Тематика консультаций для педагогов и родителей
Программа
«Психолого – педагогическое сопровождение художественноодаренного ребенка»
Цель программы: развитие художественной одаренности детей дошкольного возраста с использованием на занятиях изобразительной деятельностью игровых ситуаций.
Задачи:
1.Развивать фантазию, инициативность, творческую активность.
2.Развивать мышление, восприятие, расширять кругозор.
3.Развивать навыки коллективного общения, эмпатию, сплоченность группы, умение работать в группе, подчинять свои действия и желания общим правилам ради достижения лучшего результата, умение договариваться.
4. Совершенствовать умения и навыки изображения предметов, передачи формы, строения, пропорциональных отношений частей в целом, развивать чувство цвета, формы, ритма, композиции.
Психолог
1. Диагностический блок:
Цель – выявление детей с препоссылкамихудожественной одаренности; анализ результатов специальной диагностики с целью выявления художественно одаренного ребенка.
Диагностическая программа по исследованию художественнойодаренности у детей старшего дошкольного возраста.
Участники | Название методики, автор | Основное направление методики | Источник | |
Дети | Нормативная шкала для диагностики одаренности /И.Г. Холл, Н. Скинпер/ | Позволяет скорректировать содержание индивидуальных занятий | И.Г. Холл, Н. Скиннер «Нормативная шкала для диагностики одаренности» | |
Занятия по рисованию красками«Чудесная книга» | Учить детей отражать сюжет эпизода из сказки, передавая его характерные особенности: герои, их внешний вид, эмоции соответствие сюжета тексту сказки | Конспекты по рисованию длят дошкольников | ||
Тест «Эскизы» | Превратить в различные изображения одинаковые фигуры (круги), приводимые в квадратах. | Одаренность: Рабочая концепция. М., 1998. | ||
Анкета «Как распознать одаренность»Л.Г. Кузнецова, Л.П. Сверч | «Как распознать одаренность»:выявить область одаренности ребенка, степень выраженности у ребенка тех или иных способностей. | Автор Дж. Рензули, в адаптации Л.В. Поповой. | ||
Педагоги, родители | ||||
Памятка для родителей«Цель художественного воспитания дошкольников». | Цель художественного воспитания дошкольников это создание условий для целостного эмоционального и эстетического развития детей дошкольного возраста. | |||
Методика «Карта одаренности» А.И. Савенков | Определить область одаренности ребенка. | Дик. Н.Ф. Увлекательная внеклассная работа в начальных классах. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.- 315 с. |
2. Информационный блок:
Цель – проведение консультаций для родителей и педагогов по проблемам речевого (литературного) одаренного ребенка.
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Детский возраст — период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления — одаренности. Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют динамику развития одаренности.
Художественная одаренность–этот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности. Одна из серьезных проблем состоит в том, чтобы в общеобразовательной школе признавались и уважались эти способности. Эти дети уделяют много времени, энергии упражнениям, достижению мастерства в своей области. У них остается мало возможностей для успешной учебы, они часто нуждаются в индивидуальных программах по школьным предметам, в понимании со стороны учителей и сверстников
Список литературы по данной теме:
1. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. М., 2005.
2. Лосева А.А. Психологическая диагностика одаренности: Учебное пособие для вузов. М., 2004.
3. Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС – 6-7). Методическое руководство. М., 1994.
4. Методики психолого-педагогической диагностики одаренности детей / авт-сост. Е.Н. Арциман, А.А. Кардабнёв. Гродно, 2007.
5. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей / Под ред. А.М. Матюшкина. М.; Воронеж, 2004.
6. Панов В.И. Одарённые дети: выявление, обучение, развитие // Педагогика, 2001. №4.
7. Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. М.К. Акимовой. СПб., 2005.
8. Психология одаренности: от теории к практике / Под ред. Д.В. Ушакова. М., 2000.
9. Рабочая концепция одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. 2-е изд., расш. перераб. М., 2003.
10. Савенков А.И. Психология детской одаренности. М., 2010.
11. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб., 2002.
12. Холодная М.А. Принципы и методы выявления одаренных детей // Одаренность: рабочая концепция. М., 2002.
Методика «Карта интересов»
Цель:Прочитать последовательно вопросы, приведенные в опроснике. Отметить в соответствующих клетках листа ответов свою оценку той деятельности, о которой говорить в вопросах.
Программа
«Психолого – педагогическое сопровождение художественноодаренного ребенка»
Цель программы: развитие художественной одаренности детей дошкольного возраста с использованием на занятиях изобразительной деятельностью игровых ситуаций.
Задачи:
1.Развивать фантазию, инициативность, творческую активность.
2.Развивать мышление, восприятие, расширять кругозор.
3.Развивать навыки коллективного общения, эмпатию, сплоченность группы, умение работать в группе, подчинять свои действия и желания общим правилам ради достижения лучшего результата, умение договариваться.
4. Совершенствовать умения и навыки изображения предметов, передачи формы, строения, пропорциональных отношений частей в целом, развивать чувство цвета, формы, ритма, композиции.
Психолог
1. Диагностический блок:
Цель – выявление детей с препоссылкамихудожественной одаренности; анализ результатов специальной диагностики с целью выявления художественно одаренного ребенка.
Диагностическая программа по исследованию художественнойодаренности у детей старшего дошкольного возраста.
Участники | Название методики, автор | Основное направление методики | Источник | |
Дети | Нормативная шкала для диагностики одаренности /И.Г. Холл, Н. Скинпер/ | Позволяет скорректировать содержание индивидуальных занятий | И.Г. Холл, Н. Скиннер «Нормативная шкала для диагностики одаренности» | |
Занятия по рисованию красками«Чудесная книга» | Учить детей отражать сюжет эпизода из сказки, передавая его характерные особенности: герои, их внешний вид, эмоции соответствие сюжета тексту сказки | Конспекты по рисованию длят дошкольников | ||
Тест «Эскизы» | Превратить в различные изображения одинаковые фигуры (круги), приводимые в квадратах. | Одаренность: Рабочая концепция. М., 1998. | ||
Анкета «Как распознать одаренность»Л.Г. Кузнецова, Л.П. Сверч | «Как распознать одаренность»:выявить область одаренности ребенка, степень выраженности у ребенка тех или иных способностей. | Автор Дж. Рензули, в адаптации Л.В. Поповой. | ||
Педагоги, родители | ||||
Памятка для родителей«Цель художественного воспитания дошкольников». | Цель художественного воспитания дошкольников это создание условий для целостного эмоционального и эстетического развития детей дошкольного возраста. | |||
Методика «Карта одаренности» А.И. Савенков | Определить область одаренности ребенка. | Дик. Н.Ф. Увлекательная внеклассная работа в начальных классах. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.- 315 с. |
2. Информационный блок:
Цель – проведение консультаций для родителей и педагогов по проблемам речевого (литературного) одаренного ребенка.
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Детский возраст — период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления — одаренности. Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют динамику развития одаренности.
Художественная одаренность–этот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности. Одна из серьезных проблем состоит в том, чтобы в общеобразовательной школе признавались и уважались эти способности. Эти дети уделяют много времени, энергии упражнениям, достижению мастерства в своей области. У них остается мало возможностей для успешной учебы, они часто нуждаются в индивидуальных программах по школьным предметам, в понимании со стороны учителей и сверстников
Список литературы по данной теме:
1. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. М., 2005.
2. Лосева А.А. Психологическая диагностика одаренности: Учебное пособие для вузов. М., 2004.
3. Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС – 6-7). Методическое руководство. М., 1994.
4. Методики психолого-педагогической диагностики одаренности детей / авт-сост. Е.Н. Арциман, А.А. Кардабнёв. Гродно, 2007.
5. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей / Под ред. А.М. Матюшкина. М.; Воронеж, 2004.
6. Панов В.И. Одарённые дети: выявление, обучение, развитие // Педагогика, 2001. №4.
7. Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. М.К. Акимовой. СПб., 2005.
8. Психология одаренности: от теории к практике / Под ред. Д.В. Ушакова. М., 2000.
9. Рабочая концепция одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. 2-е изд., расш. перераб. М., 2003.
10. Савенков А.И. Психология детской одаренности. М., 2010.
11. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб., 2002.
12. Холодная М.А. Принципы и методы выявления одаренных детей // Одаренность: рабочая концепция. М., 2002.
Тематика консультаций для педагогов и родителей
Для педагогов | Для родителей |
1.Памятка педагогу по выявлению и организации работы с одаренными детьми 2.Консультация для воспитателей Развитие одаренности детей в художественной деятельности 3. Памятка для воспитателей «Для чего нужно развивать художественные способности детей». | 1.Анкета «Как распознать одаренность» Л.Г. Кузнецова, Л.П. Сверч 2. Памятка для родителей, воспитывающих одарённых детей. 3. Консультация для родителей: «Портрет одаренного ребенка» |
3. Развивающий блок:
Цель – проведение развивающих занятий с детьми.