В чем заключается смысл жизни человека
В чем заключается смысл жизни человека
А. С. Пушкин.«Евгений Онегин» Поиск смысла жизни молодым героем, «лишний человек» - человек, не привыкший трудиться.
М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Несчастье Печорина, пол его собственному признанию, непонимание смысла своей жизни, он говорит, что чувствовал в своей душе силы, но не знал, к чему их приложить, не сумел найти им применения.
И А. Гончаров. «Обломов». Хороший, добрый, талантливый человек Илья Обломов не сумел преодолеть себя, не раскрыл своих лучших черт. Отсутствие высокой цели в жизни ведёт к нравственной смерти. Даже любовь не смогла спасти Обломова.
Л. Н. Толстой. «Война и мир». Главное в лучших героях романа -Андрее Болконском и Пьере Безухове – стремление к нравственному самосовершенствованию, Стремление «быть вполне хорошим, приносить добро людям.
Проблема воспитания. Проблема обучения. Какова истинная цель обучения?
Каким должен быть хороший учитель (ученик)?
Л.Н.Толстой.«Детство», «Отрочество», «Юность». Автобиографическая трилогия Л. Толстого, главный герой Николенька Иртенев постигает мир взрослых, пытается анализировать свои и чужие поступки.
В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Трудные предвоенные годы сибирской деревни. Формирование личности героя под влиянием доброты бабушки и деда.
В. Г Распутин«Уроки французского». Формирование личности главного героя в трудные военные годы. Роль учительницы, её душевной щедрости в жизни мальчика. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства героя повести.
Фазиль Искандер.«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера.
«Поучение» Владимира Мономаха.Уже в летописных источниках проблемам воспитания уделялось огромное влияние: в «Поучении» говорится о вечных нравственных ценностях, о любви к родине, уважении к старшим, о необходимости доброты, верности…
И А. Гончаров. «Обломов». В одной из важнейших частей романа раскрываются проблемы воспитания: в «Сне Обломова» показано, как атмосфера лени, нежелания трудиться, мыслить уродуют душу ребёнка.
А. С. Пушкин.«Евгений Онегин».Первая глава романа посвящена проблеме формирования характера Онегина. Отсутствие цели в жизни, привычки трудиться формируют «лишнего человека», «эгоиста поневоле».
М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Отсутствие цели в жизни, привычки трудиться формируют «лишнего человека», «эгоиста поневоле». Печорин сам осознает свой эгоизм, признается, что всем приносит несчастье. Таким его сделало воспитание.
Проблема значимости труда в жизни человека.
М. М. Пришвин«Кладовая солнца» Митраша и Настя, маленькие дети, в годы ВОВ оставшиеся без родителей, упорным трудом заслужили уважение односельчан.
А П. Платонов«В прекрасном и яростном мире». Машинист Мальцев всецело предан труду, своей любимой профессии. Во время грозы ослеп, но преданность друга, любовь к избранной профессии совершают чудо: он, попав на любимый паровоз, вновь обретает зрение.
А. И. Солженицын«Матрёнин двор». Главная героиня всю жизнь привыкла трудиться, помогать другим людям и, хотя не нажила никаких благ, остаётся чистой душой, праведницей.
Какое влияние оказывает личность на ход истории?
Л. Н. Толстой.«Война и мир» Одна из центральных проблем романа – роль личности в истории. Эта проблема раскрывается в образах Кутузова и Наполеона. Писатель считает, что нет величия там, где нет добра и простоты. По мнению Толстого, влиять на ход истории может личность, интересы которой совпадают с интересами народа. Кутузов понимал настроения, желания масс, поэтому был велик. Наполеон думает лишь о своём величии, потому обречен на поражение.
Проблема бездумного, жестокого отношения человека к миру природы.
Как уберечь мир от экологической катастрофы?
В. Г. Распутин.«Прощание с Матёрой». Остров, на котором веками жили люди, хотят затопить. Рядом с проблемами экологии встают проблемы нравственного характера, исторической памяти.
М. Булгаков.«Роковые яйца»: профессор Персиков случайно вместо больших кур выводит гигантских гадов, которые грозят цивилизации.
«Собачье сердце». Профессор Преображенский пересаживает собаке Шарику часть мозга человека, превращая вполне симпатичного пса в отвратительного Полиграфа Полиграфовича Шарикова. Нельзя бездумно вмешиваться в природу!
Проблема художника и власти
Проблема художника и власти в русской литературе, пожалуй, одна из самых болезненных. Особым трагизмом она отмечена в истории литературы ХХ века. А.Ахматова, М.Цветаева, О.Мандельштам, М.Булгаков, Б.Пастернак, М.Зощенко, А.Солженицын (список можно продолжить) — каждый из них ощутил “заботу” государства, и каждый отразил её в своём творчестве. Одним ждановским постановлением от 14 августа 1946 года могла быть зачёркнута писательская биография А.Ахматовой и М.Зощенко. Б.Пастернак создавал роман «Доктор Живаго» в период жестокого давления правительства на писателя, в период борьбы с космополитизмом. Травля писателя возобновилась с особой силой после присуждения ему Нобелевской премии за роман. Союз писателей исключил Пастернака из своих рядов, представив его внутренним эмигрантом, человеком, порочащим достойное звание советского писателя. И это за то, что поэт рассказал народу правду о трагической судьбе русского интеллигента, врача, поэта Юрия Живаго.
Творчество — единственный способ бессмертия творца. “Для власти, для ливреи не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи” — это завещание А.С. Пушкина («Из Пиндемонти»)стало определяющим в выборе творческого пути истинных художников.
Проблема эмиграции
Не покидает ощущение горечи, когда люди оставляют Родину. Одних высылают насильно, другие уезжают сами в силу каких-то обстоятельств, но ни один из них не забывает своё Отечество, дом, где родился, землю родную. Есть, например, у И.А. Бунина рассказ «Косцы», написанный в 1921 году. Этот рассказ, казалось бы, о малозначительном событии: идут в берёзовом лесу пришлые на Орловщину рязанские косцы, косят и поют. Но именно в этом незначительном моменте удалось Бунину разглядеть безмерное и далёкое, со всей Россией связанное. Небольшое пространство повествования наполнено лучезарным светом, чудными звуками и тягучими запахами, и получился не рассказ, а светлое озеро, какой-то Светлояр, в котором отражается вся Россия. Недаром во время чтения «Косцов» Буниным в Париже на литературном вечере (было двести человек), по воспоминаниям жены писателя, многие плакали. Это был плач по утраченной России, ностальгическое чувство по Родине. Бунин прожил в эмиграции большую часть своей жизни, но писал только о России.
Эмигрант третьей волны С.Довлатов, уезжая из СССР, прихватил с собой единственный чемодан, “старый, фанерный, обтянутый материей, обвязанный бельевой верёвкой”, — с ним он ещё в пионерский лагерь ездил. Никаких сокровищ в нём не было: сверху лежал двубортный костюм, под ним — поплиновая рубашка, далее по очереди — зимняя шапка, финские креповые носки, шофёрские перчатки и офицерский пояс. Эти вещи стали основой для коротких рассказов-воспоминаний о родине. Они не имеют материальной ценности, они — знаки бесценной, по-своему абсурдной, но единственной жизни. Восемь вещей — восемь историй, и каждая — своеобразный отчёт о прошлой советской жизни. Жизни, которая останется навсегда с эмигрантом Довлатовым.
Проблема интеллигенции
По мнению академика Д.С. Лихачёва, “основной принцип интеллигентности — интеллектуальная свобода, свобода как нравственная категория”. Несвободен интеллигентный человек только от своей совести. Звание интеллигента в русской литературе заслуженно носят героиБ.Пастернака («Доктор Живаго») и Ю.Домбровского («Факультет ненужных вещей»). Ни Живаго, ни Зыбин не пошли на компромисс с собственной совестью. Не принимают они насилие в любом проявлении, будь то Гражданская война или сталинские репрессии. Есть и другой тип русского интеллигента, который предаёт это высокое звание. Один из них — герой повести Ю.Трифонова «Обмен»Дмитриев. У него тяжело больна мать, жена предлагает обменять две комнаты на отдельную квартиру, хотя взаимоотношения невестки и свекрови складывались не лучшим образом. Дмитриев поначалу возмущается, критикует жену за бездуховность, мещанство, но затем соглашается с ней, считая, что она права. В квартире становится всё больше вещей, еды, дорогих гарнитуров: плотность быта нарастает, вещи замещают духовную жизнь. В связи с этим вспоминается другое произведение — «Чемодан» С.Довлатова. Скорее всего “чемодан” с ветошью, вывезенный журналистом С.Довлатовым в Америку, вызвал бы у Дмитриева и его жены только чувство брезгливости. Вместе с тем для героя Довлатова вещи не имеют материальной ценности, они — напоминание о прошедшей юности, друзьях, творческих поисках.
Проблема наследственности
*Известный публицист Л.Серова рассуждала в одном из своих очерков о проблеме наследственности. Она считает, что проявление генотипа будет варьироваться в зависимости от того, в каких условиях развивается человек.
*Феодосий Добжанский, генетик 20 века, отмечал, что «человек таков, каков он есть, потому что его генотип плюс его биография сделали его таким».
Проблема отношения к учёбе
*Известный публицист С.Соловейчик считает, что «на свете есть два вида занятий: учение с мучением и учение с увлечением». И именно учение с увлечением - «счастливая жизнь».
* Безответственное отношение к учёбе показано в «Недоросле» Д. Фонвизина.
Важность гуманитарных наук
*Известный публицист, учёный Д.С. Лихачёв утверждал, что гуманитарные науки очень важны, так как именно они учат понимать искусство, историю, воспитывают нравственность.
*Властитель дум Энштейн вдохновлялся творчеством Ф.М. Достоевского. А известный учёный Р.Якобсон говорил, что перед написанием своих работ любил рассматривать живопись Ларионова или Гончаровой.
Проблема мещанства
В пьесе А.Н. Островского «Гроза» описывается жизнь провинциального города Калинова. Жизнь обывателей здесь скучна и однообразна. Она засасывает, как трясина, и выбраться из неё, изменить что-то нет никакой возможности. «В могиле лучше»,-говорит главная героиня Екатерина Кабанова и выход находит только в смерти.
В рассказе А.П. Чехова «Ионыч» рассказывается о судьбе доктора Старцева, который постепенно становится обывателем. Его губит стремление к сытости и покою, подавляющее все прежние порывы, надежды и замыслы.
В пьесе «Мещане» М. Горький, с одной стороны, представил мир мещанства в лице старшины малярного цеха Василия Бессемёнова и его семьи, с другой – людей, противостоящих этой затхлой жизни, во главе с Нилом.
Проблема русской деревни
* А. Солженицын в повести «Матрёнин двор» описал убогий быт деревни начала пятидесятых годов. Люди работали за трудодни. Основными развлечениями после работы были танцы, выпивка, уличные потасовки.
Проблема свободолюбия
В образе Катерины Кабановой-главной героини пьесы «Гроза» - А.Н. Островский запечатлел всю красоту и широкую натуру свободолюбивой русской души.
«Необыкновенным явлением русской силы» называл Н.В. Гоголь главного героя своей повести Тараса Бульбу. Суровый и непреклонный, вожак казацкого войска ведёт жизнь, полную невзгод и опасностей. Запорожская Сечь – вот его стихия. А душа проникнута лишь одним стремлением - к свободе и независимости своего народа.
Мцыри, главный герой поэмы М.Ю. Лермонтова, презирал людей, примирившихся с жизнью в тюрьме-монастыре. Изведав вкус свободы, он заплатил высокую цену за те чудесные мгновения, которые прожил на воле, - свою жизнь.
Известный поэт В. Высоцкий писал:
Но разве это жизнь, когда в цепях,
Но разве это выбор, если скован.
Проблема вдохновения
*Известный писатель К. Паустовский отмечал: «Вдохновение входит в нас, как сияющее летнее утро, только что сбросившее туманы тихой ночи, забрызганное росой, с зарослями влажной травы. Оно осторожно дышит нам в лицо своей целебной прохладой».
*Чайковский утверждал, что вдохновение-это состояние, когда человек работает во всю свою силу, как вол, а не кокетливо помахивает рукой.
В чем заключается смысл жизни человека
А. С. Пушкин.«Евгений Онегин» Поиск смысла жизни молодым героем, «лишний человек» - человек, не привыкший трудиться.
М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Несчастье Печорина, пол его собственному признанию, непонимание смысла своей жизни, он говорит, что чувствовал в своей душе силы, но не знал, к чему их приложить, не сумел найти им применения.
И А. Гончаров. «Обломов». Хороший, добрый, талантливый человек Илья Обломов не сумел преодолеть себя, не раскрыл своих лучших черт. Отсутствие высокой цели в жизни ведёт к нравственной смерти. Даже любовь не смогла спасти Обломова.
Л. Н. Толстой. «Война и мир». Главное в лучших героях романа -Андрее Болконском и Пьере Безухове – стремление к нравственному самосовершенствованию, Стремление «быть вполне хорошим, приносить добро людям.