Иннокентий Анненский. Из статьи «О современном лиризме»

«Аполлон», 1909, № 3.

Валерий Брюсов. Отзыв на книгу «Аделаида Герцык. „Стихотворения“» (СПб., 1910)

«Русская мысль», 1910, № 3. На фоне других неблагожелательных отзывов Брюсова на женскую поэзию отзыв на книгу Герцык нельзя считать вполне негативным. Ранее А. Герцык сотрудничала в журнале «Весы», которым руководил В. Брюсов, и они были знакомы. С конца 1910 года их «объединяло» сотрудничество П. Б. Струве, В. Брюсова и Д. Е. Жуковского (мужа А. К. Герцык) в «Русской мысли», причем заседания редакции иногда проходили в доме Герцык-Жуковских, а сама А. Герцык осуществила ряд публикаций в «Русской мысли».

Вячеслав Иванов. Письма о русской поэзии

«Аполлон», 1910, № 7. Отклик на книгу «Стихотворения» (СПб., 1910), появившийся после недолгой размолвки между Вяч. Ивановым и Аделаидой Герцык.

Любовь Столица. Поэтесса-вещунья

«Возрождение», Париж, 21 сентября 1925, № 111. Любовь Столица (наст. имя Ершова Любовь Никитична; 1884–1934) — русская поэтесса, во время написания очерка жила в эмиграции в Софии. В предреволюционные годы, в Москве, поэтессы были знакомы.

Борис Зайцев. Из дневника

Борис Константинович Зайцев (1881–1972) не вел регулярного дневника, но время от времени записывал свои впечатления и размышления. Эти записи он публиковал с осени 1925 года до конца жизни: последняя заметка дневникового цикла появилась на газетных страницах в январе 1972 года. Первая часть этих записей — под названием «Странник» — начала печататься в берлинской газете «Дни» (с 15. 11. 1925 по 19. 09. 1926), позже — в парижской газете «Возрождение». Публикуемая запись сделана 20 августа 1926 года («Дни», 1929, 19 сентября, с. 4).

Борис Зайцев. Светлый путь

«Перезвоны», Рига, 1926, № 25, с. 782–784.

С октября 1926 года Б. Зайцев редактировал литературную часть иллюстрированного журнала «Перезвоны» (Рига, 1925–1929). Статья «Светлый путь» предваряла публикацию четырех «Подвальных очерков» А. Герцык в «Перезвонах» (1926, № 25, 26, 27).

ИЛЛЮСТРАЦИИ

Иннокентий Анненский. Из статьи «О современном лиризме» - student2.ru

Аделаида с сестрой Евгенией в Судаке.

Иннокентий Анненский. Из статьи «О современном лиризме» - student2.ru

Сестры А. и Е. Герцык с мачехой Е. А. Лубны-Герцык.

Иннокентий Анненский. Из статьи «О современном лиризме» - student2.ru

Сестры А. и Е. Герцык с подругой В. С. Гриневич.

Иннокентий Анненский. Из статьи «О современном лиризме» - student2.ru

Сестры А. и Е. Герцык с Д. Е. Жуковским. СПб., 1908.

Иннокентий Анненский. Из статьи «О современном лиризме» - student2.ru

Аделаида с В. Д. Жуковской (урожд. Богданович). СПб., 1910.

Иннокентий Анненский. Из статьи «О современном лиризме» - student2.ru

На Генуэзской крепости в Судаке. Слева направо стоят: Е.К. Герцык, В. К. Шварсалон, А. К. Герцык, В. К. Герцык, Е. А. Лубны-Герцык, Е. Л. Швилье; сидят: А. Е. Минцлова, Вяч. И. Иванов, Д. Е. Жуковский.

Иннокентий Анненский. Из статьи «О современном лиризме» - student2.ru

Адель Герцык в возрасте 5-ти лет.

Иннокентий Анненский. Из статьи «О современном лиризме» - student2.ru

Аделаиде 15 лет.

Иннокентий Анненский. Из статьи «О современном лиризме» - student2.ru

Аделаида Герцык-Жуковская. Москва, 1915.

Иннокентий Анненский. Из статьи «О современном лиризме» - student2.ru

А.К. и Д. Е. Жуковские. 1910-е гг.

Иннокентий Анненский. Из статьи «О современном лиризме» - student2.ru

Аделаида с сыном. Канашово, 1909.

Иннокентий Анненский. Из статьи «О современном лиризме» - student2.ru

На фоне горы Ай-Георгий. Слева направо стоят: Е. К. Герцык, Н. А. Бердяев, В. К. Герцык, Д. Е. Жуковский; сидят: В. А. Жуковская, Л. А. Герцык (урожд. Жуковская), Е. А. Лубны-Герцык, А. К. Герцык-Жуковская, неизвестная, Е. Л. Швилье. Судак, 1916.

Иннокентий Анненский. Из статьи «О современном лиризме» - student2.ru

В Судакском саду. Слева направо: А. К. Герцык, Н. А. Бердяев, Л. А. Жуковская, Е. К. Герцык, Л. Ю. Бердяева, M. A. Волошин. Судак, 1910.

Иннокентий Анненский. Из статьи «О современном лиризме» - student2.ru

На веранде нового судакского дома (ныне Гагарина, 39). В кругу друзей. Судак, 1916.

Иннокентий Анненский. Из статьи «О современном лиризме» - student2.ru

Аделаида, Е. Л. Швилье (гувернантка) и Даниил (старший сын). Ассерн, 1913.

Иннокентий Анненский. Из статьи «О современном лиризме» - student2.ru

В Кречетниковском переулке, 13: Л. Ю. Бердяева, Н. А. Бердяев, А. К. Герцык с сыном, В. А. Жуковская, И. Быстренина. Москва, 1915.

Примечания

Ср. «Не Вы — а я люблю! Не Вы — а я богата… Для Вас — по-прежнему осталось все…».

Большая часть их появилась только после 1910 года.

В твоих глазах, о жизнь,

Становлюсь я моложе.

Ницше (нем.).

Вы тоже любите землю

И земное, но

Стыд в вашей любви

И нечистая совесть, —

Вы похожи на луну…

(О чистом познании)

(пер. с нем. Ю. А. Антоновского).

Мне надо молиться, чтобы дожить до рассвета,

Но у меня нет Бога, а ночь длинна.

Мюссе (фр.).

Лесной каменистый путь (нем.).

Это старый сказочный лес…

Гейне (нем.).

Это было в полдень,

В полдень, когда лето приходит в горы.

Мальчик с усталыми, горящими глазами.

Ницше (нем.).

Бродил я лесом…

В глуши его

Найти не чаял

Я ничего.

И. В. Гёте (Пер. с нем. С. Шервинского)

Были такие монашки, которых местные жители прозвали Божьими кокетками.

Гюисманс (фр.).

Да будет воля Твоя (лат.).

«Я достигну» (фр).

И тычет, и топчет

Мертвец мертвеца.

Как будто бьют в такт

Деревяшки.

И В. Гёте «Танец смерти» (пер. с нем. С. Заяицкого)

«Рёскин и религия красоты» Роберта Сизерана (фр.).

Слова (фр).

«Прошедшее» (лат.).

Вдохновения и творчества нашей жизни подобает искать в детских играх. Гюйо (фр.).

Обижающая ясность (нем.).

В саду Тюильри (фр.).

В фруктовом саду (фр.).

Несчастья Софи (фр.).

Посмотрим, кто быстрее обежит вокруг сада! Раз! Два! Три! (фр.).

Абсолютно никакой фантазии (нем.).

«Фламандки».

«Монахи».

«Полуночные сказки».

«У обочин дороги».

«Черные факелы».

Все переводы в стихах, приведенные в этой статье, принадлежат В. Брюсову, благодаря которому Верхарн стал общедоступным и близким для России поэтом (прим. авт.).

«Крушения».

«Города-спруты».

«Искания».

«Буйные силы».

«Бедствие».

Имеется в виду Леблен, упомянутый в статье В. Брюсова «Эмиль Верхарн как человек и поэт» (прим. авт.).

«Вся Фландрия».

«Светлые часы».

«Послеполуденные часы».

«Эстетика французского языка» (фр.).

«Французские эпитеты к существительным — руководство, необходимое для поэтов, ораторов и т. д.».

«Дух французского языка».

Пчела (фр).

Трудолюбивая — перелетать с цветка на цветок — собирать мед — спать на груди розы — наслаждаться в чашечках цветов (фр).

Глаза (фр.).

Черные, как смоль, глаза — глаза с поволокой — наполненные слезами глаза — мечущие молнии (фр.).

Д’Альбала «Искусство писать в двадцати уроках» (фр).

Доколе же, Катилина, ты будешь злоупотреблять нашим доверием? (лат.).

Бойся данайцев, дары приносящих (лат.).

Принцип, на котором все держится, — основательный принцип — легковесный принцип (фр.).

«Элизабет фон Гете».

Бессмертная (лат.).

«Утра во Флоренции». — Рёскин. (Новое издание) (англ.).

«Современные художники», «Семь светочей <архитектуры>» (англ.), «Долина Арно» (фр).

Камнеломка (нем.).

Я так устала бороться (итал.).

Когда я уеду — ты заплачешь (итал.).

Хочешь? (итал.).

Скоро (итал.).

«Анни Виванти! О! Я ее брат» (итал.).

«Поиски счастья» (англ.).

«Психология языка» (нем.).

Реми де Гурмон «Эстетика языка» (фр).

К смерти готовый (нем.).

Течение моих мыслей (фр).

Это (фр.).

Это ужасно (фр.).

Наши рекомендации