Й год обучения (1 дополнительный класс)
Даты | Направление работы | Тема | |
Диагностика | День знаний, диагностика | ||
Знакомство с модулем | Спонтанная деятельность учащихся, ознакомление с модулями | ||
Спонтанная деятельность | Спонтанная деятельность учащихся, наблюдение, ведение дневника наблюдений | ||
22-2909 | Спонтанная деятельность | Спонтанная деятельность учащихся, наблюдение, ведение дневника наблюдений | |
29-05.10 | Спонтанная деятельность | Спонтанная деятельность учащихся, наблюдение, ведение дневника наблюдений | |
6-12.10 | Формирование базовых действий (по модулям), развитие зрительно-моторной координации. Формирование первичных коммуникативных умений: объединение учащихся по подгруппам/парам, развитие интереса к совместной деятельности | Формирование первичных умений работы с модулем | |
13-20.10 | |||
Индивидуальная работа с модулем | |||
20-27.10 | |||
Совместное исследование элементов модуля по парам/в подгруппе | |||
27-09.11 | |||
Совместное исследование элементов модуля с закрытыми глазами. | |||
10-17.11 | Формирование предметных действий с оборудованием, развитие способности к целеполаганию, контролю. Развитие речи (действия, признаки). Активизация и расширение словарного запаса, коммуникативные штампы. «Учимся договариваться». Развитие и коррекция восприятия и внимания. | Формирование понятий, основанных на сенсорном опыте (по модулям) | |
17-24.11 | |||
24-30.11 | |||
1-7.12 | |||
8-14.12 | |||
15-21.12 | Развитие умения планировать деятельность: игра-занятие «Что мне делать дальше?» | ||
Развитие пространственных представлений и уточнение понятий, основанных на сенсорном опыте: вверх, вниз, вправо, влево, обратно (назад), вперед. | |||
Развитие коммуникативной компетентности и пространственного анализа. Игра-загадка «Шпион» | |||
«Учимся договариваться» - игра на развитие умений осуществлять эффективное взаимодействие. | |||
Развитие памяти и внимания. «Сделай, как я». Работа в парах. | |||
22-25.12 | Промежуточная диагностика эффективности внеурочной работы | ||
12-18..01 | Развитие коммуникативной компетентности. Выражение эмоций и просьб («мне нравится...», «я хотел бы...», «я чувствую...» и пр.). Расширение коммуникативного словаря. Развитие речи (слова, обозначающие признаки, пространственные отношения и пр., расширение и активизация эмоционального словаря). Развитие навыка прогнозирования. | Развитие навыков эмпатии и коммуникации. Формирование «эмоционального» словаря. Игра «Нехочуха» | |
19-25.01 | |||
Развитие пространственного анализа и умения планировать деятельность. Игра «Робот» (работа в парах) | |||
26-31.01 | |||
1-8.02 | |||
Развитие пространственного анализа и навыков эффективного взаимодействия. Работа в подгруппе. Игра «А что у вас? | |||
9-15.02 | |||
16-24.02 | |||
25.02-3.03 | |||
Развитие коммуникативных навыков - «Обсудим, что понравилось» | |||
4.-11.03 | |||
12-19.03 | |||
Работа в парах «Угадай, что у меня» (по признакам). | |||
Развитие навыка прогнозирования. Игра-занятие «Продолжи ряд» (на материале модуля). | |||
Развитие коммуникативной компетентности и навыков эффективного взаимодействия. Игра «Шпион» (работа в подгруппе) | |||
Развитие пространственного анализа и речи. Графические диктанты (в парах). | |||
Развитие пространственного анализа с опорой на предметную среду. Игра-занятие «Мы чувствуем по-разному» | |||
20-5.04 | Развитие способности планировать деятельность, договариваться с партнером по коммуникации, прогнозировать результат. | Работа в парах. Развитие пространственного анализа и логического мышления. Составление последовательности (на материале модуля). | |
6-12.04 | |||
13-20.04 | |||
Развитие коммуникативной компетентности. Работа в парах. | |||
20-27.04 | |||
27-30.04 | |||
Формирование и развитие навыков контроля. Игра «Проверь себя» (работа в парах) | |||
1-10.05 | |||
Игры на развитие и коррекцию восприятия: «Если мы закроем глаза», | |||
11-18.05 | |||
«Мир в руках» - игра на развитие восприятия, памяти, внимания и коммуникации. | |||
«Волшебный платок» (стереогноз без контроля зрения). | |||
Коммуникативные игры с привлечением учащихся других классов (имеющих иные модули) «Научи друга» | |||
18-25.05 | Диагностика | Итоговая диагностика |
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
Для детей, имеющих трудности в обучении и ограниченные возможности здоровья, обучающихся в условиях специальной и инклюзивной школы, в качестве основных квазиассистивных средств выступают средства коррекционно-развивающей рекреационной среды. В этой среде особую роль играет сенсорный материал.
Сенсорный материал – это материал, служащий развитию чувственного восприятия ребенка, сенсорики (от латинского слова «sensualis» - чувствующий). Давняя философская традиция, восходящая к высказываниям Аристотеля, и современные научные взгляды связывают развитие интеллекта с развитием чувственного восприятия – когнитивных (познавательных) психических процессов. Материалы для развития чувств состоят из средств, которые, благодаря их конструктивным особенностям, позволяют ребенку сконцентрироваться на изучении отдельных физических свойств предметов – форме, величине, цвете, весе, температуре, текстуре и т.п.
Модуль «Замочки»
Модуль предназначен для формирования умений и навыков открывания и закрывания различных замков и задвижек. Работа с модулем способствует развитию самостоятельности, совершенствует зрительно-моторную координацию, развивает мелкую моторику, формирует причинно-следственные связи, нормализует эмоционально-волевую сферу ребенка, формирует бытовые навыки, направляет стремление детей действовать в разумном русле, координирует, совершенствует и гармонизирует поведение в целом, способствует независимости ребенка от взрослого, его самостоятельности и тем самым укрепляет чувство собственного достоинства и самооценки. Упражнения практической жизни и сенсорные упражнения готовят почву для упражнений математических. Ребенок учится работать с большой концентрацией и устойчивостью внимания. Приучается к точности движений, планированию, действиям в строго определенной последовательности. Умеет наблюдать и анализировать.
Модуль «Объем»
К первому классу ребенок должен иметь представления об объеме и плоскости, но дети с ОВЗ зачастую в силу заболевания не получают в руки объемных предметов, что затрудняет формирование представлений об объеме и плоскости как проекции объемных тел. Получая сенсорный опыт, ребенок с ОВЗ Ребенок учится вкладывать объёмные геометрические фигуры: цилиндр, куб, треугольную и прямоугольную призму в соответствующие отверстия в различных направления: сверху вниз, сверху вниз с зеркальным контролем и от себя. В нижнем ряду требуется не только вложить фигурки, но и открыть дверцу, чтобы достать их.
Работа с модулем способствует развитию сенсомоторики, координации движений глаз-рука, стереогностического восприятия, подготавливает ребенка к восприятию формы и проекции формы (с помощью зеркала). Этот прием приводит к формированию у ребенка «фокуса внимания», то есть концентрации внимания на изучаемом свойстве, параметре, развитию наблюдательности и умению находить словесные обозначения для прожитого сенсорного опыта.
Модуль «Цвет»
Модуль предназначен для развития цветового восприятия. Ребенок многократно упражняется в составлении групп предметов одинакового цвета: вращая цилиндры, переворачивая кубики или передвигая шары. Яркий, привлекательный материал вызывает огромный интерес у ребенка и желание многократного повторения упражнений. Работа с модулем знакомит ребенка с различными цветами, способствует распознаванию цветов, умению формировать ряд одинаковых предметов, совершенствует зрительно моторную координацию, укрепляет мышцы рук, учит сравнивать и анализировать.
Модуль «Прорези»
Модуль предназначен для развития запястья, путем выполнения различных движений, связанных с передвижением ручек по прорезям. Верхняя прорезь предлагает простые движения сверху вниз; в следующем ряду движения кисти вертикально-горизонтальные, далее – криволинейные и, наконец, вращательные движения запястья. Движения происходят слева направо, что дополнительно формирует направления движения, как при письме.
Главное назначение модуля – подготовка руки и глаз к письму.
Модуль «Стереогноз»
Модуль предназначен для развития стереогностических ощущений, путем ощупывания различных фигурок и поверхностей. Ребенок встречается с понятием «такой же», подбирает пары, ощупывая предметы или дергая за веревочку. Работа с модулем способствует утончению стереогностического восприятия формы, развивает быстроту суждений и логику математического мышления. Сенсорные упражнения дают возможность контроля ошибок. Сенсорный материал в неявном виде готовит ребенка к более сложным упражнениям из математической зоны, зоны развития речи.
Модуль «Лабиринт»
В комплект входит:
- 4 лабиринта разного уровня сложности, окрашенных в 4 основных цвета: красный, жёлтый, синий и зелёный,
- 10 деревянных съёмных ручек для вождения по ним,
- ящик-упаковка, размеры: 72 х 44 х 8см.
Материал: фанера.
Подготовка к работе:
1) Ребенок выбирает лабиринт по цвету или сложности;
2) Берет из лотка одну или две деревянные ручки;
3) Вставляет деревянные ручки в начало лабиринта, и поместив указательный палец в углубление ручки, свободно передвигайте по лабиринту.
Благодаря работе двух рук одновременно задействовано два полушария головного мозга. Лабиринты предназначены для развития запястья, руки и глаз к письму, путём выполнения различных движений связанных с передвижением деревянных ручек по различным прорезям. В процессе работы ребёнок учится выполнять ряд простых последовательных действий, развивая тем самым зрительную и двигательную память, концентрацию и устойчивость внимания, наблюдательность, координацию движения рук, моторику.
Модуль «Сенсино»
Деревянный напольный стенд с четырьмя опорами (ножками) и игровым полем. На игровом поле размещены: «рулетка» - крутящийся диск с перемещающимся металлическим «указателем» - шариком и вокруг по диску 12 кружочков - магнитов для прикрепления пособий на магнитах; вокруг «рулетки» - диска выпилено 12 круглых «окошек», в которых спрятаны 12 синих «волшебных» мешочков - «тайничков»; сверху справа и снизу слева находятся две треугольные магнитные доски для размещения - демонстрации снятых с диска или дополнительных дидактических материалов. К стенду «Сенсино» прилагаются пособия - 6 красных мешочков с помещенными в них 6 деревянными игровыми комплектами (дидактическими материалами): № 1) 12 магнитных плоских фигурок животных и 12 их дублей без магнитов; № 2) 12 плоских геометрических фигур (форм) на магнитах и 12 их дублей без магнитов; №3) 7 одиночных и 5 двойных (совмещенных) комбинированных геометрических фигур (форм) на магнитах и 12 их дублей без магнитов (фигурки изготовлены из пенорезины и наклеены на деревянные кружочки); №4) 12 тактильных кружочков с поверхностями различной на ощупь фактуры на магнитах и 12 их дублей; №5) 12 цифр от 1 до 12 на магнитах и 12 их дублей без магнитов (к ним прилагаются 12 розовых счетных «человечков» с точками от 1 до 12); №6) магнитные буквы латинского алфавита на деревянных кружочках и к ним большие, вырезанные из дерева объемные буквы (всего количество тех и других букв – 55). Ребенок благодаря занятиям с сенсорным материалом приобретает точное понимание значения слов, формирует абстрактные понятия.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Планируемые результаты зависят от категории учащихся и могут быть распределены на 3 основные группы:
Учащиеся специальных и инклюзивных классов: развитие социальной компетентности, формирование социально приемлемого поведения в деятельности, учет позиции других людей, партнера по общению, формирование умения слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Для учащихся с ОВЗ: коррекция нарушений и развитие зрительного, тактильного, кинестетического, слухового восприятия. Расширение и активизация словарного запаса по направлениям: коммуникативный словарь и коммуникативные штампы, эмоциональный словарь, признаки предметов, действия с предметами, пространственные отношения. Развитие анализа, в том числе пространственного.
Учащиеся классов ТМНР: развитие базовых навыков социальной компетентности, формирование социально приемлемого поведения в деятельности, развитие способности к анализу позиции партнера по общению, формирование умения слушать и вступать в диалог с использованием средств ААК, строить элементарное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми с использованием средств ААК. Коррекция нарушений и развитие восприятия (тактильного, кинестетического, зрительного). Развитие зрительно-моторной координации. Расширение словарного запаса и введение его в активную деятельность с использованием средств ААК. Развитие памяти, внимания, способности к прогнозированию, планированию и контролю в предметно-практической деятельности.
Учащиеся классов ИН: Развитие способности выражать коммуникативные потребности. Развитие коммуникативной мотивации, активизация и расширение коммуникативного словаря. Развитие умения анализировать предмет (по алгоритму), выражать результат анализа в речевой форме, в том числе в совместных играх. Развитие социально приемлемого поведения. Формирование элементов коммуникативной самостоятельности. Формирование базовых умений взаимодействия в практической деятельности. Формирование умений анализировать объект с опорой на предметную среду.