Методические пособия для учителя

– Бантова М. А., Бельтюкова Б. Г., Степанова С. В. Математика. Методическое пособие для учителя. 1 класс;

–Волкова С. И. Контрольные работы.1 класс.

Печатные пособия:

– Разрезной счетный материал по математике (приложение к учебнику 1 класса);

– Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. Комплект таблиц для начальной школы. 1 класс.

Технические средства обучения:

–Классная доска

– Вебдокумент

– Мультимедийный проектор

– Экспозиционный экран

– Компьютер

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства:

– Электронное приложение к учебнику «Математика» 1 класс (диск CD-ROM), авторы С. И. Волкова, М. К. Антошин, Н. В. Сафонова;

– Видеофильмы, соответствующие тематике программы по математике (по возможности);

– Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по математике (по возможности).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Раздел 1: «Подготовка к изучению чисел»

Учащиеся научатся:

  • называть числа в порядке их следования при счёте;
  • отсчитывать из множества предметов заданное количество (8—10 отдельных предметов);
  • сравнивать две группы предметов: объединяя предметы в пары и опираясь на сравнение чисел в порядке их следования при счёте;
  • делать вывод, в каких группах предметов поровну (столько же), в какой группе предметов больше (меньше) и на сколько.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • моделировать разнообразные расположения объектов на плоскости и в пространстве по их описанию и описывать расположение объектов с использованием слов: вверху, внизу, слева, справа, за;
  • упорядочивать события, располагая их в порядке следования (раньше, позже, ещё позднее).

Раздел 2: «Числа от 1 до 10. Нумерация»

Учащиеся научатся:

  • воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа;
  • определять место каждого числа в этой последовательности, а также место числа 0 среди изученных чисел;
  • считать различные объекты (предметы, группы предметов, звуки, слова и т.п.) и устанавливать порядковый номер того или иного объекта при заданном порядке счёта;
  • писать цифры с учётом психофизических возможностей;
  • соотносить цифру и число;
  • образовывать следующее число прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел;
  • различать и называть прямую линию, кривую, отрезок, луч, ломаную;
  • различать, называть многоугольники (треугольники, четырехугольники и т. д.);
  • измерять отрезки и выражать их длины в сантиметрах.

Учащиеся получат возможность научиться:



  • упорядочивать объекты по длине (на глаз, наложением, сиспользованием мерок);
  • различать и называть прямую линию, кривую, отрезок, луч, ломаную;
  • различать и называть многоугольники (треугольники, четырехугольники и т. д.);
  • строить многоугольники из соответствующего количества палочек;
  • соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими линиями и фигурами;
  • сравнивать любые два числа и записывать результат сравнения, используя знаки сравнения «>», «<», «=»;
  • составлять числовые равенства и неравенства;
  • упорядочивать заданные числа;
  • составлять из двух чисел числа от 2 до 10 (4 — это 2 и 2; 4 — это 3 и 1) и т.д.;
  • выполнять задания творческого и поискового характера;
  • применять знания и способы действий в измененных условиях;
  • работать в группе: планировать работу, распределять работу между членами группы;
  • совместно оценивать результат работы;
  • чертить отрезки заданной длины (в сантиметрах);
  • использовать понятия «увеличить на …, уменьшить на …» при составлении схем и при записи числовых выражений;
  • выполнять задания творческого и поискового характера;
  • применять знания и способы действий в измененных условиях.

Раздел 3: «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание»

Учащиеся научатся:

  • моделировать действия сложение и вычитание с помощью предметов (разрезного материала), рисунков;
  • составлять по рисункам схемы арифметических действий сложение и вычитание;
  • записывать по ним числовые равенства;
  • читать равенства, используя математическую терминологию (слагаемые, сумма);
  • выполнять сложение и вычитание вида: □ ± 1, □ ± 2;
  • присчитывать и отсчитывать по 2;
  • выполнять сложение и вычитание вида □ ± 3;
  • присчитывать и отсчитывать по 3;
  • выделять задачи из предложенных текстов;
  • моделировать с помощью предметов, рисунков, схематических рисунков и решать задачи, раскрывающие смысл действий сложение и вычитание;
  • задачи в одно действие на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц;
  • объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи;
  • дополнять условие задачи недостающим данным или вопросом;
  • выполнять задания творческого и поискового характера, применяя знания и способы действий в изменённых условиях.

Учащиеся получат возможность научиться:



  • работать на простейшей вычислительной машине, используя её рисунок;
  • работать в паре при проведении математических игр: «Домино с картинками», «Лесенка», «Круговые примеры»;
  • дополнять условие задачи одним недостающим данным;
  • выполнять задания творческого и поискового характера, применяя знания и способы действий в изменённых условиях;
  • контролировать и оценивать свою работу.

МАТЕМАТИКА. 1 КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Вследствие неоднородности состава детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата диапазон различий в требуемом уровне и содержании их школьного образования предполагает их образовательную диф­ференциацию, которая может быть реализована на основе ва­риативности адаптированных рабочих программ или специальных индивидуальных программ развития, разрабатываемых учителем для конкретного класса или обучающегося.

Особые образовательные потребности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата задаются спецификой двигательных нарушений, а также спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику построения учебного процесса, находят своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с НОДА:

– требуется введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в Программе, адресованной нормально развивающимся сверстникам;

– необходимо использование специальных методов, приёмов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения;

– индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для нормально развивающегося ребёнка;

– следует обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;

– необходимо максимальное расширение образовательного пространства – выход за пределы образовательного учреждения.

Для обучающихся с НОДА и ЗПР (вариант 6.2 ФГОС НОО) обучение в специальной школе детей с выраженными нарушениями опорно-двигательного аппарата возможно при условии создания для них безбарьерной среды, обеспечения специальными приспособлениями и индивидуально адаптированным рабочим местом. Учет особенностей и возможностей обучающихся реализуется через образовательные условия (пролонгированные сроки обучения за счет дополнительного года обучения в первом классе, специальные методы формирования графо-моторных навыков, пространственных и временных представлений, специальное оборудование, сочетание учебных и коррекционных занятий) Специальное обучение и услуги должны охватывать физическую терапию, психологическую и логопедическую помощь. Для детей с тяжелыми нарушениями речи при церебральном параличе может понадобиться вспомогательная техника. В частности: коммуникационные приспособления от простейших до более сложных, в которых используются голосовые синтезаторы (коммуникационные доски с рисунками, символами, буквами или словами). Обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата в сочетании с ЗПР нуждаются в разработке опор с детализацией в форме алгоритмов для конкретизации действий при самостоятельной работе.

Цели образовательно-коррекционной работы

Основнымицелями начального обучения математике являются:

· математическое развитие младших школьников;

· формирование системы начальныхматематических знаний;

· воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.

Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:

— формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать,описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);

— развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;

— развитие пространственного воображения;

— развитие математической речи;

— формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;

— формирование умения вести поиск информации и работать с ней;

— формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;

— развитие познавательных способностей;

— воспитание стремления к расширению математических знаний;

— формирование критичности мышления;

— развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.

Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.

Наши рекомендации