Внеалфавитныеруны. Субруническиесимволы
Арсеналруническоймагииотнюдьнеограничиваетсярунами, входящимивруническийряд, используемыйтемилиинымрунемейстером (т.е. мастеромруническогоИскусства). Существуетдовольнозначительноеколичестворуническихсимволов, невходящихвруническиеряды, нонаходящихприменениевобластиактивноймагии. Такиеруны, неимеющиефонетическихсоответствий, называютсявне алфавитными.
Следуетотметить, чтосамопосебевыделениевнеалфавитныхрунвотдельнуюгруппу — вещьдостаточноотносительная. Многиеруны, неиспользуемыевкачествезнаковписьмаводнихобластях, оказываютсяалфавитнымирунамивдругих. Так, например, рунаФрейра (Ингуз), принадлежащаяСтаршемуФутаркуи, соответственно, являвшаясяалфавитнойвСкандинавиив I тысячелетиин.э., невходитвсеверовендскийруническийстрой — т.е. являетсявнеалфавитнойрунойпоотношениюкславянскимрунам. Наоборот, рунаВальда, внеалфавитнаяпоотношениюкФутарку, воФризииявлялась, посуществу, алфавитнойипередаваланаписьмезвук
Иногдасчитается, чтомногиевнеалфавитныеруныобладаютмагическойсилой, превосходящейсилурунФутарка. Мыполагаем, чтоэтодалеконевсегдатак, ното, чтовнеалфавитныерунымогутбытьприменяемывмагииснеменьшимуспехом, чемалфавитные, сомненийневызывает.
(нем. «Волчийкрюк»)
Рунаповторяетформуспециальногоорудия — «волчьегокрюка», спомощьюкотороговдревностиловиливолков. Предполагается, чторунамоглапередаватьзвук ai. Магическоеназначение — охрана, пленение, сковываниедвиженийинамеренийпротивника, обеспечивающеесобственнуюсвободу. Нередкорунатребуетвесьмаосторожногообращения.
ВСредневековьерунаиспользоваласьдлямагическойохраныотволков. В XV векеэтарунаоказаласьэмблемойкрестьянскоговосстаниявГермании; в XX векенекотороевремябыласимволомнемецкойнацистскойпартии, затем — знакомоднойиздивизийСС.
Имеетфризскоепроисхождение; фонетическоезначение — . Посвященабогузимыинеба (фриз. , сканд. ). ПомнениюНайджелаПенника, «являетсярунойличнойсилы». Насколькоэтотак, судитьсложно, авотто, чторунаВальдасвязанасзимнимСолнцеворотом (сканд. ), можноутверждатьоднозначно.
РунаЗемлииземнойбогини, носящейвгерманскихязыкахтожеимя ( ит.д.). Символизирует, соднойстороны, собственноЗемлю, еесвятостьиеемагию, сдругой — роднуюземлю, РодинуиРод. БлагодаряэтомурунаЭрдыоказаласьэмблемойрасовогоотделаСС. (ВГерманиинередконеделаютразличиямеждурунамиЭрдаиОгал.)
Четвертойвнеалфавитнойруной (немецкого, вероятно, происхождения) являетсярунаЗиу, одногоиздревнейшихгерманскихбогов. Имя практическисовпадаетсименемантичногоЗевса; действительно, Зиудолгоевремяоставалсяверховнымнебеснымбогом, властелиноммолний, поканебыллишенэтойфункцииновопоявившимсяТороминепревратилсявовторостепенногобогавоинскихискусств — скандинавскогоТюра. РунаобъединяетначертанияруныЗигируныТюраисчитаетсярунойсилы, сосредоточенияэнергии, справедливостиивоздаянияпозаслугам.
Помимовнеалфавитныхрун, арсеналуруническоймагиипринадлежаттакжетакназываемыесубруничеасие символы. Втеме 2 первойчастимырассказывалиоформированиидревнихсвященныхалфавитовизнакопленногомассивасакральныхсимволов. Очевидно, чтодалеконевсетакиезнакиоказалисьвовлеченнымивалфавиты; многиеизнихпродолжалисуществоватьииспользоватьсякаксамостоятельныезнаки. ПослесозданияклассическогоФутаркаидругихруническихрядовтакиесимволыпревратилисьвих «субруническоеокружение», т.е. сталитемфондом, изкоторогорунемейстерычерпалипринеобходимостимагическиезнаки, дополняющиеруныиспользуемыхимирядов.
Многиесубруническиесимволы (свастика, например) гораздодревнееотдельныхрунФутарка; рунемейстерыЕвропыиспользовалитакиесимволынарядуссобственнорунами, зачастуюнеделаямеждунимипринципиальногоразличия. Отметим, чтоиграницамеждувнеалфавитнымирунамиисубруническимисимволаминоситдовольноусловныйхарактер.
Нижемыприводимописаниянекоторыхизсакральныхсубруническихсимволов.
Свастика
Классическоесанскритскоеназваниеэтогосимволапроисходитотиндоевропейского иможетбытьпереведенокак: «связанныйсблагом». (Кэтомужекорнювосходитрусскоесвет.) УславянскихнародовсвастикабылаизвестнаподименемКоловрат,угерманцев — (ст.-англ.) или (ст.-нем.). Насколькоэтоможноустановить, вовсевременаувсех
индоевропейскихнародовсвастикабыласимволомСолнца, огняисвета, иногда — плодородия. ВСкандинавиисвастикунередкотрактоваликакуниверсальныйсимволединствастатикиидинамикииассоциировалисверетеномФригг, вращениекоторогослужилосимволомвремениисудьбы.
Магиязнаетразличныевидысвастики, содержащиеразноеколичествоветвей; помимообщеизвестнойчет рехветвевойы , существуютсвастикиитрех-, пяти-,семи-
иболееветвевые. Когдасвастикасодержитвсегодвеветви, онавырождаетсявруныЭйвазилиЙер.
Вотнекоторыеспецифическиевариантысвастики: Трискель — трехветвеваясвастика, известнаямногимнародамЕвропы. НаСевереиспользовалсявосновномразомкнутый«ломаный» трискель, наБританскихостровах — замкнутыйвкруг. ВУэльсеизвестентакжеварианттрискеля, называемыйтам «ГлазДракона» ииспользуемыйвмагииЗемли. Отметим, чтосеверный (разомкнутый) варианттрискеляпредставляетсобойсоединениетрехрунЛагуз, связанныхсмагиейвнутреннегокруга.
Зонненрад(солнечнаясвастика) — символСолнца (как, впрочем, иобычнаясвастика). НекотороевремяЗонненрадбылэмблемойзнаменитогогерманскогоорденаТуле, который, послеприходаквластивГерманиинационал-социалистов, благополучнопередалэтотсимволнекоторымподразделениямисевернымдивизиямСС.
Крест
Обыкновенныйчетырехконечныйкрест, нарядусосвастикой, являетсяоднимиздревнейшихинаиболеераспространенныхсвященныхзнаков. Самоназваниезнакапроисходитотобщеиндоевропейскогокорня созначением «искривленный». Этоткореньмыможемвидетьврусскихсловахкруг, кривой,влат. — «крест». Сдревнейшихвременкрестбылизвестенвсеминдоевропейцам, иукаждогоизнихбылсимволомжизни, небаивечности. Многиеисследователисоглашаютсястем, чторавноконечныйкрест, помимовсегопрочего, отражаетипринципобъединенияивзаимодействиядвухпротивоположныхначал: женского (горизонтальнаячерта) имужского (вертикальная).
Кельтский крест
Ещеодинглубокомагическийзнак — «кельтскийкрест» — крест, заключенныйвкруг. Какипрямойкрестисвастика, этотзнакизвестенпрактическивсеминдоевропейцамитакжевосходит, какминимум, квременам, отстоящимотнасна 8—9 тысячелетий. Названиеже «кельтский» связаностем, чтоименнокельтыособеннопочиталиэтотсимвол.
Двенадцатиконечный крест
Ещеодинмагическийзнакизсерии четверочастныхсимволов — двенаддатиконечныйкрест, иногдарассматриваемыйкаккомбинациячетырехрунАльгиз. Назначениеегореконструируетсякакзащитаотвнешнихвоздействий.
Интересно, чтоэтопересекаетсяспараллельнымиисследованиями: некоторые специалисты, рассматриваяславянскуюязыческуюсимволику, говорятобизображенииблизкойформыкаковолшебномзнакеРода.
Восьмиконечный крест
Традиционносчитаетсясолярнымзнаком, хотявСкандинавии, например, этотсимволимелназвание «звезданебес» иассоции овалсяр , понекоторымданным, сОдином.
Валькнут
Древнийскандинавскиймагическийсимвол, имеющийвидвзаимногопереплетениятрехравностороннихтреугольников. Названиесимвола — Валькнут —
означает «узелпавших» или «узелизбранных». ВалькнутявляетсясимволомОдинаисвязаннойсниммагии, атакже — переходовмеждумирами; мывстречаемегонапоминальныхруническихкамняхрядомсОдиномилисизображениямипавшихвоинов. ВграфическомотношенииВалькнутсвязанстрехветвевойсвастикой — трискелем.
Громовой знак
Ещеодинмагическийсимвол, которыйнепременнодолженбытьупомянут, — это «громовойзнак», знакПерунаиТора, — заключенныйвкругшестиконечныйкрест.
Символизвестеноченьшироко — егознаютиславяне, искандинавы, икельты.
Спирали
Спиралитакжеявляютсявесьмараспространенныммагическимсимволом, однакоболеевсехпрочихнародовЕвропыспиралибылилюбимыкельтами. Традициииспользованиякельтамиспиралейиспиральныхорнаментовпосвященыцелыеисследования. Кельтыиспользовалиспираливсамомразномкачестве — начинаясастролого-астрономическихсимволовизаканчиваясвященнымиорнаментами, позволявшимиизменятьмагическийхарактерместаилидостигатьнеобходимойстепениконцентрации. Вцеломжеполагается, чтоамулет, накоторомначертанаспираль, гармонизируетвладельцасмагическимипроявлениямиокружающегомира, атакжестабилизируетего(владельца) энергетическийбаланс. Крометого, многиеисследователисходятсянатом, чтоспираль, равнокакилабиринт, являетсяоднимизсимволовЗмея, богаНижнегоМира.
* * *
Рекомендуемая практика
Средисимволов, описанныхвэтойтеме, естьодин, непосредственносвязанныйсВладыкойРун — сОдином. ЭтоВалькнут.
ТрипереплетенныхтреугольникаВалькнутасимволизируюттримиранордическойТрадиции: Мидгард — мирлюдей, Асгард — мирбогов-асовиХель — мирмертвых. ТримирапереплетенывэтомсимволеОтцаМагии; следуетвидетьвэтомзнактого, чтомагчерпаетСилуимудростьизовсехтрехмиров, взаимопроникающихипересекающихсячаще, чемобэтомдумают.
Валькнут — своегородасевернаяМандала. ПроцессосвоенияруническогоИскусства — этоотнюдьнезаучиваниезначенийрунизапоминаниеспособовихприменения; освоениеИскусства — этопреждевсегоизменениесебя. Созерцаниетакогоглубокомагическогосимвола, какВалькнут, иразмышлениеоегосути — возможно, этооднаизтехмногихтропок, чтомогутвестиксамотрансформации...
Тема 3.
Группыруническоймагии
Мыупоминалиуженераз, чтолюбойруническийряд — аСтаршийФутарктемболее — этонепростонаборсимволов, носложнаясистема, обладающаявнутреннимисвязями; этоименноруническийстрой, вкоторомпоследовательностьивзаимноерасположениезнаковимеютособоемагическоезначение.
Необходимопризнать, чтознаниеФутаркакаксистемы символов — и, соответственно, концепцийимагическихпринципов, — вомногомутеряно. Однаконекоторыеотрывкиэтогознаниясохранилисьдонашихдней, инеиспользоватьихбылобызначительнымупущением.
ОдноизважнейшихнашихпредставленийомагическойструктуреФутарка — этознаниеотрадиционномразбиенииегонатригруппыповосемьрун. На. многихдревнихпамятниках, содержащихполнуюзаписьФутарка (атакаязаписьсамапосебесчиталасьсильнейшиммагическимзаклятьем), стройдвадцатичетырехрунразбитнатригруппы. Этигруппыносятназваниеатт (др.-сканд. , мн. ч. ). ВИсландиивконцепрошлоготысячелетиятриаттаФутарканазывалисьсоответственноаттФрейи, аттХагалиаттТюра. Младшиескандинавскиерунытакжеделилисьнатриатта, впервомизкоторыхбылошестьрун, авовторомитретьем — попять. ОднакосейчаснасинтересуетСтаршийФутарк, какруническийстрой, сохранившийболеепрочихдревнююмагическуюструктуру.
Разобратьсявэтойструктуренаммогутпомочьдревниетексты, ипреждевсего, конечно, СтаршаяЭдда. ДвепесниСтаршейЭддыбудутинтересоватьнасприрассмотренииданнойТемы. Перваяизних — этонеразужеупомянутые «РечиСигрдривы».
«РечиСигрдривы» резковыделяютсясредипрочихпроизведенийСтаршейЭдды — преждевсего, смешениемдвухстилей: эпического (песньпосвященарассказуосудьбеСигурда) и «стилясоветов». Последнийстильнередокдляскандинавскойтрадиции; произведение, выполненноевегорамках, представляетсобойперечислениеразногородасоветов, указанийит.п. ВнашемслучаепереченьсоветовпоприменениюруническоймагииоказываетсявнедреннымвповествованиеоСигурде. Сами «советы» произносятсяСигрдривой, валькирией, посвящающейсвоегоизбранникаСигурдавтайныруническогоискусства:
Клену тинга кольчуг даю я напиток, исполненный силы и славы великой; в нем песни волшбы и руны целящие, заклятья благие и радости руны.
(РечиСигрдривы, 5)
Небольшоепримечание, необходимоедляпониманияэтогоотрывка: клен тинга кольчуг — этовоиннасложномязыкескандинавскихпоэтическихиносказаний{типг кольчуг — битва, клен битвы — воин).
СигрдривадаетСигурдувосемьсоветовпомагиирун. Случайнолиихчисло? Задумаемся — ведьречьидеторунах, адляруническогоискусствачисловосемьсакрально: эточислорунватте. ИупоминаетСигрдриванеоботдельныхрунах, ноонекихруническихгруппах: «целящиеруны», «руныприбоя»...
РаздревниемагиразбилиФутаркнатриаттаповосемьрун, значит, онивиделивэтомнекийсмысл. Ноприлинейной (встрочку) записиФутаркаэторазбиениетеряетсвоезначение — всезнакивыстраиваютсяводнунить. ПерепишемФутаркиначе — так, чтобыаттыбылиотделеныдруготдруга: втакойзаписимыявновидимтригруппыповосемьрун... иливосемьгрупппотрируны!
Слишкомпоразительнодляслучайногосовпадения — впервом «совете» вчислеРунПобедыуказанарунаТейваз, ионадействительнооказываетсявпервойтройке; вовторомсоветеоднойизРунПиваназванарунаНауд, ионаоказываетсявовторойтройке!
Переднамиявнаясистема. Действительно, былобыстраннымпредположить, чтосоветыСигрдривы, выглядящиестольпрактичными, несвязанысконкретнымирунамиФутарка. Этасвязьпереднами.
Восемьгрупп, объединяющиетрируны, имеющиеодинаковыеномеракаждаявсвоематте, получилисейчасназвание «группСигрдривы»13. Вотэтигруппы:
1.Руны Победы
2.Руны Пива
3.Руны Волшбы
4.Повивальные Руны
5.Руны Прибоя
6.Целебные Руны
7.Руны Речи
8.Руны Мысли
Придотошноманализедревнихисточниковиинойинформациипомагиирунобнаруживается, чтоскаждойизэтихгруппсвязанынетолькоуказаниявалькирии, ноииныеданные. Этопозволяетговоритьуженепростоо «группахСигрдривы», ноосвоегородагруппах рунической магии ирассматриватьэтопредставлениекакисточникдополнительнойинформации...
Второйэддическийтекст, которыйбудетзадействованнамивданнойТеме, — этопеснь «РечиВысокого», самая сложнаявЭддепосоставуиструктуре. Песньсостоитизнесколькихотдельныхблоков, явноразличныхпопроисхождению. Некоторыеизэтихблоковпредставляютсобойтексты, написанныеотлицасамогоОдина; одинизнихиинтересуетнассейчас.
Этотфрагментчастовыделяютвсамостоятельноепроизведениеидажеприсваиваютемусобст енноевимя — «ПеречислениезаклятийОдином». Начинаетсяонтак:
Заклинанья я знаю — не знает никто их, даже конунгов жены...
(РечиВысокого, 146)
Далееследуютвосемнадцатьстроф, вкоторыхОдинперечисляетвосемнадцатьзаклятий, которымионвладеет. Такоеколичествозаклятий, приближающеесякколичествурунврядах, переходныхотСтаршегоФутаркакМладшимскандинавскимрунам, многихисследователейнаводилонамысльотом, что «Перечислениез клятийаОдином» — этоописаниенекоегоруническогостроя. Так, например, этаидеясталаосновойразработанногоГвидофонЛистомАрманическогоряда, описанногов 9-йтемепервойчастикурса. Мы, однако, несклонныктакомумнению, посколькузаклятьявтомпорядке, вкакомследуютонив «Перечне», малосопоставимысизвестнымируническимирядами.
Нанашвзгляд, Одинперечисляетименнозаклятья, анеотдельныеруны, причем «тематика» многихзаклятийоказываетсяаналогичной «тематике» группСигрдривы. Поэтомумысчитаемнеобходимымиспользоватьзаклятья «Перечня» прирассмотренииданнойТемы.
Итак, восемьгруппруническоймагии.
Этимрунампосвященаследующаястрофа «РечейСигрдривы»:
Руны победы,
коль ты к ней стремишься, вырежи их на меча рукояти и дважды пометь именем именем Тюра!
Головнаярунавэтойгруппе — , Тейваз. РуныПобедытрадиционнонаносятсянаоружиеимагическиеинструменты. СРунамиПобедысвязаноодиннадцатоеЗаклинаниеОдина:
Одиннадцатым друзей оберечь в битве берусь я, в щит я пою, — побеждают они, б боях невредимы, из битв невредимы прибудут с победой.
«РечиСигрдривы»:
Руны пивапознай, чтоб обман тебе не был страшен1. Нанеси их на рог, на руке начертай, — руну Науд — на ногте.
ОсновноеназначениеРунПива — магическаязащитакакотчужихвредоносныхчар, такиотопасностейфизическогоплана. Головнаяруна —, Науд. ВладениеРунамиПивамногиеавторысчитаютчастьюИскусства Vardlokkur, т.е. Искусстваварлоков3. СРунамиПивасв аноязшестоезаклинаниеОдина:
Знаю шестое, — коль недруг корнями вздумал вредить мне, — немедля врага, разбудившего гнев мой, несчастье постигнет.
В « РечахСигрдривы» нетфрагмента, жесткопривязанногокРунамВолшбы, ноизвосьмистрофтолькооднаостаетсябезпривязкиктойилииной «группеСигрдривы». Вероятно, именноегоиследуетсоотнестисРунамиВолшбы:
Рог освяти,опасайся коварства, лук брось во влагу, тогда знаю твердо, что зельем волшебным тебя не напоят.
Головнаяруна — , Туре/Врата. ВрядеисточниковэтаРуническаягруппаименуетсяТролль-рунамиилиТурс-рунами (что, посути, одноитоже). Этооченьсложнаягруппарун, связаннаясчародейством, собщениемсинымимирамипредсказаниями. Некоторыеавторыуказывают, чтоназваниегруппыпроисходитоттого, чтовдревностиверили, будто, искусствопредсказанийбылополученооттроллей, которыеведалибудущее.
СРунамиВолшбы, возможно, связанопятнадцатоезаклинаниеОдина:
Пятнадцатое
Тьодрерир пелпред дверью Деллинга;напел силу асам,
и почести — алъвам,а Одину — дух.
УпоминаниеобиспользованииРунВолшбыестьвэддическойпесни «ПоездкаСкирнира», гдеСкирнир, слугабогаФрейра, сначалаугрожаетдевушкевсевозможныминесчастьями, апотомреализуетсвоиугрозы, вырезаянадубовойжердиТурс-руны:
Безумье и муки, бред и тревога, отчаянье, боль пусть возрастают! Сядь предо мной — нашлю на тебя черную похоть и горе сугубое! Руны я режу — «турс» и еще три:похоть, безумье и беспокойство; но истреблю их,Так же -как резал,когда захочу.
(ПоездкаСкирнира, 29, 36)
ЧастьюРунВолшбыявляютсяСварт-руны (др.-сканд. ), т.е. ЧерныеРуны, находящиеприменениевнекромантиииблизкихкнейИскусствахдляустановлениясвязисдухамиушедших. СоСварт-рунамисвязанодвенадцатоезаклинаниеОдина:
Двенадцатым я, увидев на дереве в петле повисшего, так руны вырежу, так их окрашу, что он оживет и беседовать будет.
Владение Type-рунами, какиРунамиПива, являетсячастьюИскусстваVardlokkur.
«РечиСигрдривы»:
Повивальные руны познай, если хочешьбыть помощью при родах! На ладонь нанеси их, запястья сжимай, к духам взывая.
НазваниегруппысвязаносименемБерхты, богинидеторождения, атакже — сименемруны, Беркана, посвященнойБогине-Матери. Главноеназначениеэтойруническойгруппы — родовспоможениеиблагословениеноворожденного; крометого, ПовивальныеРунымогутиспользоватьсядляподдержанияновыхначинаний. . СПовивальнымирунамисвязанотринадцатоезаклинаниеОдина:
Тринадцатым я водою младенца могу освятить, — не коснутся мечи его, и невредимым в битвах он будет.
«РечиСигрдривы»:
Руны прибоя
познай, чтоб спасатькорабли плывущие!
Руны те начертай на носу, на руле и выжги на веслах, — пусть грозен прибой и черны валы, — невредимым причалишь.
Головнаяруна — , Эйваз. СрунамиэтойгруппьсвязанодевятоезаклинаниеОдина:
Знаю девятое, — если ладья борется с бурей, вихрям улечься и волнам утихнуть пошлю повеленье.
«РечиСигрдривы»:
Целебные руны для врачеванъя ты должен познать; на стволе, что ветви клонит к востоку, вырежи их.
Головнаяруна — , Кано, рунаОгня. Согнемвскандинавскойтрадициивообщесвязаномногое, имеющееотношениекцелительству. ЗаклинаниеОдина:
Знаю второе, — оно брачвванъю пользу приносит.
«РечиСигрдривы»:
Познай руны речи, если не хочешь, чтоб мстили тебе! Их слагают, их составляют, их сплетают на тинге таком, где люди должны творить правосудие.
РуныРечи — малопонятнаянынегруппа, объединяющая, темнеменее, весьмасильныеруны. Иногдасчитается, что Maл-руныэффективнывтехобластяхжизни, гдесловоимеетбольшоезначение. Могутбытьначертанынастенахилинаразличныхпредметахтам, гдерешаютсяважныеобщественныевопросы.
«РечиСигрдривы»:
Познай руны мысли, если мудрейшим хочешь ты стать!
Хрофт разгадал их, он их измыслил из влаги такой, что
некогда вытекла из мозга Хейддраупнира и рога Ходдрофнира.
Названиеэтойгруппы — Хуг-руны — связаносименемодногоизсвященныхвороновОдина — Huginn, чтоиозначает «мысль». Эторунысилыума. НайджелПенникуказывает, чтоэтирунычастоизображаютсянасундукеспринадлежностямииинструментамирунемейстера. Чащевсегосчитается, чтоихфункция — приноситьментальнуюсилуиспособствоватьумственнойконцентрации, однакомысклоннывидетьвХуг-рунахнечтозначительнобольшее.
СХуг-рунамисвязано, вероятно, четырнадцатоезаклинаниеОдина:
Четырнадцатым число я открою асов и алъвов, прозванье боговповедаю людям, — то может лишь мудрый.
* * *
Разумеется, описаниягруппСигрдривы, данныенаэтихстраницах, упрощеныинеполныи, темболее, неисчерпываютвсейполнотыруническоймагии.
Восемнадцатое ни девам, ни женам сказать не смогу я, — один сбережет сокровеннее тайну, — тут песнь пресеклась —откроюсь, быть может, только жене иль сестре расскажу...
(РечиВысокого, 163)
* * *
Рекомендуемая практика
Отмечу, чтозначениеуказанийСигрдривыоченьвеликоиотнюдьнеограничиваетсячистопрактическойстороной. Да, конечно, восемьсоветоввалькирии — этовосемьпрямыхуказанийпопрактическомуиспользованиюмагиирун, но — нетолько. Потомуирекомендациейпопрактикевданнойтемебудетпреждевсегоразмышление («медитация», еслиугодно) оструктуреФутаркаизн ченииагруппСигрдривы. Этодействительноважно.
Присмотримся — троично-восьмеричноеразбиениеФутаркатаитвсебеогромныепотенциальныевозможности, вчастности — связанныеснаработкой «тропиноккрунам», ксвязаннымснимиконцептамиассоциативнымрядам. НераскрытыесвязивнутриприведеннойвышесхемырасположенияФутаркастольсложныимногочисленны, чтосамаэтасхемадействительноможетпослужитьпредметомсвоегородаментальноймедитации. Обратите, например, внимание: некоторыеоттенкинекоторыхрунвкаждойтройкекакбыдополняютдругдруга. Так, вРунахПобеды — рунаФе (Файху) имеетзначениесохранение, арунаХагалаз — разрушение. ВРунахРечи: рунаГебо — единение, рунаОтал — разделение... Почемутак?
Сдругойстороныимеетсмыслпоразмыслить, чемвообщеобъединенырунывпределаходнойтройки, однойгруппыСигрдривы. Длянекоторыхгруппэтоочевидно. Вот, например, РуныПрибоя:
Каквидим, всетрируныоказываются «завязанными» наодинитотжемотив — дорога, движение, странствие. Значительносложнееделообстоитснекоторымидругимигруппами. Так, возьмем, кпримеру, четвертыерунываттах, т.е. ПовивальныеРуны:
Казалосьбы, междутремяэтимирунаминетникакойсвязи. Но, присмотревшись, еевполнемоленоувидеть: рунаЙер — рождение, завершениецикладействиясилплодородия; рунаАнсуз — получение, проявлениевфизическоммире; рунаМанназ — человек, конечныйрезультат!
Тема 4.
Таувихлут. Рунетейнн
Охарактеризоваввобщихчертахмагическоесодержаниерун, мыпереходимкрассмотрениюпрактическихметодовихприменения.
Преждевсегоследуетсказатьотом, чтомагическоеприменениерунмож теиметьдвеформы. Перваяизних — нанесениеруннапредметы, имеющиесобственныефункции (например, наоружиеилиорудияпроизводства, наутварьит.д.). Второйформойприкладнойруническоймагииявляетсяизготовлениеспециальногоамулета, несущеготеилииныеруническиесимволыипредназначенногодлядостиженияопределеннойцелимагическимобразом. ТакойталисманназывалсявСкандинавиитаув (др.-исл. ) илихлут (др.-исл. ). Различиемеждутерминамитаув ихлут заключаетсявтом, чтоподпервымизних, какправило, понимаетсяименноруническийамулет, втовремякаксловомхлут нередкообозначаетсяамулетилисвященныйпредметвообще, внезависимостиоттого, какогородазнакинанегонанесеныинанесеныливообще. Терминомтаув называлисьтакжеипластинкиснанесенныминанихотдельнымирунамиФутарка, предназначенныедлягадания, атакже — исамамагияруническихталисманов.
Материалыархеологическихраскопокдаютнамнемалопримеровпримененияобоихэтихразделовруническоймагии. Намизвестныиамулеты, специальноизготовленныекакносителиотдельныхрунилиихкомбинаций, ипредметы, накоторыенанесеныруныилируническиерисунки-гальдраставы (см. 6-ютемуэтойчастикурса) для<приданияимволшебныхкачеств.
Простейшей, какнеоднократноужеупоминалось, формойприкладнойруническоймагииявляетсяиспользованиеотдельныхрун. Следующейпосложностиформой, которая, такжекакиодиночныеруны, можетбытьпримененаидлясозданияталисманов-таувов, идлянанесенияналюбыеиныепредметы, являетсясоставлениеруническихзаклинательныхформул. Магическоеслово, составленноеизнесколькихрун, иногданазываетсяруне-тейнн. Словоэтосостоитиздвухоснов: руна итейнн (др.-исл. — «палочка» или «священноеслово»). Терминрунетейнн являетсясовременнымнововведением, однакосамоеслово действительноупотреблялосьвдревнейСкандинавиидляобозначенияимеющеймагическоеилисакральноезначениекомбинацииалфавитныхсимволов.
Отметим, чтосочетаниеводномслове значений «палочка» и «слово» далеконеслучайно. Деловтом, чтонекогдаруны — будьтомагическоезаклинаниеилипростоеписьмо — вырезалисьнаспециальныхпалочкахилижезлах. Именнопоэтомуруническоеслово, втомчислезаклинательное, мыиназываем «руническойпалочкой», рунетейнном.
Скандинавскиемаги, владевшиеискусствомсоставленияиприменениязаклинательныхруническихслов, называлисебяэрилями. Этослово (самопосебемагическоеВзаписирунами) мынередковстречаемнадревнихбракте-атахииныхювелирныхизделиях, некогдапринадлежавшихсамиммагам.
Таков, например, известныйлиндхольм-скийамулетизкости (Швеция, VI век), руническаянадписьнакоторомгласит:
чтовпереводеозначает: «я, эриль, — хитрымпрозываюсь».
Примерыиспользованияискусствапостроенияруническихзаклинательныхсловмоленонайтивдревнескандинавскойлитературе. В «СагеобЭгиле», самом, пожалуй, знаменитомскандинавскомскальде, эрилеивоине, рассказываетсяследующее. ОднаждынапируЭгилюподнеслирог, наполненныйбрагой. Эгиль, подозревавший, чтоегомогутотравить, вырезалнарогеруныиокрасилихсобственнойкровью. Кбрагедействительнобылпримешаняд, ирогразлетелсянаку искврукахуЭгиля. АоднаждывсвоихскитанияхЭгильвстретилродителейдевушки, котораядавноитяжелоболела. Зная, чтоЭгильвладеетмагией, родителипопросилиеговылечитьдевушку. Эгильсогласилсяи, войдявдом, обнаружилвкроватидевушкиамулет-таув: рыбнуюкостьсруническойнадписью, кото-РУЮ, пословамродителей, вырезалместныйэриль, чтобыуничтожитьболезнь. Эгильразобралруны, иоказалось, чтокомбинациябылаподобрананеверно, врезультатечегодевушканетольконевыздоровела, ноизаболелаещетяжелее. ТогдаЭгильсказалтакуювису (строфу):
Рун не должен резать Тот, кто в них не смыслит. В непонятных знаках Всякий может сбиться, десятъ знаков тайных Я прочел и знаю, Что они причина Хвори этой долгой.
(пер. В. Кошкина)
Затемэрильуничтожилстаруюнадписьивырезалновую. Вскоредевушкапоправилась.
Археологическиенаходкииписьменныеисточникипредставляютдовольнообширныйматериалпоприм ениюенв древностиэтогоразделаруническоймагии. Мыможемвыделитьпокрайнеймеретритипарунетейннов, известныхподаннымархеологиииэпиграфики. Во-первых, этоиспользованиеруническихсакральныхслов — стандартныхкомбинацийрун. Такиесакральныесловаобнаруживаютсянамногихдревнихпредметах, нодостоверновосстановитьихзначениеудаетсядалеконевсегда. Вторымвариантомрунетейнновявляетсясоставлениеруническихкомбинаций, имеющихтребуемоевоздействие, пооднойизстандартныхсхем. Примеромтакойсхемыявляетсятрадициятрехрунныхзаклятий, которойбудетпосвященаследующаяТемаэтогокурса. Наконец, третьимвариантомрунетейнновявляютсязаписанныерунамиименабоговиихатрибутов (например, Мьёллнир, Гунгнир, Одрёририт.д.), атакжедругиесакрализованныеилипростосвязанныесмагиейслова. Рассмотримэтитриформымагиирунетейнновпоочередно.
Итак, перваяформа — использованиесакральныхруническихслов. Нижемыприведемописанияивероятныетрактовкисамыеизвестныхизних, встречаемыхнамногихдревнихукрашенияхипредметахбытаивооружения.
Самоераспространенное — исамое, какпринятосчитать, мощное — заклинательноеруническоеслово. Возможно, восходиткдревнейшейсевероевропейскойоснове al, означающеймагическуюсилу, магиювообще. Вэтомкурсемыркенеразкасалисьегозначения; магическоежеприменениесловабыло, вероятно, весьмаразнообразным. Наиболееобщаятрактовкатакова — «Посвящение; магическаясилаивласть; мудрость».
Известно |
несколько |
модификаций |
этого |
заклятья |
; |
вот |
некоторые |
из |
них |
: |
— |
вариант |
, |
дополненный |
руной |
могущества |
и |
победы |
; |
— |
сложный |
вариант |
, |
известныйпобрактеатуизФаксе; ещеодинусложненныйвариант, значениекоторогореставрируетсясбольшимтрудом.
Такжевесьмараспространенноесакральноеслово. Возможнаяреконструкциязначения — «странствиевпоискахСилы», чтоследуетпониматьнетольковпрямом, ноивпереносномсмысле.
Самоеэтословоозначает «удача». Использованиеэтогословавкачествезаклинательногоимеет, соответственно, цельюдоставитьдобруюудачу. Примерпримененияэтогосакральногословасм. втеме 7 этойчастикурса.
Усложненныйвариантпредыдущегослова. Данныйтейннпредставляетсобойсоединениедвухслов, имеющихзначение «даватьудачу» или «дающийудачу». Важно, чтовэтомвариантепоявляетсярунаГебо, отвечающаясмыслузаклятьявцелом.
Оченьраспространенноезаклинательноеслово; однаковбольшинствеслучаевоноиспользуетсявсочетаниисдругимисакральнымисловамиилируническимикомбинациями. Возможнасвязьсловасдревнейосновойсозначением «приглашение», «призывание». Вероятно, этоодноизсакральныхслов, входившихвсоставпризывающихзаклятий.
Этосакральноесловомногимиисследователямиассоциируетсясдр.сканд «дикийлук», которыйбылсвященнымрастениемипочиталсяобладающимбольшоймагическойсилой, восновном — защитного, охранительногохарактера. Посемуисловоимеетаналогичнуюнаправленностьдействия. Однакоследуетиметьввиду, что — это, возможно, одиниздревнейшихвариантовименируныЛагуз, чтотакжеследуетиметьввидуприиспользованииэтогосакральногослова.
Вторым, какужеуказывалось, видомрунетейнновявляютсякомбинациирун, составленныедлякакой-либоконкретнойцелипооднойизстандартныхдляскандинавскогоруническогоискусствасхем. Простейшейизтакихсхемявляется «утроениерун» — состав ениелко бинациимизтреходинаковыхрун, отвечающихзада нойнцели. Дведругиеизвестныетехникисозданиятакогородатейннов — триадныезаклинанияизаклинанияпалиндромическиебудутподробнорассмотренывследующейТемеэтогокурса.
Третийваринт — использованиевкачествезаклина-тельныхслова, имеющиесакральныйсмысл, — широкоиспользуетсязападнымиавторами; так, например, НайджелПенниквсвоей «МагииСевера» указываетнамагическоезначениемногихскандинавскихслов, некоторыеизкоторыхмыприведемздесь, процитировавэтого
автора :
«Словамимогуществаслужилитакжеименатех, ктопрактиковалнордическуюТрадицию: , повелительрун; , служителькульта, жрец; , маг, колдун, повелительрун [...] Магическимисвойствамиобладаюттакженадписи — добрыепожелания. Основнымитрадиционнымипоня<