Особенности организации педагогического процесса по развитию восприятия цвета у детей 7 – го года жизни через изобразительную деятельность.
По результатам констатирующего эксперимента были разработаны индивидуальные маршрутные листы выравнивания сформированности восприятия цвета детей 7-го года жизни на каждого ребенка экспериментальной группы,образовательная область "Художественно-эстетическое восприятие".
(ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
На формирующем этапе исследования нами была подобрана система индивидуальных занятий изобразительной деятельности на развитие восприятия цвета, так как у всех детей экспериментальной группы восприятие цвета развиты не на высоком уровне, с детьми каждый день проводились занятия.
Представления о цвете являются важным составляющим звеном сенсорного воспитания. Благодаря знакомству с цветом дети начинают качественней воспринимать окружающий мир, их речь становится богаче, развивается наблюдательность и мышление.
На сегодняшний день стоит проблема отсутствия систематической работы по развитию представлений о цвете в условиях МБДОУ. В связи с этим нами было проведено исследование уровня развития представлений о цвете у детей 7-го года жизни.
Исходя из положений гипотезы, были определены три основные направления работы с детьми:
Во-первых, это комплексный подход, включающий в себя различные виды деятельности, которые можно условно разделить на игровую, изобразительную. Игровая деятельность строилась на основе дидактических материалов, а изобразительная - через систему занятий изобразительной деятельности. Для улучшения результата данные виды деятельности чередовались, к примеру: раз в несколько дней с детьми проводились игры либо дидактические занятия, аналогично дело обстояло с изобразительной деятельностью. Также использовалась методика объединения нескольких видов деятельности в одну (рисование разными красками и узнавание/называние цветов), что позволяло закрепить не только разрозненные знания, но и получить ассоциативные связи, к примеру: цвет-предмет, цвет-название и т.д. Учитывались возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста.
Реализуя второе положение гипотезы, параллельно шло развитие различных аспектов представления о цвете. Упор делался на узнавание цвета, его различение и называние. В группе изменяли предметно – пространственную среду (внесение новых игр, атрибутов в соответствии с новым содержанием игр и усложнением дидактических задач).
В третьих, все применяемые занятия являлись не обособленными, а имели четкую структуру и последовательность применения, где каждое последующее занятие либо основывалось на предыдущем, либо дополняло его, что позволяло детям получать систематизированные знания и навыки в нужных последовательности и количестве.
Индивидуальные маршрутные листы сформированности восприятия цвета приведены ниже.
Маршрутный лист выравнивания сформированности, образовательная область "Художественно-эстетическое развитие"
С 25 апреля по 15 мая 2016 г.
Ребенок: Бакина Диляра Группа старшая
Исследование, развития восприятия цвета через изобразительную деятельность | Формирование восприятия цвета | ||
Выбор цвета по наглядному образцу | Выбор цвета при названии его взрослым | Умение самостоятельно назвать цвет | |
"Восприятие цвета пробуждение земли" | |||
"Деревянный дворец" | |||
"Веселая гусеница" |
Вывод: проводить занятия по формированию восприятия цвета.
Маршрутный лист выравнивания сформированности, образовательная область "Художественно-эстетическое развитие"
С 25 апреля по 15 мая 2016 г.
Ребенок: Иванов Данил Группа старшая
Исследование, развития восприятия цвета через изобразительную деятельность | Формирование восприятия цвета | ||
Выбор цвета по наглядному образцу | Выбор цвета при названии его взрослым | Умение самостоятельно назвать цвет | |
"Приключения в цветочном городе" | |||
"Я на радуге живу" | |||
"Веселая гусеница" |
Вывод: проводить ежедневно занятия по формированию восприятия цвета.
Маршрутный лист выравнивания сформированности, образовательная область "Художественно-эстетическое развитие"
С 25 апреля по 15 мая 2016 г.
Ребенок: Давлетов Миша Группа старшая
Исследование, развития восприятия цвета через изобразительную деятельность | Формирование восприятия цвета | ||
Выбор цвета по наглядному образцу | Выбор цвета при названии его взрослым | Умение самостоятельно назвать цвет | |
"Оранжевая сказка" | |||
"Деревянный дверец" | |||
"У кого какой характер" |
Вывод: проводить занятия по формированию восприятия цвета