Холмогорская резьба по кости.
Наиболее древний русский народный художественный промысел резьбы по кости – холмогорская резьба – сформировался на русском Севере, близ города Холмогоры на берегу реки Северная Двина.
Характерный прием холмогорцев – сплошная ажурная резьба, при которой поделка становится похожей на нитяное кружево, а самой ей придается форма сапожка, туфельки, сердечка, репки. Причем техника порой достигает такой, виртуозности, что предмет даже утрачивает свою весомость. В одной поморской бывальщине так сказано: «Мудрены вырезы вырезаны, а и только в вырез мурашу пройти».
Первое письменное упоминание о холмогорских резчиках относится к XVII веку, когда местный «гребенный мастер» Евдоким Шешенин и его брат Семен были вызваны в Москву для работы в Оружейной палате. Братья Шешенины стали лучшими косторезами в Оружейной палате. Их работы отличались высоким мастерством, отточенной техникой.
В стиле холмогорской резьбы пересекаются различные культурные традиции. Изделия из холмогорской резьбы выполнялись и выполняются как из благородной кости, так и из цевки (название некоторых полых или желобчатых котей у животных) и выделяются среди других косторезных промыслов очень высоким качеством. Для нужд косторезов привозили из-за границы дорогую слоновую.
Старейшим типом костяных резных изделий были гребни, украшенные резьбой. Холмогорские мастера создавали шкатулки, коробочки, ларцы. Делались также туалетные коробочки для мушек, игральных костей, уховерток, табакерки и табачные терки, игольники, футляры для часов, шахматы, бирюльки, гребни, бокалы, чарки, медальоны, браслеты, ручки для тростей, скульптуры, натольные украшения, резные из кости крестики, иконы и складни, миниатюрные портреты. Изделия из кости применялись также для облицовки мебели.
Основные приемы резьбы сложились в период расцвета холмогорской резьбы. Со второй половины 18 века в орнамент стали вводиться местные животные и растения. В 19 веке делались и настольные скульптуры.
Наибольшего расцвета холмогорская резьба достигла в эпоху царствования Петра I. Мастера резьбы использовали для работы моржовую и мамонтовую кость, цевку, создавая из них и предметы роскоши, и повседневные вещи. Заказчиками у холмогорских мастеров был не только царский двор, но и монастыри, и храмы.
Работы холмогорских мастеров не только вручались в качестве памятных подарков разным высокопоставленным особам и просто важным лицам, но и постоянно находились в царском обиходе. Согласно протоколам верховного Тайного Совета императрица Екатерина I хранила свои личные вещи в двух холмогорских ларцах. Достоверно известно, что у холмогорского резчика Осипа Дудина неоднократно покупались шахматы для наследника царского престола великого князя Павла Петровича. В 1798 году царствующая чета Павел I и Мария Федоровна приняли от резчика Н.С.Верещагина парные вазы конусообразной формы, хранящиеся сегодня в государственном Эрмитаже.
Именно в то время были выполнены те уникальные работы, которые и по сей день служат образцами художественного оформления и технического исполнения для современных косторезов. Имя Федота Ивановича Шубина, знаменитого русского скульптора, приехавшего в 1759 году в Петербург, становится известным кругу влиятельных лиц благодаря резьбе по кости и перламутру. Начатый Шубиным определенный этап в развитии косторезного искусства завершил Осип Христофорович Дудин, образованнейший человек, редкостный любитель книг.
Как и большинство промыслов и ремесел, холмогорская резьба по кости переживает в конце 19 века кризис. К началу 20 века искусство практически прекращает существовать, творчеством продолжают заниматься лишь несколько мастеров. Начало возрождения промысла приходится на конец двадцатых – начало тридцатых годов прошлого века, открывается новая профессионально-техническая школа, где обучаются молодые резчики. В советское время промысел получил дальнейшее развитие. В 1930 году создана профессионально-техническая школа, в 1932 Холмогорская косторезная артель им. М.В.Ломоносова (сейчас фабрика им. М.В. Ломоносова).
Подлинного расцвета искусство достигает в начале 60-х годов. Промысел не стареет и по сей день. Работы резчиков экспонируются во многих музеях России и Зарубежья.
Книги об искусстве резьбы по кости:
Прекрасное – своими руками/ Сост. С.С. Газарян; цв. фото Н.Зимина. – Москва : Детская литература, 1979. – 158 с., ил. (Серия «Знай и умей»).
В книге рассказывается о возникновении и развитии народных художественных ремесел в нашей стране, в том числе и искусстве резьбы по кости. В каждом очерке дана краткая технология работы.
Резьба по кости // Уткин, П.И, Королева Н.С.Народные художественные промыслы.. – Москва : Высшая школа, 1992. – С. 52-71.
Статья знакомит с искусством народного художественного промысла резьбы по кости. В статье рассказывается о чукотском и хотьковском косторезном промыслах, холмогорской и тобольской резьбе по кости.
Таланты народных мастеров // Я гражданин России / авт. текста Н. А. Андрианова; ил. И. А. Черновой. – Москва : Эксмо, 2015. – С. 160 – 173: ил. – (Детям о праве).
В статье рассказывается о народных промыслах, в том числе о народном промысле – резьбе по кости.
Холмогорская резная кость // Популярная художественная энциклопедия : Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство. В 2 т. Кн. 2. М-Я / гл. ред. В.М. Полевой; ред. кол.: В.Ф. Маркузон, Д.В. Сарабьянов, В.Д. Синюколов. – Москва : Советская Энциклопедия, 1986. – С. 364.
В статье рассказывается о русском народном художественном промысле.
Художественная обработка кости // Абросимова А.А., Н.И. Каплан, Т.Б. Митлянская Художественная резьба по дереву кости и рогу: практическое пособие. – 3-е изд., перераб. – Москва: Высшая школа, 1989. - С. 17 – 33.
В статье рассказывается о древнем русском искусстве резьбы по кости, его зарождении. А также более подробно рассматриваются наиболее древние промыслы – холмогорская, тобольская, чукотская, хотьковская резьба.
Художественные изделия из кости // Бардина, Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры: учеб. Для ПТУ. / Р.А. Бардина. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Высшая школа, 1990. - С.74-85.
Статья знакомит читателей с возникновением художественного промысла резьбы по кости.