Триадныезаклинания. Палиндромы
Извсегомногообразиядревнихтехнологийсозданиярунетейнновсзаданнымимагическимисвойствамитехникатриадных (трехрунных) заклинанийбыла, вероятна, однойизнаиболеераспространенных. Сейчасподаннымэпиграфикимыможемнасчитатьдесяткиразличныхсакральныхруническихсловэтоготипа. Даннаятехникасочетаеточевиднуюпростотустребуемойэффективностью, ипотомутриаднымзаклятьямвэтомкурсепосвященаотдельнаятема.
Невдаваясьздесьвподробностиисторическогоанализаструктурыиназначениятриадныхзаклинаний, приведемлишьконечныйегорезультат. Реконструированнаяструктуратрехчастногоруническогозаклинаниявыглядитследующимобразом:
Руна 1 Руна 2 Руна 3
Направлениенеобходимая направление
ДействиядлядействиядействияЗаклинаниябазазаклинания
Нижемырассмотримряддревнихтрехчастныхзак-линательныхформул, нопреждепроиллюстрируемпринципихпостроениянасамом, вероятно, показательномпримере — напримерерабочейкомбинациирункамняСигимара.
Наоднойсторонекамняэтотэрильвырезалтекстследующего, довольностандартногосодержания (частьего, ксожалению, стерта):
Я, Сигимар, воздвигнул я камень.
Навторойстороневырезанакомбинация, состоящаяиздвухтроекрунКеноичетырехрунИса. Вспоминаяотом, чторуны, примененныекакмагическиезнаки, нередкоудваивались, утраивалисьидажеучетверялись, мыувидимврабочейруническойкомбинациикамняСигимаравсетожетрехчастноезаклинание:
Сопределеннойдолейвероятностинамудалосьвосстановитьназначениекамня. Говорясовременнымязыком, этокаменьдлямедитацийилисовершениямагическихопераций. Попринципудействиярабочаякомбинациярунэтогокамнязанимает
; среднееположениемеждумагиейотдельныхрунимагиейихзаклинательных
: комбинаций. Действиеобеихрунздесьпрактическитаковоже, какеслибыонибылиупотребленыотдельно, и, втожевремя, именновзаимноеихвоздействиесоздаетнеобходимыйэффект.
РунаИсаздесьсоздаетнеобходимуюбазу, замораживая, «останавливая» мирдлячеловека, ищущегоуэтогокамняпомощи, способствуядолжномуочищениюиуспокоениюегоментала (иастрала, вероятно, тоже). РунаКено, рунавоплощения, анаболеепсихологическитонкомуровне — рунараскрытия, являетсяздесьдействующей. Онаспособствуетдостижениюцели, поставленнойпередсобойчеловеком, пришедшимккамню. Есличеловекмолится, рунапомогаетемураскрытьсявовне — кБогу, еслимедитирует — раскрытьсявнутрь, заглянутьвглубинысобственногосущества. Еслижечеловектворитмагию, рунаКеноспособствуетвоплощениювреальностьегозамыслов.
Другойинтересныйпример — граффитинамонетеконцаVIII — начала IX вековизТимеревскогоклада, Вдолькраямонетыострыморудиемпроцарапанытрируны:
. (Отмечу, чтомонетысвыполненныминанихруническиминадписямисамогоразногороданередкоиспользовалисьвкачествеамулетов.)
ВкачествебазыздесьвыступаетрунаУруз, рунамужскойсилы, нередкоприменявшаясявкачествесоответствующегородазащитногознака. Вкачествеуказателейнаправлениядействия — рунаГебо — «Дар» ирунаДагаз — «День», «Процветание». Такимобразом, заклинаниевцеломпризваносохранятьмужскуюсилувладельцамонетыиприноситьему (основываясьнаэтойбазе) успехиипроцветаниеналюбовнойпочве. Отметимтакже, чтослововцелом — — можетбытьпрочитано как «бог» или «боги». Насколькоэтоимеетзначениевданномслучае, исделанолиэтонамеренно, судитьсложно.
Авоттрехчастныеруническиезаклинания, вырезанныенатрехдругихприводимыхнастр. 192 монетахподобногорода, интерпретациинеподдаются — преждевсеговследствиеневозможностиуверенногоихпрочтения. Нонесмотрянаэто, молено, вероятно, говоритьотом, чтозаклинательныекомбинациинаних (покрайнеймере, — однаилидвеизтрех) такжепринадлежатклассутрехчастныхсакральныхслов.
Любопытнатакжеруническаянадписьнамонетеодногоизшведскихкладов: . Здесьмысталкиваемсяснесколькоинойнаправленностьюмагии: еслизаклинаниякамняСигимараимонетыизТимеревскогокладаориентированынадобровольноепринятие «пользователем» ихвоздействия, товданномслучаебазойдействиязаклинанияслужитрунаНауд — «Нужда», «Принуждение». ВданномконтекстеруныИсаиТурисаз, стоящиепосторонамотбазовойруны, имеютявнонегативныйхарактер. Очевидно, этамонетапопалавкладнеслучайно, новкачествепроклятия «вз мло щику». ТакаяинтерпретациязаклинанияхорошосогласуетсястрактовкойИ.Линдквиста, считающего, чтозаклинание «выражаетпожелание, чтобытот, ктонашелклад, оказалсявмиревеликанов». Обратимся, наконец, ксамомураспространенномуруническомусакральномуслову, принадлежащему, соднойстороны, кклассутрехрунныхзаклинаний, асдругой — кустойчивымкомбинациямрун, магическоеиспользованиекоторыхнеограничивалосьнивременем, нигеографией. Речьидетозаклинательной
комбинацииАнсуз — Лагуз — Уруз (), известнойсовремен
возникновениядревнейшегоФутаркадовременпозднихвикинговиоткрайнегоСеверо-ЗападаЕвропыдоземельНовгородаВеликого. Вэтомкурсемыуженеоднократнообращалиськэтойсакральноймагическойформуле, рассматриваяразныеееаспекты; здесьмыпопытаемсявосстановитьещеодинизних.
Центральнаяруназаклинания — Лагуз — «ТекучаяВода», «То, чтоведет». ВконтекстеактивноймагиизначениеруныЛагузможетбытьопределенокак «ДвижениеподводительствомСилы». Сдругойстороны, этажеруна, посвидетельствунекоторыхавторов, можетбытьпримененаикаксредство «коллективной», таксказать, магии — дляспособствованиязаключениюбраковиподдержаниядружбы.
Аналогичныйдуализмдействия — магиясоднойстороныичеловеческиеотношениясдругой — присутствуетивтрактовкедвухостальныхрунэтогозаклинания. РуныАнсуз — «Бог», «БогСвета» — иУруз — «Бык», «Энергия», «Мощь» — такжемогутбытьиспользованыАлязаключенияиподдержаниядружескихилисемейныхотношений. Такимобразом, общеедействиеданногоРуническогозаклинанияоченьус вло номожнопередатьфразой: «ДаведутбогиэтотсоюздорогойСилы».
— |
Повсейвидимости, модернизированным (илипопростуискаженным) вариантомвсетогожезаклинательногослова являетсяитрехчастнаяруническаякомбинацияназамечательномбрактеатеизВэлбэкХилл (Британия) . Трируны, находящиесянастр. 207 вперевернутомположении, читаютсясправаналево:. Соднойстороны, мывполневправедопустить, чтомастер, выполнявшийнадпись,
смешивалзнаки, несущиезвуки «и» и «w», чтонередкостьвевропейскойархеографии. Сдругойжестороны, такаязамена (вкупесперестановкойрун) вполнемоглабытьосмысленной, направленнойнаприданиезаклинанию, сохраняющемувцеломисходнуюнаправленность, несколькоиногозвучания.
* * *
Другаясхемарунетейнна — созданиеруническихпалиндромов, т.е. симметричныхтейннов. Очевидно, чтопалиндромыитриадныезаклинанияродственныдругдругу, — этоследуетужехотябыизсимметриисамойтриаднойсхемы. Когдадвепериферийныерунывтриадномзаклинаниисовпадают, мыполучаемсхемупростейшегоруническогопалиндрома. Таково, например, сакральноеруническоеслово, назначениекоторого — «размышление (медитация) ипризываниебогов», илирассмотренноевышесакральноеслово. Вобоихэтихслучаяхсакральныесловапредставляютсобойтриадныезаклинанияи, втожевремя, являютсяпростейшимируническимипалиндромами.
Вотдваисторическидостоверныхпримераболеесложныхруническихпалиндромов.
Этопалиндром, начертанныйнаКилверскомруническомкамне (о-вГотланд). БернардКингчитаетегоследующимобразом: «солнечнаясилапосвящаетсилусолнца». Значениежепалиндромаследуетраскручиватьизцентра; центральнуюпозициюзанимаетрунаЭваз — конь, движение, трансформация. Перваяпериферийнаяпара — руныУруз — сила, магическаямощь. Внешняяпара — Соул, могущество, целостность. Вцеломзначениепалиндрома — магическоепосвящение, обретениеСилы, структуризацияподеевоздействием.
ЭтотруническийпалиндромначертаннадеревяннойдоскеиззахороненияблизФрословавЮжнойЮтландии. Палиндромимеетявносдерживающий, охранныйхарактер, однакорунаЛагуз, помещеннаянацентральнуюегопозицию, снимаетвозможныенегативныеоттенкизначенияпалиндрома, направляядействиеегопо естественномупутиподпокровительствомбогов.
* * *
Рекомендуемаяпрактика
Заклинательныеформулы, рассмотренныевэтойтеме, имеютлинейныйхарактер (почемуиназываютсятейннами). Известно, однако, чтовСредниеВекаиспользовалисьтакжеплоскостные (двумерные) руническиесакральныеформулы. Примертому — записанныйрунами «магическийквадрат» Sator, обнаруживаемыйнанекоторыхсредневековыхпредметах:
Центральное |
слово |
квадрата |
— |
палиндромом. Вкачествепрактикикэтойтемемыпредлагаемчитателюсамостоятельнореконструироватьзначениеидействиеэтогопалиндрома, атакже — прижелании — возможноедействиевсегорунического «магическогоквадрата».
Тема 6.
Вязаныеруны. Гальдраставы
ЭтатемапосвященаобластируническогоИскусства, связаннойсприменениеммагическихсимволовили, точнее, изображений. Такоемагическоеизображение, наносимоенанекийпредмет, называлосьвИсландиистав илигалъдрастав (др.
исл. , от
«магия» и «знак», другоезначение — «прут»). Всамомобщемсмыслегальдраставпредставляетсобойлюбоеизображение, имеющеемагическоесодержание, вболееузком — компактныйсимвол, темилиинымобразомсвязанныйсрунами.
Руническойтехникой, переходнойотиспользованияотдельныхрункиспользованиюгальдраставов, являетсятехникавязаных рун. Вязанойрунойназываетсястав, представляющийсобойнесколькорун, сплетенныхвединыймагическийсимвол. Собственноговоря, вязаныеруныширокоприменялисьивнемагическихцелях (мы, например, нередковстречаемихвнадписяхнапоминальныхруническихкамнях), ноздесьнасинтересуетименномагическийаспектихприменения.
Вомногихслучаяхвязаныерунысоставляютсяизтехжесимволов, чтоиописанныевышерунетейнны, однакосамосплетениеихводинзнак{став) привноситвихдействиенечтоновое. Во-первых, этосвязаностем, чтонадписьпревращаетсяприэтомвнечтоединоеицельное, усиливаямагическийэффект, аво-вторых, присплетениинескольких (дажедвух) руннередковитоговомсимволеможно
обнаружить «самостоятельно» появившиесяновыеруны. Так, например, присоединениирун и можетпоявитьсяруна , присоединениии — рунаит.д. Разумеется, этотфактнеобходимоучитывать.
Приведемздесьнекоторыеконкретныесимволыэтоготипа, предлагаемыеразнымиавторами (см. рис.):
1. ЭдредТорссон:
1.1.Дляобретениямудростиипознаниядействительности
1.2.Дляобретенияматериальныхценностейприсохранениимудростиищедрости
2. НайджелПенник:
2.1.Удача
2.2.Сохранениелюбви
2.3.Процветание
2.4.Защитаимущества
3. АнтонПлатов& RUNOWEGR:
3.1.Странствие-поиск
3.2.Благо
Гальдрастав — термин, происходящий, какужеупоминалось, отисл. «магия» и «знак», — означаетсложныймагическийсимвол, которыйможетбытьнанесенкакнаспециальнодлятогоизготовленныйамулет, такинапроизвольныйпредмет. Здесьнасинтересуюттолькоруническиегальдраставы, висторическомотношениипредставляющиесобой, вероятно, дальнейшееразвитиеискусствасоставлениявязаныхрун. КлассическимпримеромгальдраставаможетпослужитьизвестнаяРунаОдина, представляющаясобойодноизегоимен — Тунд (исл. Thundur, «Распятый» или «ОбладающийГромом»).
Вотличиеотвязаныхрун, гальдрастав, во-первых, можетсодержатьзначительнобольшееколичестворун (известныпримерыгальдраставов, объединяющихдо 10 рун), аво-вторых, гальдраставневсегдаимеетчеткуювертикальнуюориентировку, обязательнуюдлявязаныхрун (т.е. может, например, сочетать «стоящие» и «лежащие» руныодновременно). Крометого, подгальдраста-вомвширокомсмыслемыможемпониматьвообщекомбинациюрисунковируническихсимволов, втомчисле — инадписей (тейннов). Примеромгальдраставатакого «объединенного» типаможетпослужитьстав, рекомендуемыйкругом RUNOWEGR длянанесениянамешочек (шкатулку) дляхранениярун-таувов.
Вероятно, гальдраставы — одинизсамыхсложныхразделовприкладнойруническоймагии; нарисункенастр. 201 приводятсянекоторыеихпримеры.
Однаизнаиболеераспространенныхвпрошломинаиболееизвестныхсейчасгруппгальдраставов — этоЭгисхьяльмы, т.е. «ШлемыУжаса» (исл. ).
Эточетырех- иливосьмичастныекрестоподобныезнаки, простейшийизкоторыхпредставляетсобойобъединениечетырехрунАльгиз, . Любопытно, чтознакиэтойгруппыбылиизвестны (враннемСредневековье, например) итам, гдеонинерассматривалиськаккомбинациярун. Так, в «Руническоймагии» А.ПлатоваприводятсяпримерыиспользованиядвенадцатиконечногоЭгисхьяль-маскифами, сарматами, мордвойит.д.
ПростейшийШлемобразуетсяизчетырехконечногокрестазаменойкаждоголучанарунуАльгиз; такимжеобразомизкреставосьмиконечного (известноготакжекак «небеснаязвезда») получаетсядвадцатичетырехко-нечныйкрест, такжепринадлежащийгруппеШлемов. Этотсимволбыл-весьмараспространенвсредневековойЕвропе; онукрашалкаменныезданияидеревенскиедеревянныеизделия, анередкоиспользовалсяивцерковнойутвари. Содержаниеобоихэтихсимволов — защитная, аточнее — охраннаямагия.
Вершинойразвитиясложныхмногоконечныхкрестовсталраспространенныйсредневековыймагическийсимвол, известныйкаксобственноЭгисхьяльм. Считается, чтоэтотсимволпревосходитвсепредыдущиепокачествуобеспечиваемойзащиты; многиесовременныеавторыназываютегоКрестом Непобедимости.
Наконец, вданнойтемедолжнабытьупомянутаигруппаскандинавскихмагическихсимволов, примыкающаяксобственногальдраставам, ноуженеимеющаяпрямойочевиднойсвязисрунами (хотяивосходящаяк
тойжетрадиции). Иногдатакиесимволыназываютсягальдрамюндами. Некоторыепримерысимволовэтойгруппыдаютсянаэтихстраницах.
* * *
Рекомендуемая практика
Говоряопрактикеподаннойтеме, мыпреждевсегохотелибыпредостеречьчитателейотизлишнесвободноготворчествавобластисозданиявязаныхруни — темболее — гальдраставов. Созданиемагическихрисунковвруническойтрадиции — делонепростое, требующее, преждевсего, определеннойпрактикииопытависпользованиисамихрун. Дляначалажемыпорекомендуемдляпрактическогоиспользованиятевязаныеруны, изображениякоторыхбылиприведенывиллюстрацияхкданнойтеме, аизгальдраставов — наиболеепростыесимволыгруппыЭгисхьяльмов: двенадцатиконечныйкрестикрестдвадцатичетырехконечный, сложенныйизвосьмирунАльгиз.
Тема 7.
Брактеаты
Этанебольшаятеманашегокурсапосвященаруническимбрактеатам — специфическимпроизведениямдревнегоИскусства, вбольшинствеслучаевимевшимсакральное, магическоепредназначение.
Сейчасбрактеатаминазываютсясвоеобразныемедалеподобныекруглыеподвески (восновном — золотые), налицевойповерхностикоторыхнанесеноизображениеи — вокругнего — руническаянадпись. Впрочем, существуютинесколькоиныетипыбрактеатов. БольшинствоизнихизготовленовСкандинавиивовторойполовине I тысячелетиян.э., хотяизвестныиболеепоздниебрактеаты, ибрактеаты, изготовленныеилинайденныевдругихстранах (брактеатизВэлбэкХилл, Британия, идр.)
КлассическимпримеромбрактеатаявляетсяуженеоднократноупомянутыйвэтойкнигебрактеатВадстены, надписьнакотором, выполненнаярунамиСтаршегоФутарка, содержитполнуюзаписьпоследнего (чтоимеетмагическийсмысл) изаклинательноеслово , имеющее, понашему
мнению, значение, близкоекзначениюслова
Магическоеприменениебрактеатов, очевидно, связывалосьвдревностинетолькосмагиейсамихрун, ноисизображенияминаплоскостибрактеата, исрасположениемрунпокругу, и, возможно, ссамойформойиспособомизготовления, отличающимбрактеатыотдругихмедалеобразныхювелирныхизделий. Вэтомотношениинебезынтересновспомнитьдревнерусскиеамулеты-змеевики, распространенныенаРусивначале II тысячелетия, несвязанныегенетически
напрямуюсгерманскимибрактеатами, новосходящие, возможно, кодномуобщемуболеедревнему «оригиналу».
Вообще, следуетсказать, чтобрактеаты (ипохожиенанихзмеевики) представляютсобойоченьинтересныйтиппамятниковдревнегомагическогоИскусства, отработанныйевропейскимимастерамивтечениестолетий. Выглядитвесьмазаманчивойвозможностьиспользоватьэтотдревнийопытвпрактическойработесрунами, иименнопоэтомурассказобрактеатахсруническиминадписямиибылвыделеннамивспециальнуютему.
Довольночастонадписинабрактеатахсодержатлишьнесколькорун, образующихсакральныеруническиеформулыилиимена. Таковы, например, несущиезаклинатель-ныеруническиесловабрактеатыизБьоннеруда ( ), изАллеса ( ), изХойструпа ( ), изВэлбэкХилл ( ), изЛеллинге ( ), или
жеподобные
брактеату |
из |
Асума |
, |
на |
котором |
начертана |
надпись |
Обаэтитипаполучаютразвитиевбрактеатахсболеедлинныминадписями, имеющимитотжехарактер. Усложнениембрактеатов, несущихсакральныеруническиеформулы, являютсябрактеаты, надписинакоторыхпредставляютсобойсложныекомбинациимагическихслов. Таков, например, Сконельскийбрактеат, надписьна
котором ( ) составленаизчетырех
ужеизвестныхчитателюсакральныхруническихслов, записанныхсиспользованиемвязаныхрун.
Известныибрактеаты, заклинаниянакоторыхпредставляютсобойдовольнобольшойсвязныйсмысловойтекст. ВотнадписьнаСьелландскомбрактеате:
чтовпереводеозначает: «ЯпрозываюсьХариуха, ведаюопасное, приношуудачу». Средипрочеговданномзаклинанииоднимиздействующихмагических «средств» являетсясакральноеслово («удача»; также — «счастье», «ус- пех»). Этословоупотребляетсявомногихруническихзаклятьях, втомчисле — набрактеатах. Так, используетсяоновдругойбольшойнадписи — набрактеатеизСкодборга:
Перваячастьзаклинаниясостоитизтриждыповтореннойфразы «удачиАлавин», гдеАлавин — это, очевидно, имячеловека, длякоторогобылизготовленбрактеат. Далее
следуетрунаЙер, имеющаяздесьнеалфавитный, нопонятийныйимагическийхарактер, изавершаетсязаклинаниеименемАлавид, котороеможнопониматьиликакимямастера, изготовившегоданныйамулет, иликакимядругогочеловека, некоторымобразомсвязанногосАлавин.
Взаключениеследуетсказатьиоцентральномизображениибрактеатов, являющемсяихнеобходимымэлементом. Какчитательужемогзаметитьпоприведеннымвышеиллюстрациям, этиизображениядовольностандартны: восновномвнихиспользуютсявразныхсочетаниях — мотивывоина, коняиптицы. Возможно, здесьприсутствуетвлияниесакральнойТрадицииконтинентальныхкельтов, новрамкахданногокурсапроисхождениеэтихизображенийимеетвторостепенноезначение, гораздоважнееихсакральноезначение. Вцеломможноутверждать, чтоцентральные
изображениянабрактеатахпосвященытрадиционномубогувласти, богатстваимагии (Один, онжеБелееилиМеркурий) — покрайнеймереименноемуонибылипосвященыизначально. Воинздесьизображаетсамогобога (нанекоторыхбрактеатахмоленовидетьстилизованныерога, являющиесяегоатрибутом); птица — символмудростиивестникбогов (сравн. своронамиОдина); наконец, конь — символодновременноблагосостоянияи «шаманскогопутешествия» (сравн. соСлейпниром, конемОдина).
* * *
Рекомендуемая практика
Мыужеговорили, чтоиспользованиебрактеатоввпрактикеруническогоИскусстваинтереснатем, чтобогатыйархеологическийматериалпозволяетнамреконструировать «каноны» ихизготовления, отработанныедревнимимастерами. Текстииллюстрацииданнойтемымогутпредставитьчитателюопределенныйматериалдляработывданномнаправлении; здесьжемыприведемнекоторыесоображенияпрактическогоплана.
1. Отехнологии изготовления. Длячитателя, малоопытноговювелирномделе, наиболеепростымспособомизготовлениябрактеатабудетегоотливкаизлегкоплавкихметаллов (олова, например). Отливкаподобныхизделийможетбытьпроизведенавформу, полученнуюизглиныилиалебастраоттискомпарафиновойилилюбойдругоймодели. Такойспособизготовлениявполнедопустим — литыебрактеатыизвестны. Другойвариант — эточеканкапопластине (дляполученияизображенияирун) споследующейпайкойсканых (филигранных) деталей (ободаиушка). Выбортехнологии — делоличныхпредпочтениймастераиегоопытавювелирномделе.
2. Оруническихнадписях. Надписинабрактеатах — дажееслионисодержатвсегонесколькознаков — располагаютсятолькопокругувдолькраяизделия. Приэтом, разумеется, можноиспользоватьлюбойпредпочитаемыйвамируническийстрой. Неследуетгнатьсязадлинойнадписи — какнеоднократноужеговорилосьнастраницахэтойкниги, короткаяруническаяформуламожетоказатьсяболеедейственной, чемдлинная. Повторимирекомендациюиспользоватькраткиетрадиционныесакральныеслова, описанныевэтомкурсе. Длябрактеатов, кслову, этодажеболееобычно, чемдлинныенадписи; таге, наиболеечастонадревнихбрактеатахвстречаютсязаклинания и
3. Обизображениях. Выборикомпоновкацентральногоизображениябрактеатаявляется, разумеется, деломмастера, однаконапомним, чтобрактеатыинтересныименнотем, чтопредставляютсобойотработанныйвекамииустоявшийсятипмагическогопредмета. Посемумырекомендовалибыиспользовать (творчески, конечно) тепримеры, чтобылиприведенывыше. Одноисключение, котороемыможемпредложитьвкачествеэксперимента, — этоиспользование «змеиного» мотивасрусскихзмеевиков. Хотязмеевикииявляются — доопределеннойстепени! — подражаниемболеераннимвизантийскиманалогам, самиэтиизображенияабсолютноязыческиепосутиисвязаны, впротивоположностьсюжетамбрактеатов, сБогиней-Матерью.
Тема 8.
Магическиекольца
Темаволшебныхпредметов — т.е. предметов, являющихсяносителямимагическойСилы, — широкораспространенавевропейскойсакральнойТрадиции. СвятойГрааль, волшебноеоружиевоинов, посохимагов, всевозможногородаталисманыиамулеты... Носамым «популярным» нынепредметомтакогородаявляются, вероятно, магическиекольца, огромнуюрольвформированиисовременного «широкогоинтереса» ккоторымсыграла, несомненно, знаменитаятрилогияДж.Р.Р.Толкиена.
ОднимизсамыхизвестныхмифологическихволшебныхколецявляетсякольцоДраупнир, принадлежащеескандинавскомубогуОдину. Этокольцоизготовленоиззолота, иоднимизеговолшебныхкачествявляетсяспособностькразмножению (хотядетиДраупниратакойспособностьюуженеобладают):
Восемь колец на девятую ночь из него возникают.о (СтаршаяЭдда, Скирнир, 21)
Немаломагическихколецизвестнонамипоевропейскимпреданиям, легендамиэпосу. Так, например, скандинавскиесагиговорятомагическомкольцеСвиагрис,
которое — вкупесзолотыммагическимшлемом — былосамымбольшимсокровищемшведскогокороля-чародеяАтилсаЧерного. Ценностькольцабыластольвелика, чтодлятого, чтобывернутьсебеСвиагрис, корольАтилсзадержалпогонюзакоролемХрольфом, разорившимегозамоквУппсале.
ДругиммагическимкольцомвладелОвэйнсынУриена, представительодногоиззнатнейшихродовкельтскойБританиии — согласноваллийскимисточникам — рыцарькороляАртура:
Три Князя Битв было при дворе Артура: Кадур, ярл Корнуолла; Ланселот Озерный; и Овэйн сын Уриена Рэгед-ского... Они никогда не отступали в бою, ни перед Копьем, ни перед Стрелой, ни перед Мечом. И Артур, увидев их, назвал их Князьями Битв.
(ВаллийскиеТриады)
КольцоОвэйна, какуказываетсяв «Мабиногионе», средневековомсборникеваллийскихсказаний, обладалосвойствомдаватьсвоемувладельцуневидимость, когдатотскрывалкольцовкулаке. Интересно, чтосохранилосьописаниеэтогокольцавваллийскомманускриптеподназванием «ТринадцатькоролевскихреликвийОстроваБритании, которыехранилисьвКаэрЛлеоненарекеИск, вМонмаутшире. ВещиэтиполученыотМирддина, сынаМорврана, вДомеСтекла, наЭнлли, илиостровеБардсэй. Изаписанодругими, чтоТалесинКнязьБардоввладелими». ВманускриптекольцуОвэйнапосвященонесколькострок: «КаменькольцаЛинэд, которыйполучилОвэйнмежстенойирешеткой. Ктобынисокрылэтоткамень, каменьсокроетего».
Теперьобратимсяктому, чтонамизвестносейчассобственноомагииволшебныхколец.
Помнениюмногихавторов, любоекольцомагичносамопосебе, ужевследствиесвоейособойформы. Действительно, традициясохраняетогромноеколичествопримеровпочитаниякольцеобразнойформы (причемнеизвестно, что, собственноговоря, большепочиталось: предмет, заключающийвсебесквозноеотверстие, илисамоотверстиевэтомпредмете). Первое, чтоприходитнаумвэтомотношении, — это, конечно, «куриныебоги», камешкисдырками. Номожновспомнитьипочитаниедуплистыхдеревьев, исвященные «дырчатые» камниЕвропы. Кпоследнимотносятся, например, британскиеКаменьГронва (Llech Ronw) илиДырчатыйКамень (Holed Stone). Последнийпредставляетсобойплоскуюплиту, установленнуювертикально, сосквознымотверстиеемвцентральнойчасти. Досихпормолодоженынаместныхсвадьбахприходяткэтомукамню, чтобыскрепитьзаключенныйбракрукопожатиемчерезотверстие. Можнотакжевспомнитьито, чтокольца, вообщеговоря, вдревностиносилинетольконапальцах, ноиназапястьях (браслеты), нашее (гривны) ит.д. Однаковернемсяктемкольцам, которыеносилинапальцахрук.
Какпоказываютданныеархеологии, кольца (втомчисле — имагические) делалисьнетолькоизметалла; известнытакжекаменные, костяныекольца. Так, например, изагатаизготовленоодноизхранящихсяныневБританскомМузеемагическихколец, любопытноевыгравированнойнанемзаклинательнойруническойнадписью (нообэтомчутьпозже). Вполневозможно — идажевероятно, — чтовмагическихцеляхиспользовалисьидеревянныекольца: вдревностивообщебылооченьширокораспространеноизготовлениемагическихпредметовиздревесины.
Ивсе-такиосновнымматериаломдляизготовленияколецслужил, конечно, металл; использовалисьидрагоценныекамни,
ноотносительноредко — вдревностиэтобылодовольнодорогимудовольствием, даитогоразнообразиякамней, котороемыможемвидетьсегоднявювелирныхмагазинах, древниемастеранезнали. Затоонипрекрасновладелиразличнымитехникамииспользованияэмалей, зерни, скани, создаваяподчаспоистиневеликолепныеизделия. Очевидно, выборматериаладляизготовлениялюбогомагическогопредмета — кольцавтомчисле — вопросоченьважный. Мытолькочтоупомянулиокольцахизкамняикости, металлическиекольцатакжеизготавливалисьсучетомсвойствметаллов. Отом, чтометаллтщательноподбирался, свидетельствуют, например, находкикомбинированныхмагическихколец — серебряныхсовставкойизмеди. Неменеетщательно, очевидно, подбиралсяикаменьдлявставки:
Пусть никого не дивит — сомнение здесь неуместно, — Что в драгоценных камнях волшебная кроется сила: В травах она ведь есть, а в камнях она только мощнее.МарбродРеннский, XII век
ПервыевЕвропетрактаты, касающиесямагиикамней, появилисьвантичноммире. Авторыэтихсочинений — ТитЛукрецийКар, Гиппократ, Теофраст, ПлинийСтарший — описывалисвойстварастений, животныхикамней, втомчисле — имагическиесвойствапоследних. ВСредниеВека, частосиспользованиемантичныхтрактатов, былисозданыновыерукописи, посвященныетемжевопросам. СредиавторовсредневековыхтрудовследуетназватьЕпифания (V век), ИсидораСевильского (конец V — начало VI века), МихаилаПселла (XI век), МарбродаРейнского (XII век), АльбертаВеликого (XIII век). Позднеефрагментыизработэтихавторов, частопеределанные, аиногда — ипереосмысленные, составилимногочисленныесборникипомагиидрагоценныхкамней, кчислукоторыхотноситсяизнаменитыйнаРуси «ПрохладныйВертоград».
Однаконужно, разумеется, учитывать, чтопредкинашинебылинастолькоглупы, чтобыполагатьестественныемагическиесвойствакамнядостаточнымидлятого, чтобыкольцо, вкотороевставиликамень, превратилосьвмагическийинструмент. Вотпростойпример. ВШотландиивСредниеВекасуществовалмагическийшаризгорногохрусталя, обладающийсвойствомисцелятьболезни; вовремястрашнойчумы 1665 годаэтоткаменьодалживалиподогромныйзалогвшестьтысячфунтов. Былобыоченьнеосторожнымсчитать, чтотакимижесвойствамиобладаетилюбойдругойкусокчистогокварца...
Ничутьнеменьшеезначение, чемподборуматериала, придавалосьизображенияминадписям, наносимымнаповерхностьколец. Современныеколлекцииархеологическихнаходоксодержатдесяткиидажесотнисредневековыхколец, изображениянакоторыхимеютмагическуюнагрузку. Однакосейчаснасболеевсегоинтересуюткольцасзаклинательнымируническиминадписями.
Так, наупомянутомвышеагатовомкольце, хранящемсяныневБританскомМузее, выгравированаследующаяруническаянадпись:
Надписьпереводунеподдается, нопомнениюН:Пен-никаэто — «кольцосилы, предназначенноеприноситьмагическийуспехносителю».
Тамже — вБританскомМузее — хранятсяещедвамагическихкольца, изготовленныхнасейразизметалла: одно — иззолота, авторое — избронзы, инесущиходинаковыенепереведенныеруническиенадписи, связанные, вероятно, спредыдущей:
Внешняясторонакольца:
Внутренняясторона:
Внутренняянадписьздесь, скореевсего, представляетсобойтриадноеруническоезаклинание (см. тему 5 второйчастинастоящегокурса).
АвотназнаменитомЛанкаширскомволшебномкольцелишьчастьзнаковнадписивыполненарунами (остальное — латиницей).
Этототносительнораспространенныйприемпоявилсянасеверо-западеЕвропыпослевведениялатинскогоалфавита: некоторыемагисталиприменятьвсвоихнадписяходновременнолатинскиеируническиебуквы. Оцелитакогосмешениямыужеговорилиприрассмотрениимагииотдельныхрун — сделатьнесущийрунытекстосмысленнойфразойиизбежатьвозникновенияруническойкомбинацииснепредсказуемымдействием. Таковаинадписьналанкаширскомкольце, котораясамапосебенеимеетмагическогозначенияипереводитсяследующимобразом: «Этрэдвладеетмною, Эанрэдсработалменя».
* * *
Рекомендуемая практика
Ксожалению, мынеимеемвозможностисовместитьданныйкурсруническогоИскусстваскурсомискусстваювелирного. Длячитателей, владеющихпоследним, указаний, данныхвэтойивпредыдущихтемах, будетвполнедостаточнодляпервыхшаговвобластисамостоятельногосозданияруническихколеци/илиихиспользования. Длятех, ктозахочет (бытьможет) прибегнутькпомощипрофессиональныхювелиров, неявляющихсямагами, мыотметим, чторуническиезнаки, нанесенныетакимимастерами, далеконевсегдаоказываютсядейственнымивтоймере, какэтоожидается, аиногдаивообщедействуютнесколько (илисовсем) виномнаправлении...
Тема 9.