В результате изучения изобразительного искусства ученик должен
Пояснительная записка
Рабочая программа по ИЗОдля учеников 5,6,7,8,9 классов (базовый уровень) составлена в соответствии сфедеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренный совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и примерной программой основного общего образования. (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263),программы курса ИЗО на основе государственной программы для общеобразовательных учебных заведений в РФ «Изобразительное искусство и художественный труд для 1-9 классов», автора – научного руководителя, член корреспондента АПН СССР, народного художника РСФСР, лауреата Государственной премии СССР Б.М. Неменского под руководством В.Д. Симоненко ( Ю.Л. Хотунцев)
Согласно действующему учебному плану рабочая программа для 5-9 классов предусматривает обучение ИЗО в объеме 1 час в 5-9 классах.
Изучение ИЗО в 5-9 классах направлено на достижение следующих целей:
- знакомство с образным языком и историей развития изобразительного искусства, понимание значимости изобразительного искусства и художественной культуры для общества;
- формирование представлений о выразительных средствах живописи, графики, ДПИ, дизайна;
- овладение знаниями об изобразительном искусстве, умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости ( с натуры, по памяти, представлению, воображению);
- Развитие наглядно-образного, ассоциативного и логического мышления, пространственных представлений, художественных и творческих способностей, интуиции, фантазии, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
- воспитание средствами изобразительного искусства личности школьника, обогащение его нравственного опыта, эстетических потребностей, формирование уважительного отношения к искусству и культуре народов многонациональной России и др. стран.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен
Знать/понимать
• основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
• основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, про-
странство, объем, ритм, композиция);
• выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
• наиболее крупные художественные музеи России и мира;
• значение изобразительного искусства в художественной культуре;
Уметь
• применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материа-
лы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельно-
сти;
• анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительно-
го искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем,
светотень, перспектива, композиция);
• ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произ-
ведения;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизнидля:
• восприятия и оценки произведений искусства;
• самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображе-
нию), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-
конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера__
При реализации рабочей программы используются учебники:
Н.А. Горяева, О.В. Островская ,под редакцией Б.М Неменского « ДПИ в жизни человека, Просвещение 2006 г. 5класс. Л.А. Неменская.
Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека,2008г. 6 класс А..С. Питерских,
Г.Е. Гуров, под редакцией Б. М. Неменского
«Изобразительное искусство «Дизайн и архитектура в жизни человека» 2008 г. 7-8 класс.
Класс
Изучение ИЗО в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве:
- дальнейшее формирование художественного вкуса учащихся;
- понимание роли декоративного искусства в утверждении общественных идеалов.
- осмысление места декоративного искусства в организации жизни общества, в утверждении социальной роли конкретного человека и общества.
Формирование художественно-творческой активности:
- учиться в ходе восприятия декоративного искусства и в процессе собственной практики обращать внимание в первую очередь на содержательный смысл художественно-образного языка декоративного искусства, уметь связывать с теми явлениями в жизни общества, которыми порождается данный вид искусства;
- учиться выражать своё личное понимание значения декоративного искусства в жизни людей;
- проявлять наблюдательность, эрудицию и фантазию при разработке проектов оформления интерьеров школы, эмблем, одежды, различных видов украшений.
Формирование художественных знаний, умений, навыков.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения ИЗО в5 классе ученик должен:
Знать/понимать:
-значение древних корней народного искусства;
-связь времён в народном искусстве;
-место и роль декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена;
-особенности народного (крестьянского) искусства Татарстана;
-знать несколько разных промыслов, историю их возникновения и развития (Гжель, Жостово, Хохлама):
-уметь различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён: Египта, Древней Греции, средневековой Европы, эпохи барокко, классицизма;
-представлять тенденции развития современного повседневного и выставочного искусства.
уметь:
отражать в рисунках и проектах единство формы и декора (на доступном уровне);
создавать собственные проекты-импровизации в русле образного языка народного искусства, современных народных промыслов (ограничение цветовой палитры, вариации орнаментальных мотивов)
создавать проекты разных предметов среды, объединённых единой стилистикой (одежда, мебель, детали интерьера определённой эпохи);
объединять в индивидуально-коллективной работе творческие усилия по созданию проектов украшения интерьера школы, или других декоративных работ, выполненных в материале.
При реализации рабочей программы используется учебник
: – Горяева, Н. А., Островская, О. В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник. 5 кл. / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, не ранее 20010г.
Содержание программы
(* текст содержания составлен по ФКГОС (ФК) (ФГОС) ,примерной программы (ПП),авторской программы (АП) и школьной составляющей (ШС), отражающей специфику школы и класса, условия в школе)
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
V- (35 час)
Класс
Содержание программы
(* текст содержания составлен по ФКГОС (ФК) (ФГОС) ,примерной программы (ПП),авторской программы (АП) и школьной составляющей (ШС), отражающей специфику школы и класса, условия в школе)
6 класс | «Изобразительное искусство и мир интересов человека» |
1 четверть | Изобразительное искусство, его виды и жанры «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка» |
2 четверть | Изобразительное искусство, его виды и жанры «Мир наших вещей. Натюрморт» |
3 четверть | Язык изобразительного искусства и художественный образ «Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве» |
4 четверть | Тема, сюжет и содержание в изобразительном искусстве «Человек и пространство в изобразительном искусстве» |
Класс
Общая годовая тема 7 класса «Изобразительное искусство в жизни человека». 7 класс посвящен изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок, живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. В свою очередь, изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и его культуре.
Задачи художественного развития учащихся в 7 классе:
- формирование умения образно воспринимать окружающую жизнь и откликаться на её красоту;
- формирование отношения к музею как к сокровищнице духовного и художественного опыта народов разных стран;
- формирование умения видеть национальные особенности искусства различных стран, а также гуманистические основы в искусстве разных народов.
Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве:
- формирование эстетического вкуса учащихся, понимания роли изобразительного искусства в жизни общества
Формирование художественно-творческой активности:
- творчески работать над композициями на темы окружающей жизни, на исторические темы, используя наблюдения и зарисовки с натуры;
- творчески относиться к организации экскурсий по выставкам работ учащихся, к подбору репродукций и высказываний об искусстве.
Формирование художественных знаний, умений, навыков.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения ИЗО 7 классе ученик должен
знать:
· о процессе работы художника над созданием станковых произведений;
· о месте станкового искусства в познании жизни;
· о бытовом жанре, историческом жанре, графических сериях;
· о произведениях агитационно-массового искусства;
· о произведениях выдающихся мастеров Древней Греции; эпохи итальянского Возрождения, голландского искусства 17 века; испанского искусства 17- начала 19 веков; французского искусства 17 – 20 веков; русского искусства;
· о выдающихся произведениях современного искусства.
уметь:
· связывать графическое и цветовое решение с основным замыслом изображения;
· работать на заданную тему, применяя эскиз и зарисовки;
· передавать в объёмной форме и в рисунке по наблюдению натуры пропорции фигуры человека, её движение и характер;
· изображать пространство с учётом наблюдательной перспективы;
· выполнять элементы оформления альбома или книги;
· отстаивать своё мнение по поводу рассматриваемых произведений;
· вести поисковую работу по подбору репродукций, книг, рассказов об искусстве
.
Интернет-ресурсы
История искусства. Методическая поддержка on – line www SCHOOL. ru ООО «Кирилл и Мефодий».
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D1%82%D1%82%D0%B5%D1%80,_%D0%9F%D0%B0%D1%83%D0%BB%D1%8E%D1%81
Ватагин В.А.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%B3%D0%B8%D0%BD,_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B9_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87
Чарушин Е.И.
http://funeral-spb.narod.ru/necropols/bogoslovskoe/tombs/tcharushin/tcharushin.html
Паулюс Поттер
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D1%82%D1%82%D0%B5%D1%80,_%D0%9F%D0%B0%D1%83%D0%BB%D1%8E%D1%81
Хань Гань
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%B0%D0%BD%D1%8C_%D0%93%D0%B0%D0%BD%D1%8C
искусство живописи
http://paintingart.ru/historypainting/genrepainting/animalpainting.html
Календарно- тематическое планирование
По ИЗО 7 класс на 2014-2015 учебный год
Дата | № урока | Тема урока. Практическая часть | Оборудование, ТСО ( ИКТ) | Объект и (форма) контроля | |
Название раздела (количество часов) | |||||
План | Факт | Язык изобразительного искусства и художественный образ. 8 ч. («Изобразительное искусство в жизни человека») | |||
Изображение фигуры человека и образ человека» | |||||
Изображение фигуры человека в истории искусства.1 ч. | Подбор иллюстративного материала по теме. Репродукции произведений ИЗО с изображением людей различных пропорций Компьютер проектор, альбом, краски, карандаши. | Текущий Контрольное выполнение практической работы | |||
Пропорции и строение фигуры человека. Выполнение аппликации 1 ч. | Подбор материала по теме Компьютер проектор, альбом, краски, карандаши. | Текущий Контрольное выполнение практической работы | |||
3-4 | Красота фигуры человека в движении. Лепка фигуры человека (спортсмен). 2 ч. | Набор репродукций по теме Компьютер проектор, пластилин, проволока | Текущий Контрольное выполнение практической работы | ||
«Великие скульпторы»1 ч. | Подбор материалов о творчестве художника-скульптора (по предложенному списку) Компьютер проектор, презентации. | Викторина. Беседа. Игровые задания. | |||
Изображение фигуры с использованием таблицы 1 ч. | Подбор материала ,таблицы. Компьютер проектор, альбом, карандаши. графические материалы для работы в технике рисунка | Текущий Контрольное выполнение практической работы | |||
Набросок фигуры человека с натуры 1 ч. | Подбор материала , Компьютер проектор, альбом, карандаши. графические материалы для работы с натуры | Текущий Контрольное выполнение практической работы | |||
Человек и его профессия Выставка работ «Моя будущая профессия» 1 ч. | Подбор материала , Компьютер проектор, альбом, карандаши. материал для тематической картины «Профессия»(ученики) | Обобщающий урок Выставка работ | |||
Тема, сюжет и содержание в изобразительном искусстве 8 ч.(«Поэзия повседневности») | |||||
Тематическая (сюжетная) картина 1 ч. Композиция из разнообразных материалов и природных форм | Подбор иллюстраций по темам: Компьютер проектор, Рисунки предыдущих уроков, коллаж. | Текущий Ответы на вопросы | |||
Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве. Что знаю я о «Малых голландцах»? 1 ч. | Подбор иллюстраций по теме Компьютер проектор, материал по теме «Малые голландцы» (ученики) | Текущий Ответы на вопросы . | |||
Возникновение и развитие бытового жанра в русском искусстве. Родоначальники жанровой живописи в России: А.Венецианова, П. Федотова; 1 ч. | Подбор иллюстраций по теме Компьютер проектор, материал о творчестве художников: А. Венецианова, П. Федотова; «передвижников» (ученики). | Текущий Ответы на вопросы Мини сочинение. | |||
Сюжет и содержание в картине 1 ч. Выполнить наброски композиции с простым, доступным для наблюдений сюжетом из своей жизни | Подбор иллюстраций по теме Компьютер проектор, | Текущий Контрольное выполнение практической работы. | |||
Передвижники» 1 ч. | Подбор иллюстраций по теме Компьютер проектор, видеоматериал | Текущий Ответы на вопросы | |||
Крупнейшие художественные музеи страны. Просмотр видеофильма «Третьяковская галерея» 1 ч. | Подбор иллюстраций по теме Компьютер проектор, видеофильм | Текущий Ответы на вопросы | |||
Создание тематической картины «Жизнь моей семьи» | Подбор материала , Компьютер проектор, альбом, карандаши. материал для работы над сюжетной картиной о жизни своей семьи (ученики) | Текущий Контрольное выполнение практической работы | |||
Создание тематической картины «Жизнь моей семьи» | Подбор материала , Компьютер проектор, альбом, карандаши. | Обобщающий урок Выставка работ | |||
Изобразительное искусство, его виды и жанры 9 час. («Великие темы жизни») | |||||
Жанры изобразительного искусства и их развитие в культуре. Особенности исторического жанра в искусстве. Творчество В.И.Сурикова | Подбор иллюстративного материала Компьютер проектор, | Текущий Ответы на вопросы | |||
18-20 | Сложный мир исторической картины | Подбор материала по теме Компьютер проектор. Материал для работы над картиной на историческую тему (ученики). | Текущий Ответы на вопросы Контрольное выполнение практической работы. | ||
Зрительские умения и их значения для современного человека | Подбор материала по теме Компьютер проектор,. | Текущий Ответы на вопросы | |||
Великие темы жизни в творчестве русских художников К.Брюллова «Последний день Помпеи» | Подбор материала Компьютер проектор, | Текущий Ответы на вопросы | |||
Сказочно-былинный жанр. Волшебный мир сказки. | Сбор иллюстративного материала проектор, ватман, краски, карандаши материал о творчестве И. Билибина и В.Васнецова акварель, гуашь, альбомный лист. Иллюстрации к сказкам. | Текущий Ответы на вопросы Контрольное выполнение практической работы | |||
Библейская тема в изобразительном искусстве. Всепрощающая любовь (Рембрандт и его картина «Возвращение блудного сына») | Компьютер проектор. | Фронтальный опрос | |||
Крупнейшие музей изобразительного искусства и их роль в культуре | Компьютер проектор. результаты поисковой работы на тему «Великие музей мира» по предложенному списку | Текущий Ответы на вопросы Представление результатов. | |||
Эрмитаж – сокровищница мировой культуры | Видеоматериалы Компьютер проектор. Н.М.Сокольникова «Краткий словарь художественных терминов» | Фронтальный опрос | |||
Изображение в полиграфии. 8 час. («Реальность жизни и художественный образ») | |||||
27-28 | Плакат и его виды. Искусства шрифта. Роль текста в плакате и его взаимосвязь с рисунком. Плакат - истинное произведение искусства. | Подбор иллюстративного материала Компьютер проектор, альбом, краски, Учебный иллюстративный плакат, карандаши, материал о шрифтах, их видах и особенностей выполнения | Текущий Ответы на вопросы Контрольное выполнение практической работы | ||
29-30 | Знакомство с различными гарнитурами шрифтов. (Оформление плаката надписью.) | Подбор иллюстративного материала Компьютер проектор, альбом, краски, карандаши | Текущий Ответы на вопросы Контрольное выполнение практической работы | ||
31-32 | Искусство оформления книги. Книга как форма полиграфической продукции. Элементы оформления книги. Стилевое единство изображения и текста. Художники иллюстраторы (Просмотр книг. Выбор темы, обложка для своей книги).) | Подбор иллюстративного материала Компьютер проектор, альбом, краски, карандаши | Текущий Ответы на вопросы Контрольное выполнение практической работы | ||
Книга. Титул. (Рисунок для своей книги.) | Подбор иллюстративного материала Компьютер проектор, альбом, краски, карандаши | Текущий Контрольное выполнение практической работы | |||
Книга. Шрифт. (Выполнение буквицы для своей книги). Обобщающий урок по теме четверти | Подбор иллюстративного материала Компьютер проектор, альбом, краски, карандаши , | Обобщающий урок Викторина, кроссворды. Выставка работ |
Контроль знаний. 7 класс.
(1 полугодие) | ( 2 полугодие) |
Перечислите принципы строения фигуры человека | С чего начинает художник работу над картиной? |
Что такое пропорции? | Чем отличается эскиз от наброска? |
Назовите известных скульпторов | Назовите известные художественные музеи мира. |
Назовите жанры изобразительного искусства. | В чём отличие галереи от музея? |
Какие художники – передвижники вам известны? | В чём отличие галереи от музея? |
Перечислите живописно – пластические средства в рисунке. | Перечислите виды шрифта. |
Композиция. | Чем отличается книжная графика от других видов графики? |
Ритм. | Титул |
фактура. | Буквица |
эскиз | Плакат |
Золотое сечение. |
Клас
Статус документа
Настоящая программа по «Изобразительному искусству» для 8-го класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом.
^ Цель программы— развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.
Задачи реализации данного курса:
— актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;
— культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;
— формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;
— углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;
—воспитание художественного вкуса;
— приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;
— формирование умений и навыков художественного самообразования.
Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен
знать:
· как анализировать произведения архитектуры и дизайна; каково место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;
· особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;
· основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства.
Учащиеся должны уметь:
· конструировать объёмно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объёме);
· моделировать в своём творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;
· работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;
· конструировать основные объёмно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно-пространственную композицию;
· использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактур;
· владеть навыками формообразования, использования объёмов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
· создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
· создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
· работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);
· использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;
использовать разнообразные материалы (бумага белая и тонированная, картон, цветные плёнки; краски: гуашь, акварель; графические материалы: уголь, тушь, карандаш, мелки; материалы для работы в объёме: картон, бумага, пластилин, глина, пенопласт, деревянные и другие заготовки).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для :
- восприятия и оценки произведений искусства;
- самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
Содержание программы.
Класс
Цель программы 9 класса – помочь учащимся получить представление:
- о роли в культуре современного мира визуальных синтетических искусств, возникающих на базе изобразительного искусства вследствие технической эволюции изобразительных искусств;
- о сложности современного творческого процесса в синтетических искусствах;
- о принципах художественной образности и специфике изображения фотографии и экранных искусств;
- о роли изображения в информационном и эстетическом пространстве, формировании визуальной среды;
- о постоянном взаимовлиянии пространственных и временных искусств.
Наряду с формированием у школьников нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в искусстве и жизни данная программа уделяет особое внимание формированию у них художественно-творческой активности при изучении синтетических.
Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения ИЗО в 9 классах ученик должен:
Знать/понимать:
· освоить элементарную азбуку фотографирования;
· уметь анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности, композиционной грамотности в своей съёмочной фотопрактике;
· усвоить принципы построения изображения и пространственно-временного развития и построения видеоряда (раскадровки);
· усвоить принципы киномонтажа в создании художественного образа;
осознать технологическую цепочку производства видеофильма и быть способным на практике реализовать свои знания при работе над простейшими учебными и домашними кино-и видеоработами;
· быть готовыми к аргументированному подходу при анализе современных явлений в искусствах кино, телевидения, видео.
- ;использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
. расширение арсенала знаний и представлений о мире визуальных искусств;
обращение к практике синтетических искусств современности;
освоение теории и практики фотографии и экранных искусств;
включение в арсенал знаний начальных представлений и опыта в режиссуре, сценическом мастерстве.
Содержание программы
(* текст содержания составлен по ФКГОС (ФК) (ФГОС) ,примерной программы (ПП),авторской программы (АП) и школьной составляющей (ШС), отражающей специфику школы и класса, условия в школе)
«Изобразительный язык и эмоционально- ценностное содержание синтетических искусств» 8ч.
«Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств.»-8ч.
«Азбука экранного искусства» - 10ч.
«Фильм- искусство и технология»- 9ч.
ТЕМА | Количество часов по программе | Количество часов по календарно-тематическому планированию | Добавлено/ сокращено | За счёт чего |
1. Изобразительный язык и эмоционально-ценностное содержание синтетических искусств. | 8-16 | |||
1.1 Синтетические искусства и изображение. Роль и место изображения в синтетических искусствах. | ||||
1.2 Роль и место изображения в синтетических искусствах. | ||||
1.3 Театр и экран - две грани изобразительной образности. | ||||
1.4 Сценография или театрально-декорационное искусство - особый вид художественного творчества. | ||||
1.5 Сценография как искусство и производство. | ||||
1.6 Изобразительные средства актёрского перевоплощения: костюм, грим и маска. | ||||
1.7 Театр кукол. | ||||
1.8 Театрализованный показ проделанной работы. | ||||
2. Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств. | 8-16 | |||
2.1 Художник и художественные технологии: от карандаша к компьютеру. Эстафета искусств. | ||||
2.2 Фотография – расширение изобразительных возможностей. Грамота фотографирования и операторского мастерства. | ||||
2.3 Всеобщность законов композиции. Выбор места, объекта и ракурса съёмки. Художественно-изобразительная природа творчества оператора. | ||||
2.4 Фотография – искусство светописи. Натюрморт и пейзаж – жанровые – темы фотографии. | ||||
2.5 Человек на фотографии. Специфика художественной образности фотопортрета. | ||||
2.6 Событие в кадре. Информативность и образность фотоизображения. | ||||
2.7 «Мой фотоальбом. Выставка учащихся». | ||||
3. Азбука экранного искусства. | 12-24 | |||
3.1 Кино – запечатленное движение. Изобразительный язык: кино и монтаж. | ||||
3.2 Сюжет и кино. Сценарий и раскадровка. | ||||
3.3 Из истории кино. Киножанры. Документальный фильм. | ||||
3.4 Мир и человек на телеэкране. Репортаж и интервью – основные телевизионные жанры. | ||||
3.5 Игровой (художественный) фильм. Драматургическая роль звука и музыки в фильме. | ||||
3.6 Компьютер на службе художника. Анимационный (мультипликационный) фильм. | ||||
4. Художник – зритель – современность. | 7-14 | |||
4.1 О природе художественного творчества. | ||||
4.2 Связи искусства с жизнью каждого человека. | ||||
4.3 Искусство среди нас. | ||||
4.4 Каждый народ Земли – художник. | ||||
4.5 Язык и содержание трёх групп пластических искусств. Их виды и жанры. | ||||
4.6 Синтетические искусства. Их виды и язык. | ||||
4.7 Современные проблемы пластических искусств. | ||||
4.8 Вечные истины искусства (обобщение темы). |
Программа рассчитана на 1 ч в неделю, всего 34 ч.,
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
IX классы (34 час)
Синтез искусств(2 час). Общность жизненных истоков, художественных идей, образного строя произведений различных видов искусств. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества. Общие выразительные средства визуальных искусств: тон, цвет, объем. Общность испецифика восприятия художественного образа в разных видах искусства.
Синтез искусств в архитектуре(10 час). Виды архитектуры. Эстетическое содержание и выражение общественных идей в художественных образах архитектуры. Выразительные средства архитектуры (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов, фактура и цвет материалов). Бионика.
Стили в архитектуре (античность, готика, барокко, классицизм).
Связь архитектуры и дизайна (промышленный, рекламный, ландшафтный, дизайн интерьера и др.) в современной культуре. Композиция в дизайне (в объеме и на плоскости).
Опыт творческой деятельности. Зарисовки элементов архитектуры. Выполнение эскизов архитектурных композиций. Создание художественно-декоративных проектов, объединенных единой стилистикой.
^ Синтез искусств в театре(4 час). Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Сценография. Художники театра (В.М. Васнецов, А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, В.Ф. Рындин, Ф.Ф. Федоровский и др.).
Опыт творческой деятельности.Создание эскиза и макета оформления сцены. Эскизы костюмов.
Изображение в полиграфии(6 час). Множественность, массовость и общедоступность полиграфического изображения. Формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши, буклеты, открытки и др. Образ – символ – знак. Стилевое единство изображения и текста. Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, фотографическое, компьютерное). Художники книги (Г.Доре, И.Я. Билибин, В.В. Лебедев, В.А. Фаворский, Т.А. Маврина и др.).
Опыт творческой деятельности. Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки, экслибриса, товарного знака, разворота журнала, сайта. Иллюстрирование литературных и музыкальных произведений.
^ Изображение в фотографии(2 час).Изображение в фотографии и изобразительном искусстве. Особенности художественной фотографии. Выразительные средства (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Художественного образа в фотоискусстве. Фотохудожники (мастера российской, английской, польской, чешской и американской школы и др.).
Опыт творческой деятельности.Создание художественной фотографии, фотоколлажа.
Синтетическая природа экранных искусств(4 час). Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Средства эмоциональной выразительности в фильме (композиция, ритм, свет, цвет, музыка, звук). Документальный, игровой и анимационный фильмы. Фрагменты фильмов (по выбору). Мастера кино (С.М. Эйзенштейн, А.П. Довженко, Г.М. Козинцев, А.А. Тарковский и др.).
Телевизионное изображение, его особенности и возможности.
Опыт творческой деятельности. Создание мультфильма, видеофильма, раскадровки по теме.. Выражение в творческой деятельности своего отношения к изображаемому.
Изображение на компьютере(2 час). Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах.
Опыт творческой деятельности. Проектирование сайта.
^
Учебно- тематический план по ИЗО ___9класс________
Номер урока | Тема | Количество часов | Цели и задачи | Объект контроля (знать,уметь) |
1четверть. | Изобразительный язык и эмоционально- ценностное содержание синтетических искусств. | |||
1-2 | Синтетические искусства и изображение. |