По курсу «Изобразительное искусство» к концу 4-го года обучения

Личностные результаты.

Выпускник научится:

·положительно относится к урокам изобразительного искусства.

Выпускник получит возможность для формирования:

·познавательной мотивации к изобразительному искусству;

·чувства уважения к народным художественным традициям России;

·внимательного отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;

·эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой действительности.

Метапредметные результаты.

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.

Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.

Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД.

Выпускник научится:

·адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;

·выполнять работу по заданной инструкции;

·использовать изученные приёмы работы красками;

·осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;

·вносить коррективы в свою работу;

·понимать цель выполняемых действий,

·адекватно оценивать правильность выполнения задания;

·анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;

·решать творческую задачу, используя известные средства;

·включаться в самостоятельную творческую деятельность

(изобразительную, декоративную и конструктивную).

Познавательные УУД

Выпускник научится:

·«читать» условные знаки, данные в учебнике;

·находить нужную информацию в словарях учебника;

·вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток;

·различать цвета и их оттенки,

·соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой.

Выпускник получит возможность научиться:

· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;

· различать формы в объектах дизайна и архитектуры;

· сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;

· характеризовать персонажей произведения искусства;

· группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;

· конструировать объекты дизайна.

Коммуникативные УУД.

Выпускник научится:

·отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;

·комментировать последовательность действий;

·выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;

·участвовать в коллективном обсуждении;

·выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы.

Выпускник получит возможность научиться:

· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;

· быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

· договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

· строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

Предметные результаты.

Выпускник научится:

• различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;

• различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;

• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка;

• узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;

• называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона;

• создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

• использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;

• различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;

• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;

• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий);

• осознавать главные темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;

• выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;

• передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта.

Выпускник получит возможность научиться:

• воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание знакомых произведений;

• видеть проявления художественной культуры вокруг: музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре;

• высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;

• пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;

• моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы природы, человека, фантастического существа средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;

• видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;

• понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;

• изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое эмоциональное отношение;

• изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ – 135 часов

Название раздела Часы Основное содержание Основные виды учебной деятельности
1 класс
1. Мой дом в искусстве 15 Опыт восприятия окружающего мира. Изображение матери и дитя художниками разных стран в разные времена. Интерпретация смысла поговорки «Семья - это семь «Я». Наблюдение художниками жизни разных семей. Изображение художниками предметов, используемых во время чаепития. Из истории развития куклы. Самодельные куклы из деревяшек, соломы, тряпочек. Современные куклы, изготавливаемые фабричным способом. Детские книги красивы и нарядны. Одежда не только украшает человека, она оберегает его от непогоды. В каждом доме есть мебель: столы, стулья, кровати, диваны, шкафы. Наблюдение за жизнью, домашних животных, их движениями, привычками. В выходные дни вся семья собирается дома. Совместная работа по дому (уборка, приготовление пищи) и совместный отдых. Художников во все времена привлекала тема отдыха в семейном кругу. Сюжеты картин П. Кончаловского, А. Дейнеки, Матисса, Ренуара и др. на темы семейного отдыха. Размещение изображения на всей плоскости листа. Изображение своего дома таким, каким ребенку хочется его увидеть (восковые мелки, аппликация, пластилин или конструирование из бумаги). Изобразить себя рядом с мамой. Нарисовать свою семью (карандаш, фломастеры или восковые мелки). Нарисовать предметы, которые могут рассказать об образе жизни их хозяина. Слепить «пряник», придав ему такую форму и вид, чтобы было понятно, для кого он предназначен (пластилин, пластик или скульптурная глина). Сделать игрушку. Её основой будет цилиндр из белой или цветной плотной бумаги. Изобразить гуашью или цветными мелками на тонированной бумаге портрет главного героя любимой книжки. Нарисовать костюм для своего любимого сказочного героя (акварель, гуашь). Сконструировать стул или скамеечку для сказочного персонажа. Стул должен быть удобным, красивым и подходить герою, которому он предназначен (белая и цветная бумага, ножницы, клей, краски или фломастеры). Изобразить домашнее животное, например, кошку. Передать её характер (гуашь, пастель, сангина, уголь, роллер). Фоном может служить стена комнаты или окно. Описать содержание картин на темы семейного отдыха и придумать им название. Изобразить, как семья провела Рождественские каникулы или помечтать о лете и придумать эпизод летнего отдыха со своей семьей.
2. Мои друзья всегда со мной Рассмотреть рисунки и картины художников, изображающие детей (В.Серов, З. Серебрякова, А.Пластов и др.). Сосредоточить внимание на том, как художник относится к изображенным детям, какие черты и качества подчеркивает. Художники, изображая, как люди общаются друг с другом, показывают взаимоотношения между людьми, их характеры и привычки. Рассмотреть картины, изображающие беседующих между собой детей (например, В.Серов «Дети.Саша и Юра», З.Серебрякова «Девочки», А.Дейнека «Будущие летчики» и др.). Предложить ребенку представить себя среди этих детей и рассказать, о чем идет разговор, о чем дети мечтают. Рассмотреть варианты оформления поздравительных открыток. Приемы стилизации в изображении растений, животных, птиц. Особенности поздравительной открытки: красочность, нарядность, праздничность. Многие люди дома имеют животных. Самым преданным другом может быть собака. Настоящие друзья всегда рядом – и в будни и в праздники. Вспомнить, какие праздники ребенок встречал вместе с твоими друзьями. Подготовка к празднику. Нарисовать своего лучшего друга или подружку. Отразить, чем они увлекаются. Возможно их изображение в костюмах сказочных героев или с любимой игрушкой в руках. Коллективная работа на одну из тем: «Урок в школе», «Веселая переменка», «На прогулке». Каждый ученик рисует одну фигурку ребенка. Все изображения наклеиваются на лист, подготовленный учителем, чтобы получилась общая картина. Сделать в подарок другу поздравительную открытку. Слепить из пластилина или глины себя и свою собаку. Если собаки нет, придумать ее. Показать отношения между друзьями – человеком и собакой. Сделать из бумаги головной убор для любимого героя сказки.
3. Природа - лучший учитель художника Человек живёт на большой и прекрасной планете Земля. Природа Земли разнообразна: равнины, степи, леса, моря, горы. Небо бывает приветливым и нежным, бывает грозным и страшным. Равнинная местность может быть совсем не скучной, если увидеть ее глазами художника. Рассмотреть изображения моря и гор в картинах художников. Рассказать какие они. Вспомнить литературные произведения (стихи, сказки, рассказы), где действие происходит на море или в горах. Как авторы описывают море и горы. На Земле много разнообразных деревьев. На природе в теплое время года обитает множество насекомых: бабочки, стрекозы, жуки, осы, мухи и т.д. Одни насекомые безвредные и красивые, другие – страшные и опасные или надоедливые. За городом на природе под заботой человека живут разнообразные домашние животные и птицы: лошади, коровы, овцы, козы, утки, гуси, куры, индюки. В лесах, степях, горах живут дикие животные. Дикие животные бывают травоядными и хищниками. Вспомнить, качества свойственны диким животным. Пофантазировать и изобразить белые пушистые облака на чистом небе (пастель или белый мел, фон - голубая, синяя или фиолетовая бумага). Приемы работы пастелью. Пофантазировать и изобразить белые пушистые облака на чистом небе (пастель или белый мел, фон - голубая, синяя или фиолетовая бумага). Приемы работы пастелью. Изобразить фрагмент поля, луга или полянки гуашью или пастелью. Изобрази море или горы в технике аппликация. Изобразить тонкое, нежное, молодое деревце или большое, крепкое, мощное дерево (уголь или роллер). Выполнить пейзаж в технике аппликации (цветная бумага, разноцветные кусочки ткани, фантики от конфет). Выполнить с друзьями коллективную работу. Изобразить домашнее животное. Подобрать технику, которая отвечает замыслу. Передать его облик и характер. Изобразить дикое животное: доброго пугливого зайчика или смелую, гибкую пантеру, быструю, легкую лань или разъяренного тигра (гуашь, или пастель). Выполнить коллективную работу на тему «Мы все жители планеты Земля!».
2 класс
4. Художественный образ - основа любого искусства Образ - это изображение, отображение. Художественный образ создаётся художником в процессе творческой деятельности. Создание в изобразительном искусстве визуальных образов реального и вымышленного мира. Создание художественного образа в изобразительном искусстве (на примере образа дерева): замысел – сбор и изучение материала - зарисовки - отбор рисунков, которые наиболее полно передают идею – воплощение замысла. Соответствие (сходство и отличия) художественного образа первоначальному замыслу. Передача художником с помощью художественного образа мыслей и чувств. Создать образ лета - фигуративный (нарисовать деревья, поляну, речку) или абстрактный, символический (передать ощущение лета с помощью цвета). Цветные карандаши или фломастеры.
5. Азбука искусства Язык искусства. Цвет, линия, объём. Передача окружающего мира с помощью цвета, линии, объёма. Художественные материалы. Создание образа природы, животных, людей, предметов с помощью линий и штрихов. Влияние характера линий и штрихов на характер художественного образа. Пятно и линия. Пятно и художественный образ в графике. Воплощение художественного замысла с помощью пятна и линии. Художественные материалы: краска, тушь, уголь. Угадывание изображений в случайных пятнах. Получение отпечатка. Создание образа животного, растения, человека или предмета путем дополнения пятна линиями. Изображение и значение образа птицы в искусстве (песни, сказки, росписи, резьба и т.д.). Использование цвета для создания выразительных образов в живописи. Теплые и холодные цвета создают разные образы. Объём использует скульптор для создания художественного образа человека или животного в скульптуре. Изображение животных в скульптуре разных времен. Использование объёма архитектором для создания художественного образа архитектурных сооружений. Средства художественной выразительности разных видов изобразительного искусства. Композиция – создание целого из отдельных частей на основе художественной идеи. С помощью композиции художник раскрывает зрителю содержание придуманных им историй. Симметрия в жизни и в искусстве. Характер симметричных предметов (устойчивость, ощущение спокойствия уверенности). Ритм – повтор отдельных элементов и чередование расстояний между ними. Ритм линий и пятен помогают художникам создавать различные художественные образы. Особое значение ритма в декоративно-прикладном искусстве. Форма - это внешний вид, очертание предмета. Форма может быть простая и сложная. Создание с помощью формы выразительного образа персонажа. Художественный образ в скульптуре. Форма играет важную роль в художественном конструировании. Конструировать можно посуду и мебель, одежду и игрушки, машины и здания. Композиция, ритм, форма работают вместе в любом виде художественной деятельности. Создать художественный образ осени в технике аппликации, используя цветную бумагу или сухие листья деревьев. Передать разными по характеру штрихами впечатление от бегущих волн, летящих листьев, страшных грозовых туч. Гелиевая ручка или роллер. Нарисовать краской или тушью на бумаге пятно. Получить отпечаток путем приложения к нему другого листа. Превратить с помощью линий новое пятно в забавных зверей. Придумать и изобразить свою сказочную птицу. Выполнить коллективную работу «Диво-дерево». Создать свой образ Солнца или Огня. Выложить из кусочков цветной бумаги, похожих на острые льдинки, образ хозяйки Снежного королевства. Определить ее характер, какая она — добрая или злая. Слепить животное из пластилина или глины. Создать образ грациозной кошки или сильного слона, задумчивой черепахи или коварной змеи. Сконструировать из белой бумаги дом для пластилинового зверька, слепленного на прошлом уроке. Украсить бумажный домик с помощью цветной бумаги и фломастеров. Помнить, что дом должен соответствовать облику и характеру персонажа. Дорисовать отпечаток раскрашенных гуашью ладошек на листе бумаги и создать из симметричной фигуры художественный образ. Нарисовать придуманную историю с участием зверей в зимнем лесу. Выполнить аппликацию на одну из тем: «Испуганные рыбки», «Весёлые снежинки», «Встревоженные птицы», «Комета на звездном небе» или выбери другую тему. Коллективная работа на тему «Зимняя сказка». Сочинить орнамент, используя древние знаки. Нарисовать послание своим друзьям. Фломастеры, гелиевые ручки или роллеры красного и чёрного цвета. Слепить один предмет в его новой роли. Зарисовать в тетради несколько форм, использованных художником в композициях. Составить композицию из простых форм на тему «Мои друзья». Вылепить фигурку сказочного героя. Выполнить коллективную работу. Сконструировать из белой бумаги сказочное королевство. Придумать свою композицию поздравительной открытки ко дню рождения друга, мамы или бабушки. Выполнить в тетради её композиционную схему.
6. Использование художниками композиции, ритма и формы для создания художественного образа Местоположение главного предмета в композиции (в центре, со смещением вверх-вниз или в сторону). Взаимоотношения второстепенных объектов с главным. Художник может на языке искусства рассказать о природе, человеке, событии. Темы, нашедшие отражение в искусстве. Природа - лучший учитель художника. Пейзаж –изображение природы в изобразительном искусстве. Передача внешности, движений, поведения людей средствами живописи, графики, скульптуры. Произведения изобразительного искусства хранятся в художественных музеях. Нарисовать композиционные схемы к картинам художников. Выделить на них главное и второстепенное. Создать композицию на тему «Весна». Нарисовать портрет друга, мамы, учительницы или сказочного героя.
3 класс
7. Волшебный мир, наполненный чудесами Традиции народного искусства. Отражение в традиционном народном искусстве верований, труда и быта народа. Знак - это общепринятое изображение, используемое для хранения и передачи информации. Отличия сказки от мифа. Конь – любимый герой народных сказок мифов. Конь - символ добра и благополучия. Роль коня в сказках. Изображение коня в искусстве. Богатырская тема в изобразительном искусстве России (В.Васнецов, М. Врубель и др.). Тема – сюжет – содержание произведения искусства. Тема - сфера реальной жизни или фантазия, получившая отражение в произведении искусства. Придумать и сделать оберег с изображением зверя или птицы, которые лучше всего соответствуют самоощущению ребенка. Выполнить эскиз вышивки, применяя древнюю символику. Бумага в клетку и цветные фломастеры. Создать образ сказочного Коня. Изобразить сказочную птицу или зверя, в которые могли бы превратиться герой или героиня сказки (графические техники).  
8. Художники-сказочники. Сказочные образы Художники, использовавшие в своем творчестве сюжеты сказок: Виктор Васнецов, Михаил Врубель, Иван Билибин, Николай Рерих. Специфика их творчества, художественная манера и свой круг сюжетов. Мифопоэтические образы славянского искусства и их отражение в народной культуре в разных видах искусства Образ главного героя сказки. Герои сказок – как воплощение мечты народа об идеальном защитнике, которому по плечу любые подвиги во имя мира и добра на родной Земле. Главные героини русских сказок. Представление об образе идеальной женщины, отраженное в искусстве. Определить автора каждого фрагмента из произведений художников-сказочников по их художественной манере. Рассмотреть изображения реальных зверей, птиц, растений, насекомых и создать свой фантастический образ. Пусть это будет добрый образ – оберег. Пластилин или скульптурная глина. Создать образ героя сказки – защитника Родины. Создать образ героя – реального защитника Родины (гуашь или пластилин). Создай образ героини русской народной сказки, постарайся передать основные качества, соответствующие идеальному женскому образу (гуашь или пастель). Создать современный идеальный женский образ.
9. Реальность и фантазия Борьба двух главных противников - противоположных по духу, внешнему виду и целям – основа любого сказочного сюжета. Возникновение образов чудовищ в результате преобразования настоящих животных и птиц, добавления к их реальному виду различных деталей: голов, лап, клыков, крыльев. Дорога как символ жизненного пути. Образ дороги в сказках. Роль перекрестка дорог (перепутье, росстань). Выбор героем своего жизненного пути, принятие, жизненно важного решения. Соединение дорогой трех миров – подземного, земного и небесного. Странствия героя по различным мирам. Дорога через заколдованный лес. Образы сказочного дерева: могучий дуб, нежная березка или рябинка, колючая ель. Образ мрачного леса Бабы Яги как олицетворение для героя иного мира. Избушка на курьих ножках. Образ заснеженного леса на картине В. Васнецова «Снегурочка», его соответствие образу Снегурочки. Путешествие героя от порога родного дома: избы, каменных купеческих палат или царского дворца. Путешествие от порога сельского дома. Жизнь в ладу с природой деревенских жителей, знание и уважение ее законов. Деревенская улица, повторение очертаний рельефа местности. Город древности – неприступная крепость. Могучие стены, сторожевые башни, проездные ворота, подъемные мосты, ров, окружающий со всех сторон город. Образ сказочного чудо-города «с златоглавыми церквами, с теремами и садами». Создать образ отрицательной героини сказки Выполнить из пластилина или скульптурной глины модель изразца, украшенного изображениями фантастических животных. Выполни в тетради упражнения на построение перспективы дороги. Коллективная работа. Выбрать или придумать сказочный сюжет. На большом листе картона нарисовать план-схему сказочной дороги, по которой должен пройти герой сказки, чтобы достичь своей цели. Представить, что злой колдун превратил в дерево богатыря или красну девицу, а может быть Бабу Ягу или другого злодея. Определить, какое дерево больше подойдёт для характеристики образа. Нарисовать древо и придать ему выразительные черты сказочного персонажа (карандаш, роллер). Выполнить упражнения на изображение елей в рабочей тетради. Изобразить лес Снегурочки. Использовать гуашь и тонированную бумагу. Нарисуй наличник окна. Изобразить сельскую улицу, Создать макет сказочного чудо-города. Выполнить коллективную работу в объёме или в рельефе на тему «Сказочный город» или «Чудесный Град-Китеж».
10. Образы сказочных атрибутов Роль предметов, наделенных волшебной силой в сказках: блюдечко с голубой каемочкой, молодильные яблоки, клубок, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, волшебные бусины, шапка-невидимка, куколка, прялка, волшебное зеркальце, колечко, гребень, веретено, корона, меч-кладенец и др. Особая роль зеркала. Кукла в сказочных сюжетах и в древних обрядах, и обрядовых играх. Волшебное яблоко или от яблони и развитие сюжета сказки. Неоднозначное отношение людей к яблоку с древних времен Жар-птица – символ бессмертия. Волшебные свойства пера Жар-птицы. Корона - символ величия и власти. Царские и императорские короны. Меч, щит, копье – оружие, которым пользовались наши предки. Определяющая роль в сказках прядения, прялки, ткачества, клубка ниток или веретена. Разработать эскиз рамки для зеркала для какого-нибудь сказочного персонажа. Создать обрядовую куклу Выполнить натюрморт с яблоками. Сделать зарисовки перьев разных птиц. Выполнить макет короны из бумаги, проволоки, пластической массы и других подходящих материалов. Придумать и изобразить украшение щита, колчана для стрел или рукояти меча для богатыря – защитника или его врагов. Выбрать и зарисовать предметы, раскрывающие представления древних о жизни и судьбе человека.
11. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.. Счастливый конец сказки. Праздник, народное гуляние на картинах художников. Праздничный стол, посуда, угощение. Композиции на тему народных гуляний в живописи и в иллюстрациях к сказкам (Б. Кустодиев, И. Билибин, В. Васнецов). Народный праздник – Красная горка. Хороводные игры. Песни-веснянки и «заклички» весны. Символика праздника Красная горка. Хороводы в творчестве художников А. Саврасова, Б.Кустодиева. Сделай зарисовки предметов крестьянского быта, украсить их символическими узорами. Написать гуашью натюрморт, поставленный учителем. Выполнить коллективную работу на тему народного праздника Принять участие в интегрированном мероприятии «Праздник встречи весны»
4 класс
12. Искусство - генератор культуры Художественный мир, сотворенный по законам сказки Сказочные сюжеты в произведениях русских художников. Их смысл и обучающее значение. Виды искусства и их отражение в различных формах художественно-творческого освоения мира. Временные и пространственные искусства. Изображение художниками разных явлений окружающего мира. Закрасить пятна цветами, соответствующими чувствам, которые выражают данные учителем (в учебнике) слова (цветные карандаши или восковые мелки). Пофантазировать и рассказать, что находится между крайними полюсами. Сравнить и описать колорит картин и иллюстраций, рассказывающих о светлых, радостных событиях и о страшных, трагических.
13. Образы стихий Стихия - это среда, которая не зависит от человека. Основные природные стихии – ЗЕМЛЯ, ОГОНЬ, ВОЗДУХ, ВОДА. Понимание людьми с давних пор важности стихий для жизни человека Почтение человека к земле.часто Соотнесение образа Земли в искусстве с представлениями о родной земле, о родном крае, о Родине. Связь древних обрядов с Землей. Уральский сказочник П. Бажов и его герои. Волшебный Ключ земли, способный людям светлые перемены в жизни открыть. Связь для человека воздуха с восприятием неба. Величественность, огромность и недосягаемость воздушной стихии. Небо – источник влаги и тепла: держатель светящего и греющего солнца, податель воды, поящей всё живое. Завораживающее впечатление от горящего пламени, костра или свечи. Огонь – символом власти и победы света и жизни над мраком и смертью. Предания мифов многих народов о том, что мир создавался из тёмной воды – символа первозданного хаоса. Двойственность Воды по своему значению: океаны, моря быстроводные реки с неизведанными омутами и порогами, озёра и пруды несут пользу, но и таят опасность для человека. Передать цветом одну из основных природных стихий (гуашь или пастель). Нарисовать любой предмет: яблоко или грушу, кувшин или животное. Украсить его в декоративной манере символами земли (роллер или аппликация). Украсить ключи разной формы и предназначения. Создать образ волшебного Ключа Земли. Выполнить упражнения: изобразить порыв ветра разными художественными материалами: роллером, пастелью, гуашью. Создать образ огня: друга или врага человека Создать образ волны: грозной и беспощадной или спокойной и ласковой.
14. Художественные образы мирового искусстваГероические образы Древней Греции В основе греческой культуры, также как и любой другой лежат мифы и легенды о богах и героях. Архитектура - это искусство проектирования и строительства зданий Одним из величайших открытий греческой культуры был театр. Амфитеатр. Человек наряду с богами центральная фигура изобразительного искусства. Написать пейзаж Древней Греции Сделать маску для себя или для твоего друга (бумага белая и цветная). Создать образ гражданина древней Греции (гуашь или пастель)
15. Одухотворённые Образы Средневековья Образ Великого Бога – милостивого и карающего, знающего всё о каждом человеке и воздающего по заслугам – в центре культуры и искусства Европы в Средние века. Возвышение готического собора над центральной частью города. Образ готического собора. Неприступные, мощные замки-крепости, в которых жили семьи рыцарей. Декоративное оформление соборов и его воспитательная роль. Многочисленные скульптуры персонажей Священного писания, святых, королей при входе в готический храм. Человек живёт в мире знаков. Знаками являются: буквы и цифры, музыкальные ноты и эмблемы, гербы стран и народов, флаги и шахматные фигуры, ордена и медали. Вера древними в неразрывную связь знака и предмета, которого знак обозначает. Значение цвета в гербах и в живописи Средних веков. Образы сказки Шарля Перро «Спящая красавица». Иллюстрации к сказке «Спящая красавица» (А. Зик, Э.Булатов, О.Васильев и др.). Течение времени в сказках Бег времени на эскизах декораций. Сделать макет средневекового замка. Создать в объёме образ фантастического существа, напоминающего персонажей средневековой фантастики (пластилин, скульптурная масса, глина). Создай образ человека Средневековья. В его облике должна быть видна тяга ввысь, устремлённость к небу, к Богу. Посмотреть, как выглядят различные знаки Зодиака и нарисовать свой знак. Создать свой герб или герб своей семьи. Создать композицию на тему средневекового праздника – карнавала или рыцарского турнира. Создать изображение таинственного заколдованного замка в технике граттаж. Выполнить эскиз и макет декорации к какой-нибудь сказке.
16. Сказочные образы Востока Путешествие в чудесный мир волшебных сказок народов Востока. Символы сказок Востока. Собрание старинных арабских сказок «Тысяча и одна ночь». Образы сказок «Волшебная лампа Алладина», «Али Баба и сорок разбойников» Разнообразие природы на Востоке. Голубая мечеть в Стамбуле – одно из самых красивых сооружений восточного мира. Представления людей Арабского Востока во многом определялось мифологией. Образы мифологии: джины-демоны, сотворенные из чистого огня. Создать образ природы Востока: цветущий сад или высохшая пустыня, высокие горы или морские просторы. Передать колорит Востока так, как это удалось сделать М. Сарьяну (гуашь, пастель, аппликация). Создать обобщённый образ храмовой архитектуры Востока в технике аппликация. Создать орнамент декоративной решётки или изразца в восточном стиле Изобразить волшебную лампу или кувшин, в котором мог бы обитать джинн.
17. Образ человека в искусстве арабского Востока Богатые фольклорные традиции – дающие образ человека. Отсутствие живописи на арабском Востоке. Жизнь восточных женщин полна тайн и загадок. Истории об образованных восточных девушках, одетых в яркие нарядные одежды, расшитые золотыми узорами, живших в роскошных дворцах. Создать образ мужчины средневекового Востока. Создать образ женщины средневекового Востока.
18. Яркие образы Индии Влияние традиций персидской архитектуры на древнюю, богатую собственными традициями Индию. Архитектурное сооружение Ступа - древнейший символ индийской культуры («вершина», «верхушка»). Ступа - символ мудрости Будды – человека, основавшего одну из мировых религий – буддизм. Особое значение слона в Индии. Ганеша – бог с головой слона. Изображение слона в оформлении храмовой архитектуры Отражение в живописи и в миниатюре представления жителей Индии о прекрасном человеке. Нарисовать схемы-силуэты индийских храмов – мусульманского и традиционного. Используя символику индийского искусства, придумать и создать амулет, который по верованиям индусов сможет оказать человеку помощь в учебе и познании мира. Выполнить эскиз панно с изображением слона по мотивам индийских росписей (цветная бумага, аппликация; рисунок на ткани; бумага, гуашь). Создать образ индийской женщины или выполнить парный портрет – женщины и мужчины в традициях индийского искусства (гуашь или пастель)
19. Добрые образы Китая Древний Китай – одна из самых высокоразвитых стран мира. Изобретение в Китае шёлка, фарфора и бумаги. Необычная архитектура и живопись Китая. Одухотворённые и поэтичные пейзажи в искусстве Китая. Художественные материалы: тушь или акварель на вертикальных свитках. Центральное место Дракона в китайской мифологии. Дракон - существо доброе и милостивое, объединяет в себе 4 стихии – вода и огонь, земля и воздух. Соединение реального образа человека в китайской живописи с фантастическими и причудливыми образами растений, птиц, драконов, различных духов. Прочитать стихотворение китайского поэта о сосне. И проиллюстрировать его (тушь, акварель). Создать такой образ природы, какой её видели китайские художники. Сделать надпись, поясняющую смысл рисунка. Нарисовать эскиз воздушного змея или фонаря в виде дра

Наши рекомендации