Искусство II пол. XVIII века. Живопись. Творчество Д.Г.Левицкого.
1. XI-XII век – искусство Киевской Руси. 988г. Принятие христианства на Руси. В В 1037 г. Ярославом Мудрым заложен Софийский собор в Киеве( многоглавый, 4-столпный) – центр христианства – Софийский собор в Константинополе. В древнерусском искусстве храмы совмещали все виды искусства – архитектуру(собор), скульптуру (лепнина), живопись (мозайки, фрески). Искусство феодальной раздробленности. Храмы Софии строятся в Полоцке, Новгороде по подобию храма в Киеве. В XII в. строится Успенский собор во владимире (5-ти главый, каменный), Дмитриевский собор(одноглавый, украшен резьбой по камню), церковь Покрова на Нерли. Церковь Спаса на Ильиной улицев Новгороде(стены расписывает византийский художник Феофан Грек), в начале XV века Андрей Рублёв расписывает с Даниилом Черным Успенский собор во Владимире. «Троица» Рублёва – канон в написании иконы.
2. Во второй половине ХVIII века в русском искусстве формируется стиль классицизм. Классицизмом (от латинского слова “классикус” – “образцовый”) называют стиль и направление в искусстве 17 начала 19 в., ориентировавшегося на наследие античной культуры как на норму и идеальный образец. Для искусства классицизма характерна тяга к выражению большого общественного содержания, возвышенных, героических нравственных идеалов. Главная тема искусства классицизма – торжество общественных начал над личными, долга над чувством. Своеобразие русского классицизма заключалось в том, что его мастера обращались не только к античности, но и к родной истории, что они стремились к простоте, естественности и человечности. В классицизме нашли свое художественное воплощение идеи абсолютистского государства, пришедшего на смену феодальной раздробленности. Абсолютизм выражал идею твердой власти , пропагандировалась вечность абсолютистского строя. Хотя полной зрелости классицизм достигает в начале ХIХ век, но уже во второй половине ХVIII портретное искусство достигает подлинного расцвета. В это время творят крупнейшие живописцы Ф. Рокотов, Д. Левицкий и В. Боровиковский, создавшие блестящую галерею портретов современников, произведения, полные глубокой мысли, воспевающие красоту и благородство стремлений человека. Эти портреты не только донесли до нас образы многих замечательных людей, но и явились свидетельством высокого артистизма русских художников, их оригинальности, а также зрелости живописно-пластической культуры. Художники умели воссоздавать реальный образ с помощью различных живописных средств: изысканных цветовых оттенков, дополнительных цветов и рефлексов, богатейшей системой многослойного наложения красок.
Творчество Дмитрия Григорьевича Левицкого- (1735—1822), русский художник-живописец украинского происхождения, мастер парадного и камерного портрета. Академик Императорской Академии художеств. Родился в Киеве в семье священника. Отец, известный гравёр, выполнял заказы для типографии Киево-Печерской лавры. Вероятно, первые художественные навыки Левицкий приобрёл под руководством отца. В 1758 г. он уехал из Киева, учился и работал в Москве и Петербурге. В 1762 г. в качестве помощника А. П. Антропова выполнял заказы Императорского двора. С 1762 г. выступал уже как самостоятельный мастер-живописец. К этому периоду относятся несколько заказных работ, выполненных Левицким для вновь построенных московских церквей. Ни одно из этих произведений не дошло до нашего времени. В 1769 г. написан портрет архитектора и директора Академии художеств А. Ф. Кокоринова, за который автор был удостоен звания академика. Затем художник исполняет портреты Н. А. Сеземова (1770 г.), Г. И. Козлова, (1796 г.) графа А. Н. Строганова (80-е гг.) и др. К высшим достижениям живописи XVIII в. принадлежит серия из семи портретов «Смолянки» (изображения воспитанниц Смольного института, 1772—1776 гг.).
Одновременно с первыми портретами смолянок Левицкий пишет портреты П. А. Демидова (1773 г.) и Д. Дидро (1773—1774 гг.). К этому же времени относится и самый ранний из трёх портретов Н. А. Львова (наиболее известный написан в 1789 г.). В 1783 г. по заказу канцлера А. А. Безбородко художник исполнил большой парадный портрет императрицы Екатерины II. В конце 80-х гг. и позднее Левицкий пишет портреты А. И. Воронцова, П. Ф. Воронцовой и их дочерей, а также портреты великих княжон — дочерей Павла I (тогда наследника престола). К началу XIX в. болезнь глаз вынудила Левицкого оставить занятия живописью. Умер 16 апреля 1822 г. в Петербурге.
Портрет Прокопия Акинфиевича Демидова - является лучшим произведением выдающегося мастера живописи Дмитрия Григорьевича Левицкого в так называемой опекунской серии. Сын уральского горнозаводчика А.Н.Демидова, шестидесятитрехлетний богач, ученый-биолог, горнопромышленник, меценат, по отзывам современников, был человеком грубоватым, склонным к чудачествам. Демидов никогда не состоял на государственной службе. Художник Левицкий в своем произведении мастерски использует язык аллегорий. Левой рукой герой опирается на лейку, рядом с которой раскрытая книга и луковицы растений, объясняющие круг просвещенных занятий портретируемого. Правой рукой он указывает на цветущие растения и на здание Воспитательного дома, обитатели которого так же, как и цветы, нуждаются в заботе и уходе. Домашний халат на плечах известного мецената подчеркивает важнейшую в просветительстве идею о возможности человека творить общественное благо, не являясь государственным мужем. В своей картине Левицкий, используя позу Демидова, его одеяние предельно возможную для парадного портрета выразительность лица (в котором - насмешка и величие, мудрость и грусть), набор предметов-аллегорий составляет развернутое повествование о яркой, неоднозначной личности.
«Портрет Е.Н.Хрущевой и Е.Н.Хованской »портрет принадлежит к серии портретов «Смолянок» — воспитанниц Смольного института благородных девиц, написанных художником по заказу императрицы Екатерины II. Двойной портрет изображает девочек, разыгрывающих сцену из комической оперы «Капризы любви, или Нинетта при дворе». Шаловливая десятилетняя Хрущева (слева, в мужской роли) и застенчивая Хованская (справа) робко взирающая на своего «кавалера» одеты в театральные костюмы, они исполняли сцену из спектакля в театре Воспитательногообщества благородных девиц. Любуясь застенчивостью и грацией девочек-подростков, художник рисует сцену с предельной цельностью калоритаи изысканной гармонией каждого тона. Екатерина Николаевна Хрущева (1761-1811), в замужестве фон Ломан. Дочь генерал-майора Николя Васильевича Хрущева и Прасковьи Михайловны, урожденной княжны Волконской. Воспитанница Смольного института благородных девиц (1767-1779), который окончила с отличием. Ее успех в занятиях был отмечен Екатериной II и королем Швеции Густавом III, который наградил девочку драгоценностями. Екатерина Николаевна Хованская (1762-1813) — княжна, в замужестве Нелединская-Мелецкая, принадлежала к древнему княжескому роду. Дочь полковника князя Николя Васильевича Хованского и княгини Марии Николаевны, урожденной Щепотьевой. С 1767 по 1779 воспитывалась в Смольном институте, который окончила с шифром Екатерины II. С 1786 года — супруга Ю. А. Нелединского-Мелецкого, поэта, статс-секретаря императора Павла I, сенатора, почетного опекуна Петербургского Воспитательного дома.
Билет № 3