Социальное искусство в медиуме формообразующих искусств
Дальнейшая задача из области социального искусства состоит в создании общественных устройств, задача, на которую было указано уже в статье "Духовная наука и социальный вопрос" (1905 год). Эта статья содержит "Основной социальный закон" в следующей формулировке: "Благо сообщества работающих вместе людей тем больше, чем меньше претензий имеет отдельный человек на плоды своих усилий, то есть: чем больше он отдаёт из этих плодов своим соработникам и чем больше его собственные потребности удовлетворяются не благодаря его усилиям, а благодаря усилиям других". Рудольф Штайнер продолжает: "Все устройства внутри какой-то совокупности людей, противоречащие этому закону, неизбежно порождают с течением времени где-нибудь бедствия и нужду. Этот основной закон правомерен для социальной жизни с такой же безусловностью и необходимостью, как какой-нибудь закон природы правомерен по отношению к какой-нибудь области природных взаимодействий. Но мы не должны думать, будто достаточно признать за этим законом общее моральное значение или же захотеть преобразовать его в убеждение, что каждый человек должен работать на своих ближних. Нет, в действительности этот закон живёт должным образом только тогда, когда какой-нибудь совокупности людей удаётся создать такие устройства, чтобы никто не мог притязать на плоды своего собственного труда для себя самого, а чтобы эти плоды, по возможности без остатка пошли на пользу всей сообщности. Зато и его, в свою очередь, должен содержать труд его ближних. Итак, всё дело в том, чтобы работа на ближних и достижение определённого дохода являлись бы совершенно разделёнными друг от друга вещами".
Этим указывается на необходимость создания новых устройств. Этот основной социальный закон даёт осознать то. что задача "построить" и сформировать устройства, соответствующие реальности, может быть охвачена только лишь в том случае, если есть воля определить свои суждения исходя из понимания основных сил социальной жизни. Соответствующее фактам суждение может быть в социальном достигнуто только посредством возвращения к прамыслям, которые лежат в основе всех социальных устройств.(22) Исходя из прамыслей должны быть найдены направления, в которых сознательно должны быть развёрнуты факты социальной жизни. Эта задача поставлена перед искусством социального формирования: архитектурой в социальном. При этом речь идёт действительно об искусстве, ибо при формировании устройств нужно всегда обращать внимание на жизненные возможности: исходное состояние всегда "ситуативно" - как в каждом искусстве.
Вопрос: "О чём говорят в данной ситуации жизненные возможности?" - никогда не должен оставлять нас при формировании устройств, соответствующих жизни. Было бы иллюзией думать, к примеру, что идея трёхчленности вызовет на всей земле идентичные формы. Во многих вариациях должна найти эта идея свою соответствующую жизни конкретизацию. Как прарастение проявляет себя в разнообразном растительном мире в самых различных формах растений, которые все являются отображением этого праобраза, также вызовет идея трёхчленсти бесконечное разнообразие социальных форм. Различие только в том, что формы растений были приведены к осуществлению -богами, между тем как социальные устройства должны возникнуть посредством творческой деятельности между людьми.
В той же лекции, в которой шла речь о задаче Гигиенического оккультизма, говорится также о необходимости новых устройств. Было бы ошибкой спросить: Какими должны быть человеческие устройства на всей земле? Ведь "такого вопроса вообще нет. Люди на земле различны. И как раз в будущем эти различия, несмотря на весь интернационализм, всё больше и больше будут обнаруживаться. И последствием этого будет то, что совершенно нереальную мысль будет высказывать тот, кто, будет полагать, что в России можно социализировать точно также, как в Китае, в Южной Америке, в Германии или во Франции; он. таким образом, высказывает абсолютную мысль там. где действительности соответствует индивидуальная относительная мысль, и только. Это чрезвычайно важно иметь в виду". 8 Особенно на Востоке и Западе проявятся различия в решении социальных вопросов, когда идея трёхчленности станет практической соответственно действительности. Из данной действительности станет очевидным факт дифференциации человечества. Как должны выглядеть устройства в данных конкретных ситуациях, это должно быть угадано по жизненной реальности. Однако, при этом на пути современного человечества стоят большие трудности. В этом и состоит трагизм нашего времени, что наши фиксированные представления делают нас слепыми к жизненной реальности социального. Представляющее мышление обучено на естествознании, т. е. на математизируемой, мертвой картине природы - и оттого не пригодно для постижения мира живого. Современный интеллект вынужден отказать, когда приступают к созданию действительно живых устройств; ибо устройства - живые формы, живые образования, а не твёрдо фиксированные структуры. Поэтому поскольку теневое мышление само по себе не является живым, сконструированные им устройства современной цивилизации не являются отображением праобраза.
Как может сегодняшний человек развить сознание для того, что является жизнеспособным в конкретной ситуации? Если попытаться сознательно формировать устройства, тотчас встанет этот кардинальный вопрос.
Первая перспектива изложена в статье "Духовная наука и социальный вопроса, в которой излагается, как тесно связаны социальные нужды этого времени с душевной жизнью. Человек приписывает условиям и вообще внешнему совершенно ложную власть до тех пор, пока он своим мышлением остаётся на поверхности. В действительности условия в мире есть только выражение внутренней, душевной жизни. Человеческое тело становится понятным только в том случае, если знаем, что оно является выражением души. И "также только тот сможет правильно судить о внешних устройствах в жизни, кто уяснит себе, что эти устройства не что иное как создание человеческих душ, которые воплощают в них свои ощущения, настроения и мысли. Условия, в которых мы живём, созданы нашими ближними; и никто не сможет создать сам лучшие, если он не исходит из других мыслей, настроений и ощущений, чем те, которые имели прежние творцы".(7) Новые социальные отношения могут возникнуть только в том случае, если в человеке оживут новые мысли, настроения и ощущения.
Дальнейший конкретный ответ даётся в книге "Основные пункты социального вопросам" (1919 год). Начало второй главы вращается вокруг вопроса: Как развивает человек правильное сознание того, что является жизнеспособным в какой-то конкретной ситуации? Объясняется, что идея трёхчленности не имеет в виду аналогию между телесной организацией человека и человеческим обществом как таковым. Идея трёхчленности не имеет ничего общего с представлением аналогии. "Ибо тут наша цель состоит не в том, чтобы какую-нибудь истину, соответствующую естественно-научным фактам, пересадить на социальный организм; а напротив в том, чтобы человеческое мышление, человеческое ощущение научилось ощущать жизненное при наблюдении природного организма и затем этот род ощущения перенести на социальный организм".
Новые ощущения должны возникнуть в каждом отдельном человеке. Чтобы оздоровление социальных устройств стало реальностью, должны быть даны побуждения к этим ощущениям системой воспитания и школой. Это как требование исходит из современного кризиса человечества. Ведь без этих ощущений не может быть воспринято, где устройства принимают такие формы, которые не способствуют жизни, а препятствуют ей. "...Нужно научиться здоровому ощущению того, как должны действовать силы социального организма, чтобы он оказался жизнеспособным, - начиная с современности это требование будет стоять перед человеком. Станет нужным усвоить чувство, что является нездоровым, антисоциальным желание поставить себя внутри этого организма не с такими ощущениями"(22). Импульсы развития, которые, начиная с современности, хотят вновь вступить в человеческую жизнь, создают эту основу ощущений. Формирование соответствующих действительности устройств требуется от современного человека как сознательная деятельность. В ориентации на прамысли должны быть найдены пути, на которые сознательно будут направлены факты социальной жизни. Лишь отмеченная основа ощущений пробуждает способность воспринимать отклонения от устройств, предначертанных прамыслями, и своевременно противодействовать этим -отклонениям.
Тот, кто пытается таким способом создавать устройства, сталкивается при этом с дилеммой: заданный наперёд вид устройств штампом действует на человеческое мышление, но с другой стороны, это мышление должно образовать устройства жизненным образом. С чего же начинать, - ведь каждое является одновременно и причиной и следствием?
В последней лекции, которую Рудольф Штайнер читал о трёхчленности социального организма, 29 августа 1922 года в Оксфорде, он коснулся этой основной проблемы. В настоящее время часто говорят; человек - продукт социальных отношений; и одновременно: социальные отношения таковы, какими их сделали люди. Однако бесплодно только лишь задаваться вопросом: отношения ли, среда ли являются причиной того, что люди стали такими, каковы они есть? - или: люди ли создали среду, отношения? Мышление такого рода мертво, безжизненно; оно годно лишь для составления программ, с помощью которых не справиться с социальными проблемами. Мы должны сегодня уяснить себе, что как одно, так и другое являются и причиной, и следствием. Для формирования социальной жизни в современную эпоху нужно ставить вопрос: Какие устройства нужны, чтобы люди могли развивать правильные мысли в социальном отношении? И какие мысли нужны, чтобы возникли правильные социальные устройства? С безжизненными мыслями мир не продвинется вперёд. "Вперёд продвигаемся лишь, когда думаем, замыкая круг. Но об этом большинство людей думает: У него в голове вертится мельничное колесо. Они к этому неспособны. - Нужно мыслить, замыкая круг; рассматривая внешние отношения нужно думать, что они созданы человеком, но они также и создают человека; или когда рассматриваем человеческие поступки надо думать, - они создают внешние условия, но сами, в свою очередь, движимы внешними условиями. И так должны мы беспрестанно с нашими мыслями танцевать, шаг вперед, шаг назад, если мы хотим овладеть действительностью".
То, что эту задачу нельзя недооценить, выявилось ещё в начале движения трёхчленности, и Р. Штайнер поясняет это на примере книги "Основные черты социального вопросам. "Итак, моя книга "Основные черты социального вопроса", исходя из социальных отношений, предполагала наличие читателей, которые могут возвращаться назад со своими мыслями. Но люди этого не хотят, они хотят читать от начала до конца и затем знать: Вот, сейчас они дошли до конца. То, что конец есть начало, этого они не хотят понять. И таким образом, это было самое большое недоразумение с этой задуманной социально книгой-то, что она была неверно прочитана. Её и продолжают читать неверно. Не хотят приспособиться своими мыслями к жизни, а хотят, чтобы жизнь приспособилась к мышлению. Но это отнюдь не есть предпосылка социальных устройств, которые лежат в основе этих изложений".(23)
Способность к мыслительным пируэтам - вот, что требуется для образования живых устройств: творческая деятельность в мышлении, искусство мышления. Работа по формированию жизнеспособных устройств может быть рассмотрена таким образом как одна из задач искусства социального.
Что общего у этой перспективы с жизнью до рождения, из которой черпают формообразующие искусства? Во время жизни в духовном мире до рождения прамысли переживаются как космическая жизненная реальность: пластически формирующие прамысли являются в этой сфере нашей "действительностью". Когда мы создаём живые устройства, мы работаем силами из этих прамыслей. Поскольку прамысли переживаются до рождения, многие души приходят на землю в ожидании найти устройства, соответствующие прамыслям. И вот, если они их нигде не находят, в душе застаиваются космические импульсы и идеалы, и молодой человек становится революционером. Эти люди разрушают отчуждённый от прамыслей мир. Рудольф Штайнер указывал, что - когда сегодня возникают беспорядки - "небо бунтует".(24) Энергии, происходящие из жизни до рождения, которые ищут своего осуществления на земле через идеалы в соответствующих духовному социальных формах, разряжаются в восстаниях, поскольку они глубоко разочаровываются. Это действует как закон! Рисовать можно не разрушая ничего; музыку можно сочинять не разбивая ничего. Но нельзя построить дом не ломая камни. Ваятель должен отсечь куски от мрамора, чтобы претворить свои внутренние образы в видимое.
Альтернатива возможна лишь через одушевление мышления. В живом мышлении работаем мы с этими импульсами из жизни до рождения. Если мы из живых мыслей сотворим устройства, то это будет служением неродившимся душам. Мы делаем это не для нас самих, а для душ, которые теперь ещё не рождены и позднее будут искать на земле эти формы.
Этим набросан эскиз второй области социального искусства. Своё сверхчувственное происхождение она имеет в импульсах из мира до рождения. Как формообразующие искусства получают свои импульсы из развёртывания сил, которые происходят из жизни до рождения, так и этот член искусства социального; черпая из духовного мира до рождения, человек осуществляет на земле искусство формирования в социальном, - искусство социального в медиуме формообразующих искусств.