Поиск эффективных подходов к выявлению и развитию одаренных детей.

Современное состояние системы образование характеризуется всё большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала развития личности одаренного ребёнка. Это объясняется, во-первых, значимостью способностей для развития личности, во-вторых, возросшей потребностью общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, способных созидать новое в различных сферах жизни. Самым сенситивным периодом для развития проявлений одаренности является раннее детство и дошкольный возраст. Доказано, что каждый ребёнок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность каждому ребенку достигать больших высот в своем развитии.

Что такое «одаренность» и как она проявляется в детях? Что заставляет родителей увидеть в своем ребенке талант и потом искать подтверждение своего открытия у специалистов? Эти проблемы на сегодняшний день очень актуальны. Ими занимаются психологи, социологи и педагоги всего мира.

В настоящее время педагоги нашего детского сада, работающие с детьми дошкольного возраста, вместе с родителями, семьей ребенка, поддерживают смышленого и любознательного малыша, создают условия для развития способностей, дарованных природой. Ведь грамотное проведение интеллектуального развития, в первую очередь, позволит успешно подготовить ребенка не только к школе, но и в дальнейшем к жизни.

Всегда есть дети, которые отличаются быстрым развитием речи и мышления, любознательностью, исследовательской активностью, ранней увлеченностью музыкой, рисованием. Для этих детей педагоги ДОУ разрабатывают индивидуальные маршруты развития. Считаем, что важным моментом в развитии способностей у детей выступает комплексность, то есть одновременное совершенствование нескольких взаимно дополняющих друг друга способностей.

Развитие умственных способностей является основным содержанием умственного развития. Воспитатели нашего детского сада через игры и развивающие задания развивают у детей креативность мышления. Дошкольники в процессе образовательной деятельности математического содержания проявляют гибкость мышления, способность переключаться с одной идеи на другую, оригинальность умозаключений, любознательность. Стало традицией проведение викторины «Что? Где? Когда?», турнира «Умники и умницы», где в процессе игры формируем познавательные интересы и умственные способности детей, развиваем наблюдательность, память, творческое воображение, товарищеские чувства.

В совместной деятельности с детьми в процессе режимных моментов в старших группах воспитатели играют с детьми в шашки, воспитывая у дошкольников сообразительность, находчивость, активизируя мыслительную деятельность, развивая логическое мышление.

Также наши педагоги решают с воспитанниками игровые занимательные и логические задачи и упражнения, головоломки, кроссворды, загадки, шарады, задачи-шутки, играют в игры на развитие элементов логического мышления; обучают последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. А это в свою очередь способствует повышению уровня общего умственного развития дошкольников, подготовки к усвоению курса математики в школе, для творческого труда в будущем.

Художественно-творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом.

Способности ребенка к художественному творчеству обнаруживаются в детстве и развиваются, если об этом позаботится взрослый, окружая ребенка «предметами красоты», активно занимаясь с ним.

Наша задача не только обнаружить талант у ребенка, но и помочь таланту состояться.

Если ребенок проявляет устойчивый интерес к искусству, эмоционально реагирует на красоту действительности, видит ее образно и может передать свои впечатления адекватно, имеет богатую фантазию и воображение, ощущает гармонию цветовых сочетаний и пластику форм в природе и произведениях искусства, можно с уверенностью сказать о том, что этот ребенок творчески одарен.

В процессе образовательной деятельности по художественно-творческому развитию наши воспитанники знакомятся с разными художественными приемами и поделочными материалами, с доступными способами изготовления и украшения своих изделий.

Поделки детей имеют разное назначение: для игры детей, для оформления интерьера детского сада и дома; их можно использовать в качестве сувениров и подарков.

Работы наших воспитанников принимают участие в Международных, Всероссийских, республиканских, районных конкурсах, где занимают призовые места. Также дети совместно с педагогами активно принимают участие в региональном этапе Российского конкурса исследовательских и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я - исследователь».

В течение учебного года много проводим в ДОУ разнообразных тематических творческих выставок детских работ, как самостоятельных, так и совместных с родителями и педагогами. Например, «Пасхальный звон», «Космическая Одиссея», «Как я провел лето», «Символ Нового года», «Моё увлечение», «Работы выпускников детского сада», «Зимушка хрустальная» и т.п.

Уникальным средством развития художественно-творческих способностей детей являетсятеатрализованная деятельность.

Мы убедились, если в работе с детьми дошкольного возраста в развитии творческих способностей использовать театрализованную деятельность, то формирование способностей произойдет быстрее и эффективнее.

В ходе освоения театрализованной деятельности мы практикуем эффективные методические приемы:

озвучивание кадров диафильма по сказке;

показ пластических этюдов с передачей голосом ключевых фраз персонажей;

разыгрывание фрагментов сказки на макете или с помощью кукол;

музыкальные этюды.

Опыт организации театра показывает, что совместные постановки объединяют детей общностью интересов, являются хорошей школой совместных переживаний. Работа над ролью учит ребенка самостоятельно мыслить, развивает речь, обогащая ее, формирует коммуникативные навыки.

При помощи театральной деятельности развиваем личность ребенка, прививаем устойчивый интерес к литературе, способствуем формированию интонационной выразительности речи.

Результатом работы стала постановка спектаклей:

«Пожар в лесу»;

«Как цыплёнок голос искал»;

«Кошкин дом»

«Волк и козлята» (музыкальная сказка);

«Курочка - ряба» (пантомима).

Мы уделяем большое внимание развитию музыкальных способностей дошкольников. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Музыкальный руководитель использует в работе с детьми разнообразные попевки, игры с пением, песенки-ритмы, вокальные переклички. Результатом работы по вокальному развитию дошкольников является подбор интересного репертуара детских песен на праздниках, использование разных видов исполнительства (хор, вокальная группа, солисты), применение оригинальных идей («двигательная» аранжировка песни, песенное попурри).

Также обучаем дошкольников игре на музыкальных инструментах. Для организации деятельности по инструментальному музицированию используем разные группы инструментов: ударные (бубны, барабаны, маракасы, треугольники, колокольчики, металлофоны, пианино), струнные (гусли, цимбалы), духовые (дудочки, свирели), народные инструменты (ложки, бубенцы, трещотки).

Занятия в детском оркестре дают детям позитивные результаты, приносят удовлетворение в эмоциональном плане, способствуют развитию музыкального слуха и творческого воображения.

Способные, талантливые дети характеризуются высоким уровнем физической работоспособности.

Работа по физкультурно-оздоровительной работе в нашем ДОУ основана на гармонизирующих комплексах, которые включают в себя:

- дыхательные упражнения;

- упражнения, развивающие гибкость позвоночника, подвижность суставов, эластичность связок, развивают моторику, активизируют работу внутренних органов;

- упражнения, развивающие мимику, жесты, пантомимику.

Образовательная деятельность включает в себя различные игры. Детям предлагаем представить себя в виде волны, ветерка, походить по камешкам вдоль берега моря, стать сильным деревом.

Все эти элементы - выразительные движения, сказочные образы, способствуют развитию у детей осознанной выразительной пластики движений.

В целом образовательная деятельность представляет собой своеобразное творческое действие, когда дети учатся выражать свои эмоции, контролировать их, совершенствовать движения, управлять своим телом.

Широко используем в работе с детьми метод аналогий с животным и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация), метод театрализации, где педагог режиссер, используя игровую атрибутику, образ активизирует ребенка, его пространственно-образное мышление, способствуя развитию творческих и оздоровительных возможностей.

Дети демонстрируют свои умения в утренниках, на праздниках, соревнованиях, конкурсах, в мероприятиях для родителей.

Кроме того, ведется индивидуальная работа с детьми – через творческие домашние задания, привлечение родителей к участию в конкурсах, соревнованиях и т.д. В настоящее время сотрудники ДОУ тесно взаимодействуют с родителями посредством консультаций, бесед, творческих гостиных, анкетирования, тестирования, совместной проектной деятельности, что позволяет поддержать смышленого и любознательного малыша, создать условия для развития его способностей, дарованных природой.

Таким образом, мы считаем, что детская одаренность будет развиваться успешно если:

предоставлять ребенку возможность быть субъектом собственной деятельности;

развивать его индивидуальный познавательный опыт;

осуществлять системный подход через развитие интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой, художественно-эстетической, социально-коммуникативной сферы.

Приложение 3.

Наши рекомендации