Лирический пейзаж А. К. Саврасова.
Эпический пейзаж И. И. Шишкина.
Новаторство пейзажной живописи А. И. Куинджи.
Философский пейзаж И. И. Левитана.
При ответе на вопросы 13-19, отмеченные *, должны обязательно раскрываться особенности русской культуры, идейно обусловившие появление живописи передвижников.
III. Русское изобразительное искусство конца XIX – начала ХХ вв.
Русский импрессионизм: К. А. Коровин.
Многогранность творчества В. А. Серова.
Своеобразие творчества М. А. Врубеля.
Союз русских художников. Творчество И. Э. Грабаря, А. А. Рылова, А. Е. Архипова, Ф. А Малявина, К. Ф. Юона.
Изобразительное искусство конца XIX –начала ХХ вв. Тема Руси в творчестве М. В. Нестерова, А. П. Рябушкина.
Своеобразие творческого метода К. С. Петрова-Водкина.
Творчество Марка Шагала.
Русское искусство конца XIX – начала XX веков. Серебряный век русской культуры и искусства.
1) Что понимается под понятием «Серебряный век». Какую часть общества «охватывает» Серебряный век?
2) Почему Серебряный век называют «русским духовным ренессансом»?
3) Раскройте связи между Золотым и Серебряным веками.
4) Почему возникли идеалы Серебряного века, раскройте социальный контекст, на фоне которого так важно было провозглашать и утверждать эти идеалы. Кому противопоставил свои идеалы Серебряный век?
5) Какие задачи (вопросы) ставило перед собой искусство Серебряного века?
6) На основе чего происходило сближение трех основных компонентов, образовывавших новый культурный синтез, специфический для русской культуры Серебряного века? Почему это стало возможным, что выступило идейной основой этого синтеза? Как в связи с этим изменился взгляд на искусство? Что такое «чистое искусство»?
7) Против кого и чего выступает философия Серебряного века?
8) Раскройте отношение Серебряного века к реальности, что понималось под истинной реальностью и как, с помощью чего, ее можно было выразить?
9) Раскройте еще одну важную особенность Серебряного века - многообразие художественных форм, направлений.
10) Какое противоречие легло в основание культуры Серебряного века (русского модернизма), предопределив его трагический конец? Проведите параллель с судьбами западноевропейского модернизма.
Роль имений Абрамцево и Талашкино как центров художественной жизни России в русской культуре. «Русские сезоны» С. П. Дягилева.
Серебряный век русского искусства. Художественное объединение «Мир искусства», его основные принципы и представители – А. Бенуа, К. Сомов, М. Добужинский, Л. Бакст, Н. Рерих, З. Серебрякова.
Творчество Б. М. Кустодиева.
Творчество В. Э. Борисова-Мусатова. Художественное объединение «Голубая роза», его идейные истоки, художественные принципы и представители - П. Кузнецов, М. Сарьян, Н. Сапунов.
Художественное объединение «Бубновый валет».
1) Смысл названия объединения.
2) Художественные традиции, на которые опирается творчество представителей объединения.
3) Творчество И. Машкова, П. Кончаловского, А. Лентулова, Р. Фалька.
Художественное объединение «Ослиный хвост».
1) Смысл названия объединения.
2) Основные принципы творчества представителей объединения.
3) Творчество М. Ларионова и Н. Гончаровой.
IV. Советское искусство
IV.I. Искусство довоенного периода
Общая характеристика развития советского искусства довоенного периода (1017-1941 гг.).
1) Культурная политика в первые годы Советской власти.
2) Художественная жизнь в 20-е годы ХХ века.
3) Основные принципы художественных объединений АХРР, ОСТ, «Четыре искусства», ОМХ. Творчество художников АХРР (М. Греков, Е. Чепцов, Г. Ряжский, И. Бродский), ОСТ (А. Дейнека, Ю. Пименов).
4) Смена курса культурной политики государства в конце 20-х – 30-е годы и создание Союза художников СССР.
5) Социалистический реализм как главный художественный метод советского искусства, его основные принципы. Творчество художников соцреализма (А. Самохвалов, В. Серов).
Искусство авангарда.
1) Супрематизм К. Малевича.Последователи школы Малевича.
2) Философский абстракционизм В. В. Кандинского.
3) «Аналитическое искусство» П. Н. Филонова.
Творчество П. Корина. Картина «Русь уходящая».
IV.II. Искусство времен Великой Отечественной войны
Изобразительное искусство в годы Великой Отечественной войны.
1) Роль художников в годы Великой Отечественной войны.
2) Роль плаката в годы Великой Отечественной войны.
3) Графика времен Великой Отечественной войны.
4) Советская живопись войны.
5) Военная скульптура.