Учредители и организаторыФестиваля

Учредители и организаторыФестиваля

1.1. Учредителем Фестиваля является администрация Города Томска в лице управления культуры.

1.2. ОрганизаторомФестиваляявляется:

· МАУ «Дворец культуры «Концертно-театральное объединение», 634050, г.Томск, ул. Гагарина, 38, тел./факс: (3822) 52-66-53, 52-62-97, e-mail: [email protected].

1.3. ПартнеромФестиваляявляется:

· ООО «Аттракцион», 634003, г. Томск, пер. Школьный, 19, тел.: (382 2) 53-44-78, 53-44-75, e-mail: [email protected].

ПорядокпроведенияФестиваля

2.1. Место проведения Фестиваля: г. Томск, площадь Ново-Cоборная.

2.2. ПрограммаФестиваля:

· 10,11 декабря 2017 года – день заезда, размещение участников;

· 11 декабря 2017 года – рабочее открытие Фестиваля и начало работы команд участников;

· 11-16 декабря 2017 года – работа команд участников Фестиваля;

· 16 декабря 2017 года – закрытие Фестиваля, церемония награждения участников;

· 17 декабря 2017 года – день отъезда команд участников Фестиваля.

Условияучастия в Фестивале

1. Участниками Фестиваля могут стать команды, сформированные из профессиональных художников, скульпторов, архитекторов из различных регионов России.

2. Число участников каждой команды: не более 2-х человек. Возраст участников: не моложе 18 лет.

3. Для участия в Фестивале участники должны направить Организаторам Фестиваля в срок до 10 ноября 2017 года заявку установленного образца и эскиз скульптурной композиции с указанием размеров (Приложение №1) на адрес электронной почты: [email protected].

4. Для создания эскиза скульптурной композиции Организаторы Фестиваля предлагают участникам использовать героев, персонажей и/или известные темы (Приложение №2).

5. Направляя заявку на участие в Фестивале, участники соглашаются с требованиями настоящего Положения.

6. Отбор эскизных проектов для участия в фестивале проводится членами оргкомитета Фестиваля. После утверждения эскизных проектов в срок до 25 ноября 2017 года командам высылается официальное приглашение с условиями проведения фестиваля.

ТехническиеусловияпроведенияФестиваля

1. Для создания ледовой скульптурной композиции каждой команде участников Фестиваля Организаторы предоставляют одинаковое количество льда: до 8 ледовых блоков размером 1,0* 2,0м* (0,22 м.- 0,35м)

2. При создании ледовой скульптурной композиции команде участников необходимо использовать весь объем предоставленного материала.

3. При создании ледовой скульптуры допускается распиливание блоков на более мелкие части, разрешается применять только лед и воду, а также материалы, полученные при обработке льда. Запрещается использовать искусственные опоры, декоративные украшения и цветную покраску льда.

4. Для создания ледовой скульптурной композиции разрешается использовать как ручные, так и механические инструменты. Каждаякомандаучастниковдолжнабытьобеспеченасобственнымиинструментами.

5. Готовые скульптуры должны совпадать с утверждённым эскизом. Если команда участников меняет свое представление о скульптуре после получения официального приглашения, она должна сообщить Организаторам об изменениях и представить на утверждение новый эскиз скульптурной композиции в срок не позднее 1 декабря 2017 года.

6. По окончании работы каждая команда участников Фестиваля должна подготовить площадку, на которой размещена ледовая композиция, для окончательной презентации.

7. Не допускается участие в Фестивале лиц, не указанных в заявке.

Требования к скульптурам:

· основной материал – лед и вода;

· высота скульптуры (не считая подиума): не менее 2 м, длина – не менее 2,0 м;

· безопасность скульптуры (в т.ч. устойчивость).

Организаторы обеспечивают командам участников Фестиваля подключение к электроэнергии, освещение рабочих зон в тёмное время суток, бытовое помещение для обогрева, а также дополнительные оборудование и инвентарь (по заявке).

Место расположения той или иной скульптурной композиции на площадке Фестиваля определяется Организаторами.

Скульптурные композиции должны включать подсветку композиции по техническому заданию в приложении к эскизу. Вывод точки питания для подсветки готовится Организатором. Световое оформление композиции скульпторы производят самостоятельно.

Скульптурные композиции размещаются на заранее подготовленных Организаторами местах.

ФОРМА КОМАНДНОЙ ЗАЯВКИ

На участие в IV Открытом фестивале ледовой скульптуры

«ХРУСТАЛЬНЫЙ ТОМСК»

ЗАЯВКА

Представляемая страна, город ____________________________________________________

Название команды ______________________________________________________________

Название композиции ___________________________________________________________

Участники команды

  Участник №1 (руководитель) Участник №2
ФИО    
Дата рождения    
Адрес    
Контактные телефоны    
Е-mail    
Требуемое дополнительное оборудование    

Алконост

Чудесная птица Алконост, или Алкион, с женским обликом и похожая на зимородка, обитает не то на берегах Евфрата, не то на острове Буяне, не то в древнеславянском раю Ирии. Сказочной красоты существо откладывает свои яйца на морском дне, на краю моря, и в течение семи дней, пока не появятся на свет птенцы, согласно легендам, стоит тихая и безветренная погода. Алконост - птица добра и печали. Она не несет никакой опасности для человека, но напротив, оплакивает погибших на поле после сражения. А пение Алконоста, подобное самой любви, прекрасно настолько, что услышавший ее может позабыть все на свете.

Сирин

Другую райскую птицу - Сирина, напоминающую древнегреческих Сирен - принято относить к темным силам. Внешне она очень похожа на Алконоста и является частым его спутником. Однако, несмотря на то, что, в отличие от Алконоста, Сирин поет песни Радости, обещающие грядущее вскоре блаженство, его пение губительно для людей, ибо, услышав его, можно потерять рассудок. От головы до пояса Сирин — женщина несравненной красоты, от пояса же — птица. Она посланница темных, враждебных сил, призывающих человека в потусторонний мир.

Гамаюн

Гамаюн - одна из священных птиц славян. Наряду с птицами Сирин и Алконост, её часто представляют живущей в ветвях Мирового Древа. Птица Гамаюн спускается к людям только для того, чтобы сообщить что-то важное, также ей приписывается роль рассказчицы, так как Гамаюн знает обо всём, что было, есть и даже будет. Гамаюн птица - это вещая птица.

Стратим-птица

Таинственная и гигантская Стратим-птица, она же - Страфиль-птица, - архетип прародительницы, матери всех птиц. Живет она на море-океане и весь свет белый держит под свои правым крылом. Стратим олицетворяла самые страшные и разрешительные силы природы. Взмахнет она крылом - море взволнуется, закричит - буря поднимется, а полетит - так закроет собой белый свет... Потонут в море корабли, бездны глубочайшие разверзнутся, города и леса скроются под водой. По преданиям, это прародительница всех птиц, олицетворение первобытной силы природы, которая окружала беззащитного человека в древности.

Жар-птица

Наиболее известная и поздняя птица в мире русской народной фантазии - Жар-птица, перенявшая некоторые свойства многих других сказочных птиц. Ее золотые перья способны светить во тьме и поражают человеческое зрение, но в то же время Жар-птица возвращает слепым способность видеть, а пение ее излечивает больных. При этом, когда она поет, из ее клюва падает жемчуг. Питается Жар-птица золотыми яблоками, что дают ей вечную молодость, красоту и бессмертие. Возможно, поэтому за ней охотились сказочные герои, а музыканты и художники воспевали ее в своих произведениях.

В восточнославянской мифологии чудесная птица. Возможно, ее образ связан с образом лучезарного бога солнца, она создается народным воображением из представлений о небесном огне-пламени, и сияние ее так же слепит глаза, как солнце или молния. За этой птицею, приносящей тому герою, который овладеет хоть одним ее пером, великое счастье, отправляются один за другим в неизведанный путь сказочные добры молодцы.

Финист Ясный Сокол

С птицей Фениксом также связывают и появление в русских сказках другого известного персонажа - Финиста Ясного Сокола. Птица, олицетворяющая светлое начало в человеческом существовании. Он пользовался в русских песнях и сказках большим почетом. Его называли не иначе как «млад — ясен сокол», величая этим же именем и красавцев-добрых молодцев. Соколиные очи — зоркие очи: «От соколиного глаза никуда не укроешься!» — говорится в народе. Сказочные герои обращаются в соколов, чтобы мгновенно одолеть немыслимые расстояния, внезапно ударить на врага, незаметно появиться перед красной девицей. Один из самых загадочных и обаятельных героев русских сказок недаром зовется Финист-Ясный сокол. В его имени явственно слышно упоминание о неумирающем фениксе.

Царевна-Лебедь

Изящная Царевна, наполовину лебедь, наполовину - прекрасная девушка, стала не столько персонажем мифологии народных сказок, сколько распространенным образом в русском искусстве. Чудесная птица-лебедь, живущая на берегу синего-синего моря, сначала прилетела в пушкинскую «Сказку о царе Салтане», затем в одноименную оперу Римского-Корсакова, а потом навсегда осталась в знаменитейшем врубелевском шедевре. Существо женского рода, способное превращаться в прекрасную девушку и опять в лебедицу. Обладает особой красотой и обаянием. В народных сказаниях этому существу придается обольстительная и вещая сила. По древнему, первоначальному своему значению они - олицетворения весенних, дождевых облаков; вместе с низведением преданий о небесных источниках на землю лебеди-девы становятся дочерьмиОкеан-моря и обитательницами земных вод (морей, рек, озер и криниц). Таким образом они роднятся с русалками. Лебедям-девам придается вещий характер и мудрость; они исполняют трудные, сверхъестественные задачи и заставляют подчиняться себе самую природу. Имя «лебедь», употребляемое в народной речи большею частью в женском роде, означает, собственно: белая (светлая, блестящая); такое коренное его значение впоследствии подновлено постоянным эпитетом: белая лебедь.

Ворон

Птица-вещун. Несет чаще всего недобрые вести. Это олицетворяется в том, что по многим народным преданиям он приносит воду, живую и мертвую. Ворон живет триста лет, потому что питается мертвечиной. В некоторых преданиях ворон является внукомСтрибога, то есть одним из ветров, и несет бурю. Люди опасаются ворона, так как считают, что эта вещая птица приносит несчастье.

Кукушка

Птица, связанная с женским и девичьим началом в славянском народном сознании. Эту вещую птицу, провозвещающую наступление весны, начало гроз и дождей, определяющую долготу человеческой жизни и сроки брачных союзов, славяне посвятили богине весны и радости обновления. По ее голосу земледелец судит о будущем урожае: если она закукует при восходе солнца и на зеленом дереве (то есть когда леса уже оделись листвою), то год будет урожайный, а если закукует на ночь и наголом дереве, будет голод и мор. Кто впервые услышит кукушку на пустой желудок, тому настоящий год сулит несчастья; такому человеку не следует закармливать скотину, не то голо дать ей всю зиму. В образе кукушки представлялась в древности человеческая душа. Существовал обряд крещения кукушки, который проводился, когда поминали усопших. Женщины и девицы собирались в лес, делали из лоскутьев и цветов чучело птицы и сажали на ветку, а над нею привешивали шейные кресты. Можно вместо того отыскать траву, называемую кукушкою, и, вырыв ее с корнем, одеть в сорочку, потом положить на землю и поставить над нею крестообразно две дуги, покрывая их платками и вешая с двух сторон по кресту. Это называется крестить кукушку или кумиться.

Орел

Для всех славянских народов царь-птица, олицетворение гордого могущества и вольности. Бог-громовник чаще всего воплощался в нем. Простонародные русские сказания приписывают орлу способность пожирать сразу по целому быку и по три печи хлеба, выпивать за единый дух по целому ушату меда ставленного. Но эти же сказания рисуют его богатырь-птицею, разбивающею в мелкие щепки вековые дубы своей могучей грудью. Может царь-птица в своем грозном гневе испускать из острого клюва огонь, испепеляющий целые города. Появление парящего орла над войском служило предзнаменованием победы — и не у одних древних славян. По старинному поверью, у каждого орла в гнезде спрятан орлов-камень, или камень-огневик, охраняющий от всех болезней.

Петух

В народном сознании существует как воплощение огня. В старину славяне посвящали его Свентовиду и признавали за лучшую умилостивляющую жертву богу огня — Сварогу. В крестьянском быту так же считается, что петух оберегает от пожаров. Потому-то и ставят деревянного или железного петуха на коньке крыши. «Красного петуха пустить» — значит, поджечь что-нибудь. Старые люди уверяют, что, когда пожар начинается от молнии, с неба спускается пламенный петух прямо на крышу. Если же на крыше уже стоит петух, то огонь на ней не приживется. Его прозвищами были «Гласим-царь», «Будимир-царь», он представлял на родной Руси неизменно верные часы, позволяя узнать время ночью. «Петух поет — значит, нечистой силе темной пора пришла!» — говорят в народе, твердо верящем, что с вечера и «до первых петухов» положено бродить по земле всякому воплощению черта. «Петух поет — на небе к заутрене звонят!» — приговаривают благочестивые старцы, уверенные в правильности предания: мол, как перестанут петь петухи, так и всему миру конец. Другой петух, «петушок — золотой гребешок» русских сказок, представляется народному воображению сидящим на своде небесном и не страшащимся ни огня, ни воды. Если кинуть его в колодец — всю воду разом выпьет; в огонь попадет — зальет все пламя.

Сова, сычи и филин

Птица мудрости. Ее существование полно загадок для человека. То, что она ночная гуляка, уже о многом говорит. Согласно народным поверьям, она сторожит клады. Сова — советница лешего, величается в сказках и присказках совушкой-вдовушкой, разумной головушкой, лесной барыней. Всегда и везде с представлением о ней соединилось понятие о мудрости. Филин — «совкин деверь», постоянный спутник лесного хозяина, сычи — его гонцы.

Дятел

Дятел вернул украденные вещи лисицей старику и старухе. За добрый поступок дятла старуха сшила ему красивую одежду из замши. На голову она надела ему пёструю шапочку.
Старик был искусным кузнецом. Он сковал крепкий стальной клюв и острые когти. И всё это подарил дятлу.С той поры дятел носит сшитую для него бабушкой одежду. Добывает себе пищу подаренным дедом стальным клювом. У него хорошие, крепкие когти. Живёт дятел на деревьях, поэтому и не попадается лисице.

ЖИВОТНЫЕhttp://www.proto-slavic.ru/slavonic-myths/marvel-animals.htm

Чудо Морское

Чудовище, проживающее в морской пучине, иногда олицетворяемое щукой или другой невероятной рыбою. Древнему человеку туча казалась щукою — великаном, проглотившим прекрасное светило дня. Проглотив его, чудовище места себе не может найти от жара, сжигающего все его внутренности; оно мечется из стороны в сторону, пышет огнем, истекает горючими слезами и, наконец, в полном изнеможении — выбрасывает полоненное солнышко на свободный простор, исчезая с просветлевшего неба-моря.

Золотая рыбка

В славянских преданиях встречается чудесная рыба, порождающая сказочных богатырей. Так, например, рассказывается, что жила-была на белом свете одна царица, у которой не было детей, а она только и желала одного счастья на земле — просила-молила у Бога сына. Привиделся ей вещий сон, что надо для этого закинуть в море синее шелковый невод и первую вынутую из невода рыбу съесть. Рассказала царица этот сон своим приспешницам, приказала закинуть невод: попалась всего одна рыба, да и та не простая, а золотая. Зажарили ее, подали на обед царице, стала та ее есть да похваливать. Объедки, оставшиеся после царицы, доела стряпуха-кухарка; доела — вымыла посуду, вынесла помои любимой черной корове. И вот дался царицын сон в руку, — в один и тот же день родились на белый свет три сына: Иван-царевич, Иван-кухарчонок да Иван-коровьин сын. Шло-проходило время; выросли они, выровнялись все молодец в молодца, стали богатырями могучими.

Сказочная щука

Русский сказочник-народ придает иногда щуке такую сверхъестественную, всеобъемлющую силу, что только диву даются все видящие проявление этой последней. Попадается такая чудодейственная рыба в руки, все равно — хоть Ивану-царевичу, хоть Емеле-дурачку — изменяет она обычной немоте своей сестры-братьи, начинает голосом провещать человеческим: «Отпусти меня в воду, пригожусь тебе!» — говорит. Научает она произносить всякий раз, как только понадобится ее помощь, слова: «По моему прошенью, по щучьему веленью!» Всякое-де желание, связанное с этими волшебными словами, исполнится не медленно. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; но глубоко запали в память народную эти слова, еще до сих пор то и дело можно услышать присловье — «по щучьему веленью» — относящееся ко всему, совершающемуся с поразительной быстротою.

Со всякой, даже самой обыкновенною щукой-рыбою связывается в народном представлении и такое явление природы, как срывающий с крыш солому вихорь буйный: «Щука хвостом махнула — крышу слизнула, лес до сырой земли согнула!» — говорит он. Коса острая и кривой серп, под корень срезающие злаки-былья, также вызывают в воображении народа краснослова сравнение с прожорливой хищницею царства рыб: «Щука-хапуга (коса) хвостом (лезвием) мигнула — леса (травы) пали, горы (копны) встали!», «Щука (серп) прянет, весь лес (нива) вянет!»

Волк

В самый древний период, когда основным занятием людей была охота, они верили, что дикие животные — их прародители. Славяне считали их могущественными божествами, которым нужно оказывать уважение, поклоняться и ни в коем случае не возмущать их. Волк всегда был одним из самых сильных и опасных зверей в лесах, где жили славяне, поэтому культ его был широко распространен и сохранялся длительное время. Волк считался могущественным защитником племени, пожирателем злых духов, но только в том случае, когда племя оказывало ему надлежащие почести как своему покровителю, предку. Языческий жрец, совершавший охранительные обряды, одевался в волчью шкуру.

Волк несомненно наделен необыкновенными способностями. С одной стороны он является олицетворением темной тучи, заслоняющей солнце, и вообще темноты. С другой стороны известен образ волка, помогающего герою славянских сказок царевичу во многих его предприятиях: летает он быстрее ветра, переносит серый на своей спине царевича из одной стороны белого света в другую, помогает ему добыть чудесную Жар-птицу, золотогривого коня и всем красавицам красавицу — Царь-девицу. Говорит этот сказочный волк человечьим голосом и одарен необычайной мудростью.

Заяц

Заяц — животное, которое часто встречалось в лесах, где жили славяне. Они очень хорошо знали повадки этого зверька и связывали с ним такие качества, как слабость и робость. Звали белого зимой, серого по осени, рыжего летом трусишку-зверька — косым. Заяц не только воплощение трусости, но и олицетворение быстроты.

Конь

Конь — едва ли не самое близкое и важное для человека животное. С древнейших времен служил людям, воспринимался как друг и мудрый помощник. Это неслучайно, ибо без коня немыслима жизнь в тех условиях, где проживали славянские племена. Обожествляя всю видимую и невидимую природу, люди придавали особые свойства и этому животному. Считалось, что солнце скачет по небу на золотом коне днем, а ночью — на черном. Поэтому и смена дня ночью представлялась воображению язычников бегом-состязанием двух коней. Также во всех славянских сказаниях темная сила представляется выезжающей на черном коне, белая — на белом.

Звук грома представлялся, по народным загадкам, ржанием небесных коней. Народные сказки упоминают о конях-вихрях, о конях-облаках; и те, и другие наделяются крыльями.

С появлением народных сказаний, былинного эпоса, главными героями которого являются богатыри, конь приобретает новое значение. Трудно представить богатыря былин без его доброго, верного, борзого (быстрого) коня, до того слились, сроднились эти два образа.

Позднее народная фантазия произвела на свет маленького волшебника конька-горбунка, обладающего силой перелетать во мгновение ока со своим седоком в тридевятое царство, в тридесятое государство. Хозяин такого конька-горбунка добывает все, что ему ни вздумается.

Множество всяких примет, связанных с этим неизменным спутником человека, существует на Руси: ржет конь — к добру, топает — к дороге, втягивает ноздрями воздух дорожный — дом близ ко, фыркает в пути — к доброй встрече (или к дождю). Споткнется конь при выезде со двора — лучше воротиться назад, чтобы не вышло какого-ни будь худа; распряжется дорогой — быть беде неминучей. Друг-слуга пахаря конь остается верным ему даже и после своей смерти!

Кошка

Животное, очень любимое народом. Без этого маленького, но верного зверька не могло существовать ни одно хозяйство, поскольку кошка поедает мышей, в иные годы поедающих целые урожаи в амбарах. Ведуны привораживали кошек к жилищам людей заговорами «от мышеяди». Существует старинное поверье, что кошка так живуча, что только девятая смерть и может ее уморить до смерти.

Кошка у всех народов была спутницею колдунов. Народное суеверие приписывает ее видящим в темноте глазам необычайную силу, почерпнутую из мира таинственного. Трехшерстная кошка, по мнению наших пахарей, приносит счастье тому дому, где живет; семишерстный кот является еще более верным залогом семейного благополучия. По словам русских сказок, кошка — чуть ли не самое смышленое животное. Она сама сказывает сказки и не хуже дотошного знахаря умеет отводить глаза. Кот-баюн был наделен голосом, слышным за семь верст, и видел за семь верст; как замурлыкает, бывало, так напустит, на кого захочет, заколдованный сон, которого и не отличишь, не знаючи, от смерти.

Лисичка-сестричка (она же – кума-лиса)

Удивительный зверь, в народном сознании переплелись ее плохие и хорошие качества. Несомненно, это хищник, приносящий вред в хозяйстве. С другой стороны — человеку, которому приходилось бороться за выживание в условиях жестокой природы, импонировали ее хитрость и увертливость, способность выйти из трудного положения не грубой силой, а при помощи изворотливого ума. Ее называют кумушкой, Патрикеевной. Она — «семерых волков проведет», как ни стереги собака от нее двор, а она курятинки себе добудет.

Лиса - это яркий женский образ в животном мире, спутница и воплощение Макоши - богини судьбы и урожая. Славяне почитали лису за хитрость, изворотливость и смекалку, называли ласково кумой и сестрицей. За рыжий цвет Лисицу сравнивали с огнем, а еще с грозовой тучей из-за бурого оттенка шубы. В Сибири предрассветный сумрак, когда солнечные лучи окрашивали небо в темно-оранжевый цвет, назывался лисьей темнотой. Но с лисой также связывали и зимнюю стужу, болезни и немочи, вызываемые холодом. Этим родством лиса обязана Маре, богине зимы, возможно ипостаси Макоши. Время лисы - начало и середина зимы. Цвета - красный, рыжий, коричневый.

Медведь

Поклонение медведю идет с самых древних языческих времен, когда люди жили в единстве с животным миром среди лесов, в чащах и отвоевывали себе жизненное пространство в жестокой борьбе с природой. Хозяином языческого леса был медведь — самый сильный зверь. Он считался защитником от всякого зла и покровителем плодородия. Миф о Медведе — хозяине леса могущественном божестве — сохранился в русских сказках, где героиня попадает к нему в дом вгустой чаще леса, становится его женой, а их сын Медвежье Ушко превращается в могучего богатыря, победителя чудовищ.

Довольно долго медведя чтили как священного и даже намного позднее охотники всё ещё не решались произносить слово «медведь» и называли его то МихайломПотапычем, то Топтыгиным, то просто Мишкой. Незлобив и даже добр по-своему — по-медвежьему — он, если его не трогать; но охотникам, выходящим на него с топором да с рогатиной, совсем напрасно полагаться на его доброту: умеет он быть грознее грозного воеводы — того и гляди из «косолапого мишки» превратится в свирепое лесное чудовище.

Собака- символ года 2018г.

Нет такого человека, который не согласится с изречением: «Собака — человеку верный друг!» Так сложилась жизнь природы, что собака — самый близкий родственник волка — стала его врагом и с давних времен защитником от него человека. Она защищает и оберегают хозяйское добро. Заслышит волк собачий лай — сторонкой норовит обойти: знает серый, что зубы-то у этих сторожей острые, а чутье — на диво. О своем верном друге-стороже насказал краснослов-пахарь немало всяких крылатых словец, и все они в один голос говорят о собачьей привязанности, о собачьем нюхе, о собачьей неприхотливости. По собачьему лаю узнает сбившийся с дороги путник, где поблизости жилье человеческое. По нему же загадывают на святки и красные девушки: «Гавкни, гавкни, собаченька, где мой суженый!»Многое множество примет связано с хорошо знакомым деревенскому человеку собачьим нравом.

Змей Горыныч

Описание Змея Горыныча, из древних сказок: «Прилетела туча мерная, закрыла Ярило красное. Поднялся ветер великий, и прилетел в туче мерной Змей Горыныч (трёхглавый). Избы разломал, стога разметал, людей и скот в полон унёс». Образ «змей» означает круглый и длинный, как змея. «Горыныч» — потому, что высотой с гору. В данном описании идёт речь о таком природном явлении как смерч. Змей Горыныч может быть и трёхглавый (т.е. из тучи выходят 3 воронки), и девятиглавый, и т.д.

В других древних русских сказках постоянной чертой Змея Горыныча является его связь с огнём: «Летит лютый змей, огнём палит, смертью грозит», «Тут змей испустил из себя пламя огненное, хочет сжечь царевича». Его постоянная угроза: «Я твоё царство (т.е. тело) огнём сожгу, пеплом развею». В русских народных сказках Змей символизирует бесконтрольные животные инстинкты и является охранителем границы между Явью и Навью (физическим и потусторонним миром). Сама граница описывается как огненная река, через неё ведёт мост, перейти который сможет тот, кто победит змея, то есть победит всю свою животную стихию.

РАСТЕНИЯ

Образ дерева в нашем сознании воспринимается как символ жизни. Действительно, трудно найти более наглядный образ жизни, чем в мире растений, в частности, среди деревьев, особенно тех, чей жизненный срок гораздо длиннее, чем человеческий, а также тех, которые плодоносят десятилетиями и приносят большое множество плодов или круглый год остаются зелеными. Для славянских народов это дуб, береза, осина, ива, а также вечнозеленые и плодовые деревья. Отсюда почитание деревьев и использование их в обрядовой и лечебной практике, направленной на сообщение человеку жизненной энергии растений. В традиционной культуре образ дерева является одним из наиболее емких для воплощения идеи вечного круговорота жизни — основополагающей идеи для мировосприятия.

Яблоко

Яблоко - символ молодости и бессмертия: яблоко не только самый популярный, демократичный и любимый фрукт в мире, а также – необыкновенно целебный. Поэтому во многих сказках яблоко – это символ молодости и бессмертия, а золотистая румяная кожица – это красота и здоровье. В русских народных сказках сюжет об оздоровляющих свойствах яблок очень популярен: «Царь очень устарел и глазами обнищал, а слыхал он, что за тридевять земель, в тридесятом царстве есть сад с молодильными яблоками и колодец с живой водой…» («Сказка о молодильных яблоках и живой воде»). Молодильные яблоки, помогающие избавиться от хвори, мы встречаем во многих других сказках. «Отпустила (Солнцева сестра) его на родину понаведаться и дала ему на дорогу щетку, гребенку да два молодильных яблочка: какой бы ни был стар человек, а съест яблочно – вмиг помолодеет» (русская народная сказка «Ведьма и Солнцева сестра»). «…Только отведала она этих яблок, как вмиг выздоровела и спрыгнула с постели» (Немецкая сказка «Гриф-птица»). «Взяли дети глазные яблоки, принесли их к матери, приложили к глазницам, мать и прозрела» (грузинская сказка «Пять братьев и сестра»).

Яблоко – это символ мудрости, познания жизни: « Катится яблочко по блюдечку, наливное по серебряному, а на блюдечке все города один за другим видны, корабли на морях и полки на полях, и гор высота, и небес красота». Это слова из «Сказки о серебряном блюдечке и наливном яблочке», здесь яблоко играет роль предсказателя судьбы, так как знает обо всем, что происходит в мире. Яблоко может вывести в нужное место: «Дала ему жена яблоко и сказала: «Покати это яблочко и иди за ним следом, приведет куда надо…» (грузинская сказка «Дочь Солнца»); яблоко может накормить и развеселить, как в украинской сказке «Иван-царевич и Красная девица», может стать волшебным талисманом, оживляющим сокровище (болгарская сказка «Смерть судьбичкам»). Именно яблоко во многих сказках помогает героям узнать что-то новое, тайное. Оно становится помощником положительных героев.

Яблоко – плод жизни и любви: Почти идеальная круглая форма связывалась с представлениями о мире и космосе. Многие народы видели в яблоке необыкновенный плод – плод древа жизни. Именно под таким древом собираются боги для больших советов, сюда приходят знанием. Яблоко в переводе с романских языков обозначает «райский плод». Яблоко дарили на свадьбу и крестины. Яблоко – это плод древа жизни, поэтому оно в сказках может предсказывать героям судьбу. В немецкой сказке «Белая змея» золотое яблоко с древа жизни дарует героям любовь: «Они поделили яблоко жизни и съели его вдвоем: и исполнилось ее сердце к нему любовью, дожили они в безмятежном счастье до самой глубокой старости».

Папоротник

Всем известна эта легенда, повествующая об Иванове дне (Языческий праздник Ивана Купалы, ранее, до крещения Руси отмечавшийся в день летнего солнцестояния (т.е. самого длинного светового дня года), сейчас его отмечают 7 июля в день Рождества Иоанна Крестителя т.е. астрономическое соответствие языческому празднику теперь утеряно). Так вот, по легенде, именно в полночь на Ивана Купалу зацветал ярко-огненный цветок папоротника, да такой яркий, что смотреть на него невозможно и раскрывалась земля, выставляя напоказ все сокровища и клады. Невидимая рука срывает его, а руке человека почти никогда не удавалось это сделать. Кто сумеет сорвать этот цветок, тот приобретет власть повелевать всем.

Кто желает добыть цвет папоротника, тот должен накануне светлого праздника Купалы отправиться в лес……Тогда все тайное и скрытое будет ведомо и доступно…

Иван-чай

Связана она с русским старинным словом «чай» (не напиток!), которое обозначало: скорее всего, пожалуй, по всей видимости и пр. В одной русской деревне жил парень Иван. Очень любил он красные рубахи, бывало, наденет рубаху, выйдет на околицу и ходит вдоль опушки леса, гуляет. Жители села, увидев яркий красный цвет среди зелени, говорили: «Да это Иван, чай, ходит». Так привыкли к этому, что даже не заметили, как Ивана в селе не стало, и стали говорить на появившиеся внезапно у околицы алые цветы «Да это Иван, чай!»

ПРИРОДНЫЕ СТИХИИ

Земля, вода, огонь и воздух

С древних времен человек почтительно относился к силам природы, от которых в значительной степени зависело благополучие его жизни. У предков наших природные стихии воспринимались как живые. Им поклонялись и приносили жертвы, к ним обращались с просьбами и ждали от них помощи. Архаичные представления о взаимоотношениях сил природы и людей нашли отражение не только в обрядах, запретах, предписаниях, но и в фольклорных произведениях разных жанров: сказках, былинах, преданиях, легендах, мифологических рассказах, заговорах, пословицах, поговорках. В различных текстах зачастую можно найти взывание о помощи к природным стихиям, наделенным, по поверьям, необычной силой. Это просьбы, касающиеся не только хозяйственной деятельности человека-земледельца, но и просьбы об излечении от болезни или несчастья, об устройстве личной судьбы.

Скатерть-самобранка

В образе Скатерти-самобранки в сказке предстаёт сама Природа с самой полезной едой для человека, что выросла САМА в Райских Садах, Вещих Лесах и Цветущих Лугах– лесные и садовые ягоды, плоды, орехи и травы.

Яйцо

В древнейшей космогонии мировое яйцо — золотое. В древних культурах яйцо олицетворяло также Солнце как источник весеннего возрождения и творческих сил природы. В русских сказках, по мнению некоторых исследователей фольклора, Солнце принимает зооморфный образ Жар-птицы, которую похищают силы Тьмы или Зимы в образе колдуна или царя-чародея; однако Жар-птица успевает снести золотое яйцо — источник последующей жизни, света и тепла.

Учредители и организаторыФестиваля

1.1. Учредителем Фестиваля является администрация Города Томска в лице управления культуры.

1.2. ОрганизаторомФестиваляявляется:

· МАУ «Дворец культуры «Концертно-театральное объединение», 634050, г.Томск, ул. Гагарина, 38, тел./факс: (3822) 52-66-53, 52-62-97, e-mail: [email protected].

1.3. ПартнеромФестиваляявляется:

· ООО «Аттракцион», 634003, г. Томск, пер. Школьный, 19, тел.: (382 2) 53-44-78, 53-44-75, e-mail: [email protected].

ПорядокпроведенияФестиваля

2.1. Место проведения Фестиваля: г. Томск, площадь Ново-Cоборная.

2.2. ПрограммаФестиваля:

· 10,11 декабря 2017 года – день заезда, размещение участников;

· 11 декабря 2017 года – рабочее открытие Фестиваля и начало работы команд участников;

· 11-16 декабря 2017 года – работа команд участников Фестиваля;

· 16 декабря 2017 года – закрытие Фестиваля, церемония награждения участников;

· 17 декабря 2017 года – день отъезда команд участников Фестиваля.

Условияучастия в Фестивале

1. Участниками Фестиваля могут стать команды, сформированные из профессиональных художников, скульпторов, архитекторов из различных регионов России.

2. Число участников каждой команды: не более 2-х человек. Возраст участников: не моложе 18 лет.

3. Для участия в Фестивале участники должны направить Организаторам Фестиваля в срок до 10 ноября 2017 года заявку установленного образца и эскиз скульптурной композиции с указанием размеров (Приложение №1) на адрес электронной почты: [email protected].

4. Для создания эскиза скульптурной композиции Организаторы Фестиваля предлагают участникам использовать героев, персонажей и/или известные темы (Приложение №2).

5. Направляя заявку на участие в Фестивале, участники соглашаются с требованиями настоящего Положения.

6. Отбор эскизных проектов для участия в фестивале проводится членами оргкоми

Наши рекомендации