Тема 11. история керамики японии
Художественное ремесло и декоративное искусство Японии называется словом «Когэй». Источником многих замыслов японских мастеров являлась природа, т.к. этот народ издавна чувствовал ее красоту. К произведениям ДПИ Японии относятся: резьба по дереву, кости и металлу, одежда, произведения оружейного искусства, лаковые и керамические изделия. Специфика ДПИ Японии состоит в том, что его произведения имеют сугубо практическое, утилитарное применение, но играют и эстетическую роль, служа украшением повседневной жизни человека. Эстетика окружающих предметов для японцев важна более, чем их практическое применение.
Керамика относится к ранней эпохе Дзёмон (Каменный век, эпоха неолита). На развитие японской керамики и фарфора большое влияние оказали китайские и корейские технологии обжига и цветного глазурного покрытия. Отличительная черта японской керамики – внимание не только к форме, декоративному орнаменту и цвету изделия, но и к тем тактильным ощущениям, которые оно вызывало при соприкосновении с ладонью. Японская керамика предполагала неровность формы, шероховатость поверхности, разбегающиеся трещины, потеки глазури, отпечатки пальцев мастера и демонстрацию природной фактуры материала. Керамические изделия – это чаши для чайных церемоний, чайники, вазы, горшки, декоративные блюда, сосуды для сакэ. Первоначальная форма сосуда делалась из веток и травы, затем она обмазывалась глиной, при обжиге ветки и трава сгорали, оставляя следы на стенках сосудов. Сосуды среднего и позднего периодов Дзёмон («дзе» означает «веревка», «шнур») напоминали сосуды-скульптуры. Посуда раннего Дземона была примитивна по технологии – емкости с прямыми чуть расширяющимися к устью стенками, с грубой поверхностью, обожженные в костре при низких температурах. Видом декора были оттиски веревки, с помощью которых создавались различные узоры Поздний Дземон – оригинальный стиль украшения сосудов рельефными налепными деталями; сочетание простых форм и вычурного декора. Верхняя часть емкостей украшалась причудливыми узорами из глиняных жгутов, спиралей, лент, колец. В период неолита изготавливалась не только керамическая посуда, но и керамические фигурки «догу», высотой 12-30 см, изображающих в стилизованном виде людей. Некоторые из них с неестественно огромными глазами, в головном уборе –«шлеме», в одежде похожей на скафандр. Эти фигурки имели магическое значение, т.к. найдены обычно в погребениях или жилищах. В 6 в. в период Кофун найдено много курганных могильников с керамической скульптурой «ханива», имеющая форму цилиндров, полых внутри, высотой около 1 метра. Иногда ханива делались в виде людей, которым придавали различные позы, выражения лиц, костюма. Затем керамические ханива изображали воинов, всадников, музыкантов, танцоров, различных животных.
В 6-11 вв. под воздействием гончаров Кореи японцы перешли к обжигу глиняных изделий с зеленовато-желтой глазури. Примерно в это же время появились изделия из фаянса – гигроскопической глины, покрываемой глазурью. Чаще сосуды выполнялись из «каменной массы» - твердой негигроскопической, а потому не нуждающейся в глазури глины. Лишь городок Сэто в провинции Овари производил изделия более высокого качества. Изделия покрывались зеленой, желтой и темно-коричневой глазурью и были украшены штампованным, резным и накладным орнаментом. Керамика этого центра настолько отличалась от грубой продукции других мест, что получила собственное наименование сэтомоно.
Керамика 16-17 вв. во многом связана с распространением культуры чайной церемонии ваби-тя. Концеция чайной церемонии принадлежит Сэн-но Рикю. Знакомство Сэн-нэ Рикю с талантливым корейским мастеров-черепичником Т.одзиро (1514-1591) и привело к появлению в 1580 г. керамики стиля раку (пер. с яп. наслаждение, комфорт). В традиционных изделиях из грубоватой керамики была та простота, которая соответствовала новым идеалам красоты чайной церемонии, что послужило сильнейшим стимулом развития японской керамики. Чаши, покрытые черной и красноватой глазурью, делаются вручную, их отличают небольшие размеры, сдержанность, простота, они шероховаты на ощупь. С развитием чайной церемонии, предполагающей духовное единение, погружение в созерцание, размышления, отдых от мирских забот все большее внимание стало отводиться чайной чашке. Она становится полноправным участником общения во время чайной церемонии. Чашкам дают имена, пишут их «биографии», бережно хранят в специальных ларцах или шелковых мешочках. Существует особая культура созерцания чашки как предмета искусства Семье мастера Тодзиро была дарована фамилия Раку и вот уже 15 поколений занимаются производством посуды в стиле Раку. Цвета глазури чашек Раку стали разнообразными – черный, розовый, красны, серовато-розовый, желто-коричневый, беловый. Самыми популярными стали черные чаши «куро-раку» и красные «ака-раку».
В конце 16 в. близ Ариты были найдены месторождения каолина и полевого шпата. На этой базе начало разворачиваться фарфоровое производство, основывающееся на опыте китайских и корейских мастеров. Фарфоровые изделия представляли собой, в основном, тонкостенные вазы с изысканным декором, чайные и винные сервизы и разнообразные статуэтки. Это фарфор Имари, Какиэмон, Кинкозан, Сацума, Кутани. В фарфоровых изделиях 17-18 вв., выпускаемых по всей стране, различались два типа: 1) дорогие, украшенные тонкой росписью изделия мастерских Кутании и Набэсимы; изделия Кутани имели пластичную неровную форму, с росписью, выполненной с использованием крупных цветовых пятен, свободно располагавшихся на поверхности сосудов. Более поздние фарфоровые изделия Кутании приобрели сухие, шаблонные формы и декор. Изделия Набэсимы украшались изображением одиночного растительного мотива, выполненного подглазурной росписью, иногда дополненная надглазурной полихромной росписью.2) выпускающийся большими сериями фарфор мастерских Приты и Сэто, которые изготавливали массовую продукцию, украшенную нарядными декоративными композициями из цветов, бабочек, птиц.