Изобразительное искусство. подготовительный класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели образовательно-коррекционной работы
Вследствие неоднородности состава детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата диапазон различий в требуемом уровне и содержании их школьного образования предполагает их образовательную дифференциацию, которая может быть реализована на основе вариативности адаптированных рабочих программ или специальных индивидуальных программ развития, разрабатываемых учителем для конкретного класса или обучающегося.
Особые образовательные потребности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата задаются спецификой двигательных нарушений, а также спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику построения учебного процесса, находят своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с НОДА:
– требуется введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в Программе, адресованной нормально развивающимся сверстникам;
– необходимо использование специальных методов, приёмов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения;
– индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для нормально развивающегося ребёнка;
– следует обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;
– необходимо максимальное расширение образовательного пространства – выход за пределы образовательного учреждения.
Для обучающихся с НОДА и ЗПР (вариант 6.2 ФГОС НОО (ОВЗ)) обучение в специальной школе детей с выраженными нарушениями опорно-двигательного аппарата возможно при условии создания для них безбарьерной среды, обеспечения специальными приспособлениями и индивидуально адаптированным рабочим местом. Учет особенностей и возможностей обучающихся реализуется через образовательные условия (пролонгированные сроки обучения за счет дополнительного года обучения в первом классе, специальные методы формирования графо-моторных навыков, пространственных и временных представлений, специальное оборудование, сочетание учебных и коррекционных занятий). Специальное обучение и услуги должны охватывать физическую терапию, психологическую и логопедическую помощь. Для детей с тяжелыми нарушениями речи при церебральном параличе может понадобиться вспомогательная техника. В частности: коммуникационные приспособления от простейших до более сложных, в которых используются голосовые синтезаторы (коммуникационные доски с рисунками, символами, буквами или словами). Обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата в сочетании с ЗПР нуждаются в разработке опор с детализацией в форме алгоритмов для конкретизации действий при самостоятельной работе.
Основные цели программы:
– воспитаниеэстетических чувств; интереса к изобразительному искусству, обогащение нравственного опыта, представления о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов мира, готовность и способность выражать свою общественную позицию через искусство;
– освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно – прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;
– развитие воображения, желания и умения подходить к деятельности творчески, развитие способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
– овладениеэлементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах творческой деятельности, разными художественными материалами, совершенствование эстетического вкуса.
Задачи обучения:
– совершенствование эмоционально – образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
– развитие способности видеть проявление художественной культуры в жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
– формирование навыков работы с различными художественными материалами.