Общая характеристика внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность — особый вид деятельности, осуществляемый в рамках образовательного процесса, направленный на решение конкретных образовательных задач в соответствии с требованиями ФГОС, способствующий проявлению активности обучающихся, реализуемый в различных формах работы вне урока. При реализации своих задач она одновременно направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы образовательного учреждения. Для специальных и инклюзивных школ в задачи внеурочной деятельности включается коррекция нарушений развития и формирование компетенций эффективного сотрудничества и общения со сверстниками. В данном случае внеурочная деятельность может рассматриваться как пространство воспитания и социализации учащихся специальной и инклюзивной школы. Внеурочная деятельность является компонентом целостного учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении любого типа. Практическая реализация внеурочной деятельности основывается на следующих принципах: включение учащихся в активную деятельность, доступность и наглядность, связь теории с практикой, учет возрастных и индивидуальных особенностей, сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности, целенаправленность и последовательность.
Внеурочная деятельность в специальной и инклюзивной школе основана на создании особой образовательной среды, в которой ведущую роль играют квазиассистивные технологии. Использование в работе данных технологий позволяет включить учащихся специальных и инклюзивных школ в совместную деятельность, а также решить задачи коррекции нарушения развития учащихся с ОВЗ.
Новизнарабочей программы заключается в использовании квазиассистивных технологий в формировании коммуникативных компетенций учащихся инклюзивных и специальных школ и коррекции нарушений в развитии учащихся с ОВЗ.
Нормативные документы, регламентирующие воспитательный процесс в условиях школы, определяют основные ценностные ориентиры: ценность человеческой жизни, семейные ценности, трудовая этика, патриотизм и другие. В ходе реализации программы учащиеся начальной инклюзивной и специальной школы получают опыт коммуникации в условиях специально организованной коррекционно-развивающей среды, позитивного и бережного отношения к другому человеку, окружающей среде, ценностного отношения к миру в целом.
Ценность добра– осознание себя как части общества, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения– понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность красоты и гармонии– осознание красоты и гармонии окружающей среды, русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность труда– осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду.
Место внеурочной деятельности в учебном плане
Программа рассчитана на 5 лет обучения:
подготовительные классы – 2 часа в неделю (66 часов),
первые классы – 2 часа в неделю (66 часов),
вторые классы – 2 часа в неделю (68 часов),
третьи классы – 2 часа в неделю (68 часов),
четвертые классы – 2 часа в неделю (68 часов).
Актуальность данной рабочей программы состоит во внедрении во внеурочную деятельность особых (квазиассистивных) средств, способствующих формированию у учащихся специальной начальной школы коммуникативных компетенций в рамках универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия формируются не только в учебной, но и во внеурочной и иной специально организованной деятельности.
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. В процессе работы учащиеся инклюзивных и специальных школ научатся бережно относиться друг к другу, учитывать особенности и интересы другого (сверстника, младшего или старшего товарища), ждать, помогать, принимать другого независимо от его особенностей и ограничений.
Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности (сюда относят целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию, оценку, саморегуляцию, способность к волевому усилию). Работа с материалами (КАТ) способствует формированию навыков целеполагания (с опорой на внешний план, затем мысленно), планирования деятельности, в том числе во внутреннем плане, прогнозированию результатов работы (сначала — на знакомом материале, в дальнейшем возможен перенос способности к прогнозированию на новую деятельность), контроля (соотнесения полученного результата с планируемым или прогнозируемым, в первую очередь на основе работы с реальными предметами, затем возможен перенос навыка контроля на уровень мыслительных операций). Работа с КАТ способствует развитию волевой сферы: многократно (сколько необходимо для достижения результата) выполнять действие, переделывать его при неверном/не соответствующем плану результате, анализировать причину неудачи, изменять ход выполнения действия в случае неудачи, регулировать свое поведение в случае неудачи или успешного выполнения действия и так далее.
Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем. Работа с КАТ способствует развитию моторики, восприятия (зрительного, тактильного, стереогностического, кинестетического, пространственного), внимания, памяти, пространственного анализа и синтеза, конструктивного праксиса (его базовых элементов), что способствует общему интеллектуальному развитию учащихся обеих категорий. Опора на сенсорные материалы дает возможность сформировать у учащихся навыки постановки задачи и решения ее сначала во внешнем, затем во внутреннем плане (интериоризация), способствует развитию навыков анализа задачи и возможности ее решения. Кроме того, учащиеся учатся не бояться ошибок, искать, находить и исправлять их, перенося затем данный навык в учебную работу.
Коммуникативные УУДобеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К предметным УУД в рамках данной программы можно отнести навыки взаимодействия с материалами модулей, с возможностью переноса их на иные дидактические материалы, навыки анализа характеристик материалов модулей, действий с ними и так далее. Предметные УУД в данном случае могут быть частью иных учебных предметов, в том числе математики, русского языка, технологии и ИЗО, окружающего мира и так далее.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
1. Свойства материалов и предметов: цвет, объем, высота, ширина, длина, глубина, размер, металлический, деревянный, пластмассовый, тяжелый, легкий, теплый, холодный, твердый, мягкий. Лексика.
2. Буквы и цифры. Различение, называние, понимание, соотнесение.
3. Пространственные представления: направление движения (вверх, вниз, направо, налево, справа налево, слева направо, снизу вверх, сверху вниз, наискосок), характеристика движения (быстро, медленно, осторожно), ощущения направления движения и анализ направления (выполнение действия без контроля зрения). Лексика.
4. Действия. Ощупывание, выравнивание, подбор по подражанию, образцу, словесной инструкции, конструирование (по подражанию, образцу, словесной инструкции). Лексика. Анализ.
Направления работы
2-й год обучения (1 класс)
Задачи работы в течение 2 года обучения - развитие коммуникативных навыков в условиях специально организованной рекреационной среды в рамках двух основных видов работы — социальной интернальной и экстернальной интеграции. Новым видом работы становится взаимодействие учащихся разных классов в условиях среды: посещение других классов, взаимное обучение учащихся разных классов (по параллелям, по видам — социальная интернальная интеграция). Также возможно включение во внеурочную деятельность учащихся других школ (социальная экстернальная интеграция). Для реализации экстернальной интеграции необходимо соблюдение нескольких требований: взаимное принятие учащихся разных школ, соответствие уровня развития учащихся коррекционной школы и приглашенных учащихся, оптимальное для общения время (длительность, расписание). В процессе экстернальной интеграции учащиеся школы выступают в качестве хозяев, приглашающих учащихся общеобразовательных школ, что требует предварительной подготовки. Поэтому программа 2 года обучения представляет собой план по направлениям работы, а не по классам. Это может представлять определенные трудности для учителей, реализующих программу. Тем не менее, данное разделение расширяет возможности учителя, реализующего внеурочную деятельность в коррекционной школе.
Под социальной интернальной интеграцией понимается включение детей с ограниченными возможностями здоровья в группу детей с более легкими ограничениями здоровья в данном коррекционном (специальном) учреждении. Например, социальная интернальная интеграция реализуется при включении учащихся с легкими ИН во внеклассное мероприятие с учащимися классов «Особый ребенок».
Под социальной экстернальной интеграцией понимается активное включение ребенка с ОВЗ во внеклассную/внеурочную деятельность группы сверстников, не имеющих ограничений развития. Социальная экстернальная интеграция отличается от инклюзии именно отсутствием совместной учебной деятельности учащихся с ОВЗ и учащихся общеобразовательных школ.
Таким образом, в программе представлены примерные направления работы по видам и по годам обучения. Учитель может самостоятельно составить план работы, подобрать задания, определить участников интегративного процесса в рамках предложенных направлений.
Сроки | СК, ИК | Классы ТМНР | Классы ИН |
Второй год обучения | Интернальная интеграция: между параллелями начальной школы, между начальной и дистанционной школой | Интернальная интеграция (по параллели, с учащимися более младшего возраста) | Интернальная интеграция (с учащимися более младшего возраста) |
Третий год обучения | Интернальная интеграция (со сверстниками, учащимися более старшего возраста). Экстернальная интеграция (первичное взаимодействие) | Интернальная интеграция (по параллели, с учащимися ДО). | Интернальная интеграция (с учащимися младшего возраста, учащимися ДО) |
Четвертый год обучения | Экстернальная интеграция. Интернальная интеграция (расширение контактов в школе). | Интернальная интеграция (со сверстниками, учащимися ДО). Элементы первичного взаимодействия в рамках экстернальной интеграции. | Интернальная интеграция (по параллели, со сверстниками, учащимися ДО). Первичное взаимодействие в рамках экстернальной интеграции. |
Пятый год обучения (если есть) | Свободная интернальная и экстернальная интеграция. | Экстернальная интеграция (частичная). Расширение контактов в рамках интернальной интеграции. | Экстернальная интеграция (частичная). Расширение контактов в рамках интернальной интеграции. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Й год обучения (1 класс)
Каждый учитель включает в планирование упражнения и игры, доступные и эффективные для каждого конкретного класса/подгруппы, в соответствии с уровнем развития и сформированностью коммуникативных навыков учащихся. Самостоятельная работа учащихся (4 четверть) поддерживается и направляется учителем.
Дата | Тема урока | Примечание |
1.09, 3.09 | День знаний, диагностика | 1 четверть — ознакомление учащихся выбранных «гостевых» классов с имеющимися модулями |
8-10.09 | Взаимное посещение учащимися выбранных для интеграции классов | |
15-17.09 | Обучение учащимися -«хозяевами» учащихся - «гостей» работе с модулем (1) | |
22-24.09 | Обучение работе с модулем (2) | |
6-8.10 | Обучение работе с модулем (3) | |
13-15.10 | Свободная работа учащихся двух классов с модулем (1) | |
20-22.10 | Свободная работа учащихся двух классов с модулем (2) | |
27.29.10 | Свободная работа учащихся с модулем (3) | |
10-12.11 | Игра по подгруппам/парам с модулем (1). Подгруппа 1 | 2 четверть — проведение совместных мероприятий/игр по подгруппам (1, 2) в условиях специально организованной рекреационной среды |
17-19.11 | Игра по подгруппам/парам с модулем (2). Подгруппа 1 | |
24-26.11 | Игра по подгруппам/парам с модулем (3). Подгруппа 1 | |
1-3.12 | Игра по подгруппам/парам с модулем (1). Подгруппа 2 | |
8-10.12 | Игра по подгруппам/парам с модулем (2). Подгруппа 2 | |
15-17.12 | Игра по подгруппам/парам с модулем (3). Подгруппа 2 | |
22-24.12 | Свободная игра с модулями, организуемая учащимися | |
12-14.01 | Промежуточный мониторинг | 3 четверть — смена ролей: учащиеся- «хозяева» становятся «гостями» для учащихся класса-партнера |
19-21.01 | Обучение учащимися -«хозяевами» учащихся - «гостей» работе с модулем (1) | |
26-28.01 | Обучение работе с модулем (2) | |
2-4.-2 | Обучение работе с модулем (3) | |
9-11.02 | Свободная работа учащихся двух классов с модулем (1) | |
16-18.02 | Свободная работа учащихся двух классов с модулем (2) | |
24-25.02 | Свободная работа учащихся с модулем (3) | |
1-3.03 | Игра по подгруппам/парам с модулем (1). Подгруппа 1 | |
9-10.03 | Игра по подгруппам/парам с модулем (2). Подгруппа 1 | |
15-17.03 | Игра по подгруппам/парам с модулем (3). Подгруппа 1 | |
22-24.03 | Игра по подгруппам/парам с модулем (1). Подгруппа 2 | |
5-7.04 | Игра по подгруппам/парам с модулем (2). Подгруппа 2 | 4 четверть — закрепление коммуникативных навыков и самостоятельной работы в условиях среды |
Игра по подгруппам/парам с модулем (3). Подгруппа 2 | ||
19-21.04 | Свободная игра с модулями, организуемая учащимися | |
26-28.04 | Самостоятельная инициация учащимися игр/мероприятий в классах-партнерах | |
4-5.05 | Самостоятельная инициация учащимися игр/мероприятий в классах-партнерах | |
10-12.05 | Самостоятельная инициация учащимися игр/мероприятий в классах-партнерах | |
17-19.05 | Самостоятельная инициация учащимися игр/мероприятий в классах-партнерах | |
24-25.05 | Итоговый мониторинг |
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Для детей, имеющих трудности в обучении и ограниченные возможности здоровья, обучающихся в условиях специальной и инклюзивной школы, в качестве основных квазиассистивных средств выступают средства коррекционно-развивающей рекреационной среды. В этой среде особую роль играет сенсорный материал.
Сенсорный материал – это материал, служащий развитию чувственного восприятия ребенка, сенсорики (от латинского слова «sensualis» - чувствующий). Давняя философская традиция, восходящая к высказываниям Аристотеля, и современные научные взгляды связывают развитие интеллекта с развитием чувственного восприятия – когнитивных (познавательных) психических процессов. Материалы для развития чувств состоят из средств, которые, благодаря их конструктивным особенностям, позволяют ребенку сконцентрироваться на изучении отдельных физических свойств предметов – форме, величине, цвете, весе, температуре, текстуре и т.п.
Модуль «Замочки»
Модуль предназначен для формирования умений и навыков открывания и закрывания различных замков и задвижек. Работа с модулем способствует развитию самостоятельности, совершенствует зрительно-моторную координацию, развивает мелкую моторику, формирует причинно-следственные связи, нормализует эмоционально-волевую сферу ребенка, формирует бытовые навыки, направляет стремление детей действовать в разумном русле, координирует, совершенствует и гармонизирует поведение в целом, способствует независимости ребенка от взрослого, его самостоятельности и тем самым укрепляет чувство собственного достоинства и самооценки. Упражнения практической жизни и сенсорные упражнения готовят почву для упражнений математических. Ребенок учится работать с большой концентрацией и устойчивостью внимания. Приучается к точности движений, планированию, действиям в строго определенной последовательности. Умеет наблюдать и анализировать.
Модуль «Объем»
К первому классу ребенок должен иметь представления об объеме и плоскости, но дети с ОВЗ зачастую в силу заболевания не получают в руки объемных предметов, что затрудняет формирование представлений об объеме и плоскости как проекции объемных тел. Получая сенсорный опыт, ребенок с ОВЗ Ребенок учится вкладывать объёмные геометрические фигуры: цилиндр, куб, треугольную и прямоугольную призму в соответствующие отверстия в различных направления: сверху вниз, сверху вниз с зеркальным контролем и от себя. В нижнем ряду требуется не только вложить фигурки, но и открыть дверцу, чтобы достать их.
Работа с модулем способствует развитию сенсомоторики, координации движений глаз-рука, стереогностического восприятия, подготавливает ребенка к восприятию формы и проекции формы (с помощью зеркала). Этот прием приводит к формированию у ребенка «фокуса внимания», то есть концентрации внимания на изучаемом свойстве, параметре, развитию наблюдательности и умению находить словесные обозначения для прожитого сенсорного опыта.
Модуль «Цвет»
Модуль предназначен для развития цветового восприятия. Ребенок многократно упражняется в составлении групп предметов одинакового цвета: вращая цилиндры, переворачивая кубики или передвигая шары. Яркий, привлекательный материал вызывает огромный интерес у ребенка и желание многократного повторения упражнений. Работа с модулем знакомит ребенка с различными цветами, способствует распознаванию цветов, умению формировать ряд одинаковых предметов, совершенствует зрительно моторную координацию, укрепляет мышцы рук, учит сравнивать и анализировать.
Модуль «Прорези»
Модуль предназначен для развития запястья, путем выполнения различных движений, связанных с передвижением ручек по прорезям. Верхняя прорезь предлагает простые движения сверху вниз; в следующем ряду движения кисти вертикально-горизонтальные, далее – криволинейные и, наконец, вращательные движения запястья. Движения происходят слева направо, что дополнительно формирует направления движения, как при письме.
Главное назначение модуля – подготовка руки и глаз к письму.
Модуль «Стереогноз»
Модуль предназначен для развития стереогностических ощущений, путем ощупывания различных фигурок и поверхностей. Ребенок встречается с понятием «такой же», подбирает пары, ощупывая предметы или дергая за веревочку. Работа с модулем способствует утончению стереогностического восприятия формы, развивает быстроту суждений и логику математического мышления. Сенсорные упражнения дают возможность контроля ошибок. Сенсорный материал в неявном виде готовит ребенка к более сложным упражнениям из математической зоны, зоны развития речи.
Модуль «Лабиринт»
В комплект входит:
- 4 лабиринта разного уровня сложности, окрашенных в 4 основных цвета: красный, жёлтый, синий и зелёный,
- 10 деревянных съёмных ручек для вождения по ним,
- ящик-упаковка, размеры: 72 х 44 х 8см.
Материал: фанера.
Подготовка к работе:
1) Ребенок выбирает лабиринт по цвету или сложности;
2) Берет из лотка одну или две деревянные ручки;
3) Вставляет деревянные ручки в начало лабиринта, и поместив указательный палец в углубление ручки, свободно передвигайте по лабиринту.
Благодаря работе двух рук одновременно задействовано два полушария головного мозга. Лабиринты предназначены для развития запястья, руки и глаз к письму, путём выполнения различных движений связанных с передвижением деревянных ручек по различным прорезям. В процессе работы ребёнок учится выполнять ряд простых последовательных действий, развивая тем самым зрительную и двигательную память, концентрацию и устойчивость внимания, наблюдательность, координацию движения рук, моторику.
Модуль «Сенсино»
Деревянный напольный стенд с четырьмя опорами (ножками) и игровым полем. На игровом поле размещены: «рулетка» - крутящийся диск с перемещающимся металлическим «указателем» - шариком и вокруг по диску 12 кружочков - магнитов для прикрепления пособий на магнитах; вокруг «рулетки» - диска выпилено 12 круглых «окошек», в которых спрятаны 12 синих «волшебных» мешочков - «тайничков»; сверху справа и снизу слева находятся две треугольные магнитные доски для размещения - демонстрации снятых с диска или дополнительных дидактических материалов. К стенду «Сенсино» прилагаются пособия - 6 красных мешочков с помещенными в них 6 деревянными игровыми комплектами (дидактическими материалами): № 1) 12 магнитных плоских фигурок животных и 12 их дублей без магнитов; № 2) 12 плоских геометрических фигур (форм) на магнитах и 12 их дублей без магнитов; №3) 7 одиночных и 5 двойных (совмещенных) комбинированных геометрических фигур (форм) на магнитах и 12 их дублей без магнитов (фигурки изготовлены из пенорезины и наклеены на деревянные кружочки); №4) 12 тактильных кружочков с поверхностями различной на ощупь фактуры на магнитах и 12 их дублей; №5) 12 цифр от 1 до 12 на магнитах и 12 их дублей без магнитов (к ним прилагаются 12 розовых счетных «человечков» с точками от 1 до 12); №6) магнитные буквы латинского алфавита на деревянных кружочках и к ним большие, вырезанные из дерева объемные буквы (всего количество тех и других букв – 55). Ребенок благодаря занятиям с сенсорным материалом приобретает точное понимание значения слов, формирует абстрактные понятия.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Планируемые результаты зависят от категории учащихся и могут быть распределены на 3 основные группы:
Учащиеся специальных и инклюзивных классов: развитие социальной компетентности, формирование социально приемлемого поведения в деятельности, учет позиции других людей, партнера по общению, формирование умения слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Для учащихся с ОВЗ: коррекция нарушений и развитие зрительного, тактильного, кинестетического, слухового восприятия. Расширение и активизация словарного запаса по направлениям: коммуникативный словарь и коммуникативные штампы, эмоциональный словарь, признаки предметов, действия с предметами, пространственные отношения. Развитие анализа, в том числе пространственного.
Учащиеся классов ТМНР: развитие базовых навыков социальной компетентности, формирование социально приемлемого поведения в деятельности, развитие способности к анализу позиции партнера по общению, формирование умения слушать и вступать в диалог с использованием средств ААК, строить элементарное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми с использованием средств ААК. Коррекция нарушений и развитие восприятия (тактильного, кинестетического, зрительного). Развитие зрительно-моторной координации. Расширение словарного запаса и введение его в активную деятельность с использованием средств ААК. Развитие памяти, внимания, способности к прогнозированию, планированию и контролю в предметно-практической деятельности.
Учащиеся классов ИН: Развитие способности выражать коммуникативные потребности. Развитие коммуникативной мотивации, активизация и расширение коммуникативного словаря. Развитие умения анализировать предмет (по алгоритму), выражать результат анализа в речевой форме, в том числе в совместных играх. Развитие социально приемлемого поведения. Формирование элементов коммуникативной самостоятельности. Формирование базовых умений взаимодействия в практической деятельности. Формирование умений анализировать объект с опорой на предметную среду.
ВАРИАНТ 6.2. ЗПР