться, как это происходит при проявлении фотопленки.
Приложение 2.
Словарь терминов:
1. Воображение - это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, то есть процесс преобразующего проецирования действительности. (http://www.pedagogics-book.ru/articles/6-6-1.html)
2. Деловая игра - представляет собой форму воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования таких систем отношений, которые характерны для этой деятельности как целого.
3. Дидактические игры— специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры. Специфическим признаком Д.и. является сочетание условного игрового плана деятельности учащихся с ее учебной направленностью. Ограничены во времени, все подчиняется определенным правилам. Примеры Д. и.: диктанты-соревнования, кроссворды, ролевые игры, драматизации, «путешествия» по карте, по времени, по стране Искусства и т. п.
4. Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. (http://www.pedagogics-book.ru/articles/6-6-1.html)
5. Исследовательский метод обучения - метод обучения, направленный на освоение учащимися всех этапов проблемно-поисковой учебной деятельности, развитие исследовательских умений, аналитических и творческих способностей. Все этапы проблемно-поисковой деятельности осуществляет Ученик, моделируя процесс исследования и получая субъективно новый результат.
6. Коллектив(от лат. colletctius — собирательный) — группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью соц. обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, общностью средств деятельности, единством воли, выражаемой руководством К., в силу этого достигающего более высокого уровня развития, чем простая группа.
7. Педагогическая игра - в отличие от игр вообще, обладает существенными признаками – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, который может быть обоснован и представлен в чистом виде. (http://www.pedagogics-book.ru/articles/6-6-1.html)
8. Проблемная ситуация - это интеллектуальное затруднение ученика, когда он не находит объяснения какому-то факту, явлению, процессу. Известные способы действия не обеспечивают достижения цели, и тогда ученик начинает искать новые. Таким образом, проблемная ситуация — это ситуация конфликта между знаниями как прошлым опытом и незнанием того, как объяснить новые явления. Это затруднение и является условием возникновения познавательной потребности. (http://paidagogos.com/?p=108)
9. Проблемное изложение – метод обучения, направленный на демонстрацию обучающимся способов организации мышления; предполагает демонстрацию лектором четырех этапов проблемно-поисковой деятельности: проблемная ситуация и ее анализ - постановка проблемы - ее решение - рефлексия оптимальности найденного решения , а также способов мышления). (Чернявская А. Г. «Методы обучения»)
10. Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки.( http://www.pedagogics-book.ru/articles/6-6-1.html)
11. Ролевая игра - (разыгрывание ролей) - метод обучения, основная цель которого – обучение специалистов межличностному общению и взаимодействию в условиях совместной профессиональной деятельности. В этом ее отличие от деловой игры (их часто смешивают), которая в равной мере нацелена и на развитие предметно-технологической компетентности будущего специалиста. ( http://www.pedagogics-book.ru/articles/6-6-1.html)
12. Творчество— деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов. Т.имеет разные уровни. Для одного уровня творчества характерно использование уже существующих знаний и расширение области их применения; на др. уровне создается совершенно новый подход, изменяющий привычный взгляд на объект или область знаний.
13. Творческое мышление — один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок, смыслов. Творческое мышление отличают от процессов применения готовых знаний и умений, называемых репродуктивным мышлением
Словарь / под. ред. А.В. Петровского // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005.
14. Цель -1) осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность человека; 2) замысел исследования; научный результат, который должен быть получен в итоге исследования.
15. Эксперимент(от лат. experimentum — проба, опыт) — общенаучный метод исследования, к-рый заключается в активной теоретико-практической деятельности экспериментатора, определенным образом преобразующего ситуацию для планомерного изучения объекта в процессе естественного или искусственного, однако, заранее запланированного его развития и функционирования. Э. предполагает возможность повторения исследования как с относительно неизменными, так и с измененными условиями.
(А. Ю. Коджаспиров словарь по педагогике. Издательский центр «МарТ». Москва — Ростов-на-Дону. 2005)
Приложение 3.