Методические пособия для учителя
– Бантова М. А., Бельтюкова Б. Г., Степанова С. В. Математика. Методическое пособие для учителя. 1 класс;
–Волкова С. И. Контрольные работы.1 класс.
Печатные пособия:
– Разрезной счетный материал по математике (приложение к учебнику 1 класса);
– Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. Комплект таблиц для начальной школы. 1 класс.
Технические средства обучения:
–Классная доска
– Вебдокумент
– Мультимедийный проектор
– Экспозиционный экран
– Компьютер
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства:
– Электронное приложение к учебнику «Математика» 1 класс (диск CD-ROM), авторы С. И. Волкова, М. К. Антошин, Н. В. Сафонова;
– Видеофильмы, соответствующие тематике программы по математике (по возможности);
– Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по математике (по возможности).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1: «Подготовка к изучению чисел»
Учащиеся научатся:
- называть числа в порядке их следования при счёте;
- отсчитывать из множества предметов заданное количество (8—10 отдельных предметов);
- сравнивать две группы предметов: объединяя предметы в пары и опираясь на сравнение чисел в порядке их следования при счёте;
- делать вывод, в каких группах предметов поровну (столько же), в какой группе предметов больше (меньше) и на сколько.
Учащиеся получат возможность научиться:
- моделировать разнообразные расположения объектов на плоскости и в пространстве по их описанию и описывать расположение объектов с использованием слов: вверху, внизу, слева, справа, за;
- упорядочивать события, располагая их в порядке следования (раньше, позже, ещё позднее).
Раздел 2: «Числа от 1 до 10. Нумерация»
Учащиеся научатся:
- воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа;
- определять место каждого числа в этой последовательности, а также место числа 0 среди изученных чисел;
- считать различные объекты (предметы, группы предметов, звуки, слова и т.п.) и устанавливать порядковый номер того или иного объекта при заданном порядке счёта;
- писать цифры с учётом психофизических возможностей;
- соотносить цифру и число;
- образовывать следующее число прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел;
- различать и называть прямую линию, кривую, отрезок, луч, ломаную;
- различать, называть многоугольники (треугольники, четырехугольники и т. д.);
- измерять отрезки и выражать их длины в сантиметрах.
Учащиеся получат возможность научиться:
- упорядочивать объекты по длине (на глаз, наложением, сиспользованием мерок);
- различать и называть прямую линию, кривую, отрезок, луч, ломаную;
- различать и называть многоугольники (треугольники, четырехугольники и т. д.);
- строить многоугольники из соответствующего количества палочек;
- соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими линиями и фигурами;
- сравнивать любые два числа и записывать результат сравнения, используя знаки сравнения «>», «<», «=»;
- составлять числовые равенства и неравенства;
- упорядочивать заданные числа;
- составлять из двух чисел числа от 2 до 10 (4 — это 2 и 2; 4 — это 3 и 1) и т.д.;
- выполнять задания творческого и поискового характера;
- применять знания и способы действий в измененных условиях;
- работать в группе: планировать работу, распределять работу между членами группы;
- совместно оценивать результат работы;
- чертить отрезки заданной длины (в сантиметрах);
- использовать понятия «увеличить на …, уменьшить на …» при составлении схем и при записи числовых выражений;
- выполнять задания творческого и поискового характера;
- применять знания и способы действий в измененных условиях.
Раздел 3: «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание»
Учащиеся научатся:
- моделировать действия сложение и вычитание с помощью предметов (разрезного материала), рисунков;
- составлять по рисункам схемы арифметических действий сложение и вычитание;
- записывать по ним числовые равенства;
- читать равенства, используя математическую терминологию (слагаемые, сумма);
- выполнять сложение и вычитание вида: □ ± 1, □ ± 2;
- присчитывать и отсчитывать по 2;
- выполнять сложение и вычитание вида □ ± 3;
- присчитывать и отсчитывать по 3;
- выделять задачи из предложенных текстов;
- моделировать с помощью предметов, рисунков, схематических рисунков и решать задачи, раскрывающие смысл действий сложение и вычитание;
- задачи в одно действие на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц;
- объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи;
- дополнять условие задачи недостающим данным или вопросом;
- выполнять задания творческого и поискового характера, применяя знания и способы действий в изменённых условиях.
Учащиеся получат возможность научиться:
- работать на простейшей вычислительной машине, используя её рисунок;
- работать в паре при проведении математических игр: «Домино с картинками», «Лесенка», «Круговые примеры»;
- дополнять условие задачи одним недостающим данным;
- выполнять задания творческого и поискового характера, применяя знания и способы действий в изменённых условиях;
- контролировать и оценивать свою работу.
МАТЕМАТИКА. 1 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Вследствие неоднородности состава детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата диапазон различий в требуемом уровне и содержании их школьного образования предполагает их образовательную дифференциацию, которая может быть реализована на основе вариативности адаптированных рабочих программ или специальных индивидуальных программ развития, разрабатываемых учителем для конкретного класса или обучающегося.
Особые образовательные потребности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата задаются спецификой двигательных нарушений, а также спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику построения учебного процесса, находят своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с НОДА:
– требуется введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в Программе, адресованной нормально развивающимся сверстникам;
– необходимо использование специальных методов, приёмов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения;
– индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для нормально развивающегося ребёнка;
– следует обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;
– необходимо максимальное расширение образовательного пространства – выход за пределы образовательного учреждения.
Для обучающихся с НОДА и ЗПР (вариант 6.2 ФГОС НОО) обучение в специальной школе детей с выраженными нарушениями опорно-двигательного аппарата возможно при условии создания для них безбарьерной среды, обеспечения специальными приспособлениями и индивидуально адаптированным рабочим местом. Учет особенностей и возможностей обучающихся реализуется через образовательные условия (пролонгированные сроки обучения за счет дополнительного года обучения в первом классе, специальные методы формирования графо-моторных навыков, пространственных и временных представлений, специальное оборудование, сочетание учебных и коррекционных занятий) Специальное обучение и услуги должны охватывать физическую терапию, психологическую и логопедическую помощь. Для детей с тяжелыми нарушениями речи при церебральном параличе может понадобиться вспомогательная техника. В частности: коммуникационные приспособления от простейших до более сложных, в которых используются голосовые синтезаторы (коммуникационные доски с рисунками, символами, буквами или словами). Обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата в сочетании с ЗПР нуждаются в разработке опор с детализацией в форме алгоритмов для конкретизации действий при самостоятельной работе.
Цели образовательно-коррекционной работы
Основнымицелями начального обучения математике являются:
· математическое развитие младших школьников;
· формирование системы начальныхматематических знаний;
· воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
— формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать,описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
— развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
— развитие пространственного воображения;
— развитие математической речи;
— формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
— формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
— формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
— развитие познавательных способностей;
— воспитание стремления к расширению математических знаний;
— формирование критичности мышления;
— развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.