Искусство I пол. XVIII века. Творчество И.М. Никитина
2. Искусство II пол. XIX века. Творчество Передвижников
1. Восемнадцатый век стал одной из переломных эпох в истории России. Культура, обслуживавшая духовные запросы этого периода, начала быстро приобретать светский характер, чему в значительной мере содействовало сближение искусства с наукой. Так, сегодня весьма трудно найти художественную разницу между географической «ландкартой» тех дней и зародившейся видовой гравюрой (за исключением разве произведений А. Ф. Зубова). Большинство гравюр первой половины столетия похоже на технические чертежи. Сближение между искусством и наукой пробуждало у художников интерес к знаниям и поэтому помогало освобождаться от пут церковной идеологии.
В живописи намечались и определялись жанры нового, реалистического искусства. Преобладающее значение среди них приобретал портретный жанр. В религиозном искусстве принижалась идея человека и возвеличивалась идея бога, поэтому светское искусство должно было начинать с образа человека.
Творчество И. М. Никитина. Основоположником национального портретного жанра в России явился Иван Максимович Никитин (род. около 1690 - ум. 1741). Сын священника, он первоначально пел в патриаршем хоре, однако позднее оказался преподавателем математики в «Антиллерной школе» (будущей Артиллерийской академии). О рано пробудившемся в нем увлечении изобразительным искусством стало известно Петру I, и Никитина направили стипендиатом в Италию, где ему довелось обучаться в академиях Венеции и Флоренции. Вернувшись из-за рубежа и возглавив русскую реалистическую школу, живописец всю жизнь оставался верен идеалам петровского времени. В правление Анны Иоановны он примкнул к оппозиционным кругам и поплатился сибирской ссылкой, возвращаясь из которой (при воцарении Елизаветы Петровны) умер в дороге.
Талант Никитина виден уже в самых ранних работах, например в портрете любимой сестры Петра I - Натальи Алексеевны (1714), выступавшей в качестве покровительницы зародившегося на Руси придворного театра. Полотно, обнаруживая техническую неумелость автора (особенно бросается в глаза деревянная жесткость складок бархатной мантии), вместе с тем правдиво передает облик царевны, какой ее знали близкие люди, - дебелой, стареющей. Ее явно болезненная полнота усугубляется землистым цветом кожи (вскоре, в 1716 году, она умерла от водянки).
Неоднократно он пишет портреты государя, но 28 января 1725 г. Никитин писал Петра в последний раз – «Пётр I на смертном ложе».Лежащий, прикрытый горностаевой мантией, увиден с необычной точки зрения – сверху,в в непривычном сложном освещении от трепещущих свечей, дрожью пламяни вносящих жизнь в мёртвое тело. Редкое по живописной силе и свободе полотно – реквием Петру, написанный человеком, единомышленником, ошеломлённым величиной утраты.
Период зрелого творчества мастера способны достойно представлять не только натурные портреты самого Петра I, но и такое выдающееся произведение, как «Портрет Напольного гетмана» (1720-е годы). По своему техническому исполнению творение Никитина вполне стоит на уровне европейской живописи XVIII века. Оно строго по композиции, форма лепится мягко, цвет полнозвучен, а теплый фон создает ощущение реальной глубины. Образ подкупает простотой, необычной для искусства начала столетия. Хотя на гетмане парадная одежда, богато расшитая позументами, чувствуется, что ему привычнее обстановка походов, нежели аудиенций. Его мужественное лицо задублено ветром и солнцем; лишь светлеет, выделяясь, лоб, нетронутый загаром под прикрывавшей его в походах шапкой. Глаза, привыкшие вглядываться в равнинные дали, испытующе смотрят из-под чуть воспаленных, покрасневших век.
«Напольный гетман» воспринимается сегодняшним зрителем как образ мужественного человека - современника художника, который также выдвинулся не в силу родовитости, а благодаря неустанному труду и способностям.
Отметив достоинства Никитина, следует, однако, оговорить, что внутренняя характеристика изображаемого человека достигалась живописцем лишь в том случае, если характер портретируемого был, как говорится, «написан на лице» резко и определенно. Творчество Никитина решало в принципе начальную проблему портретного жанра - показ неповторимости индивидуального внешнего облика людей.
2.ПЕРЕДВИ́ЖНИКИ — объединение передовых русских художников, живописцев и скульпторов второй половины XIX в. Официальное название: Товарищество передвижных художественных выставок. В 1863 г. в стенах петербургской Императорской Академии художеств произошел "бунт четырнадцати". Группа выпускников Академии, возглавляемая И. Н. Крамским, отказалась выполнять предложенную им программу — тему конкурсной картины "Пир в Вальгалле" — и потребовала права свободного выбора сюжета, "связанного с русской жизнью" . В ноябре 1869 г. московские живописцы обратились к членам С.-Петербургской артели художников с предложением организовать "Товарищество передвижной выставки", независимое от Академии художеств. Устав объединения был утвержден в 1870 г., первая выставка "передвижников" состоялась в 1871 г. в Петербурге, затем она была проведена в Москве, Киеве и Харькове. Выставки 1872—1889 гг. имели коммерческий успех, на них экспонировались лучшие произведения того времени. Это позволило значительно расширить состав участников. Помимо учредителей объединения: Н. Н. Ге, М. К. Клодта, А. И. Корзухина, И. Н. Крамского, К. В. Лемоха, К. Е. Маковского, Н. Е. Маковского, Г. Г. Мясоедова, В. Г. Перова, И. М. Прянишникова, А. К. Саврасова, И. И. Шишкина, В. И. Якоби в выставках участвовали: А. К. Беггров, А. П. Боголюбов, П. А. Брюллов, А. М. и В. М. Васнецовы, Е. Е. Волков, Н. Н. Дубовской, А. Д. Литовченко, В. М. Максимов, Н. В. Неврев, В. Д. Поленов, И. Е. Репин, К. А. Савицкий, В. И. Суриков, Н. А. Ярошенко и многие другие художники. В 1875 г. руководство Академии художеств, чтобы предотвратить дальнейшее падение своего авторитета, предложило соединить академические и передвижные выставки в единую организацию, но "передвижники" гордо отказались. "Передвижники" не имели определенной художественной программы, они были воспитаны Академией, но их объединили новые социально-эстетические идеи, кратко сформулированные Н. Г. Чернышевским: "Прекрасное есть жизнь", что в корне противоречило академической традиции. Свою идеологию художники-бунтари отчасти заимствовали у поколения русских "шестидесятников" и мастеров натуральной школы 1840—1850-х гг.
Главное, чего прежде всего сумели добиться члены Товарищества, — это устройство самостоятельных выставок и передвижение их по городам России. "Передвижники", как стали называть членов Товарищества, ставили перед собой задачу самой широкой пропаганды искусства и общественно-эстетического воспитания народных масс. Уже в 50-60-е годы XIX века в противовес ложноклассическому искусству, которое насаждала императорская Академия художеств, происходит тесное сближение с жизнью демократического искусства. А с появлением передвижников новое искусство развивается в едином русле с передовой русской литературой, музыкой, театром, общественной мыслью, образуя мощный поток русской демократической культуры, одухотворенной передовыми социальными идеями своего времени.
Живопись художников-передвижников России. Товарищество объединяло вокруг себя всех лучших живописцев и скульпторов второй половины XIX — начала XX века. Это Перов и Крамской, Мясоедов и В. Маковский, Савицкий и Максимов, Прянишников и Ге, Саврасов и Шишкин, Куинджи и Дубовской, В. Васнецов и Поленов, Костанди и Пимоненко, Гун и Неврев, Репин и Суриков, Серов и Левитан, Ярошенко и Нестеров, Касаткин и С. Иванов, Позен и Андреев, Попов и Архипов, Бакшеев и Бялыницкий-Бируля и многие другие. На некоторых выставках передвижников в качестве экспонентов участвовали Антокольский, Верещагин, К. Коровин, С. Коровин, Малявин, Рябушкин, Волнухин, Коненков и другие. В 70—80-е годы 19 века деятельность Товарищества достигла наивысшего расцвета. Ведущее место на передвижных выставках принадлежало картинам Репина, а также Сурикова, Крамского, Поленова, Нестерова, Мясоедова, Маковского, Перова. В своем творчестве они отразили самые существенные явления окружающей действительности во всей их сложности и противоречии. Передвижники оказали огромное влияние на все стороны художественной жизни России, на формирование национальных художественных школ. Среди членов Товарищества и экспонентов были художники различных национальностей. Многие из них стали основоположниками реалистического, демократического искусства своих народов.
Велика роль передвижников в художественном образовании. Многие крупнейшие передвижники долгие годы преподавали в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества (Перов, Саврасов, Прянишников, Левитан, Серов, Поленов, Архипов и другие). С 1894 года в состав профессуры Петербургской Академии художеств вошли Репин, В. Маковский, Куинджи, Шишкин, а позднее Киселев, Дубовской и другие художники, которые в значительной степени повысили роль и авторитет Академии как центра художественного образования.
Билет № 18
Творчество Симона Ушакова.