Учимся ценить индивидуальность

Если бы мы умели ценить собственную индивидуальность, нам было бы легче принимать инакость партнера

— 60 минут —

Подготовка:

Члены группы рассаживаются по кругу, у каждого заготовлены бумага и карандаш.

1. В начале игры скажите примерно следующее: «Мы часто хотим быть точно такими же, как остальные, и страдаем, чувствуя, что отличаемся от других. Иногда действительно хорошо, когда мы — как все, но не менее важна и наша индивидуальность. Ее можно и нужно ценить».

2. Предложите каждому игроку написать о каких-то трех признаках, которые отличают его от всех остальных членов группы. Это может быть признание своих очевидных достоинств или талантов, жизненных принципов и т. п. В любом случае информация должна носить позитивный характер.

3. Приведите три примера из собственной жизни, чтобы участникам стало полностью понятно, что от них требуется. Для создания игровой атмосферы используйте свою фантазию и чувство юмора.

4. Участники записывают свои имена и выполняют задание (3 минуты). Предупредите, что Вы соберете записи и зачитаете их, а члены группы будут отгадывать, кто является автором тех или иных утверждений.

5. Соберите листочки и еще раз отметьте положительные аспекты того, что люди не похожи друг на друга: мы становимся интересны друг другу, можем найти нестандартное решение проблемы, дать друг другу импульсы к изменению и обучению и т. д. Потом прочтите каждый текст, и пусть игроки угадают, кем он написан. Если автора не удается «вычислить», он должен назваться сам.

Марка

Каждый участник рисует марку, изображение на которой символизирует его личность. Группа угадывает автора

— 30 минут –

Подготовка:

Члены группы сидят по кругу. У каждого участника должен быть лист бумаги и пара мелков, фломастеров или карандашей.

1. Объясните членам группы, что это упражнение поможет им лучше узнать друг друга.

2. Марка, которую предлагается нарисовать каждому участнику, должна как можно полнее отражать его личность: сильные стороны и достоинства, уникальный жизненный опыт, особые таланты — одним словом, все то, что делает его ценным деловым партнером, любимым членом семьи или незаменимым сотрудником. Желательно рисовать марку так, чтобы другие участники не имели возможности видеть, что там изображено. Подписывать работы не надо. На выполнение задания дается 5 минут.

3. Соберите рисунки и показывайте их один за другим. Участники должны попытаться отгадать, кто автор той или иной работы, обосновывая высказываемые предположения.

4. Если автора не удается опознать, через пару минут он называет себя и вкратце объясняет, что он старался передать своим рисунком.

Рекламный ролик

Эта игра — приглашение к импровизации. Участники проводят некую коммерческую рекламную акцию, представляя лучший продукт в мире — самих себя

— 30 минут —

Подготовка:

Группа усаживается полукругом. Необходимо, чтобы все видели импровизированный подиум.

1. Каждый участник должен в течение 2–3 минут придумать рекламную кампанию, представляющую его самого как «лучший в мире продукт». Это может быть отчет о тестировании, торговая рекомендация, реклама улучшенного продукта. Форму будущего мероприятия (рассказ, песня, танец) участники определяют самостоятельно. Если нужно, к выступлению привлекаются другие члены группы. Ведущий оговаривает только структуру представления: оно должно соответствовать стилю коммерческого рекламного сообщения и длиться не больше 30 секунд.

2. Чтобы членам группы было не так трудно, начните основную часть игры с саморекламы (покажите собственный рекламный ролик). Пусть следующим выступающим будет Ваш сосед справа или слева.

3. Акцентируйте внимание игроков на том, что выполнять задание нелегко, поэтому каждого выступающего нужно поддерживать искренними аплодисментами.

Заголовки, только заголовки!

Участники придумывают заголовки, характеризующие их самих, а также их жизнь

— 20 минут —

Подготовка:

Вам понадобится достаточно места, чтобы участники смогли работать в малых группах. Кроме того, потребуется большой лист ватмана.

1. Предложите участникам разбиться на шестерки..

2. Каждый игрок представляется членам своей команды, но не просто так, а особым образом, например, придумав название романа, который бы описывал его биографию. Впрочем, это могут быть названия и других литературных и художественных произведений, в частности:

• фильма;

• новеллы;

• стихотворения;

• журнальной статьи;

• мюзикла;

• телепередачи.

3. Чтобы участникам стало понятно, что от них требуется, начните игру с себя. Например, Вы можете сказать: «Я задумал книгу, описывающую мою жизнь. Она называется „Кочевник“. Я постоянно нахожусь в движении, ищу что-то новое и иногда ощущаю себя пастухом, кочующим от пастбища к пастбищу».

4. Пусть участники выполнят задание в своих командах и объяснят, почему придуман тот или иной заголовок.

5. Все члены группы собираются вместе для обсуждения заголовков и проводят «мозговой штурм»; предлагают разные названия для того курса (тренинга, семинара), участником которого они в данный момент являются. Отметьте все идеи на листе ватмана. Потом каждый участник говорит, какой из заголовков кажется ему удачнее остальных.

Три предмета

Каждый участник приносит из дома три предмета, дающих представление о его личности

— 30 минут —

Подготовка:

Попросите участников принести с собой на это занятие три важных или любимых предмета (это могут быть любые вещи: посуда, книги, игрушка и т. п.).

1. Каждый игрок выбирает партнера, с которым ему хотелось бы поближе познакомиться. Они показывают друг другу принесенные вещи и объясняют, почему выбор пал именно на них.

2. На основании предыдущего этапа игры партнеры анализируют, чем они похожи друг на друга и чем отличаются (5 минут).

3. В конце каждая пара представляется всей группе. Первый игрок говорит об общих (сходных) чертах, второй — о выявленных различиях.

Варианты:

Три предмета можно заменить на:

• три фотографии из фамильного альбома;

• три мелодии;

• три строчки из разных стихотворений;

• три любимых фразы.

Метафоры

Игра прекрасно развивает воображение участников и дает возможность увидеть себя с неожиданной стороны

— 20 минут —

Подготовка:

Члены группы сидят в кругу; один стул свободен, Положите на него несколько вещей, например, штопор, книгу, часы, спичечный коробок.

1. Расскажите участникам о значении метафоры в нашей жизни, о том, что один из нестандартных путей самопознания — попытка сравнить себя… с каким-либо предметом. Обратите внимание игроков на вещи, лежащие на стуле, и расскажите, в каких случаях Вас можно метафорически сравнить с каждой из них. Желательно, чтобы Ваше описание было юмористическим.

2. Один за другим игроки подходят к вещам. Разрешите им потрогать предметы, подержать их в руках. Это поможет участникам справиться с заданием.

3. Далее участник пытается сравнить с себя только с одним имеющимся предметом, берет его в руки и объясняет группе, какое сходство существует между ним и этим предметом.

4. После того как задание будет выполнено всеми, игроки разбиваются на команды в соответствии с выбранными предметами. Очевидно, что в командах будет разное количество участников, однако в данном случае это не имеет значения.

5. Игроки, оказавшиеся в одной команде, обсуждают, что общего между ними. За 10 минут им предстоит найти по меньшей мере тридцать общих черт и записать их. Как только с заданием справляется одна группа, игра оканчивается.

6. Все собираются вместе, и команды делятся друг с другом результатами своей работы. Кроме того, каждый отдельно взятый игрок говорит, какое из названных качеств он ценит больше остальных.

Всякая всячина

По кругу пускается «короб с чепуховиной», из которого каждый достает какую-либо приглянувшуюся ему вещицу

— 30 минут —

Подготовка:

Вам понадобится коробка, куда нужно предварительно сложить как можно больше разных вещей («всякой всячины»). Чем более разнообразными будут предметы, тем лучше. Подойдет все: катушка ниток, старый игрушечный автомобиль, засушенные листья, сухие цветы, маленький камешек, еловая шишка, куколка, монеты разных стран, коробка для медикаментов, аудиокассета, билет на самолет, вышитая салфетка, дискета, пасхальное яичко, конфеты, пружинка, связка старых карт, цепочка, браслет, кольцо и т. д.

1. Пустите короб по кругу. Каждый участник должен вытащить любой привлекший его внимание предмет.

2. Участники разбиваются на пары. Каждый выбирает себе партнера, с которым ему хотелось бы познакомиться поближе. В течение 10 мину! они рассуждают о том, почему они выбрали тот или иной предмет. Игрокам можно предложить список наводящих вопросов:

• Какие ассоциации вызывает этот предмет?

• Эта вещь мне нравится или нет?

• Насколько этот предмет напоминает мне мое прошлое?

• «Похож» ли я на этот предмет?

• Символизирует ли данная вещь мое теперешнее состояние, задачу, которую мне предстоит решить, и т, п.?

• Если бы этот предмет мог говорить, что бы он сообщил о себе?

• Если бы я разговаривал с этим предметом, что бы я ему сказал?

3. После обсуждения каждый игрок представляет партнера всей группе. (Какой предмет выбрал партнер? Что из сказанного характеризует его лучше всего?)

Панно

Каждый участник приносит три личных вещи. В течение трех раундов из этих предметов составляют необычное панно

— 45 минут —

1. Объясните группе, что игра состоит из трех раундов и каждый из участников должен внести в игру свой вклад: какие-нибудь три вещи, которые ему необходимы и которые он обычно носит с собой,

2. Игроки сидят на стульях по кругу. Один за другим они встают, выходят в середину круга, молча показывают один из трех принесенных предметов и кладут его на пол в середину круга. Порядок выхода игроков произвольным: каждый сам решает, в какой момент и какой предмет он выложит перед группой.

3. По окончании первого раунда все поднимаются со своих мест и рассматривают составленное панно с разных позиций. Затем каждый садится на новое место.

4. Второй и третий раунды проходят так же, как и первый. Игроки дополняют панно с помощью других принесенных ими предметов. После каждого раунда в течение нескольких минут игроки рассматривают коллективный «шедевр».

5. В конце игры подводятся итоги. Предложите членам группы ответить на вопросы:

• Какие связи возникают между предметами?

• Как характеризует панно нашу группу?

• Какие чувства я испытывал во время этой игры?

• Как можно назвать панно?

• Что я хотел сказать группе с помощью предложенных мной предметов?

• Как бы интерпретировал наш «шедевр» внешний наблюдатель?

Категории

Эта игра требует высокого уровня взаимодействия между участниками и усиливает чувство принадлежности к группе

— 30 минут —

Подготовка:

Отставьте в сторону стулья и столы, чтобы участники могли свободно двигаться по помещению. Вам понадобится колокольчик или свисток.

1. Предложите участникам походить по помещению, сделать два-три несложных упражнения. Объясните, что физическая активность способствует умственной деятельности.

2. Первый раунд: «Найдите всех участников, которые родились в той же части страны или света, что и вы. Это нужно сделать как можно скорее…» (Если в вашей группе занимаются люди из одного города, искать друг друга могут жители одного района, округа и т. п.) Следите за тем, чтобы участники выполняли задание действительно быстро! Как только образуются соответствующие команды, предложите каждому ее участнику вкратце рассказать о месте своего проживания. В таком случае Вы будете уверены, что задание выполнено верно.

3. Второй раунд: «Быстро найдите игроков, которые родились под тем же созвездием, что и вы» Образовавшиеся команды можно просить показать свое созвездие. 4. Третий раунд: «Найдите как можно быстрее всех участников, у которых столько же братьев и сестер, сколько и у вас. Единственные дети собираются в свою команду…»

Варианты:

Другие признаки, по которым, могут составляться команды:

• сходная жизненная ситуация или похожий род занятий (для облегчения задачи Вы можете сами предложить несколько вариантов);

• одинаковый цвет глаз;

• одинаковое настроение;

• общий любимый цвет.

Сходства и различия

Благодаря этой игре каждый сможет понять, насколько развита его интуиция

— 30 минут —

Материалы:

Бумага и карандаши для каждого участника.

1. Данную игру особенно полезно проводить в группах, состоящих из людей разной национальности, с разным профессиональным и жизненным опытом и т. п.

2. Участники расходятся по парам. Они могут выбрать партнера по разным критериям:

• я выбираю партнера, предполагая, что мы с ним очень разные;

• этого партнера мне трудно оценить;

• партнер мне несколько антипатичен;

• я выбираю партнера, который мне с первого взгляда кажется заслуживающим доверия;

• этот партнер напоминает значимого для меня человека.

3. Пары усаживаются вместе. Каждый игрок отмечает и записывает три сходства и три различия, которые, как ему кажется, есть между ним и партнером. Записи друг другу не показывают. На выполнение задания отводится 5-10 минут.

4. Затем партнеры вступают в беседу. Во-первых, обсуждаются найденные гипотетические сходства, во-вторых — различия. На выполнение задания отводится 10 минут.

5. Вся группа собирается вместе, и каждый участник представляет своего партнера. При этом можно кратко рассказать о результатах совместной работы.

Найди сходство

Это отличное упражнение для тех, кто хочет укрепить отношения в только что созданной группе

— 30 минут —

1. Попросите каждого участника найти себе партнера. Это должен быть незнакомый или малознакомый член группы. Затем в течение 2 минут партнеры должны найти то, что их объединяет: общие черты характера, предпочтения, сходные жизненные обстоятельства и т. п.

2. После этого несколько участников-добровольцев рассказывают о новом опыте общения.

3. Попросите членов группы образовать новые пары (принцип тот же). На этот раз игрокам придется находить материальные вещи, которые есть как у одного, так и другого (одна и та же марка машины, обувь одного производителя и т. п.). На выполнение задания отводится 4 минуты.

4. Снова предложите добровольцам рассказать о результатах беседы.

5. Игру можно провести еще раз. Пусть теперь партнеры находят между собой как можно больше общего (по любым основаниям). На выполнение задания отводится 5 минут.

6. Занятие заканчивается общим обсуждением результатов игры.

Замечания:

Почти всегда в группе есть человек, который начинает чувствовать себя неуверенно, если сходство между членами группы подчеркивается особо. Таких людей может быть и несколько. Создается впечатление, что они страшатся потерять свою индивидуальность и оригинальность. Принимая во внимание подобную чувствительность, при подведении итогов игры задайте вопросы о различиях существующих между людьми.

Пристрастия

Всегда интересно найти того, кто разделяет наши вкусы и предпочтения

— 30 минут —

Подготовка:

Отставьте в сторону стулья и столы, чтобы игроки могли свободно двигаться по помещению. Кроме того, каждому участнику понадобятся бумага и карандаш.

1. Сначала каждый участник записывает на бумаге следующее:

• причуды и привычки, которые мне не нравятся в других;

• нечто вызывающее во мне яркие приятные детские воспоминания (какой-то особый запах, песня, улица, место проведения каникул);

• утверждение, являющееся заведомой ложью относительно меня, например: «Ты скуп; ты бесчувственный; ты — ведьма»;

• технический прибор (предмет электробытовой техники), с которым я часто мучаюсь или вовсе не справляюсь;

• человек, ради которого я готов пожертвовать многим.

2. Затем каждый участник ходит по комнате и сравнивает свои записи с чужими. Нужно найти тех членов группы, кто дал как можно больше похожих ответов. На выполнение задания отводится 15 минут.

3. Участники, чьи пристрастия совпадают (желательно, чтобы процент совпадений был как можно выше), объединяются в небольшие команды и ведут разговор о собственных сходствах и различиях.

Варианты:

Можно записывать ответы на самые разные вопросы, например:

· любимый цвет;

· любимое время дня;

· любимый пейзаж;

· животное, которое мне не нравится;

· люди, которых я обхожу стороной;

· мои важнейшие обязанности;

· моя стратегия в отношениях с родителями;

· тип человека, в которого я мог бы влюбиться, и т. д.

Концентрические круги

Каждый игрок получит возможность поговорить с остальными членами группы

— 20 минут —

Материалы:

Бумага и карандаши всем участникам.

1. Предложите участникам письменно ответить на следующие вопросы:

• что общего может быть у меня со всеми членами группы;

• что отличает меня от всех игроков;

• каким может быть мой вклад в занятия;

• чем мне могут помочь эти занятия и чего я в результате достигну?

2. Теперь группа делится на две равные части: одна половина образует внутренний круг (позднее эти игроки будут двигаться по часовой стрелке), другая — внешний (они начнут движение против часовой стрелки). При этом игроки, находящиеся в разных кругах, должны стоять лицом друг к другу.

3. В течение 15 секунд оба круга двигаются во встречном направлении. Потом все останавливаются, и каждый игрок обращается к партнеру, стоящему напротив. В течение минуты они обсуждают свои ответы на первый вопрос.

4. После этого оба круга снова двигаются во встречном направлении, пока вновь не получат сигнала остановиться. Теперь обсуждение должно касаться ответов на второй вопрос.

5. Игра проводится еще два раза, участники отвечают на оставшиеся два вопроса.

6. Все собираются в один круг и подводят итоги, отвечая на вопросы:

• Что было для каждого из вас особенно интересным или важным?

• Насколько члены группы похожи друг на друга?

• Чем и насколько сильно они различаются между собой?

• Есть ли у членов группы общие цели?

• Как игроки видят свои роли в группе?

«Поиск сокровищ»

Игрокам предоставляется прекрасная возможность познакомиться друг с другом

— 30 минут —

Подготовка:

Расставьте по комнате пары стульев, чтобы при необходимости участники могли усаживаться вдвоем. Кроме того, для каждого члена группы Вам придется сделать формуляр «Поиск сокровищ» (см. ниже).

1. Раздайте участникам формуляры. Предложите каждому игроку выбрать партнера. Это должен быть незнакомый член группы.

2. Игроки парами прогуливаются по комнате или ненадолго присаживаются на предложенные стулья, чтобы спокойно пообщаться. Тот, кто отыскал «сокровище» (то есть выполнил предлагаемое в формуляре задание), должен кратко охарактеризовать этого человека и записать его имя.

3. Продолжительность беседы и количество вопросов, на которые должен будет ответить партнер, игроки определяют сами. Последовательность «поиска сокровищ» произвольна. Наилучшие результаты приносит прагматическая стратегия: брать одновременно как можно больше интервью.

4. На выполнение задания отводится 20–30 минут. В конце игры участники обмениваются впечатлениями:

• какие встречи были особенно интересными?

• пришлось ли мне преодолевать предубеждение против кого-либо из членов группы?

• сколько раз подтверждалось мое первоначальное впечатление о том или ином человеке?

• интересно ли мне работать в этой группе?

Замечания

Время разговора в парах можно ограничить. В таком случае каждый раунд начинается и заканчивается со звуком колокольчика.

Наши рекомендации