Тема 1. ПОНЯТИЕ ДПИ И ЕГО КЛАССИФИКАЦИЯ

Тема 1. ПОНЯТИЕ ДПИ И ЕГО КЛАССИФИКАЦИЯ

«Декоративный» – лат. «украшаю»;

«прикладной» - прикладывать к человеку, к его нуждам и потребностям.

Т.О., ДПИ – искусство, художественно формирующее окружающую материальную (предметную) среду человека, внося в нее эстетическое, образное начало. Изделия ДПИ издревле удовлетворяют не только утилитарные нужды человека, но одновременно и его эстетические потребности.

ДПИ относится к неизобразительным видам искусства, являющимся областью пластических искусств (П.И. – виды искусства, произведения которых имеют предметный характер, создаются путем обработки вещественного материала, существуют в пространстве, но не изменяются во времени).

ДПИ играет значительную роль в преобразовании среды, окружающей человека, т.к. эти произведения обычно воспринимаются с архитектурным пространственным решением, т.к. ДПИ входит частью как экстерьера, так и интерьера архитектурного сооружения. Произведения ДПИ часто имеют связь с другими предметами (гарнитур мебели, сервиз посуды, костюм и т.п.). Идейное значение произведений ДПИ наиболее полно принимается в их взаимосвязи со средой и человеком.

Произведения ДПИ издавна классифицируются по их практическому назначению: одежда, мебель, утварь, украшения. Но со второй пол. 19 в. утвердилась следующая классификация:

- по материалам: металл, текстиль, стекло, дерево, керамика и т.п.;

- по технике выполнения: резьба, роспись, вышивка, литье, чеканка и т.п., что показывает важную роль ДПИ в ее связи с производством.

Произведения ДПИ неотделимы от материальной культуры человека каждой эпохи (возникло в эпоху неолита) и тесно связаны с бытовым укладом, с местными этническими и национальными особенностями, являя собой представление человека о мире и о самом себе. Т.О. произведения ДПИ, воздействуя своим видом, эстетическими достоинствами, образным строем на душевное состояние человека, его настроение, эмоции, влияют на его отношение к окружающему миру.

Основную роль в композиции произв. ДПИ играет архитектоника (структура: взаимодействие частей, формы, пропорций, цветового строя) предмета, обусловленная его назначением, пластическими свойствами материала. На образную структуру изделий ДПИ существенно влияет декор, благодаря которому бытовой предмет становится произведением искусства (хохломская роспись создает праздничный единый художественный образ).

Для создания декора в изделиях ДПИ широко привлекается:

- орнамент (лат. «украшение»)

- элементы изо (живопись, графика, скульптура).

Иногда средства изо используются не только для создания орнамента, но и проникают в форму предмета (детали мебели в виде звериных лап, голов, волют; сосуды в виде цветка, птицы, фигуры человека). Иногда орнамент или изображение становятся основой формообразования изделия (узор решетки, кружева, рисунок ковра). Однако необходимо согласовывать декор с формой изделия, изображение с масштабом, практическим применением.

Т.О. Синтетический характер ДПИ проявляется в:

- единстве художественной и утилитарной функций изделий ДПИ;

- во взаимопроникновении формы и декора (когда декор становится формой изделия).

ФАКТУРА И ТЕКСТУРА

Большое значение в восприятии форм произведений ДПИ имеет:

а) фактура– свойство, характеризующее внешнее строение поверхности формы (шероховатая, гладкая и др.) Фактурность материала зависит от плотности и величины микроискажений поверхности (у гладкой элементы фактуры столь малы, что зрительно не различаются, у шероховатой – большие, как рельеф).

Восприятие фактуры зависит:

- от расстояния зрителя от поверхности (при значительном расстоянии поверхность – гладкая, а при близком – рельефная);

- от характера освещения (шероховатости видны при сильном боковом освещении, если увеличить угол освещения, то поверхность будет почти гладкой).

б) текстура (рисунок поверхности материала)) – внешний поверхностный признак структуры материала, из которого изготовлено изделие. Наиболее характерная текстура характеризует изделия из дерева и ткани. Различные текстуры используются как декоративный элемент при проработке изделия. Рисунок текстуры древесины изменяется в зависимости от направления ее обработки (плоскости резания)

Гутные техники стеклоделия

К числу самых древних техник гутного стеклоделия относится стеклянная нить (филигрань)илистеклянная пряжа – наматывание на стеклянную «баночку» толстой спирали-нити того же стекла или иначе окрашенного стекла. Другие рабочие методы гутного стекла – наплавление на сосуд «капель», «горошинок», «слезок».

Аналогичным способом приготавливают сосуды с декором в технике причесанных нитей , которая была в применении еще в Др. Египте (египетские бальзамарии): на выдутый стеклянный пузырь навивается спирально белая нить и причесыванием ее образуются узоры, похожие на птичья перья или листья папоротника.

Похожим способом на стекле нитью выполняется сетчатое стекло: заплавленные внутрь стекломассы белые нити впоследствии перекрещиваются, для чего требуются два стеклянных пузыря с нитями, накрученными в противоположенные стороны – эта техника была изобретена в 17 в. в Венеции.

Льдистое стекло (кракле) – быстроохлажденное стекло. Техника, известная с 16 в., применяемая в Венеции: раскаленная стеклянная «баночка» погружается в холодную воду, отчего на поверхности стекла образуется сеть беспорядочных трещин (кракелюр) и стекло мутнеет. Чтобы устранить острые края у трещин, стекло еще раз нагревают и выдувают. Похожа техника «пулегозо» - образование пузырьков воздуха внутри раскаленной стекломассы путем погружения в холодную воду, а затем немедленного прогревания в горячей печи.Кажется, что застывшее стекло «закипело».

Последний вид гутной техники, которая служит только подготовкой к дальнейшей обработки – это техника многослойного или внутринакладного стекла : дутое стекло окунают в один или несколько цветных стекломасс, а иногда слой цветного стекла наносят и на внутреннюю поверхность сосуда. Эти слои затем прошлифовываются, протравляются или делаются ажурными, т.о. создаются цветные узоры (Др. Рим, Китай, Зап. Европа до 19 в.)

РОСПИСЬ

- холодным способом с помощью непрозрачных масляных или лаковых красок, не закрепляемых обжигом. Апогей этой техники – 16 в. в Венеции (блюда с портретами, картины венецианских живописцев). В этой технике пишутся картины на стекле. Краска наносится на задней стороне и в обратной последовательности, чем в обычной живописи, т.е. сначала кладут свет, затем тени. Часто эта техника бывает комбинированной с золочением. На сосудах с вдавленными стенками холодным путем осуществляется роспись по наружной поверхности;

- эмалью осуществляется с помощью прижигаемых красок: различные кроющие эмали, поверхностные краски, транспортные эмали.

Кроющая эмаль непрозрачна и потому почти полностью скрывает стеклянный характер изделия. Поверхность краски состоит из плавня, который прижигаясь к стеклу, остается светлым и прозрачным, сохраняя свой собственный цвет. Писать этими красками можно или густо, или же просветно, в зависимости от их разжижения или мазка кисти. Наносимые тонким слоем, они называются от этого поверхностными красками. Прижигают их в муфельных печах при температуре 450-500 градусов, когда краска соединяется со стеклом. Прижигаясь, краска густеет и делается блестящей.

Транспарантная эмаль – краски просвечивающие, напоминающие акварельную живопись, а после нанесения выглядят как спросвечивающее стекло. ( Ср. века, 16, 17 вв, в конце 18 в. дрезденский живописец Самуэль Мон расписывал такими красками сувенирные стекла – кружка С. Мона).

Золочение отделка стекла золотой фольгой известна еще с античности.

Холодный способ – наложением фольги на стекло, так золотили донца плоских мисок и чаш еще в 3-5 вв., найдены в Римских катакомбах христиан. На золотой фольге римские стеклоделы гравировали надписи, христианские символы, сцены, закрепляя их потом стеклом. Эта техника известна была и Др. Руси. В 17 в. Иоганн Кункель изготавливал стаканы, декорированные одноцветной золотой или серебряной фольгой. С таким межстеклянным золочением процветала посуда Богемии во второй половине 18 в. с мотивами жизни господ, сценами охоты, геральдическими мотивами, сложным растительным орнаментом.

К отделке стекла металлическими покрытиями относятся так наз. люстры и иризы – очень тонкие металлические пленки на стекле, производящие переливчатый перламутровый блеск.

Иризация осуществлялась на стекольном заводе при работе с раскаленным стеклом. Иризами служат жидкие смеси хлористого олова с нитратом бария, придающие стеклу перламутровый блеск. В зависимости от состава они бывают бесцветными, желто-золотыми, розово-красными, имитирующими рубин. На стекло их наносят спрыскиванием.

Люстрирование производится на холодном стекле, поэтому оно представляет собой гутную технику. Люстры – это смолистые мыла тяжелых металлов. На стекло их наносят кистью, прижигая в муфельной печи, как эмалевые краски.

Цветное стекло:

Окись железа окрашивает стекло в зеленый цевт;

Окись меди – красный; кобальд – синий; золото – рубиновый.

Молочное стекло получается путем добавления в стекломассу окись олова.

Глазурование– окрашивание поверхности стекла металлами, прижигаемыми в муфельной печи. Для приготовления глазурей применялись два металла: серебро (желтая глазурь) и медь (черная и красная глазурь). Глазури похожи на транспортную эмаль, но они оказывались составной частью стекла, не выступая как рельеф и не обнаруживая мазка кисти. Глазурь затем еще травят или процарапывают алмазом, можно ее и расписывать. В 30-е гг 19 в. Фридрих Эгерман из Нови-Бора (Чехия) ввел глазурь для полого стекла.

Гравирование или процарапывание стекла алмазом, основанное на том, что гравер рисует вглубь по поверхности стекла кончиком алмаза как карандашом. Эта техника изобретена в Венеции и отвечала тонкости и изяществу муранского стекла, а затем распространилась в 17в. в Европе (Прага, Вена, Нюрберг, Хале (Тироль) и т.д.).

В 18 в. в Голландии появилась техника пунктирование алмазом художник выбивал на стекле тонкие и сильные точки различной густоты.

Резное стекло. Существует два способа резки стекла:

- углубление резьбой;

- резьба пластическим рельефом (отбирание окружающего фона).

Иногда эти два способа комбинируются (Известна в Др.Египте, Др. Риме – ажурная резьба, Ср. века – резные стаканы; затем техника была забыта, заново восстановлена во второй половине 19 в.).

ВЕНЕЦИАНСКОЕ СТЕКЛО

Оно зародилось в 1 тысяч. Н.э. в Северной Италии, в одной из римских провинций, где монахи-бенедиктинцы начали делать стеклянные фляги для своего знаменитого ликера. Их опыты по выплавке стекла обогатили своими секретами беглые византийские стеклоделы (после 1204 г, похода Крестоносцев на Константинополь). Так на территории Венеции возникли стекольные мастерские, но в 1291 г. Большой Совет из-за частых пожаров постановил вынести стеклоплавильные горны за черту города. К концу 13 в. эти заводы обосновались на маленьком острове Мурано, в 2 км к северо-востоку от Венеции. Муранское стекло – это яйцевидные кувшины с коротким горлышком и высокий, элегантно изогнутой ручкой, сосуды для напитков, напоминающие готические кубки, стаканы, имеющие вид воронки на низкой конической ножке. Предметы из прозрачного бесцветного стекла или цветного украшались наваренными бесцветными или окрашенными деталями: розетками, масками, звериными хвостами, гребешками, выпуклостями в виде капель и пузырей; края сосудов – волнистые и изогнутые.

Особую славу муранскому стеклу принесла техника:

- стеклянная нить (филигрань) – скрученные спирально нити разнообразного сплетения;

- миллефиори (тысяча цветов) – мелкие пластинки, изображающие пестрый цветок, заплавлялись в наружную поверхность стекла;

- цветное стекло с примесью окислов цветных металлов;

- cristallo (кристалло) – прозрачное стекло, поражающее хрустальной радужной игрой света и особой легкостью;

- авантюриновое стекло – на отшлифованной поверхности стекла мерцают бесчисленные блестящие точки, производя на нем световой эффект, что достигалось путем прибавления к стекломассе меди, которая при остывании стекла кристаллизуется. Изобретено в 17 в. мастеров Миотти;

- кракелаж – выдуваемое стекло, внутри которого поддерживается высокая температура, опускается в холодную воду, от чего внешний слой стекла покрывается мелкими трещинами, оставляя своеобразный узор;

- «пулегозо» - раскаленное стекло погружают в воду, а затем немедленно возвращают в печь, внутри образуются пузырьки воздуха: стекло «закипает».

В 1516 г. братья Андрео и Доменико из Мурано создали первое зеркало из цельного хрустального стекла: разрезали вдоль еще горячий стеклянный цилиндр и две половинки раскатали на медной столешнице, получив блестящее зеркальное полотно.

БОГЕМСКОЕ СТЕКЛО

(Богемия - от лат. «страна байев» - кельтские племена, которых римляне переселили в 1 в н.э. из Галии на Дунай. Богемия также –латинсколе название Южной Германии и Чехии (г. Турнов – сейчас центр чешского стекла). С распадом римской империи стекло производилось в бывших колониях Галии, Фландрии, Британии. Новые формы стеклоделия разработали в Византии – мозаики, резные, шлифованные фляги. Но центром стеклоделия стала Центральная Европа: Немецкое и Чешское королевства.

Самые древние находки Браслеты, бусины) на этой территории Чехии относятся к кельтскому периоду (ок. 3 в. до н.э.). Письменные источники упоминающие о стеклоделии в Чехии относятся к 12 в. Самые древние мастерские датируются концом 13 в., когда сроились гуты в лесистых местностях Тюрингии, Шумавы, горы Фитель. Поэтому стекло называлось лесным – это бытовые сосуды: стаканы с углублением для пальцев, с налепами-шишками; кутрольфы - фляги луковичной формы с изогнутым горлом; вилькольмы или хумпены – стаканы для пива (цилиндрические с низкой ножкой); гербовые стаканы (с гербами владельцев, с монограммами); хумпены имперского орла (с гербом императора или куфюрстами); особая группа стаканов с изображением горы Фихтель.

К 16 в. здесь возрождается техника резьбы по стеклу. Вначале чаши, кубки делались из горного хрусталя, затем стало использоваться стекло.

Венецианское стекло было тонким и хрупким, а богемские мастера стали применять другое по составу стекло – калийно-известковое или поташное, заменив соду поташем, содержащим калий, который получали из древесной золы, поэтому такое стекло и называли «лесное стекло» - оно толстостенное, его можно резать специальным корундовым колесом – способ, который получил название «алмазная грань».

В 1676 г. в Англии Дж. Рэйвенскрофт в поисках способов имитации бриллиантов стеклом, пытаясь улучшить оптические свойства «лесного стекла», попробовал добавить к нему окись свинца (от 6% он увеличил до 36%). Такое стекло стало твердым, звонким и прозрачным – это и был хрусталь (от греч. лед), который создавал блеск глубоких пересекающихся граней, а особенно пышная ромбическая огранка получила название «Бриллиантовой». Постепенно к 17 в. у богемского стекла появилиь свои характерные формы: большие кубки в форме перевернутого колокола и бокалы с крышками и точеными ножками с балясинами. С 1700 г. ст. производиться люстры и зеркала в стиле барокко, с сер. 18 в. – роспись с золочением, с портретами в медальонах (как камеи).

Богемией с 1918 г. стала называться официально Чехия.

РУССКОЕ СТЕКЛО

В Киевской Руси – гутное стеклоделие (браслеты, бусы) было прервано монг.-тат- нашествием.

Потребность в стекле возникла только в 17 в. (оконное, аптекарское стекло). 1668 г. строит-во Измайловского з-да под Москвой, где развиваются две школы Европы: 1) венецианская и 2) традиции богемских резчиков (чаши, братина, блюда). На протяжении 17-18 вв. было основано 86 заводов, например, Гусевский, Дядьковский, з-ды Мальцовых (под Москвой), Немчиновых (Смоленская губ.), в 18 в. основан з-д Н. Бахметьева (Пензенская губ.); в 1710 г. в устье Невы – основан Императорский стекольный завод (посуда для придворного быта – «Банкетные сервизы»). К концу 19 в. в России насчитывалось 258 заводов, из которых только 57 выпусками «посудное стекло». В начале 19 в. освоено изготовление хрусталя, в середине века – цветное (медный рубин, урановое, бирюзовое и т.п.) и многослойное стекло.

Резьба по дереву

Дерево — один из самых универсальных материалов, который человек научился обрабатывать еще в глубокой древности. С помощью топора, ножа изготовлял русский человек все необходимое для жизни: жилище и хозяйственные постройки, мосты, ветряные мельницы, крепостные сооружения, орудия труда, мебель, посуду, детские игрушки и многое другое. Благодаря остроумным приемам соединения деталей плотники срубили избу без единого гвоздя и прочего металлического крепежа. Почти в' каждой крестьянской избе стоял ткацкий станок, прялка для прядения льна и шерсти, короб для перематывания пряжи. Они тоже были из дерева. Большим разнообразием отличалась посуда, которую изготовляли не только из стволовой древесины, но и из других частей дерева: веток, корней и коры. Из длинных берестяных лент, снятых с березы весной, плели кузовки, короба корзины для сбора грибов. На токарных станках, которые, кстати, тоже были деревянными, точили всевозможную посуду: чаши, миски, поставцы, блюда, братины и кубки. Из древесных наплывов вырезали крестьянские мастера ложки, совки, ковши, братины и солоницы. Из ивовой лозы и гибких корней хвойных деревьев плели корзины, хлебницы, формы для выпечки хлеба и многое другое. В праздники и часы досуга нельзя было обойтись 'без деревянных музыкальных инструментов — балалаек, скрипок, свирелей и жалеек. А звонкоголосый деревянный рожок был всегда непременным спутником каждого деревенского пастуха. С протяжной песни пастушьего рожка начиналась трудовая жизнь русской деревни.

По разнообразию физико-механических свойств с деревом вряд ли могут сравниться другие природные материалы. Древесину можно резать, строгать, расщеплять, гнуть, прессовать, окрашивать, морить, травить и обжигать. И конечно, мастера всегда привлекала легкость и прочность материала, своеобразная красота текстуры отдельных деревьев.

Виды резьбы по дереву:

1. Плоскорельефная резьба

. Неглубокий рельеф (5-20 мм) сохраняет одинаковую высоту при равной глубине основного фона. Основные мотивы плоскорельефной резьбы растительный орнамент, стилизованные изображения фигур людей и животных. Ее техника относительно проста: первоначально острым предметом прочерчивается контур рисунка, затем мастер долотом подсекает рисунок по контуру и выбирает стамесками фон. Рельеф часто обрабатывается дополнительными порезками, моделирующими изображение прожилки листьев, гривы коней, мелкие детали. От сложности рисунка зависит набор инструмента, в некоторых случаях резчики используют до 60 резаков и стамесок разного профиля и размеров.

Плоскорельефная резьба применялась в первую очередь в домовом декоре и была известна на территории России с допетровского времени, получив распространение в Поволжье, на Русском Севере, на Урале. Большое влияние на развитие поволжской резьбы оказала «корабельная резь», на основе которой выработался особый барочный тип резьбы. В конце 19 в. в подмосковном Абрамцеве стараниями художников и коллекционеров возник промысел абрамцевско-кудринской резьбы, продолжающий древнерусские традиции рельефной резьбы.

Геометрическая резьба

Один из самых древних и распространенных видов деревянной орнаментальной резьбы. Геометрическая резьба выполняется в виде двух-, трех- и четырехгранных выемок, образующих на поверхности узор из геометрических фигур — полос, треугольников, квадратов, окружностей, сегментов. Из этих простейших порезок, выполняемых одним инструментом — ножом-косяком, создают богатейшие по форме и ритмам узоры, применяемые для украшения различных предметов домашнего обихода. Геометрическая резьба подразделяется на две разновидности: трехгранно-выемчатую и скобчатую, или ногтевидную.

- Трехгранно-выемчатая резьба — это резьба, резными элементами которой являются треугольники, прямоугольники, трапеции, квадраты, ромбы.

- Скобчатая резьба – это резьба плавными округлыми линиями и мягкими переходами светотеней в желобчатых выемках. Чаще всего этой резьбой украшали ковши, солонки, игрушки, шкатулки, прялки, детали ткацких станков. Знаменитые городецкие донца из осины, инкрустированные мореным дубом, украшались одновременно скобчатой и контурной резьбой.
В 19 в. скобчатую резьбу в сочетании с контурной широко применяли ярославские резчики в изготовлении прялок. Ярославские прялки отдаленно напоминали силуэт высокого терема, увенчанный остроконечной башней, поэтому их так и называли — теремковые.
Техника скобчато-контурной резьбы позволяла лаконично и живо передавать сцены, происходившие в теремах: праздничное застолье, беседу за самоваром, задорные русские пляски. В нижней части прялки изображались сцены, которые могли происходить только вне терема: прогулки, гулянья, поездки жениха на санях к невесте...
Ярославские мастера вырубали прялки из березовой древесины.
Скобчатую резьбу применяли и при изготовлении пряничных досок. Они вырезались из более твердой древесины, чем береза, в основном из груши или клена. Мастера знали: чем плотнее и тверже древесина, тем сложнее и мельче может быть резьба с тонкой проработкой деталей.
Скобчатая резьба нередко служит декором объемной резьбы. Ее можно встретить на скульптурно обработанных деталях ткацкого станка, на сосудах в виде животных — коня и утицы. На богородских игрушках она незаменима там, где нужно имитировать, например узоры на одеждах сказочных персонажей, птичье оперение или рыбью чешую.
Скобчатую резьбу можно с успехом применять и при украшении современных изделий из древесины: шкатулок, коробочек, карандашниц, выточенных на токарном станке, разделочных досок и декоративных настенных панно.

Корнепластика

На русском Севере над фронтоном избы еще и сейчас можно увидеть вытесанный топором из корневища и части ствола так называемый охлупень в виде изображения головы и верхней части корпуса коня (отсюда и название «конек»), оленя с ветвистыми рогами или петуха. Охлупень — конек надежно скреплял тесовый настил кровли - явный отсвет языческой древности, когда славяне поклонялись жизненной силе в образе могучих дубов, лип и сосен, в которых якобы жили божества, но и рациональное использование природной формы дерева. Кому не приходилось, гуляя в лесу, наблюдать причудливые формы стволов, сучьев или пней, напоминающие фигуры человека, животных, т. е. лесную скульптуру.
Некоторые профессиональные скульпторы (С. Т. Коненков, В. А. Ватагин, С. Д. Эрьзя) удачно применяли корни, стволы, сучья и наросты деревьев в своих произведениях. Люди, посвятившие себя этому виду художественного творчества, видят в пнях, сучьях, корнях, усохших стволах, наростах, сколах, срезах, отходах лесопиления, плодах созданные природой формы, красивую текстуру и оригинальную фактуру, естественную окраску древесины и используют все это для воплощения своего художественного замысла.
Лесной скульптуре присущи обобщенность и некоторая условность образа.

Домовая резьба

В русском народном творчестве издавна особое место занимала домовая резьба.
Деревянной резьбой украшали карнизы фронтонов, слуховые окна, фризовые доски, наличники и ставни окон, крыльцо, ворота, калитки. И если на севере России художественно-конструктивное решение деревянного убранства отличалось лаконизмом и суровостью, то в Поволжье полёт фантазии художников не сдерживался ничем. Славянское язычество заключалось в прославлении жизненных сил природы, плодородия земли, что выразилось в символическом смысле кружков, треугольников, крестов, со временем превратившиеся просто в орнамент, который передавался из поколения в поколение, освещённый традицией. В современном крестьянском искусстве орнамент мало изменился за века, по-прежнему: зооморфный, антропоморфный, геометрический и растительный. Резьба по дереву - одна из наиболее распространённых и доступных форм и видов народного орнамента. Домовая резьба началась, вероятно, с заметки: зарубки топором или условного знака хозяина дома. Со временем эти знаки усложняются структурой своих рядов, фигур, мест, где они размещались на доме. Некоторые заметки-зарубки с самого начала были оберегами-символами надежды на благополучие и охрану домашнего очага от бед и невзгод.
Различные архитектурные детали выполняли и обереговую функцию. Так, например, наличники - это и украшение дома, и его оберег. Среди элементов народной культуры деревянные резные украшения отличаются огромным многообразием по технике исполнения, сюжетами и композиционным расположением на доме. Русская архитектурная резьба условно делится на: 1) скульптурную; 2) плоскую; 3) рельефную резьбу Поволжья; 4) пропильную.

Скульптурная резьба свойственна северным губерниям: Архангельской, Вологодской, Псковской, Пермской. Концы выступающих брёвен и слег обрабатывались так, что приобретали очертания животных, птиц и прочих фигур. Скульптурная резьба декорировала двускатные кровли русских изб с охлупнем, которому придавали форму конской головы, оленя с ветвистыми рогами. В Ярославской, Костромской и Нижегородской губерниях не менее распространены изображения птицы (гуся, лебедя, утки). Они символизировали доброе начало. Особенно часты их изображения в наличниках окон. Образы утки, петуха-павлина, курочки - оберег от дурного глаза всех живущих в доме.

Плоская резьба - группа самых распространённых видов резьбы по дереву в 19 веке. У неё много названий и разновидностей: городчатая, долблёная, выемчатая, трёхгранно-выемчатая. В плоской резьбе ритмический геометрический узор часто сочетается со сквозной прорезью. Часто в рисунке повторяется изображение круга с расходящимися от центра лучами, напоминающий диск солнца. Круги, розетки, звёзды, кресты, колёса, ромбы, квадраты служили в древности символами огня и солнца, были сильнейшими оберегами. Этот мотив мы можем наблюдать в украшении балконов, галерей, крылец, наличников.

Рельефная резьба Поволжья в 19 веке особенно широко применялась в декоре жилищ Верхнего и Среднего Поволжья. Корабельная (барочная), глухая, долотная - это ещё распространённые названия рельефной резьбы Поволжья. Этот вид резьбы отличается высоким рельефом, узоры преимущественно растительного орнамента. У речных судов - ладей, стругов корма богато украшалась резьбой по дереву. Постепенно многие резчики, украшавшие суда, стали применять свои навыки при постройке домов односельчан, поэтому многие мотивы корабельной резьбы постепенно переходили на фасады домов. Такая корабельная резьба распространилась в Поволжье и бассейне Оки. На всех этапахразвития корабельной резьбы в Поволжье фризовые (лобовые) доски оставались самой важной деталью убранства дома, хотя талант резчика в полной мере раскрывался при исполнении всего комплекса декора жилища. Украшая резьбой наличники, ставни, подзоры народные умельцы использовали различные мотивы родной природы, а также образы мифических, сказочных существ: русалки, птицы-сирены с женским лицом и роскошным хвостом павлина. Сирены - полуженщины-полурыбы - мифические существа в резьбе встречаются не только у русских, но и у мордвы.

К началу 20 века широкое распространение получил самый простой по изготовлению, не требующий современных инструментов, вид резьбы по дереву - сквозная (пропильная) резьба, которая выполняется с помощью пил различной конфигурации по нанесённому по доске рисунку. При сквозной резьбе рисунок (орнамент) стал главным определяющим элементом всей работы, как у мастериц известных на весь мир вологодских кружев.
Свес кровли, который довольно сильно выступает, отделывается резными досками - подзорами. За подзорами разворачивается фриз с многоярусной узорной резьбой. А под ним - наличники и ставни окон.
Главный элемент, проходящий через все орнаменты - это ромб. Это символ земли. Круг не менее распространён - это символ солнца (иногда восходящего солнца - полукруг). Соединение круга и ромба - символ плодородия.

Контррельефная резьба

Контррельефная резьба — это обратный, или негативный, рельеф. Если в рельефной резьбе изображения объемны и выпуклы, то в контррельефной они углублены. В прошлом ею выполняли фамильные и гербовые печати, пряничные доски, всевозможные формы для сыра, творога и масла. 6. Контурная резьба

Контурная резьба — это небольшие тонкие двухгранные выемки, проходящие по всему контуру рисунка. Рисунок получается четким и ясным, особенно на темном фоне. Контурной резьбой режут листья, цветы, фигурки животных, птиц и т. д. Ее применяют для выполнения декоративных панно.
Контурную резьбу выполняют не только ножом-косяком, но и различными стамесками, штихелями, профильными резцами-царазиками и уголками. Выразительно выглядит резьба на черном лакированном или протравленном фоне.

Скульптурная или объемная резьба — это резьба, при которой объект изображается со всех сторон. Ее широко применяли в деревянном зодчестве, в изготовлении мебели и в интерьере классических стилей. В настоящее время скульптурной резьбой украшают деревянные резные игрушки, сувениры, предметы бытовой утвари. Из древесины создавали свои произведения известные художники-скульпторы В. И. Мухина, С. Т. Коненков, С. Д. Эрьзя и др. Скульптура по своему назначению и размерам разделяется на монументально-декоративную, станковую и скульптуру малых форм, называемую также камерной. Грубую обработку большой деревянной скульптуры ведут пилой, легким топором. Затем используют стамески с различными формами лезвий и специальный нож для отделки. Недостатком древесины как скульптурного материала является ее свойство трескаться по мере высыхания. Наиболее подвержены растрескиванию такие породы, как клен, вяз, липа, осина. Не трескается древесина, близкая к корням, которая имеет извилистые волокна, но ее обработка сложна

Изделия из луба и бересты

Луб --подкорье, исподняя кора, покрывающая блонь. Лубо́к — вид изобразительного искусства, которому свойственна доходчивость и ёмкость образа. Лубок называют также народной (фольклорной) картинкой и связывают с раскрашенным графическим изображением, растиражированным печатным способом. Нередко лубок имел декоративное назначение.

Береста – Берёста (в настоящее время словари допускают произношение «береста́» — верхний слой (наружная часть) коры берёзы. Внешняя сторона берёсты обычно белого цвета с сероватым оттенком, реже — розовато-коричневого. Внутренние слои, обращённые к лубу, бывают различных оттенков — от жёлтого до коричневого. На Руси издревле использовали берёсту в строительстве (как стойкий к сырости прокладочный материал), для изготовления домашней утвари (туеса, плетёные берестяные лукошки, короба), художественных поделок, как материал для письма (берестяные грамоты). Из неё же добывали дёготь.

Изделия: Мочесник, выгнутая из луба небольшая продолговатая коробка без крышки, применялся для хранения «мочек» — пучков начесанного льна, приготовленного для пряжи. Хлебницы, хлебенки, короба, или укладки, как их называли на Северной Двине, использовались для хранения хлеба и в качестве сундучков для тканей, лент, головных уборов и других принадлежностей женского крестьянского костюма. Хлебенка выгнута из луба. Этот предмет обычно увозился невестой из родительского дома как приданое. По-видимому, он являлся своего рода пожеланием ей богатства и благополучия.

Хлебница выгнута из луба по форме круглого каравая. Хлеб в ней долго сохранялся свежим. Во время застолья хлебница приносилась к столу хозяйкой и ставилась на лавку рядом со столом. Хлеб нарезал хозяин дома. Это был своеобразный ритуал почитания хлеба перед трапезой. Круглый кузовок, неглубокий, с ручкой, сплетен из бересты. Плетение очень мелкое, плотное. С наружной стороны каждая шашка бересты украшена звездочкой, нанесенной техникой тиснения. Налопаточник — футляр для бруска-точила, которым точат косцы косу. Туесок с ручкой на деревянной крышке. Употреблялся как сосуд для жидкости. Он долго сохранял температуру содержимого. Гибкий ивовый прут, прошивающий край для прочности, является одновременно и декоративным элементом. Дупелышко сделано из дерева и обернуто полосами бересты, положенной во много слоев. Выступающие края берестяных полос вырезаны мелкими зубчиками и являются основным декором предмета. Очень простая техника резьбы не помешала мастеру создать красивый предмет, в котором чувствуются прекрасно найденные пропорции, пластичная форма и умение использовать материал.

Роспись Пермогорья

Центром пермогорской росписи была группа деревень под общим названием Мокрая Едома недалеко от пристани Пермогорье. Пермогорская роспись белофонная. За основу узора взят мелкий растительный орнамент из копьевидных цветов и листьев, среди которого размещены изображения сирина, единорогов, львов и разнообразные сцены крестьянского быта. На прялках Пермогорья изображение сирина было традиционным. Даже в начале 20 века оно помещалось на прялку как пожелание счастья женщине. Сирин окружен растительным узором, типичным для пермогорской росписи. Копьевидной формы листья и фантастические цветы на гибких стеблях окружают композицию, заключенную в круглую рамку из треугольников. Пространство вокруг этого круглого клейма художник заполняет растительным узором. Роспись исполнена [без зеленого цвета только черным, красным и желтым цветами.

Ракульские прялки - по желтому фону — декоративная роспись. В верхней части — крупный завиток изогнутой ветки. Ниже — изображение птицы, вписанное в квадрат. Рисунок очень свободный и уверенный. Коричневый и черный цвета росписи гармонично сочетаются с золотисто-желтым фоном. Центральное место в рисунке отведено сцене посиделок с четырьмя фигурами в тереме с узорчатыми окнами, с шатровым завершением, над которым изображены единорог и лев. Слева за прялками сидят две пряхи. На одной из них женский головной убор, очень распространенный на русском Севере: гладкий налобник, над которым поднимаются, как хохолок, сборки круглой шапочки. На второй — обычный повойник, головной убор замужней женщины. Справа сидит девушка со швейкой. На голове у нее девичья повязка из яркого шелкового платка с двумя усиками. Носили их только на Северной Двине и называли «кустушка». Рядом с ней паренек с тальянкой в руках. Замысел: знакомство молодых людей на посиделках. В сцене ниже художник продолжает «рассказ». Под сценой посиделок идет узкий фриз росписи, где художник рисует черным контуром фигуры людей, собаку, свинью, оленя и корову.

Полховский Майдан

В кон. 18 в. в селе Полховский Майдан Вознесенского р-на крестьяне переняли токарный промысел от монахов Саровского монастыря. В 1929 году на базе токарного промысла была создана артель, названная в 1931 году “Красная заря”. Мощность артели была не большая и поэтому большинство к

Наши рекомендации