Тема 1.1 Природа человека, врожденные и приобретенные качества

Введение

Работа с учебной (основной и дополнительной) литературой.

Задания

1. Понятие «общественные отношения» подразумевает систему связей, возникающих между индивидами и социальными группами в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности людей. Конкретизируйте это теоретическое утверждение с помощью трех примеров проявления общественных отношений__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Разработайте схему «Взаимосвязь человека, природы и общества». При подготовке используйте знания, полученные на уроках физики, химии, биологии и др.

Самостоятельная работа №2

Тема 1.1 Природа человека, врожденные и приобретенные качества

Задания

1.Разработайте схему, в которой должны быть представлены основные виды и подвиды человеческой деятельности, приведите примеры каждого вида деятельности. Для составления схемы, используйте ключевые понятия:

Деятельность, субъект деятельности, объект деятельности, орудия деятельности, цель, средства, поведение, действия, мотив, потребности, виды деятельности.

Деятельность=____________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Воспользовавшись текстом учебника, выберите термины и составьте кроссворд на тему «Многообразие путей познания». Кроссворд должен содержать от 10 до 20 терминов. Требуется сконструировать сетку, пронумеровать ее, расставить слова, сформулировать вопросы. Следует обратить внимание на грамотное оформление работы.

3. Составление схемы связей человека с окружающим миром.

В данном задании изобразите схематически свои основные роли в обществе.

Самостоятельная работа №3

Тема 1.2 Духовная культура личности и общества

Подготовка сообщения

Задания

· Используя информационные источники ответить на вопросы:

· какие виды кризисов личности бывают;

· чем они друг от друга отличаются и чем похожи;

· почему они возникают (причины);

· что происходит с человеком во время кризиса.

· К чему приводят кризисы? Для ответа используйте схему

· Какие виды поисков бывают?

· Основные причины поисков;

· Нравственные ориентиры личности – основные понятия.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Самостоятельная работа №4

Тема 1.3 Наука и образование в современном мире

Работа с информационными источниками. Подготовка к практическому занятию №1 «Анализ системы образования в Российской Федерации. ФЗ №273 от 29 декабря2012 года «Об образовании в Российской Федерации»

Задание 1. Найти в ЭСПС «Консультант плюс» закон РФ «Об образовании в Российской Федерации».

1. Познакомиться с его структурой.

2. Ответить на вопросы:

1/ Имеет ли право образовательное учреждение отчислить ученика, достигшего возраста 14 лет?___________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________

2/ Правовой статус участников образовательного процесса_____________________________________________________________________________________________________

3/ Имеет ли право классный руководитель привлечь учеников 10 класса к уборке территории школы?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4/ Дайте определение понятию «Образование»______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5/Ступени образования ___________________________________________

Правовое регулирование среднего профессионального образования. Механизм обеспечения права на среднее профессиональное образование

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.

Исправьте ошибки в предложениях

Перепишите предложения в тетрадь для ВСР, исправив ошибки.

• Образование не является важным и необходимым институтом общества и не имеет цели передачи накопленных знаний и опыта молодому поколению_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

• Образование и воспитание - это два не связанных между собой процесса, в процессе обучения ученик только приобретает новые знания и не испытывает никакого воспитательного воздействия со стороны учителя______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

• Учебные заведения современной России политизированы, в них могут создаваться и функционировать любые общественные организации и политические партии

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Сочинение – эссе на одну из предложенных тем.

«Образование есть образование ума и образование нравств енности»/В.И. Даль

«Знания для каждого человека – это ответственность»/ Э. Пенто

«Нужно много учиться, чтобы немного знать» /Ш. Монтескье

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Самостоятельная работа №5

Тема 1.4 Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры

Заполнение таблицы. Составление схемы

Задание 1.

1.Используя дополнительную литературу, Интернет – ресурсы, заполните таблицу по признакам: дата появления, миссия, священная книга, основные заповеди, количество верующих:

признаки   христианство   буддизм   ислам  
       
       

Письменное сообщение, в котором были бы отражены следующие вопросы: какие религиозные объединения существуют в России на сегодняшний день; как они влияют на российское общество

Задание 2.

Проанализируйте высказывания (по вариантам). Какую роль играет искусство в жизни общества? Отдельного человека?

Ж. Брак: «Наука успокаивает, искусство же существует для того, чтобы не дать успокоиться» ___________________________________________

______________________________________________________________

В. О. Ключевский: «Искусство любят те, кому не удалась жизнь».

_______________________________________________________________________________________________________________________________________

А. Шопенгауэр: «Жизнь никогда не бывает прекрасна; прекрасны только картины ее в очищенном зеркале искусства».

________________________________________________________________________________________________________________________________________

И. Репин: «Суть искусства заключается в его очаровании. Все недостатки можно простить художнику, если его создание очаровывает».

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Г.Ландау: «Искусство - диалог, в котором собеседник молчит».

_________________________________________________________________________________________________________________________________________

О. Уайльд: «Жизнь подражает Искусству в гораздо большей степени, чем Искусство подражает Жизни».

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Д.Дидро: «Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном».

_______________________________________________________________________________________________________________________________________

И.А Крылов: «Искусство аккумулирует в себе опыт переживания мира».

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Ф. Грильпарцер: «Искусство - это цветок живой природы».

_______________________________________________________________________________________________________________________________________

Л. Ван Бетховен: «Подлинный художник лишен тщеславия, он слишком хорошо понимает, что искусство неисчерпаемо».

_______________________________________________________________________________________________________________________________________

Г. Гегель: «Искусству предназначена необычайно действенная роль в осуществлении цели разума, ибо оно готовит почву для моральности, так что когда она приходит, то уже находит сделанной половину работы, а именно освобождение от уз чувственности».

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

И. Гёте: «Вполне возможно, что про изведение искусства имеет нравственные последствия, но требовать от художника, чтобы он ставил перед собой какие-то нравственные цели и задачи, это значит портить его работу».

_______________________________________________________________________________________________________________________________________

К. Маркс: «Если ты хочешь наслаждаться искусством, то ты должен быть художественно образованным человеком».

_________________________________________________________________________________________________________________________________________

И. Шиллер: «Искусство оказывает нравственное действие не только потому, что доставляет наслаждение путем нравственных средств, но и потому, что наслаждение, доставляемое искусством, служит само путем к нравственности».

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3.

Составьте схему, используя следующие понятия:

«Мировоззрение», «субъекты мировоззрения», «факторы, влияющие на формирование мировоззрения», «основные вопросы мировоззрения», «типы мировоззрения», «человек», «группа», «общество», «общность родины», «язык», «культура», «история», «имущественное положение», «образование», «уровень знаний», «отношение человека к миру», «место человека в мире», «познание мира», «обыденное мировоззрение», «мифологическое мировоззрение», «религиозное мировоззрение», «философское мировоззрение», «научное мировоззрение»

Самостоятельная работа №7

Задание

Используя учебную литературу, подготовить ответы на вопросы:

1. Переходная экономика и ее основные черты.

2. Виды и формы собственности в современной экономике.

3. Написание эссе «Эпоха Петра 1 –традиционная или рыночная экономика?»________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Самостоятельная работа №8

Задание

1. Подготовить презентацию: «Основные организационные формы бизнеса в России»

2. Решите задачи.

Задача № 1.

Иванов работал программистом и зарабатывал в год 200 тысяч рублей. Он решил заняться индивидуальной трудовой деятельностью, вложив в оборудование своего рабочего места 400 тысяч рублей собственных сбережений, которые приносили ему 40% годовых. В первый год его доход составил 800 тысяч рублей, а явные издержки 450 тысяч рублей. Найдите бухгалтерскую и экономическую прибыль Иванова.

Ответ: 350 тыс. руб.; -10 тыс. руб.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача № 2.

В месяц общие издержки производства гладильных досок московской фирмы «Ники» составляют 5 тыс. руб. Объём производства - 20 штук. Постоянные издержки фирмы в месяц равны 2 тыс. руб.

Рассчитайте: переменные издержки, средние издержки, средние постоянные издержки и средние переменные издержки фирмы.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Ответ: 3000, 250, 100,150.

Задача № 3.

Рассчитайте постоянные, переменные и общие издержки фирмы на основе следующих данных.

1) стоимость сырья - 100 тыс. руб.;

2) амортизация станков - 14 тыс. руб.;

3) амортизация здания - 18 тыс. руб.;

4) зарплата рабочих - 49 тыс. руб.;

5) административные издержки - 27 тыс. руб.

Ответ: 59, 149, 208.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Самостоятельная работа №9

Задание

1. Работа с нормативно-правовыми актами.

Изучите закон РФ о защите прав потребителей, выполните задания.

Найдите решение проблемы, свое мнение подтвердите статьей Закона РФ «О защите прав потребителей», определите порядок действий потребителя при нарушении его прав производителем или продавцом.

Задание выполняется по вариантам:

1 вариант -1,3,5

2 вариант 2,4,6

1) У Сергея Михалкова постоянно звонил телефон: то Слон, то Тюлень, то Олень. Все они объясняли ему, что звонят в зоопарк, а попадают к нему на квартиру. В результате многочисленных звонков у Сергея Владимировича повысилось давление и отнялись уши. Имеет ли право потребитель Михалков обратиться в суд на АО “Ростелеком”, с которым у него заключён договор, с иском о возмещении морального вреда?

2) Кай и Герда являлись потребителями коммунальных услуг по отоплению. Температура воздуха в квартире детей составляла 110 С. Обратившись с претензией к домоуправу Снежной Королеве (с которой у них заключён договор), они потребовали оказания качественной услуги. Снежная Королева пояснила детям, что холод в квартире – следствие плохой работы котельной, директором которой является Змей Горыныч, и отказалась на этом основании рассматривать претензию. К кому из названных руководителей дети имели право предъявить претензию?

3) Три Толстяка, сев на диету, купили в магазине консервы “Три Поросёнка”, на ценниках которых было указано, что продукт диетический и калорий не содержит. По заключению экспертизы консервы содержали калорий больше, чем во всех других продуктах магазина вместе взятых. В результате Три Толстяка попали в больницу и провели там 3 месяца. Кому имеют право Три Толстяка предъявить претензию за предоставление недостоверной информации: продавцу или изготовителю?

4) Красная Шапочка купила в магазине пирожки и принесла их бабушке в гостинец. Съев один пирожок, бабушка попала в больницу с пищевым отравлением. Имеет ли право бабушка, выйдя из больницы, предъявить претензию магазину, если покупку делала внучка?

5) Сестрица Алёнушка и братец Иванушка гуляли по лесу. Иванушка захотел пить, но он был послушным мальчиком и из копытца воду пить не стал. Придя домой, Иванушка напился воды из под крана, но все равно превратился в козлёночка. Кому сестрица Алёнушка имеет право предъявить претензию?

6) Купил Иван-дурак в ООО “Лавка Древностей” сапоги-скороходы, но пользоваться ими не мог – сапоги улетели вперёд него, т.к. размер превышал размер ноги Ивана-дурака на 10 см. Имеет ли право Иван-дурак обменять эти сапоги на другие, меньшего размера, если с момента покупки прошло 2 часа, а пробег сапог составил 15 миль?

Задание 2.

Подготовка к практическому занятию №5 «Изучение причин безработицы и государственной политики в области занятости»

Контрольные вопросы

Что такое безработица?

1. Что такое занятость населения? (ст.1 Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации")

2. Каковы социальные последствия безработицы

3. Для чего необходим рынок труда?

4. Как действуют спрос и предложение на рынке труда?

5. Почему трудно достичь равновесия на рынке труда?

6. Каковы причины безработицы?

7. В чём проявляются особенности различных видов безработицы?

8. Почему безработица – неизбежная спутница рыночной экономики?

9. Как государство регулирует занятость населения?

Используя Интернет-ресурсы, учебную литературу провести социологическое исследование.

1. Собрать материал о состоянии трудоустройства молодежи в городе (Сколько безработных в возрасте до 29 лет в городе (в стране)? Какие специалисты особенно востребованы на современном рынке труда нашего города? Какие специалисты не востребованы на современном рынке труда нашего города?)________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Записать на видеокамеру социологический опрос с открытыми ответами по следующим категориям молодежи

o выпускники школы

o учащиеся ПУ

o студенты

Вопрос: «Представьте, что Вы уже дипломированный специалист и устраиваетесь на работу. Как Вы думаете, какие проблемы и трудности могут возникнуть у Вас при трудоустройстве?»

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Самостоятельная работа №10

Задание

Подготовка презентации по темам:

1. Экономический кризис в России и пути преодоления

2. «Элементы международной экономики

Самостоятельная работа №11

Социальная роль – это

1) положение человека в обществе

2) ожидание, предписание поведения, соответствующего статусу

3) совокупность обязанностей человека перед обществом

4) совокупность статусов человека

5. Представление людей о том, что кинозвезда должна прекрасно выглядеть, носить дорогую одежду, - это пример

1) социальной ратификации

2) социальной роли

3) социальной мобильности

4) социального происхождения

Задание

Проведение социологического исследования по теме «Социальная мобильность».

Побеседуйте с пятью работающими родственниками (друзьями, соседями и т.п.). Задайте им следующие вопросы:

1) Каково их занятие (профессия)?___________________________________

2) Если они уже меняли свое занятие (профессию), то, что послужило причиной этих изменений?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3) Каково нынешнее занятие их отца/матери?

4) Каким было первое после окончания школы занятие их отца/матери?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5) Если занятие отца/матери изменилось, то, что послужило причиной этих изменений?__________________________________________________________________________________________________________________________

)Полученную информацию занесите в таблицу.

№ п/п Нынешнее занятие (профессия) сына/дочери Самое первое занятие (профессия) сына/дочери «Социальный» лифт Нынешнее занятие (профессия) отца/матери Самое первое занятие (профессия) отца/матери «Социальный» лифт
1.            
2.            
3.            
4.            
5.            

Сделайте (на примере этих семей) выводы о зависимости выбора профессий детьми от социального статуса и деятельности родителей.

Самостоятельная работа №12

Задание

Решение ситуационных задач

Ситуация 1. Назовите известные вам правила этикета в общении педагога и студента. Нарушение каких правил может привести к конфликтной ситуации?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ситуация 2. Проблема отцов и детей существовала всегда. Как вы видите эту ситуацию. Объясните причины и последствия конфликтов между родителями и детьми._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача 1. Между двумя сотрудниками организации возник спор по поводу сроков внедрения новой технологии. Один из них мотивировал предлагаемые сроки внедрения интересами производства продукции, второй свою позицию обосновывал с позиции интересов персонала, которому предстоит осваивать новую технологию. Является описанная ситуация конфликтом? Каковы перспективы развития данной ситуации и механизмы управления ею? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача 2. В беседе руководителя с подчиненным, допустившим технологическую ошибку, которая привела к серьезному материальному ущербу фирме, руководитель предъявил претензии к подчиненному и наложил штраф в размере месячной заработной платы. Является ли описанная ситуация конфликтом? Ответ обоснуйте. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача 3

Принимая на работу сотрудника, руководитель фирмы пообещал через два месяца перевести его на вышестоящую должность. По истечении указанного срока обещание руководителя не выполнено. Можно ли описанную ситуацию идентифицировать как конфликтное взаимодействие? Если нет, то каковы перспективы развития описанной ситуации в конфликт.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача 4.

Вы недавно назначены менеджером по кадрам. Вы еще плохо знаете сотрудников фирмы, сотрудники еще не знают вас в лицо. Вы идете на совещание к генеральному директору. Проходите мимо курительной комнаты и замечаете двух сотрудников, которые курят и о чем-то оживленно беседуют. Возвращаясь с совещания, которое длилось один час, вы опять видите тех же сотрудников в курилке за беседой. Вопрос. Как бы вы поступили в данной ситуации? Объясните свое поведение.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача 5.

Вы начальник отдела. В отделе напряженная обстановка, срываются сроки выполнения работ. Не хватает сотрудников. Выезжая в командировку, вы случайно встречаете свою подчиненную – молодую женщину, которая уже две недели находится на больничном. Но вы находите ее в полном здравии. Она кого-то с нетерпением встречает в аэропорту. Вопрос. Как вы поступите в этом случае? Объясните свое поведение. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Введение

Работа с учебной (основной и дополнительной) литературой.

Задания

1. Понятие «общественные отношения» подразумевает систему связей, возникающих между индивидами и социальными группами в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности людей. Конкретизируйте это теоретическое утверждение с помощью трех примеров проявления общественных отношений__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Разработайте схему «Взаимосвязь человека, природы и общества». При подготовке используйте знания, полученные на уроках физики, химии, биологии и др.

Самостоятельная работа №2

Тема 1.1 Природа человека, врожденные и приобретенные качества

Задания

1.Разработайте схему, в которой должны быть представлены основные виды и подвиды человеческой деятельности, приведите примеры каждого вида деятельности. Для составления схемы, используйте ключевые понятия:

Наши рекомендации