Й год обучения (1 дополнительный класс)

Даты Направление работы Тема  
  Диагностика День знаний, диагностика  
  Знакомство с модулем Спонтанная деятельность учащихся, ознакомление с модулями  
  Спонтанная деятельность Спонтанная деятельность учащихся, наблюдение, ведение дневника наблюдений  
22-2909 Спонтанная деятельность Спонтанная деятельность учащихся, наблюдение, ведение дневника наблюдений  
29-05.10 Спонтанная деятельность Спонтанная деятельность учащихся, наблюдение, ведение дневника наблюдений  
6-12.10 Формирование базовых действий (по модулям), развитие зрительно-моторной координации. Формирование первичных коммуникативных умений: объединение учащихся по подгруппам/парам, развитие интереса к совместной деятельности Формирование первичных умений работы с модулем  
13-20.10  
Индивидуальная работа с модулем  
20-27.10  
Совместное исследование элементов модуля по парам/в подгруппе  
27-09.11  
Совместное исследование элементов модуля с закрытыми глазами.  
10-17.11 Формирование предметных действий с оборудованием, развитие способности к целеполаганию, контролю. Развитие речи (действия, признаки). Активизация и расширение словарного запаса, коммуникативные штампы. «Учимся договариваться». Развитие и коррекция восприятия и внимания. Формирование понятий, основанных на сенсорном опыте (по модулям)  
17-24.11  
24-30.11  
1-7.12  
8-14.12  
15-21.12 Развитие умения планировать деятельность: игра-занятие «Что мне делать дальше?»  
Развитие пространственных представлений и уточнение понятий, основанных на сенсорном опыте: вверх, вниз, вправо, влево, обратно (назад), вперед.  
Развитие коммуникативной компетентности и пространственного анализа. Игра-загадка «Шпион»  
«Учимся договариваться» - игра на развитие умений осуществлять эффективное взаимодействие.  
Развитие памяти и внимания. «Сделай, как я». Работа в парах.  
22-25.12 Промежуточная диагностика эффективности внеурочной работы  
12-18..01 Развитие коммуникативной компетентности. Выражение эмоций и просьб («мне нравится...», «я хотел бы...», «я чувствую...» и пр.). Расширение коммуникативного словаря. Развитие речи (слова, обозначающие признаки, пространственные отношения и пр., расширение и активизация эмоционального словаря). Развитие навыка прогнозирования. Развитие навыков эмпатии и коммуникации. Формирование «эмоционального» словаря. Игра «Нехочуха»  
19-25.01  
Развитие пространственного анализа и умения планировать деятельность. Игра «Робот» (работа в парах)  
26-31.01  
1-8.02  
Развитие пространственного анализа и навыков эффективного взаимодействия. Работа в подгруппе. Игра «А что у вас?  
9-15.02  
16-24.02  
25.02-3.03  
Развитие коммуникативных навыков - «Обсудим, что понравилось»  
4.-11.03  
12-19.03  
Работа в парах «Угадай, что у меня» (по признакам).  
Развитие навыка прогнозирования. Игра-занятие «Продолжи ряд» (на материале модуля).  
Развитие коммуникативной компетентности и навыков эффективного взаимодействия. Игра «Шпион» (работа в подгруппе)  
Развитие пространственного анализа и речи. Графические диктанты (в парах).  
Развитие пространственного анализа с опорой на предметную среду. Игра-занятие «Мы чувствуем по-разному»  
20-5.04 Развитие способности планировать деятельность, договариваться с партнером по коммуникации, прогнозировать результат. Работа в парах. Развитие пространственного анализа и логического мышления. Составление последовательности (на материале модуля).  
6-12.04  
13-20.04  
Развитие коммуникативной компетентности. Работа в парах.  
20-27.04  
27-30.04  
Формирование и развитие навыков контроля. Игра «Проверь себя» (работа в парах)  
1-10.05  
Игры на развитие и коррекцию восприятия: «Если мы закроем глаза»,  
11-18.05  
«Мир в руках» - игра на развитие восприятия, памяти, внимания и коммуникации.  
«Волшебный платок» (стереогноз без контроля зрения).  
Коммуникативные игры с привлечением учащихся других классов (имеющих иные модули) «Научи друга»  
18-25.05 Диагностика Итоговая диагностика  

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

Для детей, имеющих трудности в обучении и ограниченные возможности здоровья, обучающихся в условиях специальной и инклюзивной школы, в качестве основных квазиассистивных средств выступают средства коррекционно-развивающей рекреационной среды. В этой среде особую роль играет сенсорный материал.

Сенсорный материал – это материал, служащий развитию чувственного восприятия ребенка, сенсорики (от латинского слова «sensualis» - чувствующий). Давняя философская традиция, восходящая к высказываниям Аристотеля, и современные научные взгляды связывают развитие интеллекта с развитием чувственного восприятия – когнитивных (познавательных) психических процессов. Материалы для развития чувств состоят из средств, которые, благодаря их конструктивным особенностям, позволяют ребенку сконцентрироваться на изучении отдельных физических свойств предметов – форме, величине, цвете, весе, температуре, текстуре и т.п.

Модуль «Замочки»

Модуль предназначен для формирования умений и навыков открывания и закрывания различных замков и задвижек. Работа с модулем способствует развитию самостоятельности, совершенствует зрительно-моторную координацию, развивает мелкую моторику, формирует причинно-следственные связи, нормализует эмоционально-волевую сферу ребенка, формирует бытовые навыки, направляет стремление детей действовать в разумном русле, координирует, совершенствует и гармонизирует поведение в целом, способствует независимости ребенка от взрослого, его самостоятельности и тем самым укрепляет чувство собственного достоинства и самооценки. Упражнения практической жизни и сенсорные упражнения готовят почву для упражнений математических. Ребенок учится работать с большой концентрацией и устойчивостью внимания. Приучается к точности движений, планированию, действиям в строго определенной последовательности. Умеет наблюдать и анализировать.

Модуль «Объем»

К первому классу ребенок должен иметь представления об объеме и плоскости, но дети с ОВЗ зачастую в силу заболевания не получают в руки объемных предметов, что затрудняет формирование представлений об объеме и плоскости как проекции объемных тел. Получая сенсорный опыт, ребенок с ОВЗ Ребенок учится вкладывать объёмные геометрические фигуры: цилиндр, куб, треугольную и прямоугольную призму в соответствующие отверстия в различных направления: сверху вниз, сверху вниз с зеркальным контролем и от себя. В нижнем ряду требуется не только вложить фигурки, но и открыть дверцу, чтобы достать их.

Работа с модулем способствует развитию сенсомоторики, координации движений глаз-рука, стереогностического восприятия, подготавливает ребенка к восприятию формы и проекции формы (с помощью зеркала). Этот прием приводит к формированию у ребенка «фокуса внимания», то есть концентрации внимания на изучаемом свойстве, параметре, развитию наблюдательности и умению находить словесные обозначения для прожитого сенсорного опыта.

Модуль «Цвет»

Модуль предназначен для развития цветового восприятия. Ребенок многократно упражняется в составлении групп предметов одинакового цвета: вращая цилиндры, переворачивая кубики или передвигая шары. Яркий, привлекательный материал вызывает огромный интерес у ребенка и желание многократного повторения упражнений. Работа с модулем знакомит ребенка с различными цветами, способствует распознаванию цветов, умению формировать ряд одинаковых предметов, совершенствует зрительно моторную координацию, укрепляет мышцы рук, учит сравнивать и анализировать.

Модуль «Прорези»

Модуль предназначен для развития запястья, путем выполнения различных движений, связанных с передвижением ручек по прорезям. Верхняя прорезь предлагает простые движения сверху вниз; в следующем ряду движения кисти вертикально-горизонтальные, далее – криволинейные и, наконец, вращательные движения запястья. Движения происходят слева направо, что дополнительно формирует направления движения, как при письме.

Главное назначение модуля – подготовка руки и глаз к письму.

Модуль «Стереогноз»

Модуль предназначен для развития стереогностических ощущений, путем ощупывания различных фигурок и поверхностей. Ребенок встречается с понятием «такой же», подбирает пары, ощупывая предметы или дергая за веревочку. Работа с модулем способствует утончению стереогностического восприятия формы, развивает быстроту суждений и логику математического мышления. Сенсорные упражнения дают возможность контроля ошибок. Сенсорный материал в неявном виде готовит ребенка к более сложным упражнениям из математической зоны, зоны развития речи.

Модуль «Лабиринт»

В комплект входит:

- 4 лабиринта разного уровня сложности, окрашенных в 4 основных цвета: красный, жёлтый, синий и зелёный,

- 10 деревянных съёмных ручек для вождения по ним,

- ящик-упаковка, размеры: 72 х 44 х 8см.

Материал: фанера.

Подготовка к работе:

1) Ребенок выбирает лабиринт по цвету или сложности;

2) Берет из лотка одну или две деревянные ручки;

3) Вставляет деревянные ручки в начало лабиринта, и поместив указательный палец в углубление ручки, свободно передвигайте по лабиринту.

Благодаря работе двух рук одновременно задействовано два полушария головного мозга. Лабиринты предназначены для развития запястья, руки и глаз к письму, путём выполнения различных движений связанных с передвижением деревянных ручек по различным прорезям. В процессе работы ребёнок учится выполнять ряд простых последовательных действий, развивая тем самым зрительную и двигательную память, концентрацию и устойчивость внимания, наблюдательность, координацию движения рук, моторику.

Модуль «Сенсино»

Деревянный напольный стенд с четырьмя опорами (ножками) и игровым полем. На игровом поле размещены: «рулетка» - крутящийся диск с перемещающимся металлическим «указателем» - шариком и вокруг по диску 12 кружочков - магнитов для прикрепления пособий на магнитах; вокруг «рулетки» - диска выпилено 12 круглых «окошек», в которых спрятаны 12 синих «волшебных» мешочков - «тайничков»; сверху справа и снизу слева находятся две треугольные магнитные доски для размещения - демонстрации снятых с диска или дополнительных дидактических материалов. К стенду «Сенсино» прилагаются пособия - 6 красных мешочков с помещенными в них 6 деревянными игровыми комплектами (дидактическими материалами): № 1) 12 магнитных плоских фигурок животных и 12 их дублей без магнитов; № 2) 12 плоских геометрических фигур (форм) на магнитах и 12 их дублей без магнитов; №3) 7 одиночных и 5 двойных (совмещенных) комбинированных геометрических фигур (форм) на магнитах и 12 их дублей без магнитов (фигурки изготовлены из пенорезины и наклеены на деревянные кружочки); №4) 12 тактильных кружочков с поверхностями различной на ощупь фактуры на магнитах и 12 их дублей; №5) 12 цифр от 1 до 12 на магнитах и 12 их дублей без магнитов (к ним прилагаются 12 розовых счетных «человечков» с точками от 1 до 12); №6) магнитные буквы латинского алфавита на деревянных кружочках и к ним большие, вырезанные из дерева объемные буквы (всего количество тех и других букв – 55). Ребенок благодаря занятиям с сенсорным материалом приобретает точное понимание значения слов, формирует абстрактные понятия.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

Планируемые результаты зависят от категории учащихся и могут быть распределены на 3 основные группы:

Учащиеся специальных и инклюзивных классов: развитие социальной компетентности, формирование социально приемлемого поведения в деятельности, учет позиции других людей, партнера по общению, формирование умения слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Для учащихся с ОВЗ: коррекция нарушений и развитие зрительного, тактильного, кинестетического, слухового восприятия. Расширение и активизация словарного запаса по направлениям: коммуникативный словарь и коммуникативные штампы, эмоциональный словарь, признаки предметов, действия с предметами, пространственные отношения. Развитие анализа, в том числе пространственного.

Учащиеся классов ТМНР: развитие базовых навыков социальной компетентности, формирование социально приемлемого поведения в деятельности, развитие способности к анализу позиции партнера по общению, формирование умения слушать и вступать в диалог с использованием средств ААК, строить элементарное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми с использованием средств ААК. Коррекция нарушений и развитие восприятия (тактильного, кинестетического, зрительного). Развитие зрительно-моторной координации. Расширение словарного запаса и введение его в активную деятельность с использованием средств ААК. Развитие памяти, внимания, способности к прогнозированию, планированию и контролю в предметно-практической деятельности.

Учащиеся классов ИН: Развитие способности выражать коммуникативные потребности. Развитие коммуникативной мотивации, активизация и расширение коммуникативного словаря. Развитие умения анализировать предмет (по алгоритму), выражать результат анализа в речевой форме, в том числе в совместных играх. Развитие социально приемлемого поведения. Формирование элементов коммуникативной самостоятельности. Формирование базовых умений взаимодействия в практической деятельности. Формирование умений анализировать объект с опорой на предметную среду.


Наши рекомендации