Навыки, связанные с гигиеной тела (8 ч).
Научить детей показывать и называть правую и левую руку, правую и левую ногу, части тела: лоб, подбородок, затылок, щеки, губы. Закрепление ранее приобретенных навыков. Уметь мыть ноги. Уметь пользоваться носовым платком. Уметь причесываться и следить за аккуратностью волос.
Навыки одевания и раздевания (7 ч).Закрепление ранее приобретенных навыков. Уметь следить за своим внешним видом: заправлять рубашку в брюки, застегивать рубашку и брюки на все пуговицы, натягивать чулки, расправлять складки воротничка. Знать, в каком порядке одевать разные части одежды. Учить различать лицевую сторону от изнанки, застегивать и расстегивать пуговицы, различать обувь для правой и левой ноги. Уметь шнуровать ботинки и развязывать завязанные шнурки.
Навыки, связанные с приемом пищи (10 ч).Закрепление ранее приобретенных навыков. Уметь различать и называть основные предметы питания (суп, каша, мясо, котлеты, картофель, рыба, яйцо, масло, сахар, соль, варенье, конфета, пряник, белый хлеб, черный хлеб, кисель, компот, чай, кофе, какао, пирожок).
Навыки, связанные с гигиеной одежды, обуви, постели (3 ч).Уметь заправлять постель под присмотром воспитателя, вечером приготовить ее на ночь. Вытирать ноги, входя в помещение со двора, стряхивать снег с одежды.
Навыки поведения и самообслуживания (5 ч).Уметь содержать в чистоте и определенном порядке свои вещи, рабочее место (парту), школьные принадлежности. У
Предполагаемые личностные результаты:
наличие у детей следующих умений:
- следить за своим внешним видом;
- различать части тела;
- знать части одежды;
- различать предметы питания;
- уметь сервировать стол;
- уметь заправлять постель;
- уметь содержать в порядке свои вещи;
- уметь попросить помощь у взрослого
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Подготовительный класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата прове- дения | Цель урока | Коррекционная работа | Словарная работа | Наглядность, оборудование |
Навыки, связанные с гигиеной тела. | - формирование у учащихся навыков, связанных с гигиеной тела. | Развивать у учащихся память, внимание, мышление, связную устную речь, пополнять словарный запас при выполнении игр и упражнений: «Найди отличия», «Самый внимательный», «Волшебный мешочек». | Активизировать в речи учащихся слова: «чистота», «чистоплотный», «аккуратность», «грязь». | Иллюстрации с изображением сказочных персонажей «Мойдодыра», «Федоры». | |||
Закрепить умение различать и называть части тела: голова, глаза, волосы, нос, рот, уши, зубы; шея, грудь, живот, спина, плечи, руки; ноги, пальцы, ногти, колени. | - закрепление у учащихся умения различать и называть части тела. | Развивать у учащихся пространственную ориентировку, мелкую и крупную моторику, речь при проведении упражнений: «Какая рука», «Покажи правильно», «Назови, что покажу», «Мой портрет», «Зеркало», «Что есть у игрушки». | Активизировать в речи учащихся слова: «тело», «голова», «глаза», «волосы», «нос», «рот», «уши», «зубы», «шея», «грудь», «живот», «спина», «плечи», «руки», «ногти», «пальцы», «колени». | Наглядное пособие «Тело человека», куклы. Картинки с изображением детей разного возраста, роста, внешности, зеркало. | |||
Закрепить умение различать и называть предметы санитарии и гигиены: мыло, мыльница, мочалка; гребешок (расчёска), зубная щётка, зубной порошок, зубная паста, ножницы; таз, ванна, полотенце. | - закрепление у учащихся умения различать и называть предметы санитарии и гигиены. | Развивать у учащихся внимание, мышление, пространственную ориентировку, речь при проведении упражнений: «Что это?», «Выбери нужный предмет», «Моя внешность». | Активизировать в речи учащихся слова: «порядок», «уют», «чистота». | Картинки с изображением предметов санитарии, натуральные предметы. | |||
Закрепить умение различать и называть действия, связанные с гигиеной тела: мыть – вытирать; чистить; полоскать; причёсываться | - закрепление у учащихся умения различать и называть действия, связанные с гигиеной тела. | Развивать у учащихся мышление, память, речь, пространственную ориентировку при проведении игр: «Назови правильно», «У кого что лежит», «В какой руке», «Для чего нужен этот предмет», «Найди пару», «Что я умею». | Активизировать в речи учащихся слова: «мыть», «вытирать», «чистить», «полоскать». | Карточки со словами, предметы санитарии. | |||
Объяснить, что быть чистым – красиво, приятно и полезно для здоровья. | - формирование у учащихся знаний о личной гигиене. | Развивать у учащихся мышление, память, речь, пространственную ориентировку при проведении игр: «Угадай, кто это», «Мой выбор», «Малыши-крепыши». | Активизировать в речи учащихся слова: «школа», «класс», «учитель». «ученик». | Сюжетные картинки и соответствующие тексты к ним, дидактическая игра «Малыши-крепыши». | |||
Объяснить, что грязь способствует заболеваниям. | - формирование у учащихся знаний о личной гигиене. | Развивать у учащихся мышление, память, речь, пространственную ориентировку при проведении игр: «Мой выбор», «Как нужно ухаживать а собой», «Письмо». | Активизировать в речи учащихся слова: «чистота», «чистоплотный», «аккуратность», «грязь». | Карточки с изображением учебных принадлежностей, волчок, фишки, карточки с вопросами. | |||
Совершать под присмотром учителя туалет: мыть с мылом руки, насухо вытираться. | - формирование у учащихся умения совершать туалет под присмотром воспитателя. | Развивать у учащихся мышление, память, мелкую и крупную моторику, пространственную ориентировку при проведении игр: «К нам пришел Незнайка», «Что я умею». | Активизировать в речи учащихся слова: «класс». «туалет», «коридор», «столовая», «библиотека». | Предметы санитарии, картинка с изображением Незнайки. | |||
Знать, где следует хранить предметы туалета: мыльница, гребешок, полотенце; зубная щётка, паста или порошок. | - формирование у учащихся знаний о местах хранения предметов туалета. | Развивать у учащихся мышление, память, речь, пространственную ориентировку при проведении игр: «Что лишнее», «Волшебный мешочек», «Подскажи Кате», «Найди нужное место». | Активизировать в речи учащихся слова: «мыльница», «гребешок», «полотенце», «зубная щетка», «паста», «порошок». | Предметы туалета, картинки с изображением предметов туалета, кукла. | |||
Развитие навыков одевания и раздевания. Закрепить умение различать и называть предметы одежды: рубашка, платье, костюм, брюки, носки, колготки, трусы. | - закрепление у учащихся умения различать и называть предметы одежды. | Развивать у учащихся мышление, память, речь, пространственную ориентировку, мелкую и крупную моторику при проведении игр: «Одень куклу», «Четвертый лишний», «Найди такой же предмет», «Что сначала, что потом». | Активизировать в речи учащихся слова: «одежда», «рубашка», «платье», «костюм», «брюки», «носки», «колготки», «трусы». | Предметное лото «Одежда», демонстрационные материалы по теме «Одежда», кукла. | |||
Закрепить умения различать и называть предметы верхней одежды: пальто, шарф, куртка, перчатки, варежки. | - закрепление у учащихся умения различать и называть предметы верхней одежды. | Развивать у учащихся восприятие, мышление, память, речь, пространственную ориентировку при проведении игр: «Найди ошибку», «Что изменилось?». | Активизировать в речи учащихся слова: «пальто», «шарф», «куртка», «перчатки», «варежки». | Предметное лото «Одежда», демонстрационные материалы по теме «Одежда», кукла. | |||
Закрепить умение различать и называть предметы головных уборов: шапка, кепка, берет. | - закрепление у учащихся умения различать и называть предметов головных уборов. | Развивать у учащихся мышление, память, речь, пространственную ориентировку при проведении игр: «Чудесный мешочек», «Опиши, мы отгадаем», «Четвертый лишний». | Активизировать в речи учащихся слова: «шапка», «кепка», «берет». | Предметное лото «Одежда», демонстрационные материалы по теме «Одежда», кукла. | |||
Закрепить навыки одевания под присмотром воспитателя. | - закрепление у учащихся навыков одевания. | Развивать у учащихся восприятие, мышление, память, речь, пространственную ориентировку при проведении игр: «Что сначала, что потом?», «Найди ошибку». | Активизировать в речи учащихся слова: «одежда», «обувь», «головной убор», «застегнуть», «расстегнуть», «обуть», «одеть». | Предметы одежды, обувь, головные уборы. | |||
Закрепить умение различать и называть предметы обуви: ботинки, галоши, валенки. | - закрепление у учащихся умения различать и называть предметы обуви. | Развивать у учащихся мышление, память, речь, пространственную ориентировку при проведении игр: «Цепочка», «Волшебный мешочек», «Подбери пару». | Активизировать в речи учащихся слова: «ботинки», «галоши», «валенки», «обувь». | Предметное лото «Одежда», демонстрационные материалы по теме «Одежда». | |||
Закрепить навыки обувания под присмотром воспитателя. | - закрепление у учащихся навыков обувания. | Развивать у учащихся мышление, память, речь, пространственную ориентировку при проведении игр: «Кто быстрее найдет пару», «Найди ошибку», «Четвертый лишний». | Активизировать в речи учащихся слова: «ботинки», «галоши», «валенки», «обувь», «обуваться», «разуваться». | Предметы обуви. | |||
Знать как складывать и куда класть или вешать снятую одежду. | - формирование у учащихся знаний о правильном хранении одежды. | Развивать у учащихся мышление, память, речь, пространственную ориентировку при проведении игр: «Справа и слева», «Четвертый лишний», «Где находится…», «Найди место для этой вещи». | Активизировать в речи учащихся слова: «одежда», «вешать», «складывать», «снимать», «вешалка». | Предметы одежды, вешалки, шкаф. | |||
Навыки приёма пищи. | - формирование у учащихся навыков приема пищи. | Развивать у учащихся мышление, память, речь, пространственную ориентировку при проведении игр: «Накорми куклу», «Что для чего», «Найди ошибку». | Активизировать в речи учащихся слова: «альбом», «линейка», «карандаш», «ручка», «краски». | Посуда, продукты питания, плакат «Правила поведения за столом», кукла. | |||
Уметь различать и называть предметы, нужные для приёма пищи: ложка, тарелка, салфетка, стакан; кружка, солонка, блюдечко, клеёнка и т.д. | - формирование у учащихся умения различать и называть предметы, нужные для приема пищи. | Развивать у учащихся крупную и мелкую моторику, мышление, память, речь, пространственную ориентировку при проведении игр: «Кто красиво сидит», «Летает- не летает», «Самый внимательный». | Активизировать в речи учащихся слова: «ложка», «тарелка», «салфетка», «стакан», «кружка», «солонка», «блюдечко», «клеенка». | Посуда, предметное лото «Наш дом». | |||
Закрепить навык мыть руки перед едой. | - закрепление навыков личной гигиены. | Развивать у учащихся мышление, память, речь, пространственную ориентировку при проведении игр: «Найди по описанию», «Справа и слева». | Активизировать в речи учащихся слова: «мыло», «мыть», «еда». | Предметы личной гигиены | |||
Закрепить навык правильно держать ложку. | - закрепление навыков правильного приема пищи. | Развивать у учащихся крупную и мелкую моторику, мышление, память, речь, пространственную ориентировку при проведении игр: «Найди по описанию», «Волшебный мешочек», «Научи куклу», «Повторяй за мной». | Активизировать в речи учащихся слова: «ложка», «держать». | Предметы посуды, куклы. | |||
Закрепить навык правильно пользоваться ложкой, не разливая еду. | - закрепление навыков правильного приема пищи. | Развивать у учащихся крупную и мелкую моторику, мышление, память, речь, пространственную ориентировку при проведении игр: «В какой руке?», «Что пропало?», «Волшебный мешочек», «Четвертый лишний». | Активизировать в речи учащихся слова: «ложка», «пища». | Посуда, продукты питания, плакат «Правила поведения за столом» | |||
Закрепить навык хорошо пережёвывать пищу. | - закрепление навыков правильного приема пищи. | Развивать у учащихся крупную и мелкую моторику, мышление, память, речь, пространственную ориентировку при проведении игр: «Закончи предложения». «Чего не хватает». | Активизировать в речи учащихся слова: «жевать», «ложка», «пища». | Посуда, продукты питания. | |||
Закрепить навык уметь есть приятно, не роняя еду на пол и на стол. | - закрепление навыков правильного приема пищи. | Развивать у учащихся крупную и мелкую моторику, мышление, память, речь, пространственную ориентировку при проведении игр: «Повторяй за мной», «Научи друга». | Активизировать в речи учащихся слова: «жевать», «ложка», «пища». | Посуда, продукты питания, плакат «Правила поведения за столом», кукла. | |||
Знать, что нельзя есть зелёные, а также немытые ягоды, овощи, фрукты. | - формирование у учащихся знаний о съедобных овощах и фруктах. | Развивать у учащихся крупную и мелкую моторику, мышление, память, речь, пространственную ориентировку при проведении игр: «Съедобное - несъедобные», «Четвертый лишний», «Полезно - вредно». | Активизировать в речи учащихся слова: «ягоды», «овощи», «фрукты», «мыть». | Предметное лото «Окружающий мир», плакат «Овощи и фрукты», «Ягоды», мячик. | |||
Навыки культурного поведения. Садиться за стол и выходить из-за стола по разрешению воспитателя. | - формирование у учащихся навыков культурного поведения. | Развивать у учащихся крупную и мелкую моторику, мышление, память, речь, пространственную ориентировку при проведении игр: «Дополни предложение», «Самый внимательный», «Что изменилось?». | Активизировать в речи учащихся слова: «тихо», «громко», «сидеть прямо», «не чавкать», «спасибо». | Стол, стул, карточки для игры «Что изменилось», бланки для игры «Дополни предложения». | |||
Выйдя из-за стола, задвигать за собой стул. | - формирование у учащихся навыков культурного поведения. | Развивать у учащихся крупную и мелкую моторику, мышление, память, речь, пространственную ориентировку при проведении игр: «Научи Буратино», «Найди ошибку», «В гостях». | Активизировать в речи учащихся слова: «тихо», «громко», «сидеть прямо», «не чавкать», «спасибо». | Реквизиты для игры «В гостях», Буратино. | |||
Уметь вовремя попроситься в туалет и вымыть руки после него. | - формирование у учащихся навыков культурного поведения и личной гигиены. | Развивать у учащихся крупную и мелкую моторику, мышление, память, речь, пространственную ориентировку при проведении игр: «Помоги Незнайке», «Найди такой же предмет», «Путешественники». | Активизировать в речи учащихся слова: «горшок», «унитаз», «раковина», «туалетная бумага». | Горшок, туалетная бумага. | |||
Уметь ходить попарно и знать своё место на прогулке. | - формирование у учащихся умения ходить в паре. | Развивать у учащихся крупную и мелкую моторику, мышление, память, речь при проведении игр: «Найди пару», «Ручеек», «Самый внимательный». | Активизировать в речи учащихся слова: «прогулка», «пара». | Наглядные картинки, дидактические игры | |||
Участвовать в физкультзарядке. | - формирование у учащихся умения участвовать в физкультзарядке. | Развивать у учащихся крупную и мелкую моторику, мышление, память, речь, пространственную ориентировку при проведении игр: «Повторяй за мной», «Малыши-крепыши», «Самый внимательный». | Активизировать в речи учащихся слова: «спорт», «здоровье». «арядка», «упражнение». | Мяч, гимнастическая палка, карточки для игры «Повторяй за мной», дидактическая игра «Малыши-крепыши». | |||
Не сорить, а бросать ненужные бумажки в корзину или ящик для мусора. | - формирование у учащихся навыков культурного поведения. | Развивать у учащихся крупную и мелкую моторику, мышление, память, речь, пространственную ориентировку при проведении игр: «Подбери картинку», «Отгадай загадку», «Где что лежит». | Активизировать в речи учащихся слова: «урна», «щетка», «веник», «совок». | Предметное лото «Наш дом», совок, щетка, веник, урна. |
Класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата прове- дения | Цель урока | Коррекционная работа | Словарная работа | Наглядность, оборудование |
Навыки, связанные с гигиеной тела. | - формирование у учащихся гигиенических навыков; | Развивать у учащихся мышление, память, речь, восприятие, пространственную ориентировку, крупную и мелкую моторику при проведении упражнений: «Волшебный мешочек», «Четвертый лишний», «Микроскоп», «В гостях у Айболита». | Активизировать в речи учащихся слова: «чистота», «гигиена», «грязь». | Мыло, расческа, зеркало, дидактическая игра «Малыши-крепыши», иллюстрация с изображением Айболита. | |||
Научить детей показывать и называть правую и левую руку, правую и левую ногу, части тела: лоб, подбородок, затылок, щёки, губы. | -формирование у учащихся умения различать правую и левую руку и ногу, части тела. | Развивать у учащихся мышление, память, речь, восприятие, пространственную ориентировку, крупную и мелкую моторику при проведении упражнений: «Мой портрет», «Отгадай загадку», «Флажки», «Жди сигнал», «Справа и слева». | Активизировать в речи учащихся слова: «рука», «нога», «лоб», «подбородок», «затылок», «щеки», «губы», «право», «лево». | Флажки, демонстрационные материалы «Тело человека». | |||
Закрепление ранее приобретённых навыков. | - закрепление навыков личной гигиены. | Развивать у учащихся мышление, память, речь, восприятие, пространственную ориентировку, крупную и мелкую моторику при проведении упражнений: «Угадай по описанию», «Ровным кругом», «Эстафета». | Активизировать в речи учащихся слова: «мыло», «шампунь», «мочалка», «полотенце», «зеркало», «расческа». | Демонстрационные материалы «Малыши-крепыши», предметы туалета. Игрушки. Музыкальные инструменты, одежда. Шапочки-маски с изображением мыла, зубной щетки, шампуня, мочалки, полотенца, зеркала, расчески. | |||
Уметь мыть ноги. | - формирование у учащихся умения мыть ноги. | Развивать у учащихся крупную и мелкую моторику, мышление, память, речь, пространственную ориентировку при проведении игр: «отгадай загадку», «Самый чистый», «Научи куклу». | Активизировать в речи учащихся слова: «мыть ноги», «мыло», «таз», «полотенце». | Мыло, таз, полотенце, кукла. | |||
Уметь пользоваться носовым платком. | - формирование у учащихся умения пользоваться носовым платком. | Развивать у учащихся крупную и мелкую моторику, мышление, память, речь, пространственную ориентировку при проведении игр: «Волшебный мешочек». «Четвертый лишний», «Найди по описанию», «Научи Буратино». | Активизировать в речи учащихся слова: «носовой платок», «нос», «насморк», «салфетка». | Носовой платок, салфетка, Буратино. | |||
Уметь причёсываться и следить за аккуратностью волос. | - формирование у учащихся умения причесываться. | Развивать у учащихся крупную и мелкую моторику, мышление, память, речь, пространственную ориентировку при проведении игр: «Лото». «Отгадай на ощупь», «Четвертый лишний», «Отгадай по описанию», «Парикмахер». | Активизировать в речи учащихся слова: «фрукты», «яблоко», «груша», «апельсин», «виноград». | Предметное лото «Окружающий мир», расческа, зеркало, мультфильм «Мойдодыр». | |||
Навыки одевания и раздевания. | -закрепление у учащихся навыков одевания и раздевания. | Развивать у учащихся крупную и мелкую моторику, мышление, память, речь, пространственную ориентировку при проведении игр: «Самый быстрый», «Предметное лото», «Отгадай на ощупь», «Найди на картинке», «Одень куклу». | Активизировать в речи учащихся слова: «пуговица», «шнурок», «молния», «одеваться», «раздеваться». | Предметное лото «одежда», одежда. кукла. | |||
Закрепление ранее приобретённых навыков. | -закрепление навыков одевания и раздевания. | Развивать у учащихся мышление, память, речь, восприятие, пространственную ориентировку, крупную и мелкую моторику при проведении упражнений: «Продолжи предложение», «Отгадай загадку», «Что сначала. Что потом», «Аукцион», «Подбери пару». | Активизировать в речи учащихся слова: «пуговица», «шнурок», «молния», «одеваться», «раздеваться». | Предметное лото «одежда», одежда. кукла. | |||
Уметь следить за своим внешним видом: заправить рубашку в штаны, застёгивать рубашку и штаны на все пуговицы, натягивать чулки, расправлять складки воротника. | -формирование у учащихся умения следить за своим внешним видом. | Развивать у учащихся мышление, память, речь, восприятие, пространственную ориентировку, крупную и мелкую моторику при проведении игр: «Волшебные шнурочки», «Одень куклу на прогулку», «самый быстрый». | Активизировать в речи учащихся слова: «заправить рубашку», «застегнуть», «натянуть чулки», «расправить складки воротника», | Игра «Волшебные шнурочки», кукла, одежда. | |||
Знать, в каком порядке надевать разные части одежды. | - формирование у учащихся знания последовательности одевания разных частей одежды. | Развивать у учащихся мышление, память, речь, восприятие, пространственную ориентировку, крупную и мелкую моторику при проведении упражнений: «Что сначала, что потом», «Самый внимательный», «Что изменилось». | Активизировать в речи учащихся слова: «шапка», «куртка», «брюки», «майка», «трусы», «колготки», «варежки», «шарф». | Демонстрационные материалы «Одежда», карточки с названиями одежды, предметы одежды. | |||
Учить различать лицевую сторону от изнанки, застёгивать и расстегивать пуговицы. | - формирование у учащихся умения различать лицевую сторону от изнаночной, застегивать и расстегивать пуговицы. | Развивать у учащихся крупную и мелкую моторику, мышление, память, речь, пространственную ориентировку при проведении игр: «Где изнанка, где лицо», «Отгадай по описанию», «Самый быстрый». | Активизировать в речи учащихся слова: «лицевая сторона», «изнанка», «пуговица», «застегивать», «расстегивать». | Пуговицы, предметы одежды. | |||
Различать обувь для правой и левой ноги. | - формирование у учащихся умения различать обувь для правой и левой ноги. | Развивать у учащихся крупную и мелкую моторику, мышление, память, речь, пространственную ориентировку при проведении игр: «Самый внимательный», «Найди пару». | Активизировать в речи учащихся слова: «обувь», «правая нога», «левая нога». | Демонстрационные материалы «Обувь», предметы обуви. | |||
Уметь шнуровать ботинки и развязывать, завязанные шнурки. | - формирование у учащихся умения шнуровать и развязывать завязанные шнурки. | Развивать у учащихся крупную и мелкую моторику, мышление, память, речь, пространственную ориентировку при проведении игр: «Волшебные шнурочки», «Развяжи ботинок», «Четвертый лишний». | Активизировать в речи учащихся слова: «ботинки», «шнурки», «развязывать», «шнуровать». | Демонстрационные материалы «Обувь», предметы обуви, шнурки, игры «Волшебные шнурочки». | |||
Навыки, связанные с приёмом пищи. | - формирование у учащихся навыков, связанных с приемом пищи. | Развивать у учащихся крупную и мелкую моторику, мышление, память, речь, пространственную ориентировку при проведении игр: «Что сначала, что потом», «Исправь ошибку», «Дополни предложение». | Активизировать в речи учащихся слова: «жевать», «не чавкать», «задвигать стул», «тихо», «громко», «сидеть прямо», «спасибо». | Плакат «Правила поведения за столом», посуда, скатерть. | |||
Закрепление ранее приобретённых навыков. | - формирование у учащихся ранее приобретенных навыков. | Развивать у учащихся крупную и мелкую моторику, мышление, память, речь, пространственную ориентировку при проведении игр: «Самый внимательный», «Одень куклу», «Продолжи предложение», «Волшебные шнурочки». | Активизировать в речи учащихся слова: «одеваться», «раздеваться», «шнуровать», «развязывать», «одежда», «обувь». | Игра «Волшебные шнурочки», кукла, предметы одежды, обуви, шнурки. | |||
Поведение при приеме пищи, поведение в столовой | - формирование у учащихся умения правильно вести себя за столом | Развивать у учащихся крупную и мелкую моторику, мышление, память, речь, пространственную ориентировку при проведении игр: «На завтраке», «Предметы посуды», «Продукты питания» | Активизировать в речи умения попросить, называть продукты питания, выражать свои желания в культурной форме | Наглядные материалы, организация специального учебного пространства | |||
Помощь старшим в сервировке стола, по уборке после еды. | - формирование у учащихся умения сервировать стол. | Развивать у учащихся крупную и мелкую моторику, мышление, память, речь, пространственную ориентировку при проведении игр: «разложи по порядку», «Чего не хватает на столе?», «Помощники». | Активизировать в речи учащихся слова: «сервировка», «по суда», «салфетка», «скатерть». | Посуда, скатерть, салфетки, бланки для игры «Разложи по порядку». | |||
Уметь различать и называть основные продукты питания (суп, каша, мясо, котлеты; картофель, рыба, яйцо, масло, сахар, соль, варенье, конфета, пряник, белый хлеб, чёрный хлеб, кисель, компот, чай, кофе, какао, пирожок и т.д.). | - формирование у учащихся умения различать и называть основные продукты питания. | Развивать у учащихся крупную и мелкую моторику, мышление, память, речь, пространственную ориентировку при проведении игр: «Самый внимательный», «Что где растет», «Продолжи предложение». | Активизировать в речи учащихся слова: «продукты питания», «суп», «каша», «мясо», «котлеты»; «картофель», «рыба», «яйцо», «масло», «сахар», «соль», «варенье», «конфета», «пряник», «белый хлеб», чёрный хлеб, «кисель», «компот», «чай», «кофе», «какао», «пирожок». | Предметное лото «Окружающий мир», продукты питания, демонстративные материалы «Продукты питания». | |||
Навыки, связанные с гигиеной одежды: входя в помещение со двора уметь стряхивать снег с одежды. | - формирование у учащихся навыков, связанных с гигиеной одежды. | Развивать у учащихся мышление, память, речь, восприятие, пространственную ориентировку, крупную и мелкую моторику при проведении упражнений: «Самый опрятный», «Что сначала, что потом?», «Аукцион». | Активизировать в речи учащихся слова: «гигиена одежды», «стряхивать снег», «чистота», «грязь». | Демонстрационные материалы «Одежда», предметное лото «Окружающий мир». | |||
Навыки, связанные с гигиеной обуви: уметь вытирать ноги, входя в помещение со двора. | - формирование у учащихся знаний о труде людей зимой. | Развивать у учащихся мышление, память, речь, восприятие, пространственную ориентировку, крупную и мелкую моторику при проведении упражнений: «Продолжи предложение», «Отгадай кто что делает», «Что сначала, что потом», «Четвертый лишний». | Активизировать в речи учащихся слова: «работа на огороде», «уборка жилища», «уборка двора». | Демонстрационные материалы «Обувь», предметное лото «Окружающий мир». | |||
Навыки, связанные с гигиеной постели: уметь заправлять постель под присмотром воспитателя (учителя). | - формирование у учащихся умения заправлять постель. | Развивать у учащихся мышление, память, речь, восприятие, пространственную ориентировку, крупную и мелкую моторику при проведении упражнений: «Наведи порядок», «Найди ошибку», «повторяй за мной». | Активизировать в речи учащихся слова: «постель», «подушка», «простынь», «матрац»,«пододеяльник», «одеяло», «наволочка» . | Постельное белье, кровать. | |||
Навыки поведения среди других детей | - формирование у учащихся умения участвовать совместно с другими детьми в играх, занятиях | Развивать у учащихся мышление, память, речь, восприятие, пространственную ориентировку, крупную и мелкую моторику при проведении упражнений: «Помоги товарищу одеться», «Попроси помочь себе» | Активизировать в речи учащихся слова, выражающие просьбы , пожелания | Наглядные картинки, отражающие различные жизненные ситуации | |||
Навыки самообслуживания: уметь содержать в чистоте и определённом порядке свои вещи; рабочее место (парту); школьные принадлежности. | - формирование у учащихся навыков самообслуживания. | Развивать у учащихся мышление, память, речь, восприятие, пространственную ориентировку, крупную и мелкую моторику при проведении упражнений: «Помоги Буратино», «Наведи порядок», «Найди место для каждой вещи». | Активизировать в речи учащихся слова: «чистота», «порядок», «беспорядок». | Школьные принадлежности. |
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
- М.А.Тарасов. Коррекция социального и речевого развития детей 3-7 лет. М., Сфера, 2005г.
- Л.М.Шипицына. Уроки общения для детей с нарушениями интеллекта. С-Пб., Просвещение, 2006г.
- К.П.Нефедова. Посуда и столовые принадлежности. Какие они? М., Гном и Д., 2008г.
- Т.М.Карпенко. Сборник загадок. М., Просвещение, 1988г.
- Обучение детей с выраженным нарушением интеллекта. Программно-методический материал./ Под ред. Бгажноковой И.М. М.: Владос, 2007г.
- Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья. М., Вако, 2004г.
- А.В. Ястребова, О.И.Лазаренко. Досуг и занятия в группе продленного дня, Начальная школа. Практическое пособие.- М.: Айрис-пресс, 2004.
- В.Касаткина. Родная природа. Н.Н., Деком, 1998г.
- Н.В. Новоторцева. Рабочая тетрадь по развитию речи. Я., Академия, 2001г.
- З.Е. Агранович. Сборник упражнений по развитию речи для воспитателей и родителей для детей с ОНР. С-Пб., 2008г.
- Т.А. Девяткова, Л.Л. Кочетова,А.Г. Петрикова. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. М., Владос, 2003г.
- Н.Л.Шестернина. Тематический словарь в картинках «Гигиена и здоровье». М: «Школьная Пресса», 2010г.
- С.А.Васильева, В.И. Мирясова. Тематически словарь в картинках «Посуда. Продукты питания». М: «Школьная Пресса», 2009г.
- С.А.Васильева, В.И. Мирясова. Тематически словарь в картинках «Город, улица, дом. Квартира, мебель». М: «Школьная Пресса», 2010г.
- К.П.Нефедова. Дом. Какой он? М., Гном и Д., 2008г.
- С. Вохринцева. Окружающий мир. Бытовая техника. Дидактический материал. г. Екатеринбург, «Страна фантазий», 2009г.
- Игра «Эволюция транспорта и окружающих нас вещей». г.Киров, 2010г.
- Аудиоэнциклопедия «Если хочешь быть здоров».
- М. Безруких, Т. Филиппова. Рабочая тетрадь для школьников. Разговор о правильном питании. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011г.
- М.А. Панфилова . Игротерапия общения. М., Гном и Д., 2008г.
- Л.А .Метиева, Э.Я. Удалова. Развитие сенсорной сферы детей. М.: Просвещение., 2009г.
- Технология. Обслуживающий труд. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, 5 класс. Под ред. В.Д. Симоненко. М., «Вентана-Граф», 2009г.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
При планировании предполагаемых результатов (личностных, предметных, базовых учебных действий) предполагается использовать следующие формулировки:
- создавать предпосылки;
- будет иметь возможность;
- создать условия для формирования (чего либо);
- с помощью педагога выполняет действия;
- предоставить возможность;
- сформировать представление (о чем-либо);
- создать условия для формирования представления (о чем-либо).
Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- организовывать рабочее место;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Формирование учебного поведения:
1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
- фиксирует взгляд на яркой игрушке;
- фиксирует взгляд на движущей игрушке;
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на изображении;
- фиксирует взгляд на экране монитора.
2) умение выполнять инструкции педагога:
- понимает жестовую инструкцию;
- понимает инструкцию по инструкционным картам;
- понимает инструкцию по пиктограммам;
- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).
3) использование по назначению учебных материалов:
- бумаги;
- цветной бумаги;
- пластилина.
4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
- выполняет действие способом рука-в-руке;
- подражает действиям, выполняемы педагогом;
- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;
- выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога.
Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.
3) с заданными качественными параметр