В результате изучения изобразительного искусства ученик должен

Пояснительная записка

Рабочая программа по ИЗОдля учеников 5,6,7,8,9 классов (базовый уровень) составлена в соответствии сфедеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренный совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и примерной программой основного общего образования. (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263),программы курса ИЗО на основе государственной программы для общеобразовательных учебных заведений в РФ «Изобразительное искусство и художественный труд для 1-9 классов», автора – научного руководителя, член корреспондента АПН СССР, народного художника РСФСР, лауреата Государственной премии СССР Б.М. Неменского под руководством В.Д. Симоненко ( Ю.Л. Хотунцев)

Согласно действующему учебному плану рабочая программа для 5-9 классов предусматривает обучение ИЗО в объеме 1 час в 5-9 классах.

Изучение ИЗО в 5-9 классах направлено на достижение следующих целей:

- знакомство с образным языком и историей развития изобразительного искусства, понимание значимости изобразительного искусства и художественной культуры для общества;

- формирование представлений о выразительных средствах живописи, графики, ДПИ, дизайна;

- овладение знаниями об изобразительном искусстве, умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости ( с натуры, по памяти, представлению, воображению);

- Развитие наглядно-образного, ассоциативного и логического мышления, пространственных представлений, художественных и творческих способностей, интуиции, фантазии, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

- воспитание средствами изобразительного искусства личности школьника, обогащение его нравственного опыта, эстетических потребностей, формирование уважительного отношения к искусству и культуре народов многонациональной России и др. стран.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ

ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен

Знать/понимать

• основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;

• основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, про-

странство, объем, ритм, композиция);

• выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

• наиболее крупные художественные музеи России и мира;

• значение изобразительного искусства в художественной культуре;

Уметь

• применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материа-

лы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельно-

сти;

• анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительно-

го искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем,

светотень, перспектива, композиция);

• ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произ-

ведения;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизнидля:

• восприятия и оценки произведений искусства;

• самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображе-

нию), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-

конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера__

При реализации рабочей программы используются учебники:

Н.А. Горяева, О.В. Островская ,под редакцией Б.М Неменского « ДПИ в жизни человека, Просвещение 2006 г. 5класс. Л.А. Неменская.

Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека,2008г. 6 класс А..С. Питерских,

Г.Е. Гуров, под редакцией Б. М. Неменского

«Изобразительное искусство «Дизайн и архитектура в жизни человека» 2008 г. 7-8 класс.

Класс

Изучение ИЗО в 5 классе направлено на достижение следующих целей:

Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве:

- дальнейшее формирование художественного вкуса учащихся;

- понимание роли декоративного искусства в утверждении общественных идеалов.

- осмысление места декоративного искусства в организации жизни общества, в утверждении социальной роли конкретного человека и общества.

Формирование художественно-творческой активности:

- учиться в ходе восприятия декоративного искусства и в процессе собственной практики обращать внимание в первую очередь на содержательный смысл художественно-образного языка декоративного искусства, уметь связывать с теми явлениями в жизни общества, которыми порождается данный вид искусства;

- учиться выражать своё личное понимание значения декоративного искусства в жизни людей;

- проявлять наблюдательность, эрудицию и фантазию при разработке проектов оформления интерьеров школы, эмблем, одежды, различных видов украшений.

Формирование художественных знаний, умений, навыков.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения ИЗО в5 классе ученик должен:

Знать/понимать:

-значение древних корней народного искусства;

-связь времён в народном искусстве;

-место и роль декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена;

-особенности народного (крестьянского) искусства Татарстана;

-знать несколько разных промыслов, историю их возникновения и развития (Гжель, Жостово, Хохлама):

-уметь различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён: Египта, Древней Греции, средневековой Европы, эпохи барокко, классицизма;

-представлять тенденции развития современного повседневного и выставочного искусства.

уметь:

отражать в рисунках и проектах единство формы и декора (на доступном уровне);

создавать собственные проекты-импровизации в русле образного языка народного искусства, современных народных промыслов (ограничение цветовой палитры, вариации орнаментальных мотивов)

создавать проекты разных предметов среды, объединённых единой стилистикой (одежда, мебель, детали интерьера определённой эпохи);

объединять в индивидуально-коллективной работе творческие усилия по созданию проектов украшения интерьера школы, или других декоративных работ, выполненных в материале.

При реализации рабочей программы используется учебник

: – Горяева, Н. А., Островская, О. В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник. 5 кл. / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, не ранее 20010г.

Содержание программы

(* текст содержания составлен по ФКГОС (ФК) (ФГОС) ,примерной программы (ПП),авторской программы (АП) и школьной составляющей (ШС), отражающей специфику школы и класса, условия в школе)

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
V- (35 час)

Класс

Содержание программы

(* текст содержания составлен по ФКГОС (ФК) (ФГОС) ,примерной программы (ПП),авторской программы (АП) и школьной составляющей (ШС), отражающей специфику школы и класса, условия в школе)

6 класс «Изобразительное искусство и мир интересов человека»
1 четверть Изобразительное искусство, его виды и жанры «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка»
2 четверть Изобразительное искусство, его виды и жанры «Мир наших вещей. Натюрморт»
3 четверть Язык изобразительного искусства и художественный образ «Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве»
4 четверть Тема, сюжет и содержание в изобразительном искусстве «Человек и пространство в изобразительном искусстве»

Класс

Общая годовая тема 7 класса «Изобразительное искусство в жизни человека». 7 класс посвящен изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок, живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. В свою очередь, изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и его культуре.

Задачи художественного развития учащихся в 7 классе:

- формирование умения образно воспринимать окружающую жизнь и откликаться на её красоту;

- формирование отношения к музею как к сокровищнице духовного и художественного опыта народов разных стран;

- формирование умения видеть национальные особенности искусства различных стран, а также гуманистические основы в искусстве разных народов.

Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве:

- формирование эстетического вкуса учащихся, понимания роли изобразительного искусства в жизни общества

Формирование художественно-творческой активности:

- творчески работать над композициями на темы окружающей жизни, на исторические темы, используя наблюдения и зарисовки с натуры;

- творчески относиться к организации экскурсий по выставкам работ учащихся, к подбору репродукций и высказываний об искусстве.

Формирование художественных знаний, умений, навыков.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения ИЗО 7 классе ученик должен

знать:

· о процессе работы художника над созданием станковых произведений;

· о месте станкового искусства в познании жизни;

· о бытовом жанре, историческом жанре, графических сериях;

· о произведениях агитационно-массового искусства;

· о произведениях выдающихся мастеров Древней Греции; эпохи итальянского Возрождения, голландского искусства 17 века; испанского искусства 17- начала 19 веков; французского искусства 17 – 20 веков; русского искусства;

· о выдающихся произведениях современного искусства.

уметь:

· связывать графическое и цветовое решение с основным замыслом изображения;

· работать на заданную тему, применяя эскиз и зарисовки;

· передавать в объёмной форме и в рисунке по наблюдению натуры пропорции фигуры человека, её движение и характер;

· изображать пространство с учётом наблюдательной перспективы;

· выполнять элементы оформления альбома или книги;

· отстаивать своё мнение по поводу рассматриваемых произведений;

· вести поисковую работу по подбору репродукций, книг, рассказов об искусстве

.

Интернет-ресурсы

История искусства. Методическая поддержка on – line www SCHOOL. ru ООО «Кирилл и Мефодий».

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D1%82%D1%82%D0%B5%D1%80,_%D0%9F%D0%B0%D1%83%D0%BB%D1%8E%D1%81

Ватагин В.А.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%B3%D0%B8%D0%BD,_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B9_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87

Чарушин Е.И.

http://funeral-spb.narod.ru/necropols/bogoslovskoe/tombs/tcharushin/tcharushin.html

Паулюс Поттер

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D1%82%D1%82%D0%B5%D1%80,_%D0%9F%D0%B0%D1%83%D0%BB%D1%8E%D1%81

Хань Гань

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%B0%D0%BD%D1%8C_%D0%93%D0%B0%D0%BD%D1%8C

искусство живописи

http://paintingart.ru/historypainting/genrepainting/animalpainting.html

Календарно- тематическое планирование

По ИЗО 7 класс на 2014-2015 учебный год

Дата № урока Тема урока. Практическая часть Оборудование, ТСО ( ИКТ) Объект и (форма) контроля
Название раздела (количество часов)
План Факт   Язык изобразительного искусства и художественный образ. 8 ч. («Изобразительное искусство в жизни человека»)
      Изображение фигуры человека и образ человека»    
    Изображение фигуры человека в истории искусства.1 ч. Подбор иллюстративного материала по теме. Репродукции произведений ИЗО с изображением людей различных пропорций Компьютер проектор, альбом, краски, карандаши. Текущий Контрольное выполнение практической работы
    Пропорции и строение фигуры человека. Выполнение аппликации 1 ч. Подбор материала по теме Компьютер проектор, альбом, краски, карандаши. Текущий Контрольное выполнение практической работы
    3-4 Красота фигуры человека в движении. Лепка фигуры человека (спортсмен). 2 ч. Набор репродукций по теме Компьютер проектор, пластилин, проволока Текущий Контрольное выполнение практической работы
    «Великие скульпторы»1 ч. Подбор материалов о творчестве художника-скульптора (по предложенному списку) Компьютер проектор, презентации. Викторина. Беседа. Игровые задания.
      Изображение фигуры с использованием таблицы 1 ч. Подбор материала ,таблицы. Компьютер проектор, альбом, карандаши. графические материалы для работы в технике рисунка Текущий Контрольное выполнение практической работы
    Набросок фигуры человека с натуры 1 ч. Подбор материала , Компьютер проектор, альбом, карандаши. графические материалы для работы с натуры Текущий Контрольное выполнение практической работы
    Человек и его профессия Выставка работ «Моя будущая профессия» 1 ч. Подбор материала , Компьютер проектор, альбом, карандаши. материал для тематической картины «Профессия»(ученики) Обобщающий урок Выставка работ
      Тема, сюжет и содержание в изобразительном искусстве 8 ч.(«Поэзия повседневности»)
    Тематическая (сюжетная) картина 1 ч. Композиция из разнообразных материалов и природных форм Подбор иллюстраций по темам: Компьютер проектор, Рисунки предыдущих уроков, коллаж. Текущий Ответы на вопросы  
    Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве. Что знаю я о «Малых голландцах»? 1 ч. Подбор иллюстраций по теме Компьютер проектор, материал по теме «Малые голландцы» (ученики) Текущий Ответы на вопросы .
    Возникновение и развитие бытового жанра в русском искусстве. Родоначальники жанровой живописи в России: А.Венецианова, П. Федотова; 1 ч. Подбор иллюстраций по теме Компьютер проектор, материал о творчестве художников: А. Венецианова, П. Федотова; «передвижников» (ученики). Текущий Ответы на вопросы Мини сочинение.
    Сюжет и содержание в картине 1 ч. Выполнить наброски композиции с простым, доступным для наблюдений сюжетом из своей жизни Подбор иллюстраций по теме Компьютер проектор, Текущий Контрольное выполнение практической работы.
    Передвижники» 1 ч. Подбор иллюстраций по теме Компьютер проектор, видеоматериал Текущий Ответы на вопросы
    Крупнейшие художественные музеи страны. Просмотр видеофильма «Третьяковская галерея» 1 ч. Подбор иллюстраций по теме Компьютер проектор, видеофильм Текущий Ответы на вопросы
    Создание тематической картины «Жизнь моей семьи» Подбор материала , Компьютер проектор, альбом, карандаши. материал для работы над сюжетной картиной о жизни своей семьи (ученики) Текущий Контрольное выполнение практической работы
    Создание тематической картины «Жизнь моей семьи» Подбор материала , Компьютер проектор, альбом, карандаши. Обобщающий урок Выставка работ
      Изобразительное искусство, его виды и жанры 9 час. («Великие темы жизни»)
    Жанры изобразительного искусства и их развитие в культуре. Особенности исторического жанра в искусстве. Творчество В.И.Сурикова Подбор иллюстративного материала Компьютер проектор, Текущий Ответы на вопросы
    18-20 Сложный мир исторической картины Подбор материала по теме Компьютер проектор. Материал для работы над картиной на историческую тему (ученики). Текущий Ответы на вопросы Контрольное выполнение практической работы.
    Зрительские умения и их значения для современного человека Подбор материала по теме Компьютер проектор,. Текущий Ответы на вопросы
    Великие темы жизни в творчестве русских художников К.Брюллова «Последний день Помпеи» Подбор материала Компьютер проектор, Текущий Ответы на вопросы
    Сказочно-былинный жанр. Волшебный мир сказки. Сбор иллюстративного материала проектор, ватман, краски, карандаши материал о творчестве И. Билибина и В.Васнецова акварель, гуашь, альбомный лист. Иллюстрации к сказкам. Текущий Ответы на вопросы Контрольное выполнение практической работы
    Библейская тема в изобразительном искусстве. Всепрощающая любовь (Рембрандт и его картина «Возвращение блудного сына») Компьютер проектор. Фронтальный опрос
    Крупнейшие музей изобразительного искусства и их роль в культуре Компьютер проектор. результаты поисковой работы на тему «Великие музей мира» по предложенному списку Текущий Ответы на вопросы Представление результатов.
    Эрмитаж – сокровищница мировой культуры Видеоматериалы Компьютер проектор. Н.М.Сокольникова «Краткий словарь художественных терминов» Фронтальный опрос
      Изображение в полиграфии. 8 час. («Реальность жизни и художественный образ»)
    27-28 Плакат и его виды. Искусства шрифта. Роль текста в плакате и его взаимосвязь с рисунком. Плакат - истинное произведение искусства. Подбор иллюстративного материала Компьютер проектор, альбом, краски, Учебный иллюстративный плакат, карандаши, материал о шрифтах, их видах и особенностей выполнения Текущий Ответы на вопросы Контрольное выполнение практической работы
    29-30 Знакомство с различными гарнитурами шрифтов.     (Оформление плаката надписью.) Подбор иллюстративного материала Компьютер проектор, альбом, краски, карандаши Текущий Ответы на вопросы Контрольное выполнение практической работы
    31-32 Искусство оформления книги. Книга как форма полиграфической продукции. Элементы оформления книги. Стилевое единство изображения и текста. Художники иллюстраторы (Просмотр книг. Выбор темы, обложка для своей книги).) Подбор иллюстративного материала Компьютер проектор, альбом, краски, карандаши Текущий Ответы на вопросы Контрольное выполнение практической работы
    Книга. Титул.   (Рисунок для своей книги.) Подбор иллюстративного материала Компьютер проектор, альбом, краски, карандаши Текущий Контрольное выполнение практической работы
    Книга. Шрифт.   (Выполнение буквицы для своей книги).   Обобщающий урок по теме четверти Подбор иллюстративного материала Компьютер проектор, альбом, краски, карандаши , Обобщающий урок Викторина, кроссворды. Выставка работ


Контроль знаний. 7 класс.

(1 полугодие) ( 2 полугодие)
Перечислите принципы строения фигуры человека С чего начинает художник работу над картиной?
Что такое пропорции? Чем отличается эскиз от наброска?
Назовите известных скульпторов Назовите известные художественные музеи мира.
Назовите жанры изобразительного искусства. В чём отличие галереи от музея?
Какие художники – передвижники вам известны? В чём отличие галереи от музея?
Перечислите живописно – пластические средства в рисунке. Перечислите виды шрифта.
Композиция. Чем отличается книжная графика от других видов графики?
Ритм. Титул
фактура. Буквица
эскиз Плакат
  Золотое сечение.

Клас

Статус документа

Настоящая программа по «Изобразительному искусству» для 8-го класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом.

^ Цель программы— развитие опыта эмоционально-цен­ностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Задачи реализации данного курса:
— актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;
— культурная адаптация школьников в современном ин­формационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;
— формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;
— углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей под­ростков;
—воспитание художественного вкуса;
— приобретение культурно-познавательной, коммуника­тивной и социально-эстетической компетентности;
— формирование умений и навыков художественного са­мообразования.
Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информацион­ные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.


Требования к уровню подготовки обучающихся


В результате изучения изобразительного искусства ученик должен

знать:

· как анализировать произведения архитектуры и дизайна; каково место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;

· особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;

· основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства.

Учащиеся должны уметь:

· конструировать объёмно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объёме);

· моделировать в своём творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;

· работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;

· конструировать основные объёмно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно-пространственную композицию;

· использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактур;

· владеть навыками формообразования, использования объёмов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);

· создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;

· создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;

· работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);

· использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;

использовать разнообразные материалы (бумага белая и тонированная, картон, цветные плёнки; краски: гуашь, акварель; графические материалы: уголь, тушь, карандаш, мелки; материалы для работы в объёме: картон, бумага, пластилин, глина, пенопласт, деревянные и другие заготовки).

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для :

  • восприятия и оценки произведений искусства;
  • самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

Содержание программы.

Класс

Цель программы 9 класса – помочь учащимся получить представление:

- о роли в культуре современного мира визуальных синтетических искусств, возникающих на базе изобразительного искусства вследствие технической эволюции изобразительных искусств;

- о сложности современного творческого процесса в синтетических искусствах;

- о принципах художественной образности и специфике изображения фотографии и экранных искусств;

- о роли изображения в информационном и эстетическом пространстве, формировании визуальной среды;

- о постоянном взаимовлиянии пространственных и временных искусств.

Наряду с формированием у школьников нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в искусстве и жизни данная программа уделяет особое внимание формированию у них художественно-творческой активности при изучении синтетических.

Требования к уровню подготовки учащихся:

В результате изучения ИЗО в 9 классах ученик должен:

Знать/понимать:

· освоить элементарную азбуку фотографирования;

· уметь анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности, композиционной грамотности в своей съёмочной фотопрактике;

· усвоить принципы построения изображения и пространственно-временного развития и построения видеоряда (раскадровки);

· усвоить принципы киномонтажа в создании художественного образа;

осознать технологическую цепочку производства видеофильма и быть способным на практике реализовать свои знания при работе над простейшими учебными и домашними кино-и видеоработами;

· быть готовыми к аргументированному подходу при анализе современных явлений в искусствах кино, телевидения, видео.

  • ;использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

. расширение арсенала знаний и представлений о мире визуальных искусств;

обращение к практике синтетических искусств современности;

освоение теории и практики фотографии и экранных искусств;

включение в арсенал знаний начальных представлений и опыта в режиссуре, сценическом мастерстве.

Содержание программы

(* текст содержания составлен по ФКГОС (ФК) (ФГОС) ,примерной программы (ПП),авторской программы (АП) и школьной составляющей (ШС), отражающей специфику школы и класса, условия в школе)

«Изобразительный язык и эмоционально- ценностное содержание синтетических искусств» 8ч.

«Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств.»-8ч.

«Азбука экранного искусства» - 10ч.

«Фильм- искусство и технология»- 9ч.

    ТЕМА Количество часов по программе Количество часов по календарно-тематическому планированию Добавлено/ сокращено За счёт чего
1. Изобразительный язык и эмоционально-ценностное содержание синтетических искусств. 8-16  
1.1 Синтетические искусства и изображение. Роль и место изображения в синтетических искусствах.        
1.2 Роль и место изображения в синтетических искусствах.        
1.3 Театр и экран - две грани изобразительной образности.        
1.4 Сценография или театрально-декорационное искусство - особый вид художественного творчества.        
1.5 Сценография как искусство и производство.        
1.6 Изобразительные средства актёрского перевоплощения: костюм, грим и маска.        
1.7 Театр кукол.        
1.8 Театрализованный показ проделанной работы.        
2. Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств. 8-16  
2.1 Художник и художественные технологии: от карандаша к компьютеру. Эстафета искусств.        
2.2 Фотография – расширение изобразительных возможностей. Грамота фотографирования и операторского мастерства.        
2.3 Всеобщность законов композиции. Выбор места, объекта и ракурса съёмки. Художественно-изобразительная природа творчества оператора.        
2.4 Фотография – искусство светописи. Натюрморт и пейзаж – жанровые – темы фотографии.        
2.5 Человек на фотографии. Специфика художественной образности фотопортрета.        
2.6 Событие в кадре. Информативность и образность фотоизображения.        
2.7 «Мой фотоальбом. Выставка учащихся».        
3. Азбука экранного искусства. 12-24  
3.1 Кино – запечатленное движение. Изобразительный язык: кино и монтаж.        
3.2 Сюжет и кино. Сценарий и раскадровка.        
3.3 Из истории кино. Киножанры. Документальный фильм.        
3.4 Мир и человек на телеэкране. Репортаж и интервью – основные телевизионные жанры.        
3.5 Игровой (художественный) фильм. Драматургическая роль звука и музыки в фильме.        
3.6 Компьютер на службе художника. Анимационный (мультипликационный) фильм.        
4. Художник – зритель – современность. 7-14  
4.1 О природе художественного творчества.        
4.2 Связи искусства с жизнью каждого человека.        
4.3 Искусство среди нас.        
4.4 Каждый народ Земли – художник.        
4.5 Язык и содержание трёх групп пластических искусств. Их виды и жанры.        
4.6 Синтетические искусства. Их виды и язык.        
4.7 Современные проблемы пластических искусств.        
4.8 Вечные истины искусства (обобщение темы).        

Программа рассчитана на 1 ч в неделю, всего 34 ч.,

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
IX классы (34 час)

Синтез искусств(2 час). Общность жизненных истоков, художественных идей, образного строя произведений различных видов искусств. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества. Общие выразительные средства визуальных искусств: тон, цвет, объем. Общность испецифика восприятия художественного образа в разных видах искусства.

Синтез искусств в архитектуре(10 час). Виды архитектуры. Эстетическое содержание и выражение общественных идей в художественных образах архитектуры. Выразительные средства архитектуры (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов, фактура и цвет материалов). Бионика.

Стили в архитектуре (античность, готика, барокко, классицизм).

Связь архитектуры и дизайна (промышленный, рекламный, ландшафтный, дизайн интерьера и др.) в современной культуре. Композиция в дизайне (в объеме и на плоскости).

Опыт творческой деятельности. Зарисовки элементов архитектуры. Выполнение эскизов архитектурных композиций. Создание художественно-декоративных проектов, объединенных единой стилистикой.

^ Синтез искусств в театре(4 час). Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Сценография. Художники театра (В.М. Васнецов, А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, В.Ф. Рындин, Ф.Ф. Федоровский и др.).

Опыт творческой деятельности.Создание эскиза и макета оформления сцены. Эскизы костюмов.

Изображение в полиграфии(6 час). Множественность, массовость и общедоступность полиграфического изображения. Формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши, буклеты, открытки и др. Образ – символ – знак. Стилевое единство изображения и текста. Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, фотографическое, компьютерное). Художники книги (Г.Доре, И.Я. Билибин, В.В. Лебедев, В.А. Фаворский, Т.А. Маврина и др.).

Опыт творческой деятельности. Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки, экслибриса, товарного знака, разворота журнала, сайта. Иллюстрирование литературных и музыкальных произведений.

^ Изображение в фотографии(2 час).Изображение в фотографии и изобразительном искусстве. Особенности художественной фотографии. Выразительные средства (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Художественного образа в фотоискусстве. Фотохудожники (мастера российской, английской, польской, чешской и американской школы и др.).
Опыт творческой деятельности.Создание художественной фотографии, фотоколлажа.
Синтетическая природа экранных искусств(4 час). Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Средства эмоциональной выразительности в фильме (композиция, ритм, свет, цвет, музыка, звук). Документальный, игровой и анимационный фильмы. Фрагменты фильмов (по выбору). Мастера кино (С.М. Эйзенштейн, А.П. Довженко, Г.М. Козинцев, А.А. Тарковский и др.).
Телевизионное изображение, его особенности и возможности.
Опыт творческой деятельности. Создание мультфильма, видеофильма, раскадровки по теме.. Выражение в творческой деятельности своего отношения к изображаемому.
Изображение на компьютере(2 час). Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах.

Опыт творческой деятельности. Проектирование сайта.
^

Учебно- тематический план по ИЗО ___9класс________

Номер урока Тема Количество часов Цели и задачи Объект контроля (знать,уметь)
1четверть. Изобразительный язык и эмоционально- ценностное содержание синтетических искусств.
1-2 Синтетические искусства и изображение.

Наши рекомендации