Художественная резьба по камню.

Художественная резьба по камню. - student2.ru Люблю людей, влюбленных в камни!
Шлифуя мраморный излом,
Они беседуют с веками,
Как с земляками за столом.
И обнаруживают в яшме
Нерукотворные цветы
И величавые пейзажи
Неповторимой красоты.
Морские волны малахита
Для них ведут с ветрами спор,
Им дарит небо лазурита
Дыханье мира и простор.

Резьба по камню – один из самых старинных народных художественных промыслов. Камнерезное искусство в России было развито еще в IX – XII вв. До XVII в поделочный цветной камень в России не добывали, а привозили из Византии, Средней Азии и различных стран Западной Европы. Только начиная с XVII в. в России появляются свой цветной камень и самоцветы. Примерно с 1635 г.в предгорьях Урала были открыты медные руды, малахит, а еще раньше здесь были обнаружены «узорчатые каменья» - сердолики, агаты, яшмы.

В 1725 г. по указу Петра I в Петергофе была основана первая гранильная фабрика, куда со всех концов России привозили разнообразные поделочные камни. В 1726 г. в Екатеринбурге, район которого изобиловал месторождениями цветных камней, открывается вторая такая фабрика. Вокруг Екатеринбургской гранильной фабрики возникли небольшие мастерские по обработке цветных камней. Через 60 лет организуется третья государственная гранильная фабрика – Колывановская. В XIX - XX вв. ювелирные изделия из цветного камня Петербургской фирмы Фаберже получили всемирную известность.

В советское время художественной обработкой камня занимаются во многих районах России: в Свердловской, Пермской, Горьковской областях, в Алтайском, Красноярском и Краснодарском краях. В небольшом количестве художественные камнерезные изделия выпускают в Архангельской и Челябинской областях.

Уральская резьба по камню.

Художественная резьба по камню. - student2.ru Уральские горы
По каменным плитам
Ведут за собой нас
В страну малахита.
В страну, где не счесть
Драгоценных камней,
В страну работящих
И добрых людей.

Уральская резьба по камню — один из традиционных русских народных промыслов, зародившийся на Урале в XVII веке и процветает до сих пор. Резьбой по камню занимаются по всему Уралу, особенно широко промысел развит на Среднем Урале, основные центры камнерезного искусства — города Екатеринбург, Нижний Тагил, Челябинск, Пермь, Магнитогорск, Новоуральск, Кунгур, Берёзовский, Верхняя Пышма, Алапаевск, Верхняя Салда, Чусовой, Лысьва, Асбест, Верхний Уфалей, Заречный, а также камнерезными изделиями славится село Мурзинка. Помимо этого, в силу популярности изделий, почти в каждом городе Урала существует хотя бы одна поделочная мастерская, где работают мастера-камнерезы.

На Урале художественная резьба по камню зародилась в XVIII веке как сопутствующее металлообработке ремесло, а уже к концу века по всему Уралу работало множество частных мастерских. Сырьём для камнерезов были местные камни (яшма, малахит, агат, кварц, сердолик, родонит, мрамор и другие), которые находили местные жители во время разведки новых месторождений руды. В 1726 году на Урале были основаны первые мастерские по обработке камня. В 1765 году в Екатеринбурге на базе местных мастерских создана «Екатеринбургская гранильная фабрика». Фабрика одновременно являлась центром камнерезного дела, промышленным комплексом по добыче и обработке цветного камня и профессиональным училищем для многих поколений мастеров. В XVIII — первой половине XIX вв. на фабрике были освоены практически все способы обработки камня. Здесь делали художественные надгробья, интерьерные вазы, столешницы, камины, пирамиды и торшеры, геммы («аттики»), а также мелкая декоративная пластика и предметы быта: чарки, подносы, пуговицы, рукоятки кортиков, табакерки, флакончики, настольные печатки, чернильницы и прочее.

К XIX веку сложился определённый стиль Уральской резьбы по камню. В конце XIX—XX вв. и XXI веке одним из самых популярных сюжетов становятся Уральские народные сказы П. П. Бажова. По его сюжетам изготавливаются изделия из малахита с использованием металлов (чаще всего позолоченной бронзы) и россыпи различных полудрагоценных камней-самоцветов. Самые популярные из них — Хозяйка Медной горы, Данила-мастер за работой, а также так называемые каменные горы, которые чаще делались с башенкой на вершине, имитируя Лисью гору в Нижнем Тагиле, или гору Благодать в Кушве, или скалу с ротондой в селе Курьи и прочие известные горы и скалы Среднего Урала. Особой популярностью пользуются малахитовые шкатулки как из произведения «Хозяйка медной горы». В 1970-х годах также начали изготавливать близкие народному искусству изделия бытового назначения, которые приобретают черты мини-скульптуры. К примеру пепельницы в виде пеньков с растущими около них грибами и папоротником.

Традиции изготовления накладной мозаики с рельефным натюрмортом сохранялись на протяжении всего XX столетия. Произведения XX века приобретают авторскую индивидуальность: в отличие от мастеров прошлых веков, мастер был свободен в выборе материала и метода его обработки. Композиции становятся более лаконичнее: как правило используется один вид растительности, исключены и трудоёмкие операции, кроме того детали чаще стали вырезаться из целого камня. Такой вид мозаики получил наибольшую популярность среди камнерезов Нижнего Тагила, в частности в мастерской камнереза В. М. Васильева.

Книги об искусстве резьбы по камню:

Художественная резьба по камню. - student2.ru Прекрасное – своими руками/ Сост. С.С. Газарян; цв. фото Н.Зимина. – Москва : Детская литература, 1979. – 158 с., ил. (Серия «Знай и умей»).

В книге рассказывается о возникновении и развитии народных художественных ремесел в нашей стране, в том числе и искусстве резьбы по камню. В каждом очерке дана краткая технология работы.

Художественная резьба по камню. - student2.ru Художественные изделия из камня // Бардина, Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры: учеб. для ПТУ / Р.А. Бардина. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Высшая школа, 1990. - С.87-106.

Статья знакомит читателей с историей возникновения одного из самых старинных народных художественных промыслов – резьба по камню. Рассматриваются камнерезное искусство Урала, Алтайского края, Архангельского и др.

Художественная резьба по камню. - student2.ru Художественная обработка камня // Уткин, П.И, Королева Н.С.Народные художественные промыслы. – Москва : Высшая школа, 1992. – С. 63-72.

Статья знакомит с искусством народного художественного промысла резьбы по камню.

Наши рекомендации