Авторское окончание рассказа
"Что я такого сделал? - спрашивал он себя с тоской. - Продал старую ненужную черепаху". "Да, она тебе не нужна, - отвечал голос внутри него, - но ты ей нужен. Все, что есть хорошего на свете, было для тебя, а ты для кого был?" Вася не мог найти ответа, но ответ был в его растревоженном сердце: не только мир существует для тебя, но и ты для мира.
Вася достал черепашек из ящика и сунул под рубашку. Но этого может оказаться мало, а он решил действовать наверняка. Он отправил под рубашку еще и коробку с новыми оловянными солдатиками.
Он вышел на улицу спокойным и уверенным шагом сильного и доброго человека.
Мама встала, заглянула в черепаший ящик и сразу все поняла. Она вышла из дома и быстро зашагала туда, где, по рассказу сына, находился белый домик человека, купившего Машку. Вскоре она увидела впереди фигурку сына. Мать не окликнула Васю, она решила охранять его издали, чтобы не помешать первому доброму подвигу своего сына.
Задание 40
Прочитайте начало стихотворения Георгия Кружкова.
Ошибка
В пустыне, чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
1. Узнали ли вы цитату? Как называется стихотворение, откуда взяты строчки, и кто его автор? О чем это стихотворение?
2. Удивило ли вас начало стихотворения? Подходит ли название "Ошибка" к таким первым двум строчкам? Какие отношения складываются между заглавием и началом?
Какой эффект создается в начале стихотворения?
Прочитайте следующие две строчки. Сделайте это не отдельно, а вместе с первыми.
Лев, проходя на водопой,
Съел по ошибке почтальона.
3. Что вы скажете теперь? Какие отношения складываются между началом строфы и ее окончанием? Подходит ли заглавие к этим строчкам?
Окончание стихотворения смотрите в ответе.
Ответ
1. Первые две строки - начало стихотворения А. С. Пушкина, которое называется "Анчар":
В пустыне, чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит один во всей вселенной.
Вы, наверное, помните, что стихотворение это серьезное, философское...
2. Конечно, его первые две строчки, которые стоят после заглавия "Ошибка", сразу же настораживают читателя: он понимает, что тут какой-то подвох! "Какая может быть "ошибка" в стихотворении "Анчар"? Если "Анчар", то при чем тут ошибка?" - примерно так недоумевает читатель.
3. А вторые две строчки хорошо подходят к заглавию, но абсолютно не сочетаются с первыми. Возникает комический эффект. И заметьте, что читателю становится смешно не только потому, что в пустыне откуда-то взялся почтальон, но и потому, что так неожиданно автор продолжил знакомые всем и каждому строки. Заканчивается стихотворение так:
И что же? Он теперь грустит,
Грустит, несчастный, и скучает:
Хотя он очень, очень сыт,
Но писем он не получает.
И последнее. Г. Кружков перевел стихотворение английского поэта Спайка Миллигана. В оригинале никакого намека на "Анчар", конечно, нет. Юмор этого стихотворения в переводе Г. Кружкова рассчитан только на тех, кто хорошо помнит пушкинский текст.
Задание 41
Предскажите смысл предложения, если в нем есть слово вдруг.
Ответ
В этом предложении будет рассказано о чем-то неожиданном, внезапном.
Задание 42
В романе И. Ильфа и Е. Петрова "12 стульев" есть персонаж, который считается, с позволения сказать, писателем. Это Никифор Ляпис. Авторы дали ему такую фамилию не случайно: в его текстах на каждом шагу встречаются "ляпы", или "ляпсусы". Дело в том, что, во-первых, Ляпис - человек невежественный; во-вторых, он пишет о том, чего в жизни не видел и о чем не имеет ни малейшего представления; и в-третьих, он халтурщик.
Прочитайте отрывок из романа, где описывается, как в редакции газеты "Станок" над невежеством Ляписа откровенно смеются. Он же изо всех сил пытается защищаться.
- Почему в стихотворении "Скачка на приз Буденного" жокей у вас затягивает на лошади супонь и после этого садится на облучок? Вы видели когда-нибудь супонь?
- Видел.
- Ну, скажите, какая она!
- Оставьте меня в покое. Вы псих!
- А облучок видели? На скачках были?
- Не обязательно всюду быть! - кричал Ляпис. - Пушкин писал турецкие стихи и никогда не был в Турции.
О да, Эрзерум ведь находится в Тульской губернии. Ляпис не понял сарказма.
Поняли ли сарказм журналистов вы? Что такое Эрзерум? Есть ли это название у Пушкина? Известны ли вам варианты произношения этого названия? И, наконец, последний и самый главный вопрос: в чем же заключается сарказм?
Ответ
Эрзерум - это название города, который находится в Турции. На современных картах вы найдете несколько иной вариант его написания - Эрзурум. Пушкин, несомненно, бывал в Турции, его путевые заметки известны любому образованному человеку - это "Путешествие в Арзрум". (Обратите внимание на еще один вариант написания названия.)
Ляпис принимает за чистую монету утверждение: "Эрзерум находится в Тульской губернии". Горе-писатель не знает ни географии, ни творчества Пушкина, поэтому он и не понимает сарказма.
Задание 43
Прочитайте строфу из стихотворения А. Фета. Читая, представляйте себе созданные поэтом образы в виде наглядных картин.
Над озером лебедь в тростник протянул,
В воде опрокинулся лес,
Зубцами вершин он в заре потонул,
Меж двух изгибаясь небес.
Какую картину вы увидели? Объясните, почему лес опрокинулся и потонул. Откуда в стихотворении два неба? Как лес может между ними изгибаться? Можете ли вы коротко определить явление, которое описывается, но не называется в этой строфе?
Ответ
Если вы представили себе эту картину, то вам уже не нужно объяснять, почему лес опрокинулся, как это он потонул
в заре, откуда взялись два (?) неба... Конечно, здесь говорится об отражении в воде. Но автор как бы "зашифровывает" это понятие: использует не прямое, а перифрастическое описание. Отгадать "загадку" было бы труднее, если бы в первой строке не было подсказки: над озером.
Похожих образов в русской поэзии много. Вот, например, один - в стихотворении И. Бунина "На пруде". Попробуйте сами найти сходство и различия двух текстов в описании одного и того же явления - отражения в воде.
Ясным утром на тихом пруде
Резво ласточки реют кругом,
Опускаются к самой воде,
Чуть касаются влаги крылом.
На лету они звонко поют,
А вокруг зеленеют луга,
И стоит, словно зеркало, пруд,
Отражая свои берега.
И, как в зеркале, меж тростников,
С берегов опрокинулся лес,
И уходит узор облаков
В глубину отраженных небес.
Облака там - нежней и белей,
Глубина — бесконечна, светла...
И доносится мерно с полей
Над водой тихий звон из села.
Задание 44
Из "рассыпанных" предложений составьте текст. Обратите внимание на выделенные нами слова: они помогут обнаружить связи между предложениями.
Он ждал своего часа и, двенадцать лет воспитывая наследника, немало преуспел во влиянии на Павла.
В 1769 году он берет на службу и приближает к себе двадцатичетырехлетнего Дениса Фонвизина, ужепрославившегося комедией "Бригадир".
Никита Панин не утратил своего влияния после неудачи
с манифестом и в течение почти 20 лет, независимо от формально занимаемых должностей, в сущности, был тем, кого позже называли министром иностранных дел.
Но на самом деле Панин не теряет времени и ищет верных единомышленников.
Дожидаясь своего, Панин маскируется: при дворе он ленивый, сладострастный и остроумный обжора, который, по словам Екатерины II, "когда-нибудь умрет оттого, что поторопится".
Ответ
Никита Папин не утратил своего влияния после неудачи с манифестом и в течение почти 20 лет, независимо от формально занимаемых должностей, в сущности, был тем, кого позже называли министром иностранных дел. Он ждал своего часа и, двенадцать лет воспитывая наследника, немало преуспел во влиянии на Павла. Дожидаясь своего, Панин маскируется: при дворе он ленивый, сладострастный и остроумный обжора, который, по словам Екатерины II, "когда-нибудь умрет оттого, что поторопится". Но на самом деле Панин не теряет времени и ищет верных единомышленников. В 1769 году он берет на службу и приближает к себе двадцатичетырехлетнего Дениса Фонвизина, уже прославившегося комедией "Бригадир".
(Эйдельман Н. Из потаенной истории России XVIII—XIX
веков. - М., 1993. - С. 216.)
Задание 45
Прочтите корейскую сказку.
Заколдованный перевал
На одной горе был перевал, который назывался "Три года". О перевале говорили так: если кто споткнется и упадет там, жить ему не больше трех лет.
Однажды шел через перевал старик, споткнулся о камень и упал. Заохал старик и еле дотащился до дому. С этого дня он совсем занемог. Никакие лекарства не помогали. Старику становилось все хуже и хуже. А в той деревне жил смышленый мальчик. Узнал он о беде старика и пошел его навестить. "Дедушка, вы заболели, потому что споткнулись на перевале? Не бойтесь, есть хорошее средство". - "Какое же?" - "Да просто: надо пойти на перевал и еще раз упасть". - "Ах ты, негодник! - рассердился старик. - Ты решил совсем доконать меня?" - " Да послушайте же вы, дедушка! - успокоил его мальчик. - Посудите сами. Как поверье говорит? Если человек упал один раз, он проживет три года. Ну, а если упасть два раза? Значит, шесть лет проживешь! А если три раза упасть? Чем больше вы будете падать, дедушка, там дольше и проживете". - "Да, пожалуй, ты прав", - согласился старик. Вскочил он с постели и бегом к перевалу. А там как бы нечаянно споткнулся и упал. Раз! Два! Три! Он падал сотню раз, а может, и больше. Наконец поднялся на ноги и засмеялся: "Теперь буду жить, сколько хочу!"
Когда он добрался до дома, он был уже совсем здоров.
Объясните, какая жизненная мудрость заложена в этой сказке.
Ответ
Эта история показывает, что и здоровье, и силы, и отношение к жизни, и даже сама судьба человека во
многом зависят от того, как он себя настроит, то есть от установки. Страх и ожидание беды разрушают человека, а надежда помогает победить беду и болезни.
В этой сказке можно найти и такую мысль: иногда дети могут высказывать умные мысли, и стоит прислушиваться к их советам.
Задание 46
Прочитайте отрывок из романа В. Набокова "Дар", приведенный в разделе "Рифма" (см. с. 59). Без этого вам будет непонятно, о чем идет речь.
А теперь прочитайте один из примеров "гнезд рифм" или "пейзажей рифм" - раздел писательской "картотеки" с заглавным словом ветер.
"Ветер" был одинок - только вдали бегал непривлекательный сеттер, - да пользовалась его предложным падежом крымская гора, а родительный приглашал геометра.
1. Запишите слово ветер в именительном, предложном и родительном падежах. Выпишите из текста рифмы к каждой из форм этого слова. Какая форма осталась без рифмы?
2. Отгадайте загадку: название какой горы в Крыму рифмуется с формой о ветре, в ветре?
3. Попробуйте подобрать как можно больше рифм к слову ветер (в форме именительного падежа), чтобы он не оставался более одиноким. Некоторые примеры смотрите в ответах.
Ответ
1. Рифма к форме именительного падежа: ветер - сеттер. К форме родительного: ветра - геометра. Рифма к форме предложного падежа в тексте не приведена: ветре — ?? Смотрите следующий пункт ответа.
2. Гора Ай - Петри.
3. Ветер - метр, гетры, на свете, вертит, вечер, фетр, вертел (с ударением на первом слоге), светел... Пожалуйста, отнеситесь критически к подобранным вами рифмам: такие, как, например, ветер - иллюминатор рифмами не являются...
Задание 47
"Расшифруйте" предложение.
Я долго ничего не мог ей ответить, и мы стояли друг против друга, держась за руки, прямо, глубоко и радостно смотря друг другу в глаза.
Ответ ученицы
Встретились два близких, дорогих друг другу человека, мужчина и женщина. Эта встреча для них обоих — огромная радость (радостно смотря). Она сказала что-то, что требовало ответа. А он был настолько во власти охвативших его чувств, что не мог найти слов, и какое-то время они молчали, ведя разговор лишь глазами.
(Предложение взято из повести А.И. Куприна "Олеся".)
Задание 48
Прочтите текст.
Друг детства
Когда мне было лет шесть или шесть с половиной, я увидел в телевизоре розыгрыш первенства Европы по боксу. Как они молотили друг друга - просто ужас какой-то! А потом показали их тренировку, и тут они колотили уже тяжелую кожаную "грушу" - такой продолговатый тяжелый мяч. По нему надо бить изо всех сил, чтобы развивать в себе силу удара. И я так нагляделся на это,
что тоже решил стать самым сильным человеком во дворе, чтобы всех побивать в случае чего.
Я сказал папе: "Папа, купи мне грушу!" - "Сейчас январь, груш нет. Съешь пока морковку". Я рассмеялся: "Нет, папа, не такую! Не съедобную грушу! Ты, пожалуйста, купи мне кожаную боксерскую грушу!" - "А тебе зачем?" - сказал папа. - "Тренироваться, - сказал я. - Потому что я буду боксером и буду всех побивать. Купи, а?" - "Сколько же стоит такая груша?" - поинтересовался папа. "Пустяки какие-нибудь, - сказал я. - Рублей сто или триста". "Ты спятил, братец, - сказал папа. - Перебейся как-нибудь без груши".
И он оделся и пошел на работу. Мама сразу же заметила, что я обиделся, и сказала: "Стой-ка, я, кажется, что- то придумала".
И она наклонилась и вытащила из-под дивана большую плетеную корзинку: в ней были сложены старые игрушки, в которые я уже не играл. Мама достала со дна корзинки здоровущего плюшевого мишку и сказала: "Чем не груша? Еще лучше! И покупать не надо? Тренируйся, сколько душе угодно!"
Я очень обрадовался, что мама так здорово придумала. И я устроил Мишку поудобнее на диване, чтобы мне сподручнее было об него тренироваться и развивать в себе силу удара.
Он сидел передо мной такой шоколадный, но здорово облезлый, и у него были разные глаза: один его собственный, а другой большой белый из пуговицы от наволочки. Мишка довольно весело смотрел на меня своими разными глазами, и он расставил ноги и выпятил живот, а обе руки поднял кверху, как будто шутил, что вот он уже заранее сдается... И я вот так посмотрел на него и вдруг вспомнил ...
(В. Драгунский.)
Продолжите этот рассказ.
Ответ