Упражнения для развития тонкой моторики рук (28 ч).

Привлечение внимания учащихся к предметам. Рассматривание предметов и обучение фиксации взгляда на объекте, активному восприятию, перемещению предметов в руке для рассматривания их со всех сторон (совместно с учителем).

Упражнения для кистей рук: сжимание, разжимание (совместно с учителем, по подражанию его движениям).

Формирование кинетической основы движений пальцев рук в процессе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса: игры с пирамидками и т. д.

Упражнения с природным материалом и бытовыми предметами: «Раскопки», «Карандаши ставим в карандашницу», «Чашки на блюдца» и т. п.

«Рисуночное письмо» (23 ч).

Рисование учителем для учеников (мелом на доске или кистью, фломастером, волоконным карандашом, маркером на листе бумаги) предметных изображений и изображений детей с предметами: с куклой, с мячом, с медвежонком, с кубиками, с барабаном, с машиной, с ведерком. Выбор учащимися соответствующего предмета и действия с ним вместе с учителем.

Игры на соотнесение реальных предметов и игровых действий с их изображениями: подкладывание, демонстрация действий с использованием указательного и соотносящего жестов, называние учителем или учащимися с использованием вербальных и невербальных средств коммуникации.

Рисование по подражанию (черта, закругленные линии, угловые фигуры). Обводка фигур пальцем, карандашом, фломастером, мелом. Проведение «Дорожек» пальцем, фломастером, мелом, карандашом.

Жестово-образные игры (17 ч).

Игры на противоположные действия, включающие крупные и мелкие движения учащихся с музыкальным сопровождением и без него: шаги, бег, подпрыгивание, сохраняя равновесие и перенося предметы двумя руками:

– «Осенняя прогулка с листьями (в правой и левой руке)»,

– «Осенняя прогулка с корзиной листьев (корзину держат двумя руками)»,

– «Осенняя прогулка с ведерками с шишками (в правой и левой руках)» и т. п.

Игры на противоположные действия, включающие крупные и мелкие движения (шаги, бег, подпрыгивание), сохраняя равновесие и перенося предметы двумя руками музыкальным сопровождением или без него): «Прогулка с игрушечным фонариком в руке» (чередование рук при остановке музыки), «Прогулка под зонтиком» (зонтик держат двумя руками, останавливаются по окончании звучания музыки), «Иду (бегу), удерживая кастрюлю с орехами» и т. п.

Игры-пантомимы, этюды: «Ветер, ветер», «Земля в разное время года», «Кукла заболела», «Кукла идет», «Катаю куклу в коляске», «Падающие листья», «Солнечные зайчики» и др.

Ритмические упражнения (31 ч).

Упражнения на общую моторику под ритмичные звуки музыкальных инструментов типа «Падаем и встаем, садимся и встаем»: «Сижу — стою», «Кошка» (опора на руки и колени - спинка выгнута: мяу-мяу, «Собачка» (опора на руки и колени - спинка прямая: гав-гав и др.

Ходьба в заданном направлении с игрушкой (погремушкой, ленточкой, прикрепленной к палочке), по сенсорной и игровой дорожкам под удары бубна, барабана, звуки музыкального треугольника.

Игровые упражнения на прокатывание мяча двумя руками друг другу. Прыжки на мячах-хопах (фитбол) с речевым сопровождением {хоп-хоп)? с музыкальным сопровождением (с поддержкой педагогом).

Двигательные речевые упражнения с элементами массажа (речевое сопровождение учителя с чередованием упражнений, которые выполняют учащиеся или сам учитель).

Упражнения в перешагивании через незначительные препятствия. Упражнения сопровождаются хлопками или ударами музыкальных инструментов в момент перешагивания, например через веревку, невысокие (5 см) предметы (с помощью взрослого и самостоятельно).

Игровые упражнения с ритмическим сопровождением (хлопки учителя, удары в барабан, по металлофону, в бубен) на прокатывание мяча двумя руками друг другу, под дуги, между предметами. Ловля мяча, брошенного учителем (расстояние определяется исходя из особенностей моторного развития ребенка), бросание мяча учителю, подбрасывание мяча вверх и ловля его.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема/содержание обучения Кол-во часов
Упражнения для развития тонкой моторики рук
Привлечение внимания учащихся к предметам. Рассматривание предметов и обучение фиксации взгляда на объекте, активному восприятию, перемещению предметов в руке для рассматривания их со всех сторон (совместно с учителем).
Упражнения для кистей рук: сжимание, разжимание (совместно с учителем, по подражанию его движениям).
Формирование кинетической основы движений пальцев рук в процессе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса: игры с пирамидками и т. д.
Упражнения с природным материалом и бытовыми предметами: «Раскопки», «Карандаши ставим в карандашницу», «Чашки на блюдца» и т. п.
Рисуночное письмо
Рисование учителем для учеников (мелом на доске или кистью, фломастером, волоконным карандашом, маркером на листе бумаги) предметных изображений и изображений детей с предметами: с куклой, с мячом, с медвежонком, с кубиками, с барабаном, с машиной, с ведерком. Выбор учащимися соответствующего предмета и действия с ним вместе с учителем.
Игры на соотнесение реальных предметов и игровых действий с их изображениями: подкладывание, демонстрация действий с использованием указательного и соотносящего жестов, называние учителем или учащимися с использованием вербальных и невербальных средств коммуникации.
Рисование по подражанию (черта, закругленные линии, угловые фигуры). Обводка фигур пальцем, карандашом, фломастером, мелом. Проведение «Дорожек» пальцем, фломастером, мелом, карандашом.
Жестово-образные игры
Игры на противоположные действия, включающие крупные и мелкие движения учащихся с музыкальным сопровождением и без него: шаги, бег, подпрыгивание, сохраняя равновесие и перенося предметы двумя руками: – «Осенняя прогулка с листьями (в правой и левой руке)», – «Осенняя прогулка с корзиной листьев (корзину держат двумя руками)», – «Осенняя прогулка с ведерками с шишками (в правой и левой руках)» и т. п.
Игры на противоположные действия, включающие крупные и мелкие движения (шаги, бег, подпрыгивание), сохраняя равновесие и перенося предметы двумя руками музыкальным сопровождением или без него): «Прогулка с игрушечным фонариком в руке» (чередование рук при остановке музыки), «Прогулка под зонтиком» (зонтик держат двумя руками, останавливаются по окончании звучания музыки), «Иду (бегу), удерживая кастрюлю с орехами» и т. п.
Игры-пантомимы, этюды: «Ветер, ветер», «Земля в разное время года», «Кукла заболела», «Кукла идет», «Катаю куклу в коляске», «Падающие листья», «Солнечные зайчики» и др.
Ритмические упражнения
Упражнения на общую моторику под ритмичные звуки музыкальных инструментов типа «Падаем и встаем, садимся и встаем»: «Сижу — стою», «Кошка» (опора на руки и колени - спинка выгнута: мяу-мяу, «Собачка» (опора на руки и колени - спинка прямая: гав-гав и др.
Ходьба в заданном направлении с игрушкой (погремушкой, ленточкой, прикрепленной к палочке), по сенсорной и игровой дорожкам под удары бубна, барабана, звуки музыкального треугольника.
Игровые упражнения на прокатывание мяча двумя руками друг другу. Прыжки на мячах-хопах (фитбол) с речевым сопровождением {хоп-хоп)? с музыкальным сопровождением (с поддержкой педагогом).
Двигательные речевые упражнения с элементами массажа (речевое сопровождение учителя с чередованием упражнений, которые выполняют учащиеся или сам учитель).
Упражнения в перешагивании через незначительные препятствия. Упражнения сопровождаются хлопками или ударами музыкальных инструментов в момент перешагивания, например через веревку, невысокие (5 см) предметы (с помощью взрослого и самостоятельно).
Игровые упражнения с ритмическим сопровождением (хлопки учителя, удары в барабан, по металлофону, в бубен) на прокатывание мяча двумя руками друг другу, под дуги, между предметами. Ловля мяча, брошенного учителем (расстояние определяется исходя из особенностей моторного развития ребенка), бросание мяча учителю, подбрасывание мяча вверх и ловля его.
Итого

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

Программно-методические материалы «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под ред. И.М. Бгажноковой.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Формирование учебного поведения:

1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):

- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;

- фиксирует взгляд на яркой игрушке;

- фиксирует взгляд на движущей игрушке;

- переключает взгляд с одного предмета на другой;

- фиксирует взгляд на лице педагога;

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;

- фиксирует взгляд на изображении;

- фиксирует взгляд на экране монитора.

2) умение выполнять инструкции педагога:

- понимает жестовую инструкцию;

- понимает инструкцию по пиктограммам;

- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).

3) использование по назначению учебных материалов:

- бумаги; карандаша, мела

4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:

- выполняет действие способом рука-в-руке;

- подражает действиям, выполняемы педагогом;

- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.

Формирование умения выполнять задание:

1) в течение определенного периода времени:

- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

2) от начала до конца:

- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.

Предметные результаты:

- слушают учителя, выполняют простую инструкцию;

- повторяют за учителем двигательные, двигательно-ритмические и двигательно-речевые упражнения;

- обводят фигуры пальцем, мелом, фломастером, карандашом (самостоятельно или совместно с учителем).

КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.4).

Вследствие неоднородности состава детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата диапазон различий в требуемом уровне и содержании их школьного образования предполагает их образовательную диф­ференциацию, которая может быть реализована на основе ва­риативности адаптированных рабочих программ или специальных индивидуальных программ развития, разрабатываемых учителем для конкретного класса или обучающегося.

Особые образовательные потребности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата задаются спецификой двигательных нарушений, а также спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику построения учебного процесса, находят своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с НОДА:

- требуется введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в Программе, адресованной нормально развивающимся сверстникам;

- необходимо использование специальных методов, приёмов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения;

- индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для нормально развивающегося ребёнка;

- следует обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;

- необходимо максимальное расширение образовательного пространства – выход за пределы образовательного учреждения.

Цели образовательно-коррекционной работы

Для обучающихсяс НОДА с тяжелым множественным нарушением развития (ТМНР) (вариант 6.4 ФГОС НОО (ОВЗ))– подготовить к жизни, дать им возможности для адаптации и социализации.

Наши рекомендации