Методика проведения дидактических игр в декоративном рисовании
В соответствии с задачами по декоративному искусству дидактические игры распределяются на группы:
1. Дидактические игры, направленные на ознакомление дошкольников с русскими народными промыслами.
2. Игры, направленные на развитие воображения (воссоздающее и творческое).
3. Дидактические игры, направленные на развитие ручной умелости.
4. Игры, развивающие чувство ритма, умение составлять ритмическую композицию.
5. Дидактические игры, помогающие сформировать представления о симметрии (центральной, осевой).
6. Дидактические игры, помогающие различать стилизованные и реалистические изображения.
К I группе игр можно отнести дидактические игры:
· “Дымковские мастера”;
· “Составь свой узор” (городец);
· “Укрась сам” (хохлома);
· “Жостовские подносы” (жостово);
· “Гжельские узоры” (гжель).
В этих играх дети закрепляют знания о элементах росписи по народным промыслам, самостоятельно создавая узор. У детей развивалось творчество, активизировалась и обогащалась речь.
С дидактической игрой “Составь красивый узор” (разрезные картинки) может быть связано занятие по декоративному рисованию: роспись по мотивам народного декоративного искусства. Организовав игру (в процессе которой дети будут создавать узоры, складывая разрезные картинки внимательно рассматривая элементы узора, их цвет, композицию), педагог будет способствовать уточнению представлений детей о той или иной росписи. Это поможет им потом в создании узора.
Желание правильно составить узор заставит детей внимательно всматриваться в части узора на картинках, сравнивать их, объединять соответствующие части выделять мотивы орнамента.
Ко II группе относятся игры, направленные на развитие воображения и на нахождение закономерностиследования узора.
Цель этих игр - развивать интеллектуальные операции, учить детей находить закономерности следования орнамента, учить составлять упорядоченные ряды, развивать воссоздающее воображение.
А) Например: игра “Продолжи узор”.
Игровая задача:собрать бусы; продолжить дорожку; расставить вагоны; отремонтировать заборчик; помочь заштопать коврик и т.д. (игра имеет много вариантов).
Б) Игра “Лоскутное одеяло”.
Игровая задача:помочь игровому персонажу собрать из лоскутков одеяло (форма и формат одеяла задаются воспитателем и могут меняться).
В) Игра “Кукла потерялась” (авторская разработка - для младшей и средней группы).
Материал: комплект деревянных кукол (разных по высоте, толщине); куклы сгруппированы в “семьи” по орнаментам.
Игровая задача: помочь куклам найти свои семьи.
Ход игры: Воспитатель ставит на стол одну (более сложный вариант 2-3 игрушки) куклу из любой “семьи” и говорит: “Сегодня я познакомилась с Анютой”. Посмотрите, какая она нарядная!” Педагог с детьми рассматривает одежду, головной убор на кукле, обращает внимание детей на орнамент - элементы узора и их чередование. “Кукла Анюта гуляла с родителями в парке и потерялась. Она просит вас ей помочь найти свою семью. Давайте отправимся в “парк”. Воспитатель подводит к другому столу. На нём расставлены деревья, качели, скамеечки из настольного театра. В парке гуляют несколько кукол. Дети рассматривают игрушки и по орнаменту определяют родителей Анюты и возвращают её родителям.
Второй вариант игры “День рождение куклы”.
Игровая задача: в конце праздника детям предлагается “отвести кукол- детей” к куклам - родителям. Если дети затрудняются, педагог помогает им определить, чем куклы похожи и чем отличаются “дети” и их “родители”
К III группе относятся игры и упражнения на развитие ручной умелости.
Цель - способствовать становлению формообразующих движений руки, развивать координацию глаза и руки.
В младшей и средних группах: игра “Помоги довезти игрушки”.
Цель - учить рисовать прямые, волнистые, ломаные линии, круги и т.д.
Игровая задача:помочь довезти игрушки до дома, кисточка или карандаш показывают дорогу. (Игра имеет много вариантов). Усложнением для малышей могут служить не только усложнение формы, но и использование более узких дорожек.
В старших группах - рекомендуются аналогичные игры, но более сложные варианты:
“Проплыть между препятствиями”;
“Пройти по лабиринту”;
“Найти клад”;
“Провести хоккейную комбинацию”.
К IV (четвёртой) группе относятся игры, развивающие чувство ритма; обучающие умению составлять ритмическую композицию.
Ритм - это чередование одинаковых элементов с одинаковыми интервалами. Ритм должен быть понятным и чётким. Например, игра “Собери дорожку”.
Игровая задача:
· для малышей - помочь игровому персонажу выложить дорожку по заданному алгоритму (круги одного цвета, одного размера);
· для средних - выложить дорожку из элементов одной формы, но разного размера (чередуя);
· для старших - выложить узор на полосе из элементов разных по цвету и по форме (с элементом соревнования “Кто быстрее”.
Игры на развитие зрительного восприятия, внимания, логического мышления, памяти, воображения.
1. Игра “Подбери узор”. Цель - кто быстрее на карте найдёт все свои фигурки.
2. Игра “Рукавички”. Цель - подобрать пару (или комплект) по узору (орнаменту).
3. Игра “Пуговичное ожерелье”. Цель - закрепить знание цвета, формы, величины и понимание пространственных направлений. Игровая задача - сделать в подарок бабушке ожерелье.
4. Игра “Математический планшет” (с 5 лет). Цель - умение конструировать на плоскости различные изображения. “Рисование резиночками”.
К пятой (IV) группе можно отнести игры, помогающие сформировать представления симметрии (центральной и осевой).
Симметрия - в переводе с греческого означает соразмерность. Рассматривают симметрию осевую и центральную.
Равновесие элементов в орнаменте достигается благодаря симметрии. Симметрия часто выступает как единственное средство выразительности.
Цель этих дидактических игр – формировать элементарные представления о симметрии; развивать воссоздающее и творческое воображение, совершенствовать изобразительные навыки.
Примеры:
1. Игра “Разбитый сервиз”, “Археологи” (для старшей группы). Игровая задача - помочь восстановить первоначальный вид предметов (игры имеют много вариантов).
2. Игра “Раскрась узор”.
Игровая задача - помочь игровому персонажу раскрасить узор или какой-то предмет.
Упражнения на симметричное вырезывание также формируют у ребёнка представления о симметрии - это вырезывание из сложенной пополам бумаги, из бумаги, сложенной в 4 и в 6 раз, аппликация из готовых геометрических форм на составление симметричных изображений (бабочка, ваза и т.д.).
3. Увидеть симметрию в узоре помогает проведение игры “Волшебное зеркало”.
6. Детям предлагается поставить зеркало на середину (линии-ось) и увидеть полное изображение узора на предмете (на карточке), запомнить его и повторить (продолжить) на второй половине предмета (рисованием, аппликацией или выкладыванием готовых форм).
Игры на развитие цветовосприятия
Цель - развивать чувство цвета, формировать представление о том, что цвет является средством выразительности, закреплять умения составлять упорядоченные ряды.
Например:
1. Игра “Платье для сестёр”.
2. Игровая задача - раскрасить платья для сестёр — времён года так, чтобы сёстры догадались, где платье для зимы, для лета, для осени, для весны. (Изменяя цветовое решение, получают различные варианты декорирования платьев).
В старшей группе по декоративному рисованию ставится задача: научить детей умению стилизовать реальные образы, подчёркивая в предмете основное, характерное, опуская детали.
Стилизация - это декоративное обобщение, подчёркивание особенностей формы предмета с помощью ряда условных приёмов. Можно упростить или усложнить форму, изменить цвет, отказаться от передачи объёма.
В одних орнаментах натуральные образы претерпевают небольшие изменения, в других всё выглядит предельно схематично.
Для ребёнка умение узнавать стилизованные образы и самостоятельно выполнять стилизацию - задача довольно трудная.
7. Использование педагогом творческих игр и упражнений по типу “превращалки” - даст ребёнку возможность самому стилизовать те или иные объекты, а также разовьёт творческие способности.
Игры - “превращалки”.
Цель - развивать воображение на основе комбинаторики, учить выделять главное и на основе этого подводить к использованию стилизации в изобразительной деятельности.
1. Игра “Превращение геометрических фигур”. Игровое задание - преврати в животное (в птицу, человека, растение и т.д.).
Усложнение: преврати геометрические фигуры во что-нибудь, но не повторяй то, что уже рисовал.
Рекомендации:
• в младшей группе - игры не проводятся;
• в средней группе - одномоментно предлагается не более 4-х геометрических фигур;
• в старшей группе — не более десяти.
2. Игра “Петельки”.
Игровое задание - преврати петельку во что-нибудь.
Рекомендации: сначала ребёнку дают готовые рисунки петелек разных размеров и по разному расположенные. Затем дети рисуют петельки сами, после чего их преобразовывают.
3. Игра “Закорючки”
Игровое задание - нарисуй закорючку и преврати её во что-нибудь.
Правила:
1) Можно поворачивать закорючку
2) Нельзя рисовать змей, деревья, цветы, облака, дым, воду, так как подобным образом можно преобразовать любую форму.
4. Игра “Клубочки”.
Игровое задание:
1) нарисуй клубочек и преврати его в дерево; бабочку;
2) преврати клубочек в цветочек и составь узор (на полосе).
Правил нет.
В процессе этих игр, наблюдая за превращением фигур в результате собственных действий, ребёнок познаёт вариативность создания образа, зависимость конечного результата от способов и приёмов, которые были использованы. У детей формируются творческие задатки личности. Дидактическая игра может быть включена в любое занятие. Это позволяет •повысить интерес детей к занятию и активизировать их деятельность.