Темы 7 и 8. косторезные и камнерезные промыслы россии
1. Косторезный промысел в России складывается у национальных культур народов той местности, где был материал – кость. Резьба по кости до сих пор считается уникальным видом ДПИ.
Лучшее сырье – клыки и бивни морских животных (моржей). Иногда используется цевка – лошадиная кость как более дешевый материал, а также рыбная кость.
- На Севере России центром косторезного промысла, возникшего в 18 в., являлись Холмогоры Архангельской обл., где основным материалом была цевка. В отличие от моржового клыка кость-цевка требует дополнительной обработки как сырье: ее обезжиривают, отбеливают, а трубчатую форму распиливают на пластины, соответствующие будущему изделию. Ассортимент: от шкатулок до окладов икон. Но основные изделия – это ларцы и ларчики, которые имели традиционную форму сундучка с 4-х скатной крышкой. Их корпус был деревянный и оклеивался пластинами из моржовой кости или цевки. На пластины наносился гравированный орнамент в виде концентрических кругов с точкой – глазком - посередине – это т.н. «глазковый орнамент». Украшались пластины и растительными мотивами из небольших веточек с бутонами и розетками цветов. Такой рисунок иногда подкрашивался зеленым, красным, черным цветом, создавая контрасты с цветом чистой кости. В ларцах использовался и прорезной узор с растительным рисунком или в виде пышных завитков в стиле барокко и рококо.
В 18 в. в ассортименте появляются табакерки, гребни, секретеры, бюро, комодики. В нач. 19 в. складывается стиль классицизм и в изделиях появляется геометрические узоры, орнамент становится миниатюрным. Мастера полируют поверхность кости, подчеркивая воздушность ажурного узора. Иногда холмогорские мастера использовали цветную фольгу или вставки из стекла.
- Чукотский косторезный промысел имеет многовековую историю с 1 тысяч. до н.э, но особое развитие получил со второй половины 20 в. в национальном искусстве России. В основе этого промысла – языческий культ, поэтому многие предметы из кости имеют ритуальный характер.
Чукотский промысел – древнейший центр искусства резьбы и гравировки по моржовому клыку. Своеобразие этого искусства состоит в органическом соединении рационально сделанного предмета с художественным оформлением, которое как бы «одушевляет» его – это:
- охотничьи ножи, гарпуны, наконечники для стрел и копий, поверхность которых украшалась гравированным орнаментом (рисунки до сих пор не разгаданы) или скульптурными изображениями – оберегами, охраняющими владельца от беды, способ удачи в охоте;
- скульптурные изображения животных как амулеты, которые выполнялись обобщенно и несколько примитивно.
Особенность зооморфной скульптуры Чукотки – полиэйкония, т.е. «многообразность». Художники передают свое уважительное отношение к диким животным, подчеркивая их мощь, природную красоту.
Чукотские скульптуры небольшие, могут уместиться на ладони, однако мастер лаконичными средствами дает точную характеристику животному, делая акцент на детали. Любое чукотское произведение из кости имеет глубокий внутренний смысл (подтекст). Образ представляет собой криптограмму. В изделиях 17-19 вв. получила распространение схематизация и упрощенность изображения. В 1940-х гг. в поселке Уэлен была создана косторезная мастерская, где среди мастеров особенно практиковалось искусство гравирования моржовых клыков - изображение чукотских пейзажей: море, тундра, горы, рыбаки за ловлей рыбы. Сначала гравировка была черно-белой, позднее – многоцветной (путем втирания в кость графика цветных карандашей), чтобы рисунок был более ясен. Этой работой занимались женщины.
Кость – хрупкий материал, поэтому не допускает сложных резных орнаментов или глубокой проработки, переделывания.
Слоновые или мамонтовые бивни имеют целостную массу, что позволяет выполнять из него любую скульптурную форму. Клык моржа с внутренней ячеистой структурой ограничивает эту возможность. Ограничения из-за небольших размеров и внутренней полости диктует и зуб кашалота.
- Нижегородский косторезный промысел развивается с 18 в., когда мастера Павлова и Ворсмы украшали ножи костяными рукоятками в виде объемной скульптуры: фигурки львов, драконы, птицы, выполненные с тонким мастерством. Возрождение промысла начинается в 20 в. и связано с именем мастера Парфена Черникова, приглашенного в Н.Новгород из Холмогор Архангельской обл. В 1973 г. в пос. Варнавино Нижегородской обл. была организована фабрика художественной резьбы по кости. Применялась трубчатая кость крупного рогатого скота - цевка и рог. В 1989 г. образовалось самостоятельное предприятие Варнавинская художественная фабрика «ООО «Варко», в ассортименте которой более 300 видов утилитарной и декоративной продукции: шкатулки, ларцы, письменные приборы, шахматы, подсвечники, вазы, стаканы, игольницы и т.п. Каждое изделие режится мастером от начала до конца без применения штампов и шаблонов, что способствует проявлению авторской индивидуальности.
Используются разные способы обработки кости:
- рельефная резьба: по контурам нанесенного рисунка режущим инструментом выбирают фон, оставляя выпуклые рельефы на поверхности;
- ажурная резьба: в местах фона сверлят отверстия;
- гравировка: на костяной пластине делают рисунок, затем гравировальной иглой наносят линии различной глубины.
Основные мотивы орнамента – нижегородские народные росписи по дереву.
2. Камнерезный промысел России начинается в 18 в. – время строительства С.Петербурга. Указами Петра 1 в Уральских горах начинается разработка месторождений полудрагоценных (аквамарин, топаз, опал, горный хрусталь, турмалин и др), драгоценных (сапфир, рубин, изумруд, бриллиант и др.) и поделочных камней. К числу драгоценных камней относятся твердые минералы, прозрачные и полупрозрачные, обладающие природной красотой окраса, блеска. В Древней Руси драгоценные камни ценились за цвет и не привали значении их неправильной форме.
Семантика камней уходит в древность Востока и Египта откуда они прибывали. Согласно персидским повериям, Бирюса – это кости тех людей, которые умерли от любви; янтарь – горючая слеза погибшего героя. Чистый прозрачный камень сулит человеку разные блага, а камень с пороками навлекает болезни, нищету и изгнание. Изумруд – камень мудрости, сапфир – «измены открывает и страхи отгоняет», рубин (красный яхонт) – «врачует сердце, мозг, память и силу дает человеку».
Из Индии, Бирмы, Цейлона на Русь привозили рубины, гранаты, сердолики. Индия – единственный поставщик алмазов, а Персия – родина голубой бирюсы. В начале драгоценные камни на Руси использовались без огранки – естественной скругленной формы – кабошон, другие камни закреплялись в изделие россыпью. Сей час насчитывается десятки видов огранки драг. камней. Простая сумма граней камня = 12-20.
Бриллиантовая форма представляет собой сочетание двух пирамид, из которых верхняя усечена. Грани обеих частей располагаются в несколько рядов. Распространена тройная бриллиантовая огранка, т.е. 3-х рядное размещение граней. Классическая форма бриллианта – 56 граней. Полубриллиантовая огранка – сумма граней на верхних и нижних частях = 18. Огранка розой: сходство с бутоном розы; ступенчатая огранка: система граней располагается в виде ступеней и др. Способы закрепления камня:
- глухая – чашечка с плоским дном, на которое укладывают камень;
- обводковая – камень вставляется и закрепляется путем обжатия ленты металла по форме камня;
- крапановая – камень закрепляется с помощь. Выступающих приливов металла, напоминающих лапки, наз. крапами;
- клеевая закрепка – прикрепляется вставками из граненого стекла, пластмассы на штифтах с клеем (для вставок из жемчуга, коралла) и др.
Поделочные камни делятся на:
- твердые – нефрит, яшма, агат, обсидиан, лазурит, родонит)
- мягкие ( малахит, флюорит, гипс).
С древних времен на Руси применялся нефрит – прозрачный камень, дающий различные оттенки зеленого цвета (от нежно зеленого до самых темных тонов. Бывает молочно-белый, желтый и черный нефрит, но редко).
Одним из самых ценных поделочных камней до сих пор считается родонит (орлец) (красный, розовый, вишневый, малиновый с желтыми и черными прожилками).
С 18 в. любимым камнем русских ювелиров стал малахит (от нежно бирюзово-зеленого до темно-зеленого). Широко используется серебристый обсидиан, флюорит с его разнообразными сочетаниями тонов от голубого до темно-фиолетового. Прозрачный горный хрусталь. До 17 в. поделочные цветные камни в России не добывались, а привозились из Византии, Ср. Азии, Зап. Европы. Только в 1635 г. в предгорьях Урала были открыты медные руды малахита. Еще раньше здесь были обнаружены «узорчатые каменья» - сердолики, агаты, яшма. В 1668г. открыто богатейшее месторождение цветных камней ок. Мурзинской слободы, недалеко от Верхотурья, а в 1700 г. – яшмовая гора на реке Аргунь. На побережье Байкала найдены нефрит и лазурит.
Указом Петра 1 от 14.01.1725 г. в Петергофе была основана первая гранильная фабрика. Через год в 1726 г. была вторая фабрика в Екатеринбурге. Третья государственная гранильная фабрика – Колыванская.
Нижегородский камнерезный промысел связан с «мраморной пещерой», расположенной на реке Пьянее в с. Борнуково Бутурлинского р-на Нижегородской обл. Издавна эта пещера славилась своим поделочным камнем ангидритом или, как его называют, «нижегородским мрамором» самых разных оттенков: розового, белого, голубой, коричневый, серый, зеленый с различными узорами и рисунком. Камень добывался с 18 в. (указ Екатерины П) и отправлялся в П.Петербург на отделку дворцов.
Расцвет борнуковского камнерезного промысла приходится на 30-е годы 20 в, когда создается фабрика художественных камнерезных изделий «Борнуковская пещера». Переняв опыт уральских мастеров, борнуковские резчики использовали токарные работы с объемной и рельефной резьбой, гравировкой. Выразительный силуэт, пластичность, бесхитростность образов в сочетании с лаконичностью подчеркивают природную красоту материала. Помимо скульптур зверей и птиц (главный ассортимент), изготавливаются также предметы быта: подсвечники, вазы, шкатулки, письменные приборы.
ТЕМА 9. Виды художественной росписи по дереву
Роспись по дереву началась с того, что наши предки были язычниками и верили в пять элементов, на которых держится земля. Они всем известны – это вода, воздух, земля, огонь и небо. Людям казалось, что именно живопись может защитить их от злых духов. Они рисовали на всём, на горшках, на стенах. Символом счастья была птица - свастика олицетворяла движение жизни. Изображённый на рисунке конь - богатство. Символом солнца были красиво нарисованные круги. Цветы, означали здоровье и успех.
Роспись Пермогорья
Центром пермогорской росписи была группа деревень под общим названием Мокрая Едома недалеко от пристани Пермогорье. Пермогорская роспись белофонная. За основу узора взят мелкий растительный орнамент из копьевидных цветов и листьев, среди которого размещены изображения сирина, единорогов, львов и разнообразные сцены крестьянского быта. На прялках Пермогорья изображение сирина было традиционным. Даже в начале 20 века оно помещалось на прялку как пожелание счастья женщине. Сирин окружен растительным узором, типичным для пермогорской росписи. Копьевидной формы листья и фантастические цветы на гибких стеблях окружают композицию, заключенную в круглую рамку из треугольников. Пространство вокруг этого круглого клейма художник заполняет растительным узором. Роспись исполнена [без зеленого цвета только черным, красным и желтым цветами.
Ракульские прялки - по желтому фону — декоративная роспись. В верхней части — крупный завиток изогнутой ветки. Ниже — изображение птицы, вписанное в квадрат. Рисунок очень свободный и уверенный. Коричневый и черный цвета росписи гармонично сочетаются с золотисто-желтым фоном. Центральное место в рисунке отведено сцене посиделок с четырьмя фигурами в тереме с узорчатыми окнами, с шатровым завершением, над которым изображены единорог и лев. Слева за прялками сидят две пряхи. На одной из них женский головной убор, очень распространенный на русском Севере: гладкий налобник, над которым поднимаются, как хохолок, сборки круглой шапочки. На второй — обычный повойник, головной убор замужней женщины. Справа сидит девушка со швейкой. На голове у нее девичья повязка из яркого шелкового платка с двумя усиками. Носили их только на Северной Двине и называли «кустушка». Рядом с ней паренек с тальянкой в руках. Замысел: знакомство молодых людей на посиделках. В сцене ниже художник продолжает «рассказ». Под сценой посиделок идет узкий фриз росписи, где художник рисует черным контуром фигуры людей, собаку, свинью, оленя и корову.