Несколькословорунической «йоге»
Очевидно, ещевоченьдревниевременачеловекзаметил, чтосуществуютопределенныеположениятелаиопределенныедвижения, которыеоказываютнекоетонкоемагическоевоздействие — преждевсего, насамогочеловека, которыйпринимаетэтипо ызилисовершаетэтидвижения, насостояниеегосознания, наегоспособностьсовершатьмагию. Вконечномитогеэтонаблюдениевылилосьввозникновениесамостоятельныхсистемипрактик, таких, какхатха-йога, гимнастикаушу, гимнастика, связаннаяссистемойцигун, ит.д.
Мы, европейцы, привыклисчитатьэтудисциплину, этоискусствоисключительнымдостояниемВостока. Однакоэтонетак — искусствовладенияестественноймагиейчеловеческоготелабылонетолькоизвестно, ноиширокоразвитовЕвропе; покрайнеймере, этобылотаквконцепрошлой — началенашейэры. Томунемалосвидетельств, которые, прижелании, моленообнаружитькаквдревнихтекстах, такивсохранившихсядо нашеговремениреликтахТрадиции.
Индийскиейогиумеютлежать нагвоздях? ВИрландиипервыхвековнашейэрыоднимизвоинскихуменийбылоумениестоять наостриекопья, воткнутоговземлю.
ВдеревняхЦентральнойРоссииещевпрош омлвекебылизафиксированыобряды, восходящиеквоинскоймагиидвиженияипозы: деревенскиепарнисобиралисьночьювизбе, гдегасиливесьсвет, исножамиврукахзатевалиобщуюпотасовку — каждыйпротиввсех. Ударынаносилисьвполнуюсилу, носерьезныхраненийитемболеесмертей, какправило, небыло. Весьобряд, какмыможемсейчаспредполагать, представлялсобоймагическийвоинскийтанец, участникамкоторогоудавалосьвабсолютнойтемнотестрогок ординироватьосвоидвиженияиощущатьдвиженияостальных, наноситьударыточновцельипарироватьударыпротивников.
Всежекое-чтоизэтогоискусстванамизвестноилиможетбытьреконструировано. Так, например, вкельтскихсагахможнонайтиописанияоднойизтрадиционныхмагическихпоз — еепринимаютЛуг, Кухулинидругиегероисказанийдлясовершенияопределенноймагии. Принимаяэтупозу, человеквстаетнаоднуногуиприкрываетодинглаз. Мифологическиепараллелинайтинесложно: виндоевропейскоймифологииасимметриявнешнегообликавсегдауказываетнасвязьсИным Миром1. ОдноглазсамскандинавскийОдин (икельтскийЛуг, когдапринимаетэтупозу); однакостянаяногауславянскойБабыЯги, стерегущейпереходымеждумирами; скандинавскаябогинясмертиХельимеетлицо, однаполовинакоторогосиняя, адругая — цветасырогомяса... Кслову, вСкандинавиинередкоговорили, чтооднимсвоимглазомОдинвидитто, чтоявлено, адругим (тем, которогонет) — то, чтосокрыто. ПримернотакжетрактовалсявдревнейИрландииисмыслзакрытияодногоглазавстойкеЛуга.
Изображениябоговилилюдейвопределенныхмагическихпозахсохраняютдревниекамнииритуальныепредметы. Невозможнотакженеобратитьвниманиенато, что
некоторыерунынапоминаютчеловека, занимающегоопределенноеположение. Так, например, Иса, рунальда, замораживания, скованности, стеснения — чемнеизображениестоящегочеловека, связанногопорукаминогам? АрунаАльгиз, руназащитыизащищенности, развенепохожаонаначеловека, простершегорукикНебувпросьбеозащите? Илиначеловека, удерживающегоневидимуюугрозуладонямивытянутыхвпередивверхрук?
Всвоевремямысль, высказаннаянаминесколькимистрокамивыше, далажизньцеломунаправлениюисследований, уистоковкоторогостоялФридрихБерхардМарби, выдающийсянемещсийисследовательруническойтрадиции, авторцелойсериитрудовопрактическихаспектахработысрунами. Мынеберемсявэтомкраткомобзореподробнорассматриватьданнуютехнику, ноприводимвкачествеиллюстрациинесколькоруническихмагическихпоз, предложенныхиразработанныхкаксамимМарбииегопоследователями, такиПлатовымвегокнигах.
Какмагическаяпозаявляетсястатическимаспектомданногоискусства, такмагическоедвижениеявляетсобойегодинамическийаспект. Удивительнымобразомтрадиционныепредставленияодвиженияхчеловеческоготелааналогичныпредставлениюодвухкругахмагии (см. работыА.Платова).
Длямага, работающеговруслеТрадиции, движениеможетбытьистинным — магическим — инеистинным, ненастоящим, ненесущиммагии. Истинноедвижение — какимагиявнутреннегокруга — срожденияприсутствуетвчеловеке, нозадавленомножествоммышечныхзажимов — «двигательныхнаузов», имеющихкакфизическое, такимагическоепроисхождение. Убираниемэтих «наузов» можнодостигнутьвысвобожденияистинногодвижения, котороеявляетсяизначальномагическим. Иногдаэтоистинноедвижение — какимагиявнутреннегокруга — можетспонтаннопробиватьсянаружу, ивтакихслучаяхчеловеческоетело «какбысамопосебе» совершаетдвижения, обладающиевеликолепнойпластикойиудивительнойкрасотой.
Человек, взначительнойстепенивысвободившийистинноедвижениеиз-подоковдвигательныхзажимов, можетприблизитьсяквысшемууровнюэтогоискусства — кмагическомутанцу, всеэлементыкоторогоявляютсявоплощениемистинногодвижения...
* * *
Рекомендуемая практика
ДаннаятемаявляетсяпоследнейвнастоящемкурсеруническогоИскусстваиимеетскорееознакомительный, нежелиприкладной, характер. Бсвязисэтиммынестанемрекомендоватьчитателямпрактикуконкретных «руническихпоз», хотяиотметим, чтоданноенаправлениеруническогоИскусстваимеетвполнесамостоятельноезначениеиможетбытьплодотворноиспользовановпрактическойработе...
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Я долго был занят чужими делами,я пел за непокрытым столом.
Но кто сказал вам, что я пел с вами, что мы пели одно об одном?
Вы видели шаги по ступеням, нокто сказал вам, что я шел наверх?
Я просто ставил опыты о том, какая рыба быстрее всех.
Б.Г.
Оглядываясьнанаписанное, мыснекоторымудивлениемвидим, чтоиз-поднашегопера, аточнее, из-поднашихперьев, привычныхработатьin sacrum, действительновышел «ПрактическийкурсруническогоИскусства». Чтож, мыбудемискреннерады, еслиэтакнигапоможетчитателювойтивдревнийиволшебныймиррун, приблизитьсяктемнашимсакральнымкорням, которыемы, европейцы, изрядноподзабылизапоследнюютысячулет. Ивсеже, завершаякнигу, мынеможемнеобратитьвниманиечитателянаоднуособенностьсамой магии.
ВСкандинавиисуществуетниклсказанийобисландскоймагической книге, изменяющейтого, ктоеечитает. Иэто, пожалуй, единственныйпримертакогорода. Всепрочиекниги — отсредневековыхгримуаров, алхимическихтрактатови «Прохладныхвертоградов», трудовБэконаиАгриппыдосовременныхвеликолепныхисследованийЖоржаДюмезиля, МирчиЭлиаде, БорисаРыбаковаимногихдругих — всепрочиекниги, какбыхорошоонинибылинаписаны, остаютсяпростокнигами о магии. Инеболеетого.
Длямногихэтоочевидно. Дляостальных...
МыпозволимсебезакончитьэтукнигустрокамиизвсетойжепесниБГ:
И я не хочу говорить вам «нет»,но поймете ли вы мое «да»? Двери открыты, ограда тю-тю, но войдете ли вы сюда?
Я спросил у соседа: «Почему ты так глуп?» —он принял мои слезы за смех.
Он ни разу не раздумывал о том, какаярыба быстрее всех...
Антон Платов,
Алекс ван Карт,
Москва,Зимний Солнцеворот 1998 года
Примечания:
1) ATT – восьмерка.
2) Вданномизданииграфикаруническихзнаков, применяемыхприпередачетекстовнадписейвиллюстрациях, стандартизирована. Латинскимибуквамиозначаютсячастинадписей, выполненныенаразныхсторонаходногопредмета. Еслиоригинальнаянадписьразбитанастроки, виллюстрацияхстрокинумеруются. 3)Т.е. жертвеннуюкровь.
4) Мызнаемосуществованиитрадицииокрашиватьзнакииизображения, вырезанныенаруническихкамнях, посколькунанекоторыхизнихсохранилисьследыкраски.
5) Нортумбрия — одноиздревниханглосаксонскихкоролевстввБритании
6) Хольмгард— НовгородВеликий
7) А.В.Платов. Памятники рунического Искусства славян//Мифыимагияиндоевропейцев, вып. 6, 1998.
8) ААБычков. Вендские руны/ /Мифыимагияиндоевропейцев, вып.7,1998.
9) А.В.Платов. Магия славянских рун. М., 1999.
10) R.Blum. The Book of Rune. London, 1984.
11) Унекоторыхавторовпорядокследованиярун (воракулеБлюма, например) отличаетсяотисторическистандартного.
12) Разумеется, этоверноневсегда, нолишьвбольшинствеслучаев.
13) См.: В.В.Тороп. Футарк Сигрдривы. Раскрыта еще одна тайна Рунического искусства/'/'Мифыимагияиндоевропейцев, вып.2, 1996. А.В.Платов. Несколько слов о Футарках Э99м//Мифыимагияиндоевропейцев, вып.4,1996.
14) N.Pennick. Practical Magic in the Northern Tradition. Wellingborough, 1989.
15) LPeschel. A Practical Guide to the Runes. St.Paul, 1996.
16) Темнеменеепредставлениеотом, чтосамородныйили «звездный» металлобладаетособенномощноймагией, неисчезло. ЕщевСредниеВекамаленькиесамородкисеребра, медиилизолотанередконосиликакамулеты, амечилиноле, выкованныйизметеоритногохселеза, всегдасчиталсямагическим
17) Мыневключаемвэтоткраткийобзорртуть (какметалл, малоизвестныйдревнеевропейскиммастерамилинеизвестныйвообще) ижелезо
(свойствамкоторогобудетпосвященаотдельнаятема).