Методы, используемые в организации учебно-воспитательного процесса.
Формы и методы.
В работе с детьми используются: беседы, оживляющие интерес и активизирующие внимание, демонстрация наглядных пособий, позволяющая конкретизировать учебный материал, участие в конкурсах. Организация выставок детских работ. Программой предусматриваются следующие виды занятий:
рисование с натуры;
рисование на тему, по представлению, по памяти;
рисование на декоративно-прикладную тематику;
беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
На занятиях используются такие формы работы, как: конкурсы, игры, вызывающие творческую активность детей, их интерес к занятиям искусством. Содержание занятий учитывает интересы детей, их возрастные особенности и соответствуют принципам дидактики.
Занятия состоят из нескольких этапов:
повторение – проверка полученных знаний;
повторение пройденных знаний; объяснение материала, показ наглядного материала (репродукции, учебные таблицы, детские работы и т.д.);
закрепление знаний – подведение итогов, обсуждение работ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ПЕДАГОГОМ.
Алексеев С.С. «О цвете и красках» М.1973 г.
Алехин А.Д. «Изобразительное искусство: Художник, педагог, школа «М. «Просвещение», м.1984 г.
Дейнека А.А. «Учитесь рисовать» М. 1961 г.
Карлов Г.Н. «Изображение птиц и зверей» М.1976 г.
Павлинов П.Я «Каждый может научиться рисовать» М.1966 г.
Суздалев П.Н. «Основы понимания живописи» М.1964 г.
Журналы: «Творчество», «Юный художник» и др.
Работы учащихся из фонда школы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов |
Вводное занятие.Техника безопасности. | ||
Композиция на тему: «Отдых». | ||
Орнаментальная работа из осенних листьев. | ||
Цветовой круг из двенадцати цветов. | ||
Пейзаж «Золотая осень» - понятие теплой цветовой гаммы. | ||
Работа на конкурс. | ||
Практические занятия. Штриховка, построение предметов. | ||
Рисуем натюрморт из трех предметов с драпировкой | ||
Техника «Гризайль» (одноцветная живопись). | ||
Рисуем натюрморт. | ||
Свободная тема «Космос». | ||
Свободная тема «Новый год». | ||
Рисуем животных карандашом. | ||
Рисуем животных – краски. | ||
Композиция на тему «Спорт». | ||
Рисуем натюрморт. | ||
Графика в 2 цвета. | ||
Рисуем портрет. | ||
Работа по воску. | ||
Точечная техника – пуантилизм. | ||
Иллюстрация | ||
Композиция на тему «В гостях у друга». | ||
Композиция на тему «Море». | ||
Весенний пейзаж. | ||
Свободные темы «Цветы», | ||
Композиция на тему « Детство». | ||
Организационная, оформительская деятельность. | ||
Итого: |
Свободные темы и темы для композиций могут быть изменены в зависимости от предлагаемых тем на конкурсы и фестивали.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ темы | Дата | Тема | Содержание | |
Теория: | Практика: | |||
Тема №1. | 05.09 | Вводное занятие. Техника безопасности. | объяснение правил поведения в общественных местах; правила по технике безопасности. | |
Тема №2. | 12.09 | Композиция на тему «Отдых». | работа по представлению; воспоминания о лете. | работа в карандаше на заданную тему; проработка деталей. |
Тема №3. | 19.09 | Орнаментальная работа из осенних листьев. | беседа об орнаменте; просмотр декоративных орнаментов в иллюстрациях и книгах; просматриваем работы детей прошлых лет; изучаем построение того или иного листа; строим композицию. | на листе бумаги делаем карандашный набросок орнамента в квадрате, круге или на полосе; прорисовываем и закрашиваем красками |
Тема №4. | 26.09 | Цветовой круг из двенадцати цветов. | что такое цветовой круг; из чего он складывается. | берем известные шесть цветов, смешиваем и получаем дополнительно шесть новых цветов |
Тема №5. | 03.10 | Пейзаж «Золотая осень». | повторение понятия пейзаж; учимся у мастеров; рассматриваем иллюстрации работ с изображениями пейзажа; понятие теплая цветовая гамма. | композиционное решение; прорисовка деревьев (особенности строения дерева); за основу берем теплую цветовую гамму. |
Тема №6. | 10.10 | Работа на конкурс. | просмотр иллюстраций на предложенную тему конкурса. | прорисовка работы. |
Тема №7. | 17.10 | Практические занятия. Штриховка, построение предмета. | обязательным условием овладения рисунком является последовательность в работе над каждым рисунком, начиная с зарисовок простейших геометрических тел. | рисуем простейшие геометрические тела (куб, шар, призма); учимся их правильно заштриховывать. |
Тема №8. | 24.10 | Рисуем натюрморт из трех предметов с драпировкой. | знакомство с понятием «натюрморт»; в нашем натюрморте присутствует два геометрических предмета и драпировочка; строим предметы (перспектива и симметрия). | композиционное решение; построение геометрических предметов и штриховка. |
Тема №9. | 31.10 | Техника «Гризайль». | знакомство с техникой «Гризайль» - одноцветная живопись; смотрим работы детей прошлых лет; техника заключается в том, чтобы путем отмывочки (от темного к светлому) добиться объемной живописи. | берем яблоко и пытаемся добиться его объема путем размывки цвета. |
Тема №10. | 14.11 | Рисуем натюрморт красками. | рассматриваем иллюстрации по теме; ищем правильное композиционное решение; составляем план работы. | строим предметы, учитывая симметрию и пропорции; закрашиваем, добиваясь объема предметов; прописываем мелкие детали. |
Тема №11. | 21.11 | Рисуем «Космос». | беседа о космосе; какие планеты знают дети; что собой представляет Галактика. | творческая работа по представлению. |
Тема № 12. | 28.11 | «Новый год!» | смотрим открытки с изображением праздничного торжества; фантазируем на тему «Новый год»; | работа над поздравительными открытками; оформление кабинета и этажей школы. |
Тема №13. | 05.12 | Рисуем животных в карандаше. | смотрим книгу Джека Хама «Как рисовать животных»; изучаем структуру животного; смотрим на симметричность его строения. | рисуем линейный рисунок карандашом или ручкой; линия всегда является результатом правильно понятой объемной формы. |
Тема №14. | 12.12 | Рисуем животных красками. | смотрим книгу Джека Хама «Как рисовать животных»; изучаем структуру животного; смотрим на симметричность его строения. | рисуем линейный рисунок краской; линия всегда является результатом правильно понятой объемной формы. |
Тема №15. | 19.12 | Композиция на тему «Спорт». | смотрим репродукции на спортивные темы; свободная, творческая работа. | построение фигур спортсменов; позиции участников в движении. |
Тема №16. Тема №17. | 26.12 16.01 | Рисуем натюрморт в карандаше. Рисуем натюрморткрасками. | повторение понятия «Натюрморт»; составляем план работы; композиционное решение. | рисуем натюрморт в цвете; применяем «холодные» тона. |
Тема №18. Тема №19. | 23.01 30.01 | Графика в 2 цвета. Граттаж. | знакомство с техникой «Графика»; работа линией, пятном; просмотр работ детей прошлых лет. | рисуем бабочку в технике «графика»; рисуем в карандаше, затем заливаем черной краской на белом фоне и наоборот. |
Тема №20. | 06.02 | Рисуем портрет. | просматриваем репродукции и иллюстрации известных художников; дети маленькие, поэтому для них дается общее понятие «портрет» (овальное лицо, глаза, брови, рот, нос и т.д.); | рисуем портрет в любой технике, соблюдая основные правила построения лица. |
Тема №21. Тема №22 | 13.02 20.02 | Работа по воску. | знакомство с новой техникой; рассматриваем работы прошлых лет; составляем план работы. работа по воску состоит из нескольких этапов; рисуем картинку; | закрашиваем яркими цветами красок; заливаем свечой; закрашиваем черной краской; проскребаем; прорабатываем детали. |
Тема №23. Тема №24. | 27.02 06.03 | Точечная техника «Пуантилизм». | знакомство с техникой «Пуантилизм»; смотрим репродукции французского художника Жоржа Сёра; «Пуантилизм» - манера письма небольшими сочными мазками (точками). | на бумаге рисуем небольшой натюрморт (кувшин и яблоко); используем для работы всю гамму имеющихся красок. |
Тема №25.Тема №26. | 13.03 20.03 | Иллюстрация. | чтение и просмотр русских народных сказок; чем русские сказки отличаются от иностранных сказок. | рисуем набросок понравившегося персонажа; добиваемся сходства с увиденным образом. |
Тема №27. Тема №28. | 03.04 10.04 | Композиция на тему «В гостях у друга». | учить детей запоминать впечатления и переносить их на бумагу. Впечатления от общения с друзьями; расширять кругозор и товарищеские отношения между детьми; научить ребенка более полно передавать свою мысль при помощи рисунка; доводить начатый рисунок до логического завершения. | в процессе работы помочь наиболее красочно и широко раскрыть замысел рисунка; научить ребенка внимательней относиться к выбранной теме. |
Тема №29. Тема №30. | 17.04 24.04 | Композиция на тему «Море». | смотрим репродукции на заданную тему; беседуем о художниках, пишущих море. | изображаем на бумаге буйство или спокойствие морского прилива, отлива; прорисовываем детали волн, капель и неба. |
Тема №31. | 08.05 | Весенний пейзаж. | смотрим репродукции художников; смотрим работы детей прошлых лет; учимся передавать в рисунке пейзаж ранней весны, ее колорит (отсутствие ярких цветов в природе); формировать представление о нейтральных цветах (черный, белый, темно-серый, светло-серый), использовать эти цвета при создании картины; развивать эстетические чувства. | композиционное решение; решить, что характерно для ранней весны (деревья без листьев, кое-где еще лежит снег, не светит ярко солнышко); проявление творческой индивидуальности. |
Тема №32. | 15.05 | «Цветы» - декоративное рисование. | рассматриваем красивые букеты на подносах, досках, платках; предложить создать букет в теплой гамме, напомнив, что в середине букета помещается самый большой и красивый цветок, а к краям помельче, но не менее красивые. | прорабатываем композиционное решение эскиза; отрисовываем крупные и мелкие цветы; составляем цветовую гамму. |
Тема №33 | 22.05 | Композиция на тему « Детство». | учить детей отбирать из получаемых впечатлений наиболее интересные, яркие; развивать стремление запечатлеть это в рисунке; закреплять умение рисовать карандашом и красками; учить наиболее полно выражать свой замысел средствами рисунка; доводить начатое до конца; развивать воображение. | в процессе занятия помочь тем, кто затрудняется в выборе темы; направлять внимание детей на наиболее полное решение их замысла; техника исполнения рисунка может быть любая. |
Тема №34. | 29.05 | Организационная, оформительская деятельность. | учить детей отбирать из выполненных работ наиболее интересные, яркие; оформлять работы к выставке. развивать стремление к аккуратности, доводить начатое до конца; привитие эстетического вкуса | познакомить детей с правилами оформления работ, а в процессе выполнения помочь тем, кто затрудняется. |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Материально-техническое оснащение. Для занятий изо и аппликацией необходимы следующее оборудование и материалы: Акварельная бумага А4; Акварельные краски 18 цветов; Кисти №3, №6, №8 (синтетика); Баночка для воды; Тряпочки для протирания кистей; Цветная бумага; Картон; Клей карандашный; 2 простых карандаша; Ластик; Ножницы; Линейка; Пластилин. | Кабинет должен иметь следующее оснащение: помещение с хорошим дневным и вечерним искусственным освещением; столы и стулья, соответствующие возрасту детей; доска магнитная, мольберты; раковина для забора воды и мытья рук. Для успешности занятий в студии используются различные наглядные пособия, наглядный фонд: чучела птиц, муляжи фруктов, овощей, грибов; предметы быта (чашка, ваза, кувшин и т.д.); гипсовые геометрические тела и орнаменты. Дидактические и методические материалы: наглядные пособия – позволяющие продемонстрировать обучаемым общие сведения о различных видах искусства; методические указания по выполнению различных техник рисунка и живописи; альбомы с заранее приготовленными образцами разных техник изобразительного искусства. |