Тематика консультаций для педагогов и родителей

Программа

«Психолого – педагогическое сопровождение художественноодаренного ребенка»

Цель программы: развитие художественной одаренности детей дошкольного возраста с использованием на занятиях изобразительной деятельностью игровых ситуаций.

Задачи:

1.Развивать фантазию, инициативность, творческую активность.

2.Развивать мышление, восприятие, расширять кругозор.

3.Развивать навыки коллективного общения, эмпатию, сплоченность группы, умение работать в группе, подчинять свои действия и желания общим правилам ради достижения лучшего результата, умение договариваться.

4. Совершенствовать умения и навыки изображения предметов, передачи формы, строения, пропорциональных отношений частей в целом, развивать чувство цвета, формы, ритма, композиции.

Психолог

1. Диагностический блок:

Цель – выявление детей с препоссылкамихудожественной одаренности; анализ результатов специальной диагностики с целью выявления художественно одаренного ребенка.

Диагностическая программа по исследованию художественнойодаренности у детей старшего дошкольного возраста.

Участники Название методики, автор Основное направление методики Источник  
    Дети Нормативная шкала для диагностики одаренности /И.Г. Холл, Н. Скинпер/ Позволяет скорректировать содержание индивидуальных занятий И.Г. Холл, Н. Скиннер «Нормативная шкала для диагностики одаренности»  
Занятия по рисованию красками«Чудесная книга» Учить детей отражать сюжет эпизода из сказки, передавая его характерные особенности: герои, их внешний вид, эмоции соответствие сюжета тексту сказки Конспекты по рисованию длят дошкольников  
Тест «Эскизы» Превратить в различные изображения одинаковые фигуры (круги), приводимые в квадратах. Одаренность: Рабочая концепция. М., 1998.    
Анкета «Как распознать одаренность»Л.Г. Кузнецова, Л.П. Сверч «Как распознать одаренность»:выявить область одаренности ребенка, степень выраженности у ребенка тех или иных способностей. Автор Дж. Рензули, в адаптации Л.В. Поповой.  
    Педагоги, родители  
Памятка для родителей«Цель художественного воспитания дошкольников».   Цель художественного воспитания дошкольников это создание условий для целостного эмоционального и эстетического развития детей дошкольного возраста.    
Методика «Карта одаренности» А.И. Савенков Определить область одаренности ребенка. Дик. Н.Ф. Увлекательная внеклассная работа в начальных классах. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.- 315 с.  


2. Информационный блок:

Цель – проведение консультаций для родителей и педагогов по проблемам речевого (литературного) одаренного ребенка.

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Детский возраст — период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления — одаренности. Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют динамику развития одаренности.

Художественная одаренность–этот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности. Одна из серьезных проблем состоит в том, чтобы в общеобразовательной школе признавались и уважались эти способности. Эти дети уделяют много времени, энергии упражнениям, достижению мастерства в своей области. У них остается мало возможностей для успешной учебы, они часто нуждаются в индивидуальных программах по школьным предметам, в понимании со стороны учителей и сверстников

Список литературы по данной теме:

1. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. М., 2005.

2. Лосева А.А. Психологическая диагностика одаренности: Учебное пособие для вузов. М., 2004.

3. Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС – 6-7). Методическое руководство. М., 1994.

4. Методики психолого-педагогической диагностики одаренности детей / авт-сост. Е.Н. Арциман, А.А. Кардабнёв. Гродно, 2007.

5. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей / Под ред. А.М. Матюшкина. М.; Воронеж, 2004.

6. Панов В.И. Одарённые дети: выявление, обучение, развитие // Педагогика, 2001. №4.

7. Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. М.К. Акимовой. СПб., 2005.

8. Психология одаренности: от теории к практике / Под ред. Д.В. Ушакова. М., 2000.

9. Рабочая концепция одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. 2-е изд., расш. перераб. М., 2003.

10. Савенков А.И. Психология детской одаренности. М., 2010.

11. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб., 2002.

12. Холодная М.А. Принципы и методы выявления одаренных детей // Одаренность: рабочая концепция. М., 2002.

Методика «Карта интересов»

Цель:Прочитать последовательно вопросы, приведенные в опроснике. Отметить в соответствующих клетках листа ответов свою оценку той деятельности, о которой говорить в вопросах.

Программа

«Психолого – педагогическое сопровождение художественноодаренного ребенка»

Цель программы: развитие художественной одаренности детей дошкольного возраста с использованием на занятиях изобразительной деятельностью игровых ситуаций.

Задачи:

1.Развивать фантазию, инициативность, творческую активность.

2.Развивать мышление, восприятие, расширять кругозор.

3.Развивать навыки коллективного общения, эмпатию, сплоченность группы, умение работать в группе, подчинять свои действия и желания общим правилам ради достижения лучшего результата, умение договариваться.

4. Совершенствовать умения и навыки изображения предметов, передачи формы, строения, пропорциональных отношений частей в целом, развивать чувство цвета, формы, ритма, композиции.

Психолог

1. Диагностический блок:

Цель – выявление детей с препоссылкамихудожественной одаренности; анализ результатов специальной диагностики с целью выявления художественно одаренного ребенка.

Диагностическая программа по исследованию художественнойодаренности у детей старшего дошкольного возраста.

Участники Название методики, автор Основное направление методики Источник  
    Дети Нормативная шкала для диагностики одаренности /И.Г. Холл, Н. Скинпер/ Позволяет скорректировать содержание индивидуальных занятий И.Г. Холл, Н. Скиннер «Нормативная шкала для диагностики одаренности»  
Занятия по рисованию красками«Чудесная книга» Учить детей отражать сюжет эпизода из сказки, передавая его характерные особенности: герои, их внешний вид, эмоции соответствие сюжета тексту сказки Конспекты по рисованию длят дошкольников  
Тест «Эскизы» Превратить в различные изображения одинаковые фигуры (круги), приводимые в квадратах. Одаренность: Рабочая концепция. М., 1998.    
Анкета «Как распознать одаренность»Л.Г. Кузнецова, Л.П. Сверч «Как распознать одаренность»:выявить область одаренности ребенка, степень выраженности у ребенка тех или иных способностей. Автор Дж. Рензули, в адаптации Л.В. Поповой.  
    Педагоги, родители  
Памятка для родителей«Цель художественного воспитания дошкольников».   Цель художественного воспитания дошкольников это создание условий для целостного эмоционального и эстетического развития детей дошкольного возраста.    
Методика «Карта одаренности» А.И. Савенков Определить область одаренности ребенка. Дик. Н.Ф. Увлекательная внеклассная работа в начальных классах. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.- 315 с.  

2. Информационный блок:

Цель – проведение консультаций для родителей и педагогов по проблемам речевого (литературного) одаренного ребенка.

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Детский возраст — период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления — одаренности. Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют динамику развития одаренности.

Художественная одаренность–этот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности. Одна из серьезных проблем состоит в том, чтобы в общеобразовательной школе признавались и уважались эти способности. Эти дети уделяют много времени, энергии упражнениям, достижению мастерства в своей области. У них остается мало возможностей для успешной учебы, они часто нуждаются в индивидуальных программах по школьным предметам, в понимании со стороны учителей и сверстников

Список литературы по данной теме:

1. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. М., 2005.

2. Лосева А.А. Психологическая диагностика одаренности: Учебное пособие для вузов. М., 2004.

3. Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС – 6-7). Методическое руководство. М., 1994.

4. Методики психолого-педагогической диагностики одаренности детей / авт-сост. Е.Н. Арциман, А.А. Кардабнёв. Гродно, 2007.

5. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей / Под ред. А.М. Матюшкина. М.; Воронеж, 2004.

6. Панов В.И. Одарённые дети: выявление, обучение, развитие // Педагогика, 2001. №4.

7. Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. М.К. Акимовой. СПб., 2005.

8. Психология одаренности: от теории к практике / Под ред. Д.В. Ушакова. М., 2000.

9. Рабочая концепция одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. 2-е изд., расш. перераб. М., 2003.

10. Савенков А.И. Психология детской одаренности. М., 2010.

11. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб., 2002.

12. Холодная М.А. Принципы и методы выявления одаренных детей // Одаренность: рабочая концепция. М., 2002.

Тематика консультаций для педагогов и родителей

Для педагогов Для родителей
1.Памятка педагогу по выявлению и организации работы с одаренными детьми 2.Консультация для воспитателей Развитие одаренности детей в художественной деятельности 3. Памятка для воспитателей «Для чего нужно развивать художественные способности детей». 1.Анкета «Как распознать одаренность» Л.Г. Кузнецова, Л.П. Сверч 2. Памятка для родителей, воспитывающих одарённых детей. 3. Консультация для родителей: «Портрет одаренного ребенка»

3. Развивающий блок:

Цель – проведение развивающих занятий с детьми.

Наши рекомендации